пятница, 21 февраля 2025 г.

Первый поэт би-бопа. Тэдд Дэмерон (21 февраля 1917 года - 8 марта 1965).

Зал славы джаза.

Би-боп.

21 февраля 1917 года в Кливленде родился Тэдд Дэмерон (Tadd Dameron) – талантливый пианист, но прежде всего – выдающий композитор и аранжировщик, оказавший значительное влияние на развитие джаза в 40-е и 50-е годы. Он был одним из первых, кто стал интегрировать тогда только появлявшиеся и не всем еще понятные идеи новой музыки – би-бопа – в первоклассные аранжировки и для биг-бэндов, и для небольших групп. Своим творчеством он, собственно, и помог боповой стилистике обрести свою лицо, свою красоту, свою понятную структурированную форму и выразительность.

 Музыка окружала Дэмерона с детства. Первые уроки на фортепиано ему давала мама – причем обучая не читать ноты, а по памяти подбирать на слух. А джазом Тэдд заинтересовался благодаря старшему брату Цезарю – тот был саксофонистом, и в доме часто звучали записи популярных биг-бэндов 30-х годов – Флетчера Хендерсона, Дюка Эллингтона и оркестра “Casa Loma”, игравшего уникальные по тем временам аранжировки. Цезарь же и привел младшего брата на сцену – ещё когда-то в 30-х он пришел с ним в ночной клуб и попросил, чтобы Тэдду разрешили «посидеть за фортепиано» с выступавшим “Snake White Band”. Как вспоминал свидетель того случая, Энди Андерсон, еще один саксофонист родом из Кливленда, все были просто поражены, когда паренек начал играть – казалось, что все его десять пальцев сразу играли 10 разных нот одновременно.

 Вскоре после этого друг Тэдда по старшей школе, трубач Фредди Уэбстер уговорил его вступить в его группу. А в 1938 году, когда ему был 21 год, Дэмерон уже вовсю писал аранжировки для кливлендского бэнда, который организовали Джеймс Джетер (James Jeter) и Хайэс Пилларс (Hayes Pillars). В 1940-м Тэдд гастролировал по разным городам с коллективами Зака Уайта и Бланш Кэллоуэй, пока наконец не попал в Нью-Йорк – уже вместе с бэндом Вито Мюссо (Vito Musso). Когда оркестр распался, Дэмерон отправился в Канзас-сити, где сочинял и делал аранжировки для ансамбля “Rockets” Харлана Леонарда. В то время он писал практически чистый свинг – одними из самых известных его композиций того времени были “400 Swing”, “Rock and Ride” и “A La Bridges”, и ничто в них, как говорится, не предвещало, что их автор вскоре окажется одним из главных новаторов джаза.

Harlan Leonard and his Rockets – «Rock And Ride»

Первые эксперименты стали появляться во время работы для оркестра Джимми Лансфорда. Дэмерон уже явно впитывал витавшие в воздухе идеи би-бопа и пытался использовать что-то из новых тенденций в своих аранжировках. Сам он говорил, что начал писать действительно «в своем стиле», когда попал в оркестр Каунта Бэйси. А в 1942 году замечательный тромбонист Трамми Янг, которого Дэмерон знал по бэнду Лансфорда, представил молодого композитора Диззи Гиллеспи, а тот – Чарли Паркеру. И на их совместных джемах новые гармонические идеи би-бопа развивались самыми бурными темпами.

В 1944 году они все вместе работали в оркестре Билли Экстайна, где их не менее талантливыми партнерами были Декстор Гордон, Джин Эммонс, Сара Вон, Майлс Дэвис и Арт Блэйки. А еще через некоторое время Дэмерон уже писал для Диззи, который наконец-то собрал свой революционный биг-бэнд. Взяв на вооружение длинные фразы, мощные «затактовые» ритмы и боповые типы аккордовых смен, которые начинали использовать Гиллеспи и Паркер, Дэмерон создавал аранжировки, которые становились все популярней. Одним из хитов оркестра Диззи стала тогда композиция Дэмерона “Good Bait”.

Tadd Dameron Sextet at Royal Roost – «Good Bait» (1st version)

В 1947-м журнал “Esquire” объявил музыканта «Лучшим аранжировщиком нового джаза». И в том же году Дэмерон организовал свою небольшую группу, главным солистом которой стал молодой блестящий трубач Фэтс Наварро. Вместе они сделали несколько записей для “Blue Note” и “Capitol”, ставших настоящей классикой. В 1949 году Дэмерон выступал и записывался с Майлсом Двисом на Парижском джазовом фестивале. Какое-то время он также работал в ритм-энд-блюзовом оркестре Булла Муза Джексона – тогда в нем также играл молодой Бенни Голсон. Дэмерон оказал огромное влияние на формирование его композиторского стиля, и Голсон потом с 1953 по 1959 годы был участником группы Дэмерона.

Вообще, у Дэмерона в разное время выступали совершенно блестящие замечательные музыканты – Декстер Гордон, Сани Роллинc, Милт Джексон, Кёрли Рассел, Кенни Кларк и многие другие. Интересно, что после работы с Наварро Дэмерону повезло открыть еще один совершенно потрясающий талант. Готовясь к очередной сессии, он решил взять на тот момент еще не очень известного трубача – Клиффорда Брауна, и 11 июня 1953 года в Нью-Йорке они записали несколько композиций в составе под названием “Tadd Dameron's Big Ten” – тогда труба Брауна невероятно красиво «парила» над мощными звуковыми потоками ансамбля. А через три года после этой записи «Брауни» уже считался одним из самых выдающихся трубачей своего времени. По трагической иронии судьбы, его история и жизнь закончились еще быстрей и бессмысленней, чем у Наварро.

Tadd Dameron w/ Sarah Vaughan – «If You Could See Me Now» (1946)

Дэмерон тем временем продолжал писать и заниматься аранжировками. Одной из самых его известных композиций стала “If You Could See Me Now”, записанная с Сарой Вон и его старым другом Фредди Уэбстером. Затем музыкант участвовал в нескольких интересных проектах, и в том числе сотрудничал с Джоном Колтрейном (альбом саксофониста “Mating Call” 1958 года). Однако сразу после этого музыкант из-за наркотиков попал в тюрьму, где провел почти два года. Освободившись в 1961-м, он писал для Сани Ститта, Блу Митчелла, Милта Джексона и Бенни Гудмана.

Последней записью Тэдда стал альбом “The Magic Touch of Tadd Dameron” 1962 года, оказавшийся своеобразной ретроспективой творчества музыканта. В него вошли и малоизвестные, и самые популярные из его композиций, включая “On a Misty Night”, “Fontainebleau”, “If You Could See Me Now” и “Our Delight”, исполненные в совершенно фантастическом составе: Билл Эванс за фортепиано, Джонни Гриффин на тенор-саксофоне, трубачи Чарли Шейверс, Джо Уайлдер, Кларк Терри, тромбонист Джимми Кливленд, валторнист Джулиус Уоткинс, Филли Джо Джонс за барабанами.

Tadd Dameron With John Coltrane – «On A Misty Night»

Вообще, музыка Дэмерона считается достаточно сложной – он сам часто говорил, что ему пришлось стать аранжировщиком, потому что это была единственная возможность реализовать свои идеи и добиться того, чтобы его музыку могли играть. Ее исполняли, действительно, далеко не все оркестры и группы, и требовались музыканты самого высокого уровня, чтобы ее правильно интерпретировать. Дэмерон по-своему расширял возможности боповых гармонических принципов, а в создании аранжировок обычно учитывал конкретные возможности исполнителей, что позволяло ему особенно красиво сочетать различные соло, смешивать разные тембры и персональные стили музыкантов. Он также славился очень изысканными аранжировками для флейты, которую часто можно услышать в его записях.

Tadd Dameron Sextet – «Our Delight»

Тэдд Дэмерон умер от рака 8 марта 1965 года в возрасте 48 лет, навсегда оставшись одним из самых интересных, важных и уважаемых композиторов в истории джаза, чьи работы до сих пор вдохновляют музыкантов на создание ярких и оригинальных интерпретаций.

Ольга Дюдина

Комментариев нет:

Отправить комментарий