Зал славы блюза
Зал славы
Рок-н-Ролла
Литл
Уолтер (Little Walter) умер в возрасте 37 лет от последствий очередной уличной
потасовки, которой закончилось одно из его клубных выступлений. Он оставил в
золотом собрании Чикагских блюзовых записей не менее дюжины бесспорных
шедевров, в которых даже спустя много лет каждая нота его импровизации искрится
свежестью и жизнелюбием. Многие исследователи полагают, что искусство
исполнения блюза на губной гармонике Литл Уолтера так и осталось
непревзойденным.
В 1950-х годах основным центром развития блюза был Чикаго. На глазах эта музыка развивалась, превращаясь из сельской в музыку большого города. На первом плане были: Muddy Waters, Howlin’ Wolf, Jimmy Rogers, Hound Dog Taylor, Sonny Boy Williamson II, Robert Nighthawk и др. Редко, какой из ансамблей этих музыкантов обходился без харпера. В это время на блюзовую сцену взошла целая плеяда молодых виртуозов гармоники. Большинство из них начинали свою музыкальную карьеру как сайдмены вышеперечисленных музыкантов, но позже многие из этих харперов возглавили свои ансамбли.
Первым
среди этого звездного поколения 1930-х годов был Литтл Уолтер и он по праву
может носить титул короля современной блюзовой гармоники. Литтл Уолтер (настоящее
имя Мэрион Уолтер Джейкобс) родился в небольшой деревне штата Луизиана, и с
самого раннего детства ему была уготована блюзовая судьба. В 12 лет он покидает
отчий дом, чтобы быть блюзовым музыкантом в Новом Орлеане, затем следуют Мемфис
и другие блюзовые центры Америки. Попутно он учился играть, оттачивая навыки
вместе с Санни Уильямсоном II, Саннилендом Слимом и Дэвидом Эдвардсом. Так в 16
лет он уже оказывается в Чикаго, где, спустя всего 2 года, его берет в свой
ансамбль не кто иной, как Мадди Уотерс.
У Мадди,
как у Майлза Девиса в джазе, был просто идеальный нюх на таланты. Большинство
музыкантов, что играли с ним, становились потом успешными и известными. Именно
Мадди привел в свое время Чака Берри в студию "Chess Records" и
настоял, чтобы его прослушали, после чего Чак подписал контракт с
рекорд-лейблом.
Такая
судьба была уготована и Литтл Уолтеру – спустя совсем немного времени он
становится лидером собственного ансамбля. Хиты группы Уолтера ("Juke",
"Sad Hours," "Mean Old World", "Blues with a
Feeling," "You're So Fine") постоянно были на вершинах тогдашних
хит-парадов черной музыки. Значение Маленького Уолтера для блюзовой гармоники
чрезвычайно велико, часто критики сравнивает его с Чарли Паркером в джазе.
Как и
Паркер, Уолтер прожил короткую жизнь (как и огромное количество других блюзовых
музыкантов, он умер от ранений, полученных в уличной драке), но эти 37 лет дали
для блюза и гармоники очень много. Ему принадлежит концепция игры на гармоники,
которая является эталоном для многих музыкантов до сих пор – свингующие соло
гармоники, основанные, преимущественно, на игре одиночными нотами и очень
изобретательных и мелодичных музыкальных фразах и рифах.
Он одним
из первых стал использовать хроматическую гармонику в блюзе. После ухода
Маленького Уолтера из группы Мадди Уотерса, последний всех своих харперов еще
очень долго заставлял играть "как Литтл Уолтер".
Сольная
карьера Джейкобса началась с записи для лейбла Checker Records, подразделения
Chess, 12 мая 1952; первая же записанная песня стала хитом, на 8 недель
возглавив хит-парад в музыкальном журнале Billboard — это была «Juke». Впервые
лидером стала композиция с сольным исполнением на гармонике. Три другие работы
Литтл Уолтера также попали в лучшую десятку Billboard: «Off the Wall» заняла
восьмое место, «Roller Coaster» — № 6, и «Sad Hours» — № 2.
«Juke» обеспечила
место Уолтеру на студии Chess на годы вперёд. С 1952 по 1958 Литтл Уолтер
записал 14 песен, попавших в десятку чартов Billboard, включая два хита на
первой позиции (второй — песня «My Babe» в 1955), достижение, которое не смогли
повторить ни Мадди Уотерс, ни приятели по Chess Хаулин Вульф и Санни Бой
Уильямсон II. Следуя примеру «Juke», многие синглы Уолтера 50-х годов
представлены вокалом на одной стороне и инструментальной композицией на другой.
Многие из исполненных им вещей представляют собой обработанные им или Вилли
Диксоном более ранние блюзовые стандарты. В целом его игра отличается более
современным и высоким темпом по сравнению с популярными мелодиями чикагского
блюза тех лет, с ощутимым джазовым уклоном.
Джейкобс
часто аккомпанировал на гармонике при записях таких знаменитостей Chess, как
Джимми Роджерс, Джон Брим, Роки Фуллер, Мемфис Минни, The Coronets, Джонни
Шайнс, Флойд Джонс, Бо Диддли и Шел Силверстайн. Его приглашали и другие
компании для записи вместе с Отисом Рашем, Джонни Янгом и Робертом Найтхоуком
(Ли Макколлумом).
Джейкобс
страдал от алкоголизма и обладал на редкость вздорным характером. Это привело к
снижению его популярности в конце 50-х. Он дважды совершал концертные туры в
Европу — в 1964 и 1967 гг. (Долгие слухи о совместном выступлении в 1964 году с
The Rolling Stones были опровергнуты Китом Ричардсом). Турне 1967 года, ставшее
частью American Folk Blues Festival, оставило после себя единственную доступную
ныне видеозапись Литтл Уолтера, аккомпанирующего Хаунд Дог Тэйлору и Коко
Тэйлор во время телепрограммы в Копенгагене 11 октября 1967.
Через
несколько месяцев после возвращения из своего второго европейского турне он
ввязался в драку во время перерыва в своем выступлении в одном из чикагских
ночных клубов. Сравнительно небольшие ранения дали осложнения и, вкупе с ранее
полученными травмами, привели к смерти. Он умер во сне в доме своей подруги
утром следующего дня. Официальной причиной смерти, указанной в свидетельстве о
смерти, был назван коронарный тромбоз; внешние повреждения были такими
незначительными, что полиция посчитала причины его смерти «невыясненными либо
естественного характера». Он был похоронен на кладбище Святой Марии в
Эвергрин-Парке (штат Иллинойс) 22 февраля 1968 года.
Музыкальное
наследие Литтл Уолтера грандиозно: историки блюза отмечают его как исполнителя,
установившего стандарты игры на губной гармонике для блюза. Его влияние
испытали практически все исполнители, играющие на 10-дырочной блюзовой
гармонике — Джуниор Уэллс, Джеймс Коттон, Джордж «Harmonica» Смит, Кэри Белл,
Биг Уолтер Хортон, Ким Уилсон, Род Пиацца, Уильям Кларк и Чарли Муссельвайт, а
также музыканты, работающие в жанре блюз-рока: Пол Баттерфилд и Джон Поппер из
Blues Traveler.
Инструментальная
пьеса «Juke» 1952 года вошла в число 500 песен, сформировавших рок-н-ролл, а 19
декабря 2007 была представлена в Зале славы Grammy Awards в качестве «примера
музыкального шедевра, оказавшего значительное влияние на историю музыки».
Вклад Литтл Уолтера в развитие блюза обеспечил ему место как в Зале славы блюза, так и Зале славы рок-н-ролла в категории «аккомпанирующий музыкант». Уолтер является единственным музыкантом, чья игра на гармонике заслужила такой высокой оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий