суббота, 15 февраля 2025 г.

30 лет альбому! Diana Krall – «Only Trust Your Heart» (1995).

Jazz

"Great American Songbook"

Термин "Great American Songbook" знаком любому меломану, и вопреки своему названию, он уже давно не связан с определенной географией. Америка в данном случае является всего лишь местом его появления, и фактически "Великий американский песенник" представляет собой канон наиболее значимых произведений 20-го века, созданных преимущественно для бродвейского театра, мюзиклов и Голливуда. Обычно их принято называть простым словом "стандарты". Примечательно, что эти песни, являвшиеся основным репертуаром джазовых музыкантов в период с 1920 по 1960 годов, во второй половине прошлого века начали выходить за рамки определенного стиля. В настоящее время существует огромное количество примеров того, как исполнители, даже безмерно далекие от джаза, интерпретировали материал из "Great American Songbook" своим, совершенно отличным от канона образом, поэтому "стандарты" уже давно не просто вопрос ностальгии. Это, как выразился Тони Беннетт, "часть классической музыки".

Diana Krall – «Only Trust Your Heart”

Недавно отпраздновавшая 30-летие музыкальной карьеры, канадская певица/пианистка Дайана Кролл является подлинным виртуозом в записи стандартов. На ее счету 15 пластинок, построенных, в основном, на традиционном репертуаре из "Великого американского песенника" (хотя и не только), интерпретированном в самом разном ключе от канонического прочтения до кантри и поп-аранжировок. Обладательница узнаваемого контральто привыкла видеть в этих классических песнях бесконечный простор для переосмысления: "Только послушайте, как Билл Эванс, Оскар Петерсон и Тедди Уилсон играли одну и ту же музыку, или как Шейла Джордан, Розмари Клуни и Эл Джерро пели одну и ту же песню. Чарли Паркер придумал бибоп на основе этих песен. Именно это заставляет меня чувствовать себя полностью удовлетворенной, и в этом заключается вся свобода".

Судя по некоторым пластинкам в дискографии Кролл, например, "Wallflower" или "The Girl In The OtherRoom", исполнительница действительно научилась чувствовать эту свободу, без страха и сомнений переходя от жанра к жанру, следуя утверждению: "Правила созданы для того, чтобы их нарушать". Однако, несмотря на стилистические эксперименты, канадская артистка по-прежнему верна канону и всегда готова вернуться к истокам, с которых начинала.

Diana Krall - "Just Squeeze Me"

Свой дебют "Stepping Out" 1993 г. она профинансировала из собственного бюджета, накопленного работой в качестве сессионной пианистки после переезда в Лос-Анджелес, и выпустила на независимом канадском лейбле Justin Time Records. В записи пластинки принимали участие басист Джон Клейтон и барабанщик Джефф Гамильтон, ставшие верными соратниками Кролл на долгие годы. Хотя в те годы сложно было представить жанр, более далекий от мейнстрима, чем джаз, пластинка имела определенный успех. Вскоре после релиза Дайана Кролл получила предложение от лейбла GRP Records, основанного Дейвом Грузином в конце 70-х, и подписала очень солидный контракт. В то же время состоялось судьбоносное знакомство пианистки с мэтром американской музыкальной индустрии Томми ЛиПумой. Именитый продюсер остался в восторге от таланта 30-летней Кролл и согласился принять участие в ее следующей записи. Так началось их сотрудничество, продлившееся, без малого, 20 лет и обернувшееся дюжиной высококлассных альбомов. Первым из них стал "Only Trust Your Heart".

Запись пластинки проходила в течение 4-х дней в сентябре 1994 г. в прославленной студии Power Station в Нью-Йорке, где канадская артистка быстро почувствовала себя как рыба в воде. Кролл знала, что ЛиПума, повидавший на своем веку немало культовых артистов, славился своим мягким, обволакивающим подходом, благодаря чему исполнитель чувствовал себя максимально комфортно и защищенно, и мог проявить свою творческую свободу. В те мягкие осенние деньки она ощутила, что все это не слухи - он и правда был таким.

Diana Krall – «Is You Is Or Is You Ain't My Baby» - 8/15/1998 - Newport Jazz Festival

Продюсер не планировал изобретать нечто новаторское, а просто стремился усовершенствовать классический подход, избранный певицей на ее дебютном альбоме. Конечно, происходило это при помощи лучших сессионных музыкантов. Тенор-саксофонист Стэнли Таррентайн участвует в трех треках: "Is You Is or Is You Ain't My Baby?", "I Love Being Here with You" и инструментальной "CRS-Craft" Рэя Брауна, а в остальном поддержка включает фортепиано самой Кролл вместе с трио из барабанщика Льюиса Нэша, Брауна и Кристина Макбрайда на басу.

Дайана Кролл - неотрадиционалист с выдающейся родословной, включающей уроки классического фортепиано в джазовом оркестре, стипендию Ванкуверского джазового фестиваля в колледже Беркли и Грант Канадского совета по искусству на учебу с Джимми Роулзом в Лос-Анджелесе. Как следствие, исполнительница, погруженная в традиционную акустическую джазовую игру и пение под фортепиано, на своем втором альбоме демонстрирует свои навыки и таланты, свободно исполняя соло под мелодии, взятые из "Great American Songbook", спетые ее крепким контральто.

Diana Krall – «I Love Being Here With You» (Live in Rio)

Тот факт, что в 1995 г. такая артистка, как Дайана Кролл, сумела получить огласку и серьезно прославилась на всю страну, весьма красноречив. В наше время рекорд-лейблы были бы намного более осторожными с таким сложным материалом, даже будь он исполнен статной и эффектной Дайаной Кролл, больше похожей на модель или актрису, нежели на классически обученную джазовую пианистку.

Конечно, наша героиня всегда являлась кем-то большим, чем просто милашкой с красивым лицом и копной волос золотистого оттенка, игравшей старомодный джаз, но и такой она тоже была. В 1995 году она записала пластинку, которая, по всем намерениям и целям, смело могла быть записана в 1954-м, а не в 1994-м. Впрочем, этого не произошло хотя бы потому, что родилась Дайана Кролл лишь 10 лет спустя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий