И станет
день ещё светлее, если принять девиз Элис Бабс (Alice Babs) на вооружение. Эта
искромётно талантливая джазовая вокалистка и актриса, изначально урождённая как
Хильдур Элис Нильсон (Hildur Alice Nilsson), появилась на свет 26 января 1924
года в городе Кальмаре (Швеция) и с самых юных лет просто обожала петь, петь и
ещё раз петь.
Причём
совершенно не важно, звучал ли в её исполнении народный шведский фолклор, опера
или джаз, благодаря которому она и прославилась, – Элис всегда отвечала на
вопрос, "Что вы любите петь больше всего?", только одно: "Всё
люблю. Люблю петь для всех". Ну, мог ли обойти такую девушку успех?
Давайте остановимся на этом поподробнее.
Девушка – "находка для композитора", как говорил о своей музе Дюк Эллингтон, – обладала потрясающим голосом диапазоном в три с половиной октавы, и в нём всегда искрилась какая-то солнечная улыбка, настолько естественная и искренняя, что покоряла слушателей с первой ноты. А ещё Элис была дочерью пианиста (тапёра), игравшего в кинотеатрах города Кальмара, и, обладая природным даром, напевала песенки, пытаясь подыгрывать себе на фортепиано с 3-хлетнего возраста. Естественно, к 10 годам она уже великолепно пела и играла вместе с родителями в любительском театре. А через три года отец, оставшийся без работы с уходом эпохи немого кино, взял Элис с собой в Стокгольм – в надежде, что талант дочери непременно заметят.
Её
дарование и впрямь оценили незамедлительно, но только, кроме заманчивых
приглашений петь в ночном клубе, других предложений юной певице не поступало. И
семье всё-таки пришлось отказаться от рискованной затеи нарушать шведский
закон, согласно которому тогда разрешалось зарабатывать выступлениями только
начиная с 15 лет. Зато по пути домой в поезде им встретился учитель пения,
который обещал давать Элис бесплатные уроки, и в 1939 году она уже пела в
ночных клубах Кальмара и получила предложение сделать свою первую запись уже в
апреле 1939 года.
И всё
было бы совсем безоблачно, если бы директор той гимназии, в которой она
училась, разрешал своей необычной студентке петь в другие дни, кроме суббот, и
пользоваться во время этих выступлений своим настоящим именем. Но и эта мелкая
неурядица оказалась певице только на пользу: хозяин студии, в которой она
записывала песни, услышав требование гимназии, воскликнул: "Новое имя?
Пожалуйста. Бабс!". Вот с этим звучным именем Элис узнала и полюбила вся
молодёжь, и до такой степени, что вполне достойное и примерное поведение
девушки стало причиной недовольства старшего поколения Швеции, а почитание её
творчества было даже названо "ящуром, проникшим в культурную жизнь".
Начался
успех этой весёлой, озорной и жизнерадостной девушки – "символа морального
разложения молодёжи" – уже в 1940 году, когда она совершила настоящий
прорыв к публике в фильме "Swing it magistern" ("Свингуйте,
учитель!") с одноимённым задорным хитом. Таким образом, звуковое кино,
погубившее карьеру отца, сделало знаменитой его дочь, и за всю свою жизнь Элис
снялась более чем в дюжине шведских фильмов.
На
протяжении 1940-х – 50-х годов, певица, страстно увлёкшаяся джазом, записывала
свои синглы и продолжала сниматься в кино. В 1958 году она стала участницей
блистательного джазового трио "Swe-Danes" вместе с датским скрипачом
Свендом Асмуссеном и актёром-музыкантом Ульриком Нейманом. Выступления с этим
ансамблем в легендарном телевизионном шоу Эда Салливана и знаменитом отеле
"Coconut Grove" в Лос-Анджелесе принесли ей мировую известность. И
ещё пару искр в этот костёр добавило четвёртое место на Евровидении с песней
"Lilla stjärna", занятое Элис как первой представительницей Швеции на
этом конкурсе.
Но самый
яркий момент в карьере певицы наступил в 1963 году, когда ею заинтересовался
Дюк Эллингтон, предложив записать с ним несколько концертов. "В этом
голосе есть и радость жизни, и ритмы, и трагедийность – есть всё то, что для
меня составляет сокровенный смысл джаза", – восхищался маэстро. Специально
для неё он написал отдельные части второго и третьего из своих знаменитых
"Sacred Concerts" ("Священных концертов"), премьера которых
состоялась 19 января 1968 года в самом большом храме Нью-Йорка – соборе Святого
Иоанна Богослова при 8000 зрителях. И, по свидетельствам Дюка, ему приходилось
приглашать трёх разных исполнителей, для того чтобы компенсировать широчайший
диапазон её голоса, когда она не могла выступать с ним.
Ведь
помимо творчества со знаменитым музыкантом, в то время Элис продолжала своё
давнее сотрудничество с замечательным буги-вуги пианистом и художником Чарли
Норманом, записывалась со шведским композитором и певцом Povel Ramel, который
также писал музыку для неё, и сама она написала, по меньшей мере, 20
фольклорных, детских и джазовых песен. С конца 60-х Элис удостоилась ряда
музыкальных наград Швеции, в числе которых оказалась "Royal Court
Singer" – награда, которой ранее отмечалось творчество артистов оперы, а в
1974 году стала членом Королевской Академии Музыки.
Но с
начала 80-х и до конца 90-х годов по большей части певица молчала, видимо решив
уйти на пенсию и посвятить себя трём дочерям, которые родились в единственном
браке с любимым мужем. И лишь в 1998 году её старый приятель Чарли Норман, с
которым она дружила ещё с 40-х годов, убедил певицу вернуться. В результате
Элис Бабс, ошеломляющая дискография которой составляет по меньшей мере 800
записей, до 2001 года выпустила ещё четыре сольных альбома и в 2008 году
снялась в документальном фильме "Элис Бабс, секрет естественного
голоса".
Весной
2012 года певица перенесла инсульт, после чего, с диагнозом болезни
Альцгеймера, она проживала в Стокгольме в специальном центре по уходу за людьми
подобного положения до самого своего ухода в мир иной – 11 февраля 2014 года.
Но удивительная жизнь и солнечное очарование голоса этой великолепной женщины
оставляют настолько неизгладимое впечатление, что даже эта неизбежно грустная
нота в конце повествования окрашивается в светлые тона. Поэтому давайте лучше
петь и улыбаться вместе с Элис Бабс в честь дня её рождения!
Екатерина
Селянинова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий