четверг, 13 февраля 2025 г.

Зал славы джаза. Джеймс Осборн Янг (12 января 1912 — 10 сентября 1984).

Зал славы джаза.

Свинг

Бибоп

Джеймс Осборн Янг, по прозвищу «Трамми» (James Osborne ”Trummy” Young), – выдающийся тромбонист и певец, известный не только своим сотрудничеством с самыми яркими звёздами эпохи свинга, но и непринуждёнными отношениями с би-бопом и музыкантами-экспериментаторами родился 12 января 1912 года в городе Саванне штата Джорджия. Хотя у него был всего один хит «Margie», которую Трамми играл с оркестром Джимми Лансфорда в 1937 году, Янг был настоящей звездой в течение 12 лет выступая с Луи Армстронгом в шоу Armstrong's All Stars. За годы работы с Армстронгом музыкант изменил свою игру, чтобы она соответствовала его подходу к джазу.

Edmond Hall, Louis Armstrong, Trummy Young

Trummy (это прозвище от «trumpet» - «труба») не стремился основать собственный бэнд, и примечателен он, прежде всего, своей великолепной игрой в свингующих оркестрах Луи Арстронга (Lois Armstrong All Stars), Эрла «Фаза» Хайнса (Earl Fatha Hines), Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), Бенни Гудмена, писавших историю джаза 30-40х. Его игра на тромбоне, с виртуозным использованием верхних регистров, по сути, открыла его новое понимание как лидирующего джазового инструмента, став классикой и школой для последующих поколений музыкантов. Помимо владения тромбоном, Трамми Янг стал известен как певец и композитор, написавший, в частности, джазовые хиты «Travelin’Light», «It ain’t that we do» и другие.

Родом из штата Джорджия, Джеймс Янг впервые увидел трубу у концертирующих в их городке музыкантов, и звуки «волшебной флейты», по всей видимости, стали судьбоносными. Он начинает свои занятия на трубе, и в 14 лет становится частью школьной джаз-банды в Вирджинии, куда он переезжает на время учебы. Впрочем, учеба становится его вторым занятием после игры на вечеринках в близлежащих городах.

В 1929 году Янг в составе группы приезжает в Вашингтон в поисках работы – и находит ее, а также свое прозвище Trummy в "Booker Coleman's Hot Chocolates". Оркестр Колемана – рассадник талантов и хорошая школа для Трамми , где тот впервые слышит игру тромбониста Артура Прайора (Arthor Pryor), открывшего ему глаза и уши на возможности тромбона в джазе.

В 1933 году Янг примыкает к оркестру Эрла Хайнса, где остается на несколько лет. Здесь у него появляется блестящая возможность музицировать и оттачивать мастерство с такими музыкантами, как Рой Элбридж, своим «учителем» Jerry Chimera, пианистом Альбертом Аммонсом и другими.

Jimmie Lunceford – «‘Tain’t What You Do (It’s The Way That You Do It)» (Trummy Young, vocal)

Его биография – это участие в великолепных составах, чья слава во многом заработана и с его помощью. С 1937 по 1943 – оркестр Джимми Лансфорда. Здесь Трамми проявляется не только как тромбонист, но и певец и композитор. Его песня Margie становится настоящим кладом для записывающей компании Decca, и по всей стране разлетаются записи с мягким тенором и впечатляющей игрой тромбона.

Jimmie Lunceford – «Margie» (Trummy Young, vocal)

С 1945 он играет по приглашению самых различных артистов, среди которых – Бенни Губмен, Диззи Гиллеспи, Лестер Янг, а в 1946 году отправляется в годовой тур «Jazz at the Philharmonic», во время которой запись «The Hunt» с Декстером Гордоном и Уорделом Греем (Warrdell Grey) доказывает – лучше тромбониста для оркестра не сыскать на всем Западном побережье.

The Hunt - Howard McGhee (tp); Trummy Young (tb); Sonny Criss (as); Dexter Gordon, Wardell Gray (ts); Hampton Hawes (p); Barney Kessel (el-g); prob. Red Callender (b); prob. Roy Porter (d). Elks Auditorium (Elks Ballroom), Los Angeles, CA, July 6, 1947

Во время турне он оказывается на Гавайях, где остается на несколько лет – по причине женитьбе на «гавайской Церцее» Sally Tokashiki. Янг дает небольшие концерты в многочисленных отелях, и этому не мешают даже главенствующие в обществе расовые настроения – Янг получает работу независимо от них. Гавайи станут его вторым домом, и он проведет остаток жизни именно здесь, уезжая лишь время от времени на концерты или в гастрольные туры.

Спустя пять лет Луи Армстронг приглашает его в собственный оркестр, где Янг остается на 12 лет, с 1952 по 1964 год. Это время отмечается прекрасным сотрудничеством легендарных трубача и тромбониста, где как сайдмен Янг трансформирует роль тромбона в традиционном джазе. Его игра не становится пронзительным соло, как у его предшественника Джека Тигардена. Напротив, Янг играет, находясь как бы «за» Армстронгом, импровизируя и добавляя в основную тему рисунки и гармонии, заполняя, обогащая пространство, создаваемое трубой или голосом. Записи «Memphis blues», «Mack the knife» или "Black and Blue" 1954-55 годов с игрой Янга - иллюстрация к тому, что... порой стремление к сотрудничеству, а не одиночному лидерству способно создавать прекрасные шедевры, в которых автором становится не человек, а собственно музыка.

«Memphis Blues» · Trummy Young · William Chirstopher Handy

Сегодня хочется ещё раз остановиться на удивительной разносторонности и гибкости таланта Трамми Янга. Хотя он не получил большой известности как лидер и имя его главенствует на очень немногих записях, Трамми, действительно, был замечательным партнёром, способным удачно «поддержать» очень разных музыкантов.

Его творческой «поддержкой», включавшей не только блестящую игру и соло на тромбоне, но и (если требовалось) непринуждённый, лёгкий, как будто «на одном дыхании» вокал, в разное время с удовольствием пользовались Эрл Хайнс, Джимми Лансфорд, Бенни Гудман, Чарли Барнетт, “модернист” Бойд Рэберн (Boyd Raeburn) и, наконец, целых 12 лет – Луи Армстронг с его “All Stars”. Причём, рассказывая об этом последнем, самом “звездном” сотрудничестве, многие говорили, что, играя с Армстронгом, Трамми зачастую намеренно «упрощал» свои технические и импровизаторские возможности, потому что ему было важнее максимально выгодно подать и оттенить игру гениального трубача, чем просто самовыразиться.

И тем более удивительно, что, выступая чаще всего на вторых ролях, Трамми Янг всегда сохранял безусловную индивидуальность, о чём, например, замечательно отозвался Джей Джей Джонсон, один из самых знаменитых тромбонистов би-бопа: «Ото всех остальных он [Трамми] отличался не скоростью и не техникой «скольжения». Вы просто знали, что это он, с самой первой взятой ноты. В его игре просто было «ЭТО» – нечто, что выделяло его – то, кем он был, в любой ситуации».

Может, и не самая конкретная формулировка, но очень выразительная. Чем бы оно ни было, «ЭТО» позволяло Трамми с лёгкостью адаптироваться в разных «творческих контекстах», не теряя самого себя. Так, после своего успешного становления как свингового исполнителя, Янг с его потрясающей техникой был «на ура» принят молодыми новаторами – исполнителями би-бопа – Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и другими.

Trummy Young – «Hele On To Kauai» (1975)

В 40-х годах Трамми дружил с Кенни Кларком, который и познакомил его со всеми главными «архитекторами би-бопа», включая Телониуса Монка. И Янг «зависал» с ними на квартире у Диззи Гиллеспи на Седьмой Авеню и был свидетелем того, как они расправлялись со многими своими неудачными подражателями, наводнявшими тогда клубы “Monroe’s Uptown House” и “Minton’s Playhouse” и пытавшимися “джеймить” вмести с ними: Диззи и остальные начинали играть совершенно невероятные прогрессии аккордов, максимально скрывая мелодию, лежащую в основе. Так они избавлялись от “неистинных” последователей би-бопа и одновременно совершенствовали его технику.

Интересно, хотя Трамми был настроен очень позитивно по отношению к новому джазовому стилю, он не предпринимал попыток намеренно изменить свой стиль игры. Тем не менее он сам признавал, что в 40-е годы на его исполнение всё-таки повлиял би-боп: «Я играл какие-то вещи, не осознавая этого, много раз, – это было следствием влияния тех ребят, с которыми я играл. Я никогда не уходил далеко от своего собственного стиля. Но какие-то элементы брал – не меняющие стиль. И даже не замечал этого. Если вы играете с такими ребятами, как Диззи или «Птица», то просто неизбежно автоматически подхватываете что-то от них. […] А потом вдруг слышите, как кто-нибудь говорит: «Эй, Трамми! Я не знал, что ты играешь эти модные штучки!» Я отвечаю: «А я и не играю!» А он мне: «Да вот же, послушай», – и играет что-то, что я только-то неосознанно сыграл, потому что это отпечаталось у меня голове, пока я был с теми ребятами».

Поэтому очень многих и удивило, что музыкант, достаточно близкий по духу новаторам и обладающий уж точно достаточной техникой для того, чтобы играть новые вещи, вдруг присоединился к самому что ни на есть классическому “Louis Armstrong’s All Stars”. Однако в отличие от всех, Трамми не видел в этом ничего противоречивого и парадоксального. С самого начала карьеры его соло на тромбоне демонстрировали не только мощный звук и непринуждённое владение верхним регистром, но и прежде всего особую мелодичность. И можно сказать, что его способность “чувствовать мелодию” и была связующим звеном, объединявшим для Трамми абсолютно разные стили – новаторские и традиционные. Сам он объяснял это так: «В Луи я любил то, что он был мелодичен. И я всегда был мелодичен. Я всегда любил мелодичные вещи. Ну, и я повидал много разных стилей игры. И даже “Птица”, со всем тем, что он сыграл, он тоже был мелодичен. Просто подумайте об этом».

Timex All-Star Jazz Show with Gene Krupa, Louis Armstrong, Bobby Hackett, Trummy Young (1959).

Вообще, кажется, что из этих простых и, как всегда, таких доброжелательных по отношению ко всем слов Трамми, из его очень симпатичных фотографий, из приподнято-непринуждённого стиля игры и вокала, из истории большой любви, которая увела его из мира «большого джаза» и навсегда привела на Гавайи, складывается очень цельный образ – образ музыканта, который, возможно, не следовал амбициям, а просто получал удовольствие от того, что делал, не пытался никому ничего доказать, был самим собой и с радостью дарил всем вокруг всё, что умел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий