Выдающиеся блюзовые музыканты.
Даже если пение было тягучим, будто нарочно невыразительным и даже слегка гнусавым, что звучало менее привлекательно, нежели у большинства из её ярких коллег-современниц. Но в тексты своих композиций (многие из которых были на тему смерти) она всегда вкладывала неподдельное чувство. А это ведь главное. 25 февраля 1896 года – дата её рождения. Ida Cox* – её имя.
Сведения о происхождении, детстве и юности, даже дате и месте её рождения весьма противоречивы – это вообще характерно для классических певиц раннего блюза. Айда Пратер (Ida Prather), дочь Ламакса и Сьюзи Пратер, родилась в Джорджии. Позднее семья переехала в Седартаун, округ Полк в том же штате, и девочка росла там. В зависимости от источника, годом её рождения называется 1888, 1894, 1896 год (данные переписи, данные органов социального обеспечения, свидетельство о смерти соответственно). Сама она называла свой год рождения 1894. Семья жила и работала при плантации Риверсайд, принадлежащей богатому семейству Пратеров, откуда и возникла фамилия.
Будучи
еще ребенком, Айда пела в церковном хоре в Джорджии, где у неё
начал развиваться интерес к госпелу. В подростковом возрасте она сбежала из
дома и начала выступать в негритянской передвижной шоу-группе «White and
Clark's Black & Tan Minstrels» как певица и комедийная актриса. Первой её
ролью была роль маленькой рабыни Топси (Хижина дяди Тома). В дальнейшем Айда
Пратер гастролировала и с другими странствующими группами: «The Florida Orange
Blossom Minstrels», «The Silas Green Show» и «The Rabbit Foot Minstrels».
Последняя группа, в обиходе известная как «The Foots», с 1918 года
базировавшаяся в Порт-Гибсоне, стала важной не только для карьеры Иды Кокс, но
и запустила карьеры таких великих певиц, как Ма Рейни и Бесси Смит. В этот
промежуток времени она вышла замуж за Элдера Кокса (одного из участников этого
шоу). Брак оказался недолгим, поскольку муж Иды Кокс в 1915 году ушёл от неё, а
потом и погиб в ходе Первой мировой войны. Затем Айда работала в варьете и в
итоге стала известной артисткой.
В 1915
голу Айда оставила работу в менестрель-шоу, сконцентрировавшись почти
исключительно на блюзе. В 1920 году она дала сольный концерт в Атланте, под
аккомпанемент пианиста Джелли Мортона. Её выступления с экспрессивной подачей
принесли певице популярность, и в ранних двадцатых она была одной из звёзд
среди гастролирующих певиц. В 1922 году выступление Иды Кокс в Beale Street
Palace в Мемфисе транслировалось по радио, что ещё больше расширило её
аудиторию.
После
успеха в 1920 году «Crazy Blues» Мэми Смит, звукозаписывающие компании осознали,
что существует спрос на «чёрную» музыку и в особенности это касалось
традиционного женского блюза, эпоха расцвета которого пришлась на 1920-е годы.
На этом фоне Айда Кокс подписала контракт с Paramount Records. C 1923 по 1929
год певица записала 78 песен для Paramount, а компания в свою очередь снабдила
Иду Кокс впечатляющим составом аккомпаниаторов. В то время певица под
псевдонимами Кейт Льюис, Велма Брэдли, Джулия Пауэрс и Джейн Смит записывалась
и для других компаний, включая Broadway Records (будущую RCA) и Silvertone
Records.
В число
наиболее удачных из исполнявшихся ею номеров входят «Bone Orchard Blues»,
«Death Letter Blues», «Black Crepe Blues», «Worn down Daddy» и «Coffin Blues».
Певице, как правило, аккомпанировали музыканты наивысшего уровня, в частности
она работала с Томми Лейдниром (Tommy Ladnier), чей насыщенный звук трубы
прекрасно оттенял мрачноватый тембр её голоса.
Много
путешествуя по стране, Ida иногда пела с некоторыми великими джазменами такими,
как Джелли Ролл Мортон, и Кинг Оливер в ресторане «Plantation» в Чикаго. После
подписания в 1923 году контракта со звукозаписывающей компанией «Paramount» ей
было присвоено имя «Некоронованная королева блюза» («Uncrowned Queen of the
Blues»). И теперь она очень часто выступала под такими псевдонимами: Кейт
Льюис, Велма Брэдли, Джулия Пауэрс и Джэйн Смит.
Ida Cox
сама написала множество песен и руководила несколькими туркомпаниями по всей
стране, например, «Raisin Cain» и «Darktown Scandals». В отличие от других
исполнителей классического блюза, Ida Cox продолжала петь во времена Великой
депрессии. Она была замужем теперь уже за пианистом, который тоже исполнял
блюз, и они часто записывались вместе для компании «Plantation». В 1934 году Айда
Кокс и Бэсси Смит вместе появились в музыкальном обозрении «Fan Waves» в театре
«Apollo». Ida Cox активно гастролировала, но, однако не делала новых записей. В
1939 году её разъезды закончились, и начались регулярные выступления в ночном
клубе Нью-Йорка «Cafe Society». Скоро певица выступила на концерте «От
спиричуэла к свингу» («Spirituals to Swing») в "Карнеги-холле" с
группой «John Hammonds Spirituals». Это событие помогло ей быстро восстановить
свою карьеру. Она выпустила записи одновременно под своим именем с группой «Allstar
Band» и «Ida Cox и её звездный оркестр».
В
середине 40-х годов певица перенесла инсульт. Айда прекратила карьеру и в 1949
году уехала в Ноксвилл, где жила в семье дочери и пела лишь в церковном хоре. Впрочем,
как известно, блюзмена остановит только смерть, даже если этот самый блюзмен
носит юбку. Поэтому Айда продолжала выступать, хоть и пела от случая к случаю.
Айда Кокс
абсолютно отсутствовала в музыкальном мире вплоть до 1959 года, когда Джоном
Хэммонд разместил в журнале Variety объявление о её поиске. Хэммонд и продюсер
Крис Альбертсон уговорили певицу сделать ещё запись. В 1961 году Айда Кокс
записала альбом «Blues for Rampart Street», где ей аккомпанировал в том числе
Коулмен Хокинс. В The New York Times отметили певицу, сказав, что «65-летняя
Кокс конечно потеряла в диапазоне и интонации, но сохранила харизму и
экспрессивную подачу». Певица назвала этот альбом «последней точкой».
Айда Кокс
вернулась в Ноксвилл, в 1965 году перенесла ещё один инсульт, а в 1967 году
умерла от рака в East Tennessee Baptist Hospital.
С самого
начала карьеры стиль певицы больше склонялся к водевилю нежели к блюзу. Не
обладая таким мощным, основательным голосом, как более известные Ма Рейни и
Бесси Смит, Айда Кокс покоряла слушателей экспрессией своих выступлений. На
сцене она излучала гламурную утончённость и уверенность, которые очаровали ее
поклонников, и кроме того, украшала свои выступления стильным гардеробом. Айда
Кокс была одной из редких певиц блюза 1920-х, которая писала собственные песни.
Её, нередко на грани фола, лирика, наряду с обычными для блюза темами
(неразделённой любви, секса, смерти и т.п.) затрагивает темы женской
независимости, освобождения женщины от сексуального рабства, социальной и
политической борьбы чернокожих американцев с определённо женской точки зрения,
что стало отличительной чертой певицы. Одну из самых известных и долговечных
песен Кокс, «Wild Women Don't Have the Blues», помнят, как самый ранний
феминистский гимн. При этом сама Айда Кокс говорила, что этот блюз совершенно
не отражает её собственную жизнь, так что возможно певица и не вкладывала столь
глубокого смысла в песню, приданного ей позднее. Этот блюз впоследствии стал
визитной карточкой R&B-певицы из Атланты Франсин Рид. Отсылки на строки или
названия песен Айды Кокс в дальнейшем стали частыми в творчестве других
блюзменов, например: «How Long, Daddy, How Long» (Лерой Карр), «Death Letter
Blues» (Сон Хаус), «Mojo Hand» (Лайтнин Хопкинс), «I Am So Glad» (Скип Джеймс).
«Современница
великих блюзовых певиц Бесси Смит и Ма Рейни, Кокс так и не достигла их уровня
славы, но её голос и пленительное сценическое поведение принесли ей большую
популярность в 1920-х годах… Хотя её голос не воплощал в себе самый большой
диапазон или глубину, её способность управлять эмоциями и настроением с помощью
музыкальной фразировки и чистой энергии её харизматичной личности, была непревзойдённой».
субМарина
Андреева.
* — Её
имя произносится по-разному: Айда или Айда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий