Би-боп.
21 февраля 1917 года в Кливленде родился Тэдд Дэмерон (Tadd Dameron) – талантливый пианист, но прежде всего – выдающий композитор и аранжировщик, оказавший значительное влияние на развитие джаза в 40-е и 50-е годы. Он был одним из первых, кто стал интегрировать тогда только появлявшиеся и не всем еще понятные идеи новой музыки – би-бопа – в первоклассные аранжировки и для биг-бэндов, и для небольших групп. Своим творчеством он, собственно, и помог боповой стилистике обрести свою лицо, свою красоту, свою понятную структурированную форму и выразительность.
Первые
эксперименты стали появляться во время работы для оркестра Джимми Лансфорда.
Дэмерон уже явно впитывал витавшие в воздухе идеи би-бопа и пытался
использовать что-то из новых тенденций в своих аранжировках. Сам он говорил, что
начал писать действительно «в своем стиле», когда попал в оркестр Каунта Бэйси.
А в 1942 году замечательный тромбонист Трамми Янг, которого Дэмерон знал по
бэнду Лансфорда, представил молодого композитора Диззи Гиллеспи, а тот – Чарли
Паркеру. И на их совместных джемах новые гармонические идеи би-бопа развивались
самыми бурными темпами.
В 1944
году они все вместе работали в оркестре Билли Экстайна, где их не менее
талантливыми партнерами были Декстор Гордон, Джин Эммонс, Сара Вон, Майлс Дэвис
и Арт Блэйки. А еще через некоторое время Дэмерон уже писал для Диззи, который
наконец-то собрал свой революционный биг-бэнд. Взяв на вооружение длинные
фразы, мощные «затактовые» ритмы и боповые типы аккордовых смен, которые
начинали использовать Гиллеспи и Паркер, Дэмерон создавал аранжировки, которые
становились все популярней. Одним из хитов оркестра Диззи стала тогда
композиция Дэмерона “Good Bait”.
В 1947-м
журнал “Esquire” объявил музыканта «Лучшим аранжировщиком нового джаза». И в
том же году Дэмерон организовал свою небольшую группу, главным солистом которой
стал молодой блестящий трубач Фэтс Наварро. Вместе они сделали несколько
записей для “Blue Note” и “Capitol”, ставших настоящей классикой. В 1949 году
Дэмерон выступал и записывался с Майлсом Двисом на Парижском джазовом
фестивале. Какое-то время он также работал в ритм-энд-блюзовом оркестре Булла
Муза Джексона – тогда в нем также играл молодой Бенни Голсон. Дэмерон оказал
огромное влияние на формирование его композиторского стиля, и Голсон потом с
1953 по 1959 годы был участником группы Дэмерона.
Вообще, у
Дэмерона в разное время выступали совершенно блестящие замечательные музыканты
– Декстер Гордон, Сани Роллинc, Милт Джексон, Кёрли Рассел, Кенни Кларк и
многие другие. Интересно, что после работы с Наварро Дэмерону повезло открыть
еще один совершенно потрясающий талант. Готовясь к очередной сессии, он решил
взять на тот момент еще не очень известного трубача – Клиффорда Брауна, и 11
июня 1953 года в Нью-Йорке они записали несколько композиций в составе под
названием “Tadd Dameron's Big Ten” – тогда труба Брауна невероятно красиво
«парила» над мощными звуковыми потоками ансамбля. А через три года после этой
записи «Брауни» уже считался одним из самых выдающихся трубачей своего времени.
По трагической иронии судьбы, его история и жизнь закончились еще быстрей и
бессмысленней, чем у Наварро.
Дэмерон
тем временем продолжал писать и заниматься аранжировками. Одной из самых его
известных композиций стала “If You Could See Me Now”, записанная с Сарой Вон и
его старым другом Фредди Уэбстером. Затем музыкант участвовал в нескольких
интересных проектах, и в том числе сотрудничал с Джоном Колтрейном (альбом
саксофониста “Mating Call” 1958 года). Однако сразу после этого музыкант из-за
наркотиков попал в тюрьму, где провел почти два года. Освободившись в 1961-м,
он писал для Сани Ститта, Блу Митчелла, Милта Джексона и Бенни Гудмана.
Последней
записью Тэдда стал альбом “The Magic Touch of Tadd Dameron” 1962 года,
оказавшийся своеобразной ретроспективой творчества музыканта. В него вошли и
малоизвестные, и самые популярные из его композиций, включая “On a Misty
Night”, “Fontainebleau”, “If You Could See Me Now” и “Our Delight”, исполненные
в совершенно фантастическом составе: Билл Эванс за фортепиано, Джонни Гриффин на
тенор-саксофоне, трубачи Чарли Шейверс, Джо Уайлдер, Кларк Терри, тромбонист
Джимми Кливленд, валторнист Джулиус Уоткинс, Филли Джо Джонс за барабанами.
Вообще,
музыка Дэмерона считается достаточно сложной – он сам часто говорил, что ему
пришлось стать аранжировщиком, потому что это была единственная возможность
реализовать свои идеи и добиться того, чтобы его музыку могли играть. Ее
исполняли, действительно, далеко не все оркестры и группы, и требовались
музыканты самого высокого уровня, чтобы ее правильно интерпретировать. Дэмерон
по-своему расширял возможности боповых гармонических принципов, а в создании
аранжировок обычно учитывал конкретные возможности исполнителей, что позволяло
ему особенно красиво сочетать различные соло, смешивать разные тембры и
персональные стили музыкантов. Он также славился очень изысканными
аранжировками для флейты, которую часто можно услышать в его записях.
Тэдд Дэмерон умер от рака 8 марта 1965 года в возрасте 48 лет, навсегда оставшись одним из самых интересных, важных и уважаемых композиторов в истории джаза, чьи работы до сих пор вдохновляют музыкантов на создание ярких и оригинальных интерпретаций.
Ольга Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий