суббота, 15 февраля 2025 г.

Классика рока. Deep Purple – «Burn» (1974).

Deep Purple

Хард-рок

Блюз-рок

«Burn» — восьмой студийный альбом британской группы Deep Purple и первый, записанный составом «Mark 3», вышедший 15 февраля 1974 года на лейблах Purple Records и Warner Bros. Records в Северной Америке. «Burn» был записан в Монтрё (Швейцария) (в том самом, на Женевском озере, где за год до того случился «Smoke On The Water») в ноябре 1973 на той же самой мобильной студии Rolling Stones.

Deep Purple – «Lay Down Stay Down» (Live at California Jam 74')

Альбом ознаменовал не только появление в составе группы двух новых участников — вокалиста Дэвида Ковердэйла и бас-гитариста, а по совместительству и бэк-вокалиста Гленна Хьюза, но и изменение звучания в сторону блюза и даже фанка, который станет более заметным в более поздних альбомах эпохи Mark III-IV. Но основа по-прежнему была хард-роковой, мощной и бескомпромиссной.

Deep Purple - You Fool No One / The Mule - Live at California Jam 1974

Альбом получил благоприятные отзывы и похвалы, но вскоре после его выпуска другие дали неоднозначную реакцию. «Burn» попал в чарты 13 стран, в том числе достиг третьего места в Великобритании и девятого места в США. За этим последовал успешный тур, но внутренняя напряженность резко обострилась во время записи их следующего альбома, что привело к уходу Блэкмора в начале 1975 года. «Burn» получил переиздание в 2004 году, содержащее ремастированные и ремикшированные версии вместе с ранее не издававшимся треком.

Это первый альбом, записанный третим составом Deep Purple - Mark III. Иэна Гиллана сменил Дэвид Ковердэйл, а басиста Роджера Гловера - Гленн Хьюз, который к тому же ещё и активно пел.

Самый золотой состав Deep Purple - Mark II - распался в самом расцвете своей мировой популярности. Они завершали мировое турне 1973 года в Осаке (Япония) и в последний вечер на сцену вышли принимать овации только трое - Блэкмор, Пэйс и Лорд. Гиллан и Гловер выжидали за кулисами, чтобы попрощаться с ничего не понимающей публикой отдельно. Выхода на бис в тот вечер не было. Проблема была в обострении отношений с Ричи Блэкмором, который при заявленном равенстве всех пяти музыкантов Deep Purple, все же настаивал на своем видении музыкальной политики группы.

Долго, под угрозой распада, искали замену таким, как Гиллан и Гловер. Гленн Хьюз в свои 21 уже был одним из самых уважаемых бас-гитаристов Британии. А Ковердэйла взяли после тщательного отбора многочисленных претендентов, пришедших по объявлениям в британской музыкальной прессе.

Deep Purple – «Might Just Take Your Life» (Official Video)

Любопытно, что пение Ковердэйла Deep Purple впервые слышали ещё в конце 1969 года. Они выступали тогда в университете Брэдфорда и на разогреве играла группа Government, солистом которой был 18-летний Дэвид. Впечатленный Лорд тогда поздравил юношу с удачным выступлением и взял его номер телефона - "просто на случай, если с Гилланом не срастется."

Он так и не позвонил, но Ковердэйл помнил его слова все эти годы и, увидев объявление, послал демо-кассету, а в комментарии к записи напомнил о той встрече. Ковердэйл сразу пришелся музыкантам по душе своим голосом, а войдя в группу, он сразу стал вносить немалый вклад в сочинение нового материала.

Альбом сочиняли в замке Клиарвелл, графство Глостершир. Группа с головой погрузилась в музыку.

Со сменой состава, хард-роковое звучание Deep Purple заметно сместилось в сторону соул и фанка, которые проявятся еще сильнее в последующем альбоме - «Stormbringer» (ноябрь 1974). Это немудрено, поскольку Хьюз тяготел к американскому фанку и R&B и играл до этого в группе Trapeze, которая мало того, что не вылезала из американских гастролей, но и вовсе планировала базироваться в Лос-Анджелесе.

Ковердэйл пришел в группу с целым рядом готовых текстов, в числе которых были «Sail Away» и «Soldier of Fortune».

Блэкмор к тому времени сочинил песню на основе гитарного риффа из «Fascinating Rhythm» Джорджа Гершвина и попросил Ковердэйла помочь с текстом к ней. Новичок выполнил просьбу с большим пылом, предложив на выбор семь разных текстов. Один сразу понравился всем, так родилась заглавная песня альбома «Burn».

Deep Purple – «Burn» (1974 Live Video)

Гвоздем будущего концертного репертуара на долгие годы стала «Mistreated» Ричи Блэкмора - номер, дававший ему возможность тряхнуть стариной и позаигрывать перед публикой всяческими трюками с гитарой.

Когда группа покинула баронский замок, альбом был почти готов. Не хватало одной вещи, и её сочинили прямо в студии. Лорд пожелал сделать что-нибудь синтезаторное. Из этого вышла инструментальная пьеса «A 200». Вообще, все вокалы в альбоме спеты совместно новичками Ковердэйлом и Хьюзом, кроме «Mistreated», которую Ковердэйл спел один.

«Mistreated» была написана для пластинки «Who Do We Think We Are!», но Ричи решил придержать её для другого случая.

Остаётся только догадываться, какой она могла получиться, если бы была записана летом 1972 года...

Deep Purple – «Mistreated» (1974 Live Video)

Но история не любит сослагательных наклонений, так что вернёмся к существующей версии 1974, точнее (мы ведь говорим о ремастере) - 2004 года. Она звучит безупречно. В очередной раз с замиранием слушается финальное гитарное соло.

В перерыве между сессиями Deep Purple дали свой первый концерт в новом составе 9 декабря 1973 года в Копенгагене (Дания).

Новые члены банды сильно волновались, даже Хьюз, имевший за плечами большой опыт выступлений в Америке, но справились.

Толпу покорило их совместное и поочередное пение, а разложенный на два голоса припев «Smoke On The Water» обрёл новое звучание. Успех был полный.

На следующий день была записана «Coronarias Redig», но в альбом её не включили, ограничившись B-стороной сингла.

Дело в том, что поначалу это была полноценная песня с вокалом, но во время записи обнаружилось, что Ковердэйл настолько выложился в своем дебютном концерте, что временно потерял голос.

Пришлось срочно переделать песню в инструментальную композицию. Блэкмор наложил длинное гитарное соло, а Ковердэйл только и смог что добавить туда немного "А-а-а-а" и "О-о-о-о". Сингловая Coronarias Redig в отличие от версии бокса "Listen, Learn, Read on" теперь звучит на 40 секунд больше. Очень интересная кода с гитарными ненавязчивыми проигрышами.

Deep Purple – «Coronarias Redig» (1974)

На раскрутку альбома была устроена грандиозная кампания. Его даже рекламировали по британскому телевидению, чего отродясь не делалось рок-группами того времени.

Американское турне в поддержку альбома было организовано по высшему сорту: лучшие номера в отелях, лимузины, поддержка СМИ во всех городах выступлений, а для перемещения был зафрахтован самый большой, самый роскошный и естественно, самый дорогой частный самолет того времени - Боинг-707 с названием Starship I.

Самолет сам по себе стал аттракционом - везде, где он приземлялся, собирались толпы зевак. В этом самолете летали до этого Синатра, Дилан с The Band и Элтон Джон.

Deep Purple особенно запомнился концерт в зале Nassau Coliseum под Нью-Йорком, где при выходе на бис музыкантам аплодировали их давешние кумиры - основатели группы Vanilla Fudge Кармин Эписи и Тим Богерт.

«Burn» можно, пожалуй, назвать второй самой узнаваемой композицией Deep Purple. (Какому треку легендарного коллектива принадлежит в данном случае пальма первенства, говорить излишне.)

На протяжении более чем сорока лет ценители классического рока наслаждаются превосходной песней, которую в отдельные периоды истории группы исполняли разные вокалисты.

Deep Purple – «Burn» (Remastered 2004)

А началась она с мелодии Ричи Блэкмора, основанной, по признанию автора, на «Fascinating Rhythm/Someone to Watch Over Me» Джорджа Гершвина.

Написать текст он предложил Ковердэйлу, который только что присоединился к группе. Позже Дэвид вспоминал:

«Я вообще этого не знал, но меня с самого начала привлекли к написанию «Burn». Безусловно, главным композитором был Ричи, а мне дали кассету с незаконченными песнями, и отправили с Гленном Хьюзом назад на север Англии работать над словами. Говорят, новичок так расстарался, что сочинил четыре варианта текста. В итоге, один из них был одобрен для «Burn».

«Burn» - титул альбома и один из самых запоминающихся риффов Блэкмора. Вот что вспоминает Джон Лорд: «У Дэвида были проблемы с Ричи, т.к. последний требовал текст совершенно определённого типа - он хотел песен о рыцарях в сверкающей броне».

Блэкмор был первым рок-музыкантом, который привнёс элемент мифологии в музыку, задолго до появления хэви-метал групп". Нельзя не отметить, как чисто здесь звучат гитарное и клавишное соло.

Ричи как всегда самокритичен: «Я допустил ошибку в конце и хотел записать этот момент снова, т.к. звук был такой, как будто мои пальцы запутались в струнах, но все сказали, что это звучит естественно, и всё осталось без изменений».

«Sail Away» - хорошая проверка на качество ремастера, и последний её выдерживает. Клавишные и гитарные синтезаторы звучат настолько естественно, насколько это вообще возможно и применимо к синтезаторным эффектам.

Бас-гитара прописана лучше, чем на всём остальном альбоме, хотя это не означает, что на других вещах она звучит плохо.

Как и прочие треки из альбома «Burn», песня была записана во время ноябрьской сессии 1973 года, состоявшейся в швейцарском курортном городе Монтрё.

В феврале 1974 года она была издана синглом с «Coronarias Redig» на обороте.

Автор воздержался от толкования основной идеи песни, предоставив слушателям трактовать смысл текста на свой лад.

Deep Purple – «Sail Away» (1974)

На тематических форумах и сайтах можно прочитать самые разнообразные версии.

В главной героине поклонники группы увидели средневековую ведьму, покинутую возлюбленным девушку и даже бомбардировщик Enola Gay, сбросивший бомбу на Хиросиму.

Завершает альбом инструментал «A 200» - один из первых экспериментов Лорда с синтезаторами. По признанию Дэвида, одно из его любимых гитарных соло как раз в «A 200».

Deep Purple – «A' 200» (Remastered 2004) ·

В течение двух лет после выхода альбома Deep Purple исполняла песню на всех концертах. После воссоединения коллектива в 1984 году солист Иэн Гиллан отказался петь композиции Ковердэйла, поэтому «Burn» надолго выпала из репертуара. Её пел Джо Линн Тернер, заменявший Гиллана, но после возвращения того в 1992 году группа вновь перестала ее играть. А вот Ковердэйл охотно пел «Burn» с Whitesnake.

Кавер-версии «Burn» исполняли Riot, Mr.Big, Ингви Мальмстин, W.A.S.P. — The Idol и многие другие.

«What's Going On Here» - Фирменные "бэнды" Блэкмора звучат невероятно сочно. Звук заполняет всё пространство вокруг.

Deep Purple – «What's Goin' On Here»

Фин Костелло, фотограф, ответственный за работу над конвертом, припоминает (хотя и не уверен на сто процентов), что идея со свечами пришла в голову Пейсу.

«После того как у Йена родилась идея, менеджер Джон Коллетта, нанял женщину из Брайтона с тем, чтобы она сделала прообразы фигур говорит Костелло. – Для того, чтобы сделать пробный снимок, я установил свечи в блюдо и положил туда немного сухого льда. Был только один диапозитив фотографии большого формата, который я и захватил с собой в Инсбрук, где находилась с турне группа, с тем, чтобы они одобрили снимок. Всем показалось, что получилось немного расплывчато, поэтому было решено чуть-чуть под-корректировать фото».

Как говорит Фин, пробный снимок остался где-то в гримёрке после небольшой заварушки, которая произошла после концерта между одним из членов группы, какой-то большегрудой женщиной из аудитории и несколькими разъярёнными австрийскими байкерами.

Турне было закончено, распоряжения относительно финальной сессии были даны, и вот в один прекрасный день Костелло увидел огромный щит на Оксфорд-стрит с рекламой нового альбома Deep Purple.

«Они использовали чёртов пробный снимок! — восклицает Фин, – Вплоть до сегодняшнего дня, когда я смотрю на эту обложку, то восклицаю: "О, Боже мой!" Выглядит вроде бы неплохо, но могло бы быть гораздо лучше. А через несколько месяцев нашлись и те самые свечи. Они о многом напоминают. Как жаль, что я не сохранил их тогда!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий