среда, 12 февраля 2025 г.

100 величайших альбомов 1980-х. Van Halen – «1984» (1984).

Van Halen

Хеви-метал

Поп-рок

Хард-рок

Глэм-метал

Электроник-рок

«1984» (стилизовано римскими цифрами как «MCMLXXXIV») — шестой студийный альбом американской рок-группы Van Halen, выпущенный 9 Января 1984 года. Это был последний студийный альбом Van Halen до «A Different Kind of Truth» (2012) с участием вокалиста Дэвида Ли Рота, который покинул группу в 1985 году из-за творческих разногласий. Это последний полноформатный альбом, в котором представлены все четыре оригинальных участника (братья Ван Хален Эдди и Алекс, Рот и Майкл Энтони), хотя они ненадолго воссоединились в 2000 году, чтобы начать работу над тем, что намного позже стало альбомом 2012 года «A Different Kind of Truth». Рот вернулся в 2007 году, а сын Эдди Вольфганг заменил Энтони в 2006 году. «1984» и одноименный дебютный альбом «Van Halen» стали самыми продаваемыми альбомами группы, каждый из которых был продан тиражом более 10 миллионов копий в Соединенных Штатах.

Van Halen – «Jump» (Official Music Video)

«1984» был хорошо принят музыкальными критиками. Rolling Stone поместил альбом на 81 место в своем списке «100 величайших альбомов 1980-х». Он достиг второго места в Billboard 200 и оставался там в течение пяти недель, уступив первое место «Thriller» Майкла Джексона, на котором гитарист Эдди Ван Хален выступил в качестве гостя. «1984» произвел четыре сингла, включая «Jump», единственный сингл Van Halen, возглавивший чарт Billboard Hot 100; хиты, вошедшие в двадцатку лучших, «Panama» и «I'll Wait»; и фаворит MTV «Hot for Teacher». Альбом был сертифицирован как бриллиантовый Ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) в 1999 году за десять миллионов отправленных копий в США.

История создания.

После тура в поддержку своего четвертого студийного альбома «Fair Warning» группа изначально хотела сбавить обороты и сделать перерыв. Они выпустили всего один сингл "(Oh) Pretty Woman"/"Happy Trails", который планировался как отдельный релиз. Однако лейбл группы попросил выпустить еще один альбом из-за успеха стороны A, и группа очень быстро записала свой пятый студийный альбом «Diver Down». После записи альбома гитарист Эдди Ван Хален был недоволен уступками, которые он сделал фронтмену Van Halen Дэвиду Ли Роту и продюсеру Warner Bros. Теду Темплмену. Оба отговаривали Эдди от того, чтобы делать клавишные важным инструментом в музыке группы.

К 1983 году Эдди был в процессе строительства собственной студии, назвав ее 5150 в честь калифорнийского кодекса законов о временной, принудительной психиатрической госпитализации лиц (которые представляют опасность для себя или других из-за признаков психического заболевания), с Донном Ланди , давним звукорежиссером группы (и позже продюсером записей 5150 и OU812 ). Пока устанавливались пульты и магнитофоны, Эдди начал работать над синтезаторами, чтобы скоротать время. «Не было никаких пресетов», — сказал Темплмен. «Он просто крутил, пока не получалось правильно». Там он сочинил продолжение «Diver Down Van Halen» без столь заметного «вмешательства» со стороны Рота или Темплмена. Результатом стал компромисс между двумя творческими фракциями в группе: смесь песен с тяжелыми клавишными и гитарного хард-рока, которым была известна группа. Альбом 1984 года был самым долго-записываемым альбомом в карьере группы на сегодняшний день, на его запись ушло около трех месяцев, в то время как на большинство их предыдущих альбомов ушло менее двух недель, а на их первый альбом ушло всего пять дней, и все это в Sunset Studios.

Van Halen – «Top Jimmy»

В ретроспективном обзоре журнала Rolling Stone 1984 года в списке «100 лучших альбомов восьмидесятых» Темплман сказал: «Для меня совершенно очевидно [почему альбом 1984 года принёс Van Halen более широкую и большую аудиторию]. Эдди Ван Хален открыл синтезатор».

Обложка.

Обложку альбома создали Ричард Сейрини и Пит Энджелус, а нарисовала её художник - график Марго Нахас. Сейрини, тогдашний креативный директор Warner Bros. Records, собрала для группы несколько портфолио художников. Среди них была работа Марго Нахас. Изначально Нахас попросили создать обложку, на которой были бы изображены четыре танцующие хромированные женщины, но она отказалась из-за творческих трудностей. Группа еще раз пересмотрела ее работу и из ранее созданного ею материала выбрала картину с путто, ворующим сигареты, которая и была использована. Моделью послужил Картер Хелм, ребенок одного из лучших друзей Нахас, которого она сфотографировала держащим в руках сигарету-конфету. Передняя обложка была подвергнута цензуре в Великобритании во время выпуска альбома. На ней была наклейка, скрывающая сигарету в руке путто и пачку сигарет. На задней обложке изображены все четыре участника группы по отдельности с надписью 1984, выполненной зеленым футуристическим шрифтом.

Особенности композиций альбома.

В музыкальном плане 1984 год описывается как глэм/поп-метал, хард-рок, хэви-метал, синти-рок и поп-рок. Майкл Ханн из The Quietus комментирует, что на альбоме Van Halen становятся «всем сразу — синти-попом, хард-роком, громоподобным металлом, арт-роком», приводя в пример последний трек «Top Jimmy», гитарные партии которого можно сравнить с Talking Heads. В первых двух синглах альбома, «Jump» и «I'll Wait», присутствуют заметные синтезаторы, как и во вступительном треке альбома «1984», одно-минутном инструментале. 

Van Halen – «1984» (Instrumental) (1984)

Эдди Ван Хален играл на синтезаторе Oberheim OB-Xa на альбоме, за исключением «I'll Wait», которая была записана на более новом Oberheim OB-8. Причина этого в том, что OB-Xa Эда имела проблемы с сохранением строя, и пока он ремонтировался, ему прислали более новую модель OB-8 (которая играла заметную роль в будущих альбомах Van Halen).

Van Halen – «I'll Wait»

Van Halen застряли во время написания песни «I'll Wait», и продюсер Тед Темплман предположил, что Майкл Макдональд (с которым Темплман много работал во время карьеры Макдональда в The Doobie Brothers) мог бы им помочь. Темплман отправил Макдональду копию инструментальной демоверсии песни Van Halen, и, получив несколько идей, он встретился с Дэвидом Ли Ротом в офисе Темплмана, где они вдвоем работали над текстом и мелодиями.

Эдди Ван Хален заявил, что написал аранжировку для "Jump" за несколько лет до записи 1984 года. В статье на обложке журнала Rolling Stone за 1995 год гитарист сказал, что Рот отвергал синтезаторный рифф для "Jump" по крайней мере два года, прежде чем согласился написать текст к нему.  В своих мемуарах Crazy from the Heat Рот подтверждает рассказ Эдди, признавая, что предпочитает гитарную работу Ван Халена; однако он говорит, что теперь ему нравится эта песня. Кроме того, в своих мемуарах Рот пишет, что написал текст к "Jump" после того, как увидел, как человек колебался, стоит ли ему совершить самоубийство, спрыгнув с небоскреба.

Van Halen – «Panama» (Official Music Video)

Третьим синглом альбома был "Panama", в котором присутствует тяжелый гитарный рифф, напоминающий ранние работы Van Halen. Шум двигателя исходил от Эдди, разгоняющего свой Lamborghini, с микрофонами, используемыми около выхлопных труб. Позже был выпущен видеоклип "Hot for Teacher", который регулярно транслировался на MTV, что дало группе четвертый хит, который поддерживал продажи альбома.

В видеоклипе, снятом Ротом снялись подростки-двойники четырех участников группы Van Halen; стереотипный ботаник по имени «Уолдо»; Дэвид Ли Рот в роли водителя автобуса Уолдо; и многочисленные учителя, танцующие стриптиз.

Van Halen – «Hot For Teacher» (Official Music Video)

Другие песни на 1984 включали "Girl Gone Bad", части которой ранее звучали во время тура 1982 года среди выступлений "Somebody Get Me a Doctor" (включая шоу на фестивале в США), хард-рок "Drop Dead Legs" и "Top Jimmy", дань уважения Джеймсу Полу Кончеку из группы Top Jimmy & The Rhythm Pigs. Альбом завершается "House of Pain", хэви-метал песней, которая восходит к ранним клубным дням группы в середине 1970-х годов.

Van Halen – «House of Pain»

Эдди Ван Хален рассказал интервьюеру, что «Girl Gone Bad» была написана в гостиничном номере, который он и его тогдашняя жена Валери Бертинелли арендовали. Бертинелли спала, и Ван Хален проснулся ночью с идеей, которую он должен был записать на пленку. Не желая будить Бертинелли, Ван Хален схватил кассетный магнитофон и записал свою игру на гитаре в шкафу.

Релиз.

Для продвижения альбома группа провела конкурс на MTV. Конкурс назывался «Потерянные выходные» с Van Halen. Поклонники отправили более 1 миллиона открыток на MTV в надежде победить в конкурсе. В рекламе для MTV Дэвид Ли Рот сказал: «Вы не будете знать, где вы находитесь, вы не будете знать, что произойдет, и когда вы вернетесь, у вас не будет никаких воспоминаний об этом».  Курт Джеффрис выиграл конкурс и был доставлен в Детройт, чтобы присоединиться к группе. Джеффрису разрешили взять с собой лучшего друга. Ему подарили футболку Lost Weekend и шляпу. Его также вывели на сцену и разбили ему в лицо большой противень, после чего около дюжины людей вылили на него шампанское.

В британском сингле «I'll Wait» Майкл Макдональд указан как соавтор, но в американской версии он не указан. В записи ASCAP для «I'll Wait» Майкл Макдональд указан как соавтор с Ротом и участниками Van Halen.

После выпуска «Best Of – Volume I» (1996) Van Halen пересмотрели условия своих гонораров со своим лейблом Warner Bros. В 2004 году Рот обнаружил, что остальные участники группы пересмотрели условия гонораров, увеличив их в пять раз по сравнению с его ставками за релизы, выпущенные во время его пребывания в качестве солиста.

Van Halen – «Girl Gone Bad»

Песни 1984 года, которые появились на сборниках после пересмотра условий гонорара и судебного иска Рота, были приписаны Эдварду Ван Халену, Алексу Ван Халену и Дэвиду Ли Роту, а имя Майкла Энтони было удалено из титров, как это видно из финальных титров фильма 2007 года «SuperПерцы».

Кевин Дуган, давний басовый техник Майкла Энтони, отметил, что открывающая заглавную инструментальную композицию альбома взята из отрывка на бас-синтезаторе Roland, созданного в качестве вступления для концертных басовых соло Энтони, и заявил, что он и Энтони написали и спрограммировали ее вместе.

Достижения.

1984 достиг 2-го места в Billboard 200 (после Thriller Майкла Джексона, в котором было гитарное соло Эдди Ван Халена в "Beat It") и оставался на этом месте в течение 5 недель подряд. Он содержал гимны "Jump", "Panama ", "I'll Wait" и "Hot for Teacher". "Jump" достиг 1-го места в Billboard Hot 100. 1984 является вторым из двух альбомов Van Halen, получивших бриллиантовый статус RIAA, продано более десяти миллионов копий в Соединенных Штатах. Их дебютный Van Halen был первым. "Jump" получил золотой статус в апреле 1984 года, всего через несколько месяцев после выпуска альбома.

Последующие синглы альбома — синтезаторные «I'll Wait» и «Panama» — достигли 13-го места в поп-чартах Billboard в марте и июне соответственно. «Hot for Teacher» имел умеренный успех в Billboard Hot 100, достигнув 56-го места; видеоклип MTV на «Hot for Teacher» стал еще более популярным.

Реакция критиков.

Сразу после выхода «1984» получил отличные отзывы критиков. Джей Ди Консидайн из Rolling Stone, назвал его «альбомом, в котором сосредоточен весь талант Ван Халена». Он заявил, что «Jump» — не совсем та песня, которую можно было бы ожидать от Van Halen, но «как только вступают барабаны Алекса Ван Халена и певец Дэвид Ли Рот начинает распутывать типично запутанную сюжетную линию, все начинает звучать немного более знакомо». Рецензент Billboard утверждает, что альбом группы «забавнее и разнообразнее, чем большинство их метал-собратьев», также назвав продакшн альбома «характерно сильным».

Van Halen – «Drop Dead Legs»

Роберт Кристгау похвалил первую сторону альбома, отметив умелое сочетание хард-рока и поп-элементов; вторую сторону он назвал «утешением для преданных поклонников группы». Мэтт Блэкетт из журнала Guitar Player похвалил малоизвестные песни из альбома, такие как «Drop Dead Legs», «House of Pain» и «Girl Gone Bad», назвав гитарное исполнение «свежим и жизненным» и отметив «темное, сложное чувство гармонии и мелодии Эдди». Лен Комаратта из Consequence of Sound чувствовал, что Van Halen с этим альбомом достигли вершины своего коммерческого и критического успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий