вторник, 4 февраля 2025 г.

Редкая бабочка из «золотых двадцатых». Джулиан Фус (20 ноября 1891 – 4 февраля 1975).

Джаз в Германии.

Друзья, предлагаю совершить небольшое путешествие во времени и окунуться в «золотые двадцатые», благодаря прекрасной музыке Джулиана Фуса (Julian Fuhs) – германско-американского пианиста и бэнд-лидера.

Julian Fuhs und sein Orchester – «I love my Baby» ( Electrola EG 259, 1926).

Пионер немецкого джаза Джулиан Фус родился в Берлине 20 ноября 1891 года в тогдашнем берлинском районе Кёнигштадт (на территории современных районов Митте, Пренцлауэр-Берг и Фридрихсхайн). Его отец, Карл Фус, вместе со своим братом Максом занимался торговлей тканями.

В 1906 году Фус окончил Реальную гимназию и стал учиться в консерватории Стерна в Берлине. Однако в списках выпускников консерватории его нет. Не удалось доказать даже курс обучения в парижском элитном университете "L'École normale". Тем не менее, Фус хорошо владел французским языком.

В 1910 году Джулиан уехал в США, где в 1916 году получил американское гражданство. В своих иммиграционных документах в США он записан как «наемный работник», получивший коммерческую профессию в бизнесе своего отца. Уже в начале 1912 года в Америке прослеживаются первые следы Джулиана Фуса как музыканта. Вместе с элитным венским оркестром он выступил в апреле 1912 года в кабаре Shanley's на 43-й улице (Far Rockaway Beach/Queens - New York).

Рокуэй-Бич/Квинс в то время был дальним пригородом Нью-Йорка. Это было популярное место с множеством развлекательных заведений прямо на берегу океана, населенное в основном немцами и восточноевропейскими иммигрантами еврейского вероисповедания.

Именно в Квинсе 15 июля 1913 года Джулиан Фус женился на Стелле (Эстелле) Мур (урожденной Лемлейн). Его жена происходила из богатой и уважаемой еврейской семьи в Монреале, Канада. Будучи немного старше Фуса, она уже имела сына Уорда (1904 года рождения) от первого брака с промышленником. Первый брак Стеллы Мур/Фус закончился разводом всего за несколько месяцев до ее замужества с Фусом. Позже Уорд Мур стал известным в США автором научно-фантастических романов. Свое детство и юность он описывал как «жалкие и скучные», а мать (Стеллу) называл «профессиональной скупщицей тряпья». О своем отчиме Джулиане Фусе Уорд в своей биографии ни разу не упомянул.

В мае 1913 года Фус стал музыкантом русского Императорского придворного оркестра балалаечников Александра Кириллова («Imperial Russian Balalaika Court Orchestra»). Гастроли доводят оркестр до Канады. В рекламе Фус упоминается как дирижер и/или пианист оркестра. Коллектив должен был выступить (под его руководством) на Всемирной выставке 1915 года в Сан-Франциско. Следующие два года Фус также выступал в качестве пианиста в кабаре и водевиле, но почти всегда в связи русскими артистами. Он и оркестр балалаечников все чаще выступают в «высшем свете» – лучших кругах нью-йоркского общества. Согласно его собственным заявлениям, Фус также сопровождал известную балерину Анну Павлову в качестве руководителя оркестра в ее американских турне в это время, но никаких доказательств этого на сегодняшний день найдено не было.

Kirilloff’s Russian Balalaika Orchestra - “Swetit Miesiatz (The Bright Moon)” (1921).

6 мая 1917 года, будучи американским гражданином, Фус был призван в армию. По его собственным показаниям, военное время он провел в разведке, возможно, в качестве переводчика.

В переписи 1920 года мы находим Фуса вместе со своей семьей по довольно известному адресу: 134 West 58th Street, Midtown прямо на Cental Park и всего в двух шагах от Бродвея. Согласно другому объявлению, он снял там квартиру в октябре 1919 года. Тогда, как и сейчас, не дешевый адрес! Для «маленького» иммигранта Фуса из Германии это было замечательное путешествие: в 1912 году еще в пригороде Нью-Йорка, в 1919 году - со своим собственным офисом на Таймс-сквер!

По его собственным заявлениям, Фус в это время не только аккомпанировал знаменитой нью-йоркской танцевальной паре Ирен и Вернону Касл, но и играл на закрытых вечеринках семей Вандербильта и Рокфеллера.

Kirilloff's Russian Balalaika Orchestra – «Kohanochka»

Джулиан Фус не только выступал в качестве пианиста в лучших домах Нью-Йорка, но и теперь у него было собственное агентство вместе со своими деловыми партнерами — «Славянские оркестры» («Slavonic Orchestra Agency»). Акционерами предприятия были Александр Кириллов, Александр Баси и Джулиан Фус в качестве генерального директора (директора/владельца агентства). Фус превратился из пианиста в импресарио, менеджера и агента с собственной «конюшней». Его оркестром No1, вероятно, так и остался «Kirilloff's Russian Balalaika Orchestra», где Фус числился директором до 1922 года. Тот факт, что он записывался для «Виктора» вместе с Александром Кирилловым, говорит о том, что Фус продолжал работать пианистом в различных оркестрах. По крайней мере, еще один оркестр под руководством Джулиана Фуса и «Slavonic Orchestra Agency» попал на пластинки. Скорее всего, оркестровое агентство под руководством Фуса организовало записи со звукозаписывающими компаниями.

Хотя Джулиан Фус управлял собственной музыкальной компанией в США, однако, он не успел вскочить на подножку «Jazz & Hot Dance», сделавший в начале двадцатых годов многих музыкантов известными. В Нью-Йорке Фус был лишь одним из многих тысяч музыкантов в индустрии развлечений.

Поэтому он с восторгом принял приглашение берлинского театрального режиссера Макса Рейнхардта. Предложение о сотрудничестве со своей старой родины было чрезвычайно желанным для Фуса, ведь в Берлине 1924 года любой американский музыкант был потенциальной звездой...

В 1924 году Фус вернулся в Берлин, где он организовал свой оркестр: «Mr. Julian Fuhs Follies Band». То было время «Goldene Zwanziger» – «Золотые двадцатые», 1924-1929 годы – краткий период между двумя мировыми войнами, когда Веймарская республика достигла определенного уровня стабильности, восстановила экономику и добилась международного признания. Это время отличало бурное развитие киноискусства, появление радио, новых стилей в живописи и музыке. Джулиан Фус и "Follies Band” пользовались у публики большой и заслуженной популярностью и вносили большой вклад в популяризацию джаза в Германии. Группа Фуса получила первую секцию трехголосного саксофона среди немецких танцевальных групп и поэтому считалась немецким аналогом Пола Уайтмена.

Julian Fuhs Follies Band – «Tea for two» (1925)

Музыка оркестра Фуса, на мой взгляд, прекрасно отражает время, она очень «кинематографична»: в воображении сразу представляются красивые женщины, одетые в стиле модерн, огромные залы, в которых танцуют пары, по-европейски утонченная и изысканная атмосфера.

В начале 1925 года у Фуса было уже два ангажемента: помимо выступлений в «An Alle», его группу также можно было услышать в благородном «Mercedes-Palast». С лета 1925 года «Mr. Julian Fuhs Follies Band» рекламируется в берлинской прессе как:– «Лучший джаз-бэнд в мире!».

Julian Fuhs – «Puttin' on the Ritz: Three Admirals Irving Berlin Billy Bartholomew Mischa Spoliansky».

Германская звукозаписывающая индустрия также очень быстро узнала об оркестре. Первые записи для лейбла "Homokord" были сделаны еще в январе 1925 года. К октябрю 1925 года Фус записал для этой компании около 30 наименований.

Julian Fuhs Follies Band - "San" Homocord B.1905 (1925)

В дополнение к регулярному участию в балах и гастролям по Германии в начале 1926 года, Фус и его оркестр нашли постоянную работу в роскошном берлинском отеле «Эдем». Здесь «Mr. Julian Fuhs Follies Band» играл с утра до поздней ночи. Примерно с августа 1926 года оркестр записывался (обычно как «Джулиан Фус и его оркестр») для лейбла Electrola. Теперь Джулиан Фус в полной мере окунулся в « большой бизнес»...

В июне 1926 года американский «король джаза» Пол Уайтмен и его оркестр (во время европейского турне) выступили в Берлине. Его «Симфонический джаз» произвел большое впечатление на многих дирижеров Германии, в том числе на Фуса (к которому Уайтмен даже приезжал в отель «Эден»). По примеру Уайтмена оркестр Фуса увеличился и пополнился струнными. Весной 1927 года Фус сменил звукозаписывающую компанию и записывался для Lindström под их брендами Beka, Odeon и Parlophon. В это время «Mr. Julian Fuhs Follies Band» сделал несколько довольно напыщенных «джазовых симфонических» записей.

Julian Fuhs und sein Orchester - "Dinah" (1927).

19 октября 1927 года Джулиан Фус дирижировал своим оркестром (расширенным за счет нескольких музыкантов из Берлинской филармонии и с Мишей Сполянским на рояле) при исполнении «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина и «Миссисипской сюиты» Ферде Грофе в Берлинском Бах-холле. Концерт был хорошо принят и также записан (на двух сторонах пластинки) для Parlophon. Эта запись является первой в истории записью "Rhapsody in Blue" в Европе.

Julian Fuhs (Mischa Spoliansky, piano) - "Rhapsody in Blue" (1927)

В конце 1929 года Джулиан Фус развелся со Стелой и женился во второй раз. Его избранницей стала Элизабет «Лили» Лёвенталь родом из Вены. 20 февраля 1930 года Стелла Фус отправилась в США в сопровождении американца, который был на 14 лет её младше.

Julian Fuhs Tanz-Orchester – «You're the Only One For Me» (1929)

Записи для Ultraphon продавались довольно успешно, а хитов записывалось все больше и больше. Однако, прекрасное время длилось недолго. 1929 год стал началом мирового кризиса: Великая депрессия в Америке, конец «Goldene Zwanziger» в Германии и Европе. Последние записи оркестра были сделаны примерно в январе 1931 года.

Julian Fuhs Orchester – «Tango from Berlin» (1930).

Джулиан Фус был вынужден распустить свой оркестр. 17 сентября 1931 года музыкант открыл бар «Bei Julian Fuhs» по адресу Nürnbergerstrasse 16. Номинальным управляющим и владельцем являлась его жена Лили/Элизабет. Ночной клуб, где Фус развлекал своих гостей игрой на фортепиано, становится популярным местом встреч артистов театра, прессы и кино.

Julian Fuhs – «Sieben kleine Tillergirls» (1930).

11 марта 1933 года Джулиан Фус подвергся нападению и был избит несколькими молодчиками в форме СА. Не исключено, что это была попытка вымогательства денег за защиту. Гости смогли отогнать нападавших. Также была вызвана полиция, взявшая нападавших под стражу, когда те вернулись с подкреплением. Этот «инцидент» нашел отклик в США, когда 13 марта 1933 года «Нью-Йорк Таймс» сообщила на своей первой полосе: «Вчера еще двое американцев стали жертвами нападений. Джулиан Фус, нью-йоркский музыкант, был избит мужчинами в нацистской форме, которые требовали денег. Командир штурмового отряда был задержан вызванной полицией».

Перед рестораном была выставлена охрана. Однако это не помогло. Утром 29 марта 1933 года, в 5 часов утра, произошло очередное ограбление бара. Известный руководитель оркестра Оскар Йост потребовал, чтобы его обслуживали в сопровождении двух гражданских лиц и четырех мужчин в форме СА. Фус отказался сделать это на том основании, что они не являются членами клуба. Йост и один из штурмовиков СА назвали Фуса «грязным евреем», и стали избивать до тех пор, пока он не потерял сознание. Тем временем остальные запугивали гостей. Один из членов СА несколько раз выстрелил в воздух из пистолета. Тем не менее, кому-то удалось вызвать полицию. Йоста и боевиков СА доставили в полицейский участок. Во время допроса Йост заявил, что у него был с Фусом личный спор.

9 апреля берлинская газета Morgenzeitung сообщала: «Артистический бар Джулиана Фуса закрыт на неопределенное время... (Фус) пострадал от последствий нападения, которое известный дирижер совершил в компании нескольких человек».

В день суда, 15 августа 1933 года, перед судом предстал только один подсудимый: Оскар Йост. Что побудило руководителя оркестра и участника НСДАП совершить преступление, точно в ходе судебного разбирательства выяснить не удалось. Прокурор потребовал приговорить его к тюремному заключению, судья приговорил его к штрафу в размере 50 марок. Американский консул Раймонд Гейст писал о нападении и суде:

«Вопросы судьи были направлены на то, чтобы выставить жертву (Фуса) в невыгодном свете и высмеять его. Особо подчеркивался тот факт, что Фус был евреем. Интересно и то, что причастным к этому штурмовикам из СА вообще не пришлось появляться в суде. Был ли поступок Йоста политически или лично мотивированным, сегодня вряд ли можно прояснить. Однако слушание, по-видимому, свидетельствует больше об извращении правосудия, чем о юриспруденции».

В любом случае, для еврейского музыканта с американским паспортом карьера в Германии была закончена. Когда именно он отказался от бара, до сих пор неясно. В конце 1933 или начале 1934 года он покинул Берлин. В феврале 1934 года Фус  выступал в качестве сольного исполнителя в «Вестминстерском баре» в Вене. Затем последовали короткие выступления в Чехословакии, а осенью 1934 года он оказался в Гамбурге, где развелся со второй женой.

17 октября 1934 года Джулиан Фус в одиночку сел на борт лайнера «Президент Хардинг» и отправился в Америку. Он прибыл в Нью-Йорк 27 октября 1934 года. Адрес проживания указан как 341 West, 45 Street, New York – многоквартирный дом недалеко от Бродвея. Фусу больше никогда не суждено было ступить на землю своей родины.

В течение следующих нескольких лет с 1935 по 1937 год профессиональных следов Джулиана Фуса в Америке не наблюдалось. Не исключено, что он какое-то время (по мнению Кнуда Вольфрама) работал в страховой отрасли или занимался другой коммерческой деятельностью. 30 апреля 1938 года музыкант женился в третий раз. Для Клэр Ауэр это был второй брак. Ровесница своего супруга, она родилась в еврейско-венгерской семье на Манхэттене. Эта связь продлилась до самой смерти Клэр.

Джулиан Фус, конечно, не отказался от связи с «шоу-бизнесом» и в 1938 году неожиданно появился на музыкальной сцене – и с большим успехом! 12 августа 1938 года радиостанция NBC (Нью-Йорк) впервые транслирует общенациональное шоу («от побережья до побережья») с бывшим «Королем джаза Европы». Джулиан Фус дирижирует оркестром из 40 человек с вокальным ансамблем. В музыкальном плане шоу варьируется от Штрауса до Гершвина. Утверждают, что к радиопремьере Фуса был "причастен" сам Пол Уайтмен, взявший музыканта «под своё крыло».

Отныне Джулиана Фуса можно было регулярно услышать по радио. Его шоу «International Rhythm» транслируется по всей стране из Нью-Йорка. Вместе с театральным и музыкальным режиссером Куртом Робичеком, который также эмигрировал из Европы, он даже создал собственное шоу в 1939 году. Тем не менее, «Смех над Бродвеем» этих двоих не имел большого успеха. Фус продолжает регулярно выступать на радио. В мае 1939 года с ним подписал контракт известный музыкальный агент Ирвинг Миллс. В его «конюшне» были известные джазовые музыканты и оркестры, такие как Бенни Картер или Дюк Эллингтон.

Удача сопутствовала Фусу до конца 1940 года. В дополнение к своей работе с развлекательным оркестром, он также дирижирует (для NBC) небольшой компиляцией "NBC Symphony Orchestra" под руководством Артуро Тосканини. Однако подорванное здоровье музыканта ставит крест на этих успехах. Из-за проблем со спиной (грыжа межпозвоночного диска?) Фус больше не может дирижировать – он теряет работу на NBC. Последние передачи под его именем вышли в эфир поздней осенью 1940 года. Вскоре после этого он больше не мог играть на пианино. Последние выступления Джулиана Фуса, о которых упоминают в газетах, состоялись в декабре 1941 года.

То, что последовало за этим, было, вероятно, самым трудным временем в жизни Фуса. Его новая родина находилась в состоянии войны со старой родиной. Он знал, что его семья находится в Берлине, которому угрожают бомбы и гестапо. Возможно, он также узнал о депортации своей матери в концентрационный лагерь. Его состояние, заработанное в «хорошие дни», было потеряно, но что хуже всего: он больше не мог заниматься своим любимым делом, испытывая боль.

Во время войны некоторые продукты питания были доступны только по карточкам. В конце апреля 1943 года «Джулиан Фухс, 51 год, торговец из Нью-Йорка» был арестован в районе Гринвич за торговлю на черном рынке. Фус продавал (в качестве «магазина на пороге») ветчину по 1,5 доллара за фунт, без соответствующих карточек. Бдительные граждане вызвали полицию. Фус с товаром был арестован специальными приставами.

У него были изъяты два окорока весом более 25 фунтов, а также карточки на мясо и другие консервы на чужую фамилию (без акта о покупке). В ходе дальнейшего расследования полиция обнаружила у Фуса список из сотен имен. До сих пор неясно, были ли все эти люди клиентами или «потенциальными клиентами».

До сих пор не известно, был ли Фус осужден заключен в тюрьму. В то время в США за торговлю на черном рынке существовали высокие штрафы, а если их не могли оплптить, тюремное заключение. В интервью 1950 года Фус прокомментировал это время следующим образом: «... моя болезнь в 1940 году вынудила меня уйти со сцены на два года». По сути фразу "исчез на два года», можно понимать как тюремное заключение...

В 1943 году Фус переехал из Нью-Йорка в Дейтон, штат Огайо. Там он работал в семейном ювелирном магазине «Mayor Jewelry Co.». Интересно, что этот бизнес (который до сих пор существует) также продавал товары для дома, радиоприемники и пластинки. К концу 1940-х годов Фус дослужился до должности «генерального директора», то есть управляющего этой компании.

Освоившись в новой профессии и, по-видимому, заработав некоторый «стартовый капитал», Фус в 1949 году переехал со своей женой в город Лима (штат Огайо), расположенный в 70 милях от Дейтона. Здесь он 10 сентября 1949 года открыл ювелирный магазин под своим именем.

Фус иногда читает небольшие лекции о классических музыкантах на светских вечерах. В 1950 году он дирижировал оркестром, который, вероятно, стал его последней «экскурсией» в шоу-бизнес. Любительская группа, состоящая из преданных своему делу жителей города, исполнила мюзикл «Souse Pacific» в реформистской синагоге «Храм Бет Исраэль». Джулиан Фус руководил репетициями и выступлением. По случаю премьеры в Лиме он дал в местной газете длинное интервью, в котором рассказывает о прошлых этапах своей карьеры музыканта.

В 1954 году Джулиан Фус перенес тяжелый сердечный приступ. Тем временем его жена продолжает управлять бизнесом. То ли по состоянию здоровья, то ли по возрасту – в конце пятидесятых годов Фусы отказались от ювелирного магазина или продали его. С 1960-х годов Джулиан Фус получал небольшую пенсию от Германии в соответствии с Федеральным законом о компенсациях. В своем заявлении на компенсацию он сообщает о торговле консервами частным домохозяйствам на комиссионной основе, как основном источнике дохода. Из-за проблем со спиной он нуждается в помощи жены. В своей биографии он скрыл, что ранее вступил в конфликт с законом.

Вероятно, пара вышла на пенсию в начале шестидесятых годов и, примерно в 1965 году, переехала в более теплую Флориду, где супругам было даровано прожить еще несколько лет вместе: в 1971 году Клэр Фус умирает в Майами-Бич, штат Флорида, в возрасте 80 лет.

Последние годы жизни Джулиана Фуса были очень одинокими. Своих детей у него никогда не было, близкие родственники стали жертвами Холокоста, а на старости лет у него не было семьи.

Ни в одном некрологе не сообщалось о его смерти – только запись в реестрах социального страхования американских властей под номером 092-10-0467: Последнее место жительства – Норт-Бэй-Виллидж, Майами-Бич, Флорида; Место смерти: Дейд, штат Флорида. Джулиан Фус умер умер в нищете (предположительно в доме престарелых) 4 февраля 1975 года в возрасте 84 лет и был похоронен рядом со своей женой на еврейском кладбище Lakeside Memorial Park, Майами - округ Дейд.

Julian Fuhs Orchester – «Rosamunde, Charleston» (Berlin, 1926).

Прошло больше ста лет со дня рождения музыканта, а у нас осталась его прекрасная, легкая, красивая музыка. Как редкая бабочка.

Ольга Калмыкова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий