Дорогие
друзья! Желаю вам этим вечером окунуться в блаженство покоя – без резких
движений или расписанных по часам дел. Тем более, что сегодняшний герой, Джей
МакШенн, и его свингующий блюз только подтверждают: радость бытия – не снежный
человек, она все-таки существует.
Джазовый и блюзовый пианист, вокалист, композитор, руководитель оркестра Джей Макшенн (Jay "Hootie" McShann) наряду со своим приятелем, пианистом и бэнд-лидером Каунтом Бэйси, стал основателем стиля «свингующего блюза»: сильно приблюзованный джаз, ведомый свингующими духовыми, положенными на мощный и в то же время мягкий ритм. Ярчайший представитель музыкальной сцены Канзас-Сити, он в последние годы был и живой её энциклопедией, завершая свои альбомы колоритными историями из её богатой на события жизни. Начав записываться более 60-ти лет назад, он и в нынешнем веке выпускал энергичные альбомы. Оставшись последним и наиболее известным реликтом времен расцвета местной блюзовой сцены, он хранил и приумножал её славу.
Под
музыку и песни Джея МакШенна жил, любил, страдал и радовался Канзас
1930-1940-х. Пианист и бэнд-лидер города-кузницы легендарных музыкантов родился
12 января 1916 года в небольшом городке Маскоги штата Оклахома. Он вырос в
типичной для Америки, бедной и очень религиозной семье, где поощрялись простые
профессии, а музыка была частью образовательного набора добропорядочного
человека. Но на «набор» для всех детей денег у семьи не хватало, и музыкой
занималась только старшая сестра. Джею оставалось только наблюдать за ее
уроками и учиться самостоятельно. Но этого оказалось достаточным, для того
чтобы музыка стала главным впечатлением и жизненным выбором МакШенна. К
сожалению, родители так не считали, и в 15 лет МакШенн вынужден уйти из дома,
чтобы посвятить себя игре на пианино. Несколько лет он гастролировал с
небольшими джазовыми группами по юго-западу США, совершенствуя свой энергичный
и проникновенно-блюзовый стиль игры, на который оказали влияние музыканты того
времени – Фэтс Уоллер и Эрл Хайнс, а что касается стиля — немногим позже МакШенна
поразил энергичный, глубоко блюзовый стиль игры Пита Джонсона и других мастеров
Буги-вуги. Джей работал в этом стиле и не изменял ему практически 75 лет.
В 1936
году судьба странствующего музыканта случайно забросила МакШенна в Канзас. Ему
просто нужно было сделать пересадку с одного автобуса на другой, чтобы
отправиться дальше. Но это же Канзас! "Этот город был открыт для всех, –
вспоминал МакШенн в интервью газете Chicago Tribune в 1991 году, – поэтому туда
приезжали девочки, сутенеры – понимаете, о чем я? Все были счастливы, ночная
жизнь бурлила, а музыка звучала фактически постоянно, вплоть до 5 или 6 часов
утра".
Город так
и провоцировал на соблазнительное приключение, и МакШенн не стал
сопротивляться. Случайный знакомый в клубе предлагает остаться поиграть. Одна
возможность цепляет следующую. У МакШенна нет денег и негде остановиться, но
ему предлагают пожить у «друзей друзей». Через 2 дня МакШенн находит работу в
одном из многочисленных заведений Канзаса, где всю ночь напролет люди танцуют
под джаз и блюз. Его напарниками в трио становятся Оливер Тодд и Элмер Хопкинс.
В 1937 году в одном из клубов он встречает молодого и никому неизвестного
17-летнего альт-саксофониста Чарли Паркера и берет его в свой бэнд.
Пуская
корни в Канзасе, перекати-поле МакШенн работает в танцевальных клубах «Century
Room» и «Fairyland Park», постепенно расширяя трио до октета. Помимо Паркера,
оркестр Джея МакШенна включал таких великолепных музыкантов, как басист Джин
Рэйми, барабанщик Гас Джонсон, саксофонист Пол Куиничетт, блюзовый
вокалист-шаутер Уолтер Браун и трубач Бадди Андерсон. Он конкурировал с
оркестром Каунта Бейси за звание самого горячего бэнда в городе, а в работах
«Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и
«Swingmatism» впервые проявился особенный голос и стиль будущего новатора джаза
Чарли Паркера. Оркестр МакШенна имел грандиозный успех и, казалось, прочно
вошёл в элиту биг-бэндов Эпохи свинга, однако Вторая мировая война и закон об
ограничении звукозаписи сделали дальнейшее восхождение оркестра к вершине славы
невозможным.
После
службы в армии МакШенн переезжает в Лос-Анджелес, где удачно работает с Джимми
Визерспуном, участвуя в записях. В период 1945-50 годов они добились успеха в
рамках стиля ритм-энд-блюз и записали такие хиты, как «Money’s Getting’
Cheaper», «Shipyard Woman Blues», а также великий хит «Ain’t Nobody’s
Business».
Имя
МакШенна оказывается вновь на гребне волны уже в 1960-х (после того как он
возвращается в Канзас из Лос-Анджелеса): с новым поколением появляется новая
аудитория слушателей, и Джей активно гастролирует в Европе и Америке, делает
записи и участвует в многочисленных фестивалях.
В 1972
году новым домом МакШенна становится Канада, где он как лидер записывает около
12 удачных альбомов. 70-е 80-е 90-е годы были на редкость
продуктивными. Его диски очень хорошо продавались, с новым молодым поколением
слушателей пришла ещё большая известность, а благосостояние росло. Где бы
Макшенн не записывался, будь то Onyx (радиотрансляции 1940 года), Decca, Capitol
Records, Aladdin Records (US), Mercury, Black Lion Records, EmArcy Records,
Vee-Jay Records, Black & Blue, Master Jazz, Sackville Records, Sonet,
Storyville, Atlantic, Swingtime или Music Masters, его игра всегда была
подчёркнуто душевной, а эффектный, легко узнаваемый вокал звучал в классическом
живом стиле. Также в 1996 году совместно с гитаристом и продюсером Дюком
Робиллардом Джей записал альбом «Hootie’s Jumpin’ Blues», а тремя годами позже
ещё один великолепный диск «Still Jumpin’ the Blues» при участии Робилларда и
Марии Малдор. Оба альбомы были изданы на лейбле Canadian Stoney Plain. Джей
Макшенн всегда будет ассоциироваться со своим детищем, канзасским свинг-блюзом.
Вклад
музыканта в развитие жанра "свингующего блюза"* был оценен еще при
жизни: в 1987 году имя Джея МакШенна был введено в "Blues Foundation’s
Hall of Fame". Но в памяти миллионов людей он остается тем же Hootie из
города Канзас – он играет блюз, под который нам открывается легкость бытия.
Александра
Блок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий