Как же
сложно исполнителю бывает повторить свой первый успех... С этим справляются
единицы, а остальным уготована судьба "one-hit wonders". Фил Коллинз,
конечно же, не из таких. Скромный барабанщик и вокалист Genesis ухитрился
сделать блестящую сольную карьеру: его дебют 1981 года стал сенсацией, а вторая
пластинка "Hello, I Must Be Going!" повторила успех. А ещё говорят,
что "дважды в одну реку не входят"…
Но в 1985 году он сделал это третий раз… 40 лет назад, 18 февраля 1985 года, он выпустил свой самый успешный альбом "No Jacket Required". Пластинка находилась на вершине Billboard в течение 7 недель, и её продажи в одних только Штатах составили 12 млн. копий. По итогам года "No Jacket Required" выиграл три Грэмми, в том числе в номинации "Лучший альбом".
Идеи для
третьего альбома зрели в голове Коллинза в течение всего 1984 года, в своей
домашней студии он импровизировал с драм-машиной и методично записывал
демо-варианты. Когда накопилось достаточно материала, он продемонстрировал его
кое-кому из друзей. "Друзьями" были крупнейшие рок-музыканты 80-х
годов Питер Гэбриэл, Хелен Терри (поёт на " Take Me Home") и Стинг
(бэк-вокалист на "Long, Long Way to Go"). Вечер с ещё одним
знаменитым товарищем Робертом Плантом закончился появлением идеи названия
альбома. Тогда их не пустили в чикагский ресторан Pump Room, потому что на них
не было соответствующей случаю одежды. Раздражённый Коллинз нашёл ловкий способ
для мести - использовал фразу для названия своего мультиплатинового диска. В
интервью для Playboy музыкант вспоминал: "Я был одет очень прилично - в
хорошие брюки и дорогую кожаную куртку, а мне отказали со словами: "Вы не
сможете войти, так как на вас нет жакета (подразумевается официальный пиджак,
без которого нельзя посещать солидные заведения)". Я сказал: "Но я же
в жакете". В общем, я был в ярости". После инцидента музыкант
неоднократно вспоминал историю в эфире популярных американских телешоу, осуждая
политику ресторана. Дошло до того, что Pump Room прислали ему письмо с
извинениями и пиджак, упомянув, что впредь будут рады видеть его в любой
одежде.
В
музыкальном плане, в отличие от разношерстной начинки своих предыдущих записей,
в "No Jacket Required" Коллинз сосредоточил своё внимание на смеси
танцевального поп-рока и звучания Motown. Кроме того, на мягком звучании
пластинки сказалась тяга музыканта к написанию баллад. Ещё одним источником для
вдохновения были фанк и r'n'b. Позже Коллинз признавался, что на написание
первого сингла "One More Night" его вдохновили песни The Jacksons, а
на "Sussudio" творчество Принса. "Я поставил себе цель написать
что-то, что никогда раньше не писал. И я хотел, чтобы материал был танцевальным",
- объяснял Коллинз идею пластинки. Вот так, окончательно освободившись от
прогрессивных взглядов своих коллег по группе, он погрузился в поп, диско и
"Motown"-манию.
Большинство
инструментальных партий на альбоме музыкант исполнил самостоятельно, но без
гитариста обойтись не смог. В итоге он обратился за помощью к коллеге по
Genesis Дэрилу Штёрмеру. Позже тот со смехом вспоминал, что своими карьерными
достижениями он обязан неумению Коллинза играть на гитаре.
Выбор
стилей оказался очень своевременным, и хиты с "No Jacket Required"
один за другим наносили удары по радиочастотам: "One More Night" (№1
в Billboard), "Sussudio" (№1 в Billboard), "Don't Lose My
Number" (№4 в Billboard) и "Take Me Home" (№7 в Billboard).
Общие мировые продажи "No Jacket Required" смогли превысить отметку
25 миллионов копий, что сделало запись одной из самых продаваемых в истории
музыки. Альбом занимает 2-е место в списке 10 самых влиятельных британских
альбомов последних 30 лет, составленном голосованием зрителей премии Brits в
2010 году, а также включен в Зал Славы рок-н-ролла.
Музыка
Фила Коллинза всегда была энергичной и танцевальной, с особым звучанием и
атмосферой, на которую никто другой не был способен. Самым удивительным было
то, что исполнял всё это лысеющий мужчина в потёртом костюме, ослабленном
галстуке и белых носках, выглядывавших из лоферов. Ещё у него был скрипучий
голос, странное чувство юмора, которое он демонстрировал в своих видео, и
достижения в области арт-рока, чем уж точно не могли похвастаться другие
поп-звёзды. С таким арсеналом влияний эксцентричный оригинал Фил отличался от
любого другого своего современника, укрепляя тем самым статус одного из самых
любимых и узнаваемых артистов эпохи.
В
середине десятилетия могло показаться, что Коллинз повсюду - он выпускал
сольный материал, гастролировал с Genesis, продюсировал хиты для звёзд.
Парадоксально называемый "самой маловероятной звездой поп-музыки" к
концу 80-х по количеству хитов он соперничал с одним лишь Майклом Джексоном. В
своём интервью 2011 года музыкант со вздохом вспоминал: "Оглядываясь
назад, я понимаю, насколько сильно я раздражал людей в 80-х и 90-х годах. Я
ведь был везде". Его песни действительно звучали отовсюду, и публику
настигло чувство перенасыщения, а его имя стало напрямую ассоциироваться со
злым влиянием "коммерческого рока". К "No Jacket Required"
Фил Коллинз тоже относится критично, называя его не слишком любимой своей
записью: "В то время я не был собой. С тех пор я сильно вырос и теперь
предпочитаю играть другую музыку". Такова его позиция, ну а мы, пожалуй, не
будем отказывать себе в удовольствии вновь послушать эту и так затёртую до дыр
пластинку в её почетный 40-летний юбилей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий