среда, 19 февраля 2025 г.

20 культовых композиций в истории электронной Музыки.

Электронная музыка.

Делия Дербишир — Dr. Who Theme / 1963

Первый электронный хит, созданный еще до эпохи промышленных синтезаторов. Молодая сотрудница студии BBC Radiophonic Workshop Делия Дербишир (Delia Derbyshire) записала заглавную тему к новому сериалу при помощи генераторов белого шума и тон-осцилляторов — приборов, предназначенных для проверки акустики помещения, а вовсе не для создания музыки. Дальше были часы склеивания пленок, ускорения и замедления петель, наложений и прочей ручной работы. В результате родилась одна из самых узнаваемых тем в кинематографе, надолго связавшая электронную музыку и научную фантастику.

Delia Derbyshire – «Doctor Who» (1963) - Original Theme music video

Несмотря на успех сериала, лейбл Decca поначалу даже не хотел издавать эту вещь на пластинке — слишком уж необычно она звучала по меркам шестидесятых. И лишь спустя год «Dr. Who Theme» наконец вышла официально.

Neu! Hallogallo / 1972

Краутрок — классический пример музыки, опередившей свое время. В семидесятые охочие до новых трендов издатели (в первую очередь британские) безуспешно пытались делать из немецких бунтарей звезд, а по-настоящему эту музыку оценили уже в девяностые, когда о краутроке начали писать книги, а о его влиянии стали говорить самые разные музыканты от Radiohead до Seefeel и Mouse on Mars.

Neu! – «Hallogallo» (1972)

Дюссельдорфский коллектив Neu!, основанный Михаэлем Ротером и Клаусом Дингером после их ухода из Kraftwerk, стал, кажется, главным символом краутрок-ренессанса. В девяностые их семплировали Stereolab и System7, а каверы записывали Download и Autechre. В нулевые Neu! начали массово переиздавать, ну а в 2010-е неокраут, опирающийся в первую очередь на ударный паттерн Клауса Дингера, стал музыкой если и не массовой, то чрезвычайно модной.

Kraftwerk Autobahn / 1974

Трудно найти электронный жанр, в котором немцы Kraftwerk не оставили бы яркого следа. Это и вечно актуальный краутрок, и величественная космоэлектроника, и синти-поп, и электро, и даже техно. Вещь, которая, пожалуй, более всего объединяет их таланты, — сингл с одноименного альбома, ставший для группы большим прорывом.

Kraftwerk – «Autobahn» (Single version 1974)

Группа из Дюссельдорфа, известная до этого разве что в довольно узкой краутрок-тусовке, внезапно делает квантовый скачок в поп-пространство и прорывается даже в американские чарты. И если бы «Autobahn» не звучал в середине семидесятых на всех радиостанциях, история музыки могла бы быть совсем иной.

Tangerine Dream — Rubycon pt. 1 / 1974

Эдгар Фрезе и его формация переменного состава начинали с мрачной, почти шумовой музыки, но в 1973-м открыли для себя секвенсоры, и после этого мир уже не был прежним.

Tangerine Dream — «Rubycon» (Pt. 1 / Remastered 2018)

Формула «пульсирующий бас, зацикленные последовательности нот, слегка меняющие форму звука, и возвышенные string machines на заднем плане» определит не только космоэлектронику всех возможных волн и поколений, но и синтезаторное диско —что бы делал без этой вещи, скажем, Джордио Мородер? —, а затем и транс. Ну а заглавная тема из сериала «Очень странные дела» — так и вовсе, по сути, оммаж Tangerine Dream.

Jean Michel Jarre Oxygene Part II / 1976

Oxygene один из ранних образцов музыки эмбиент — это медленная, лёгкая и медитативная электроника. Несмотря на то, что в прессе звучание диска часто называют «космическим», сам Жан-Мишель в интервью рассказал, что пытался в музыке выразить движение атмосферы Земли, о чём и говорит название.

Jean Michel Jarre — «Oxygene Part II» (1976)

Альбом оказал большое влияние на электронную музыку, его называли «революционным».

Донна Саммер — I Feel Love / 1977

Мы привыкли думать, что будущее не создается по заказу, а как бы возникает само собой («будущее происходит с нами, пока мы заняты другими вещами», как пел Карл Бартос из Kraftwerk). В случае с «I Feel Love» вышло иначе. Продюсер трека Джорджио Мородер получил от Донны Саммер задание «сделать чтонибудь, что звучало бы как музыка будущего».

Donna Summer – «I Feel Love» (1977)

Причем трек задумывался всего лишь как вишенка на красочном торте ретроальбома, где Донна поочередно примеряет музыкальные наряды разных эпох. В результате получился не просто один из главных диско-хитов на планете, но и трек, без которого не существовало бы никакой клубной электроники.

Human League Being Boiled / 1978

Дебютный сингл шеффилдской группы — идеальный баланс между пусть хмурой и холодной, но все же поп-музыкой и экспериментальным, новаторским саунд-дизайном. Вскоре этот баланс разрушится, власть в группе захватит вокалист Фил Оуки, а Human League надолго станут одними из главных в Британии поставщиков танцевальных поп-хитов.

The Human League – «Being Boiled» (1978)

Но их главный вклад в историю — именно эта ранняя вещь. Без нее не было бы ни Depeche Mode, ни жанра EBM, а возможно, даже и техно с хип-хопом (этот сингл и сейчас частенько заводит в своих сетах Grandmaster Flash). Ну а формула «лучшие вещи получаются, когда в группе на равных правах участвуют попсовик и экспериментатор», верна до сих пор. Вот только удерживать этот баланс все так же трудно.

Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force Planet Rock / 1982

Системообразующая пластинка для хип-хопа и электро растет напрямую из крафтверковских корней. Троица рэперов, продюсер Артур Бейкер и руководивший всем процессом нью-йоркский диджей Африка Бамбата (один из крестных отцов хип-хопа) решили воссоздать на пленке то, что происходило на улицах Бронкса. Свои «рифмы» уличные поэты читали под микс из электронных пластинок конца 1970-х, так что для минусовки Бейкер и сотоварищи использовали сразу несколько цитат из Kraftwerk. Вот только ломаный бит из «Nummern» и мелодию из «Trans-Europe Express» они не семплировали (для таких трюков все равно не хватило бы памяти), а воссоздали с нуля. Благо клавишник Джон Роби был не только виртуозом игры, но и настоящим синтезаторным нердом.

Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force – «Planet Rock» (Official Music Video)

На выходе получился гимн брейк-данса, повлиявший на все и вся от жанра электро с его почти сорокалетней историей до Афекс Твина и Херби Хэнкока.

New Order Blue Monday / 1983

Электроникой Бернард Самнер и сотоварищи увлекались, еще играя в Joy Division, но по-настоящему клубные ритмы захватят их только после посещения Нью-Йорка.

New Order — «Blue Monday» (1983)

«Самый продаваемый 12-дюймовый сингл в истории» (статус, который, впрочем, нельзя по-настоящему ни подтвердить, ни опровергнуть изза недостатка данных) не только стал краеугольным камнем жанра альтернативной танцевальной музыки и фундаментом будущего единения рока и рейва (клуб Hacienda, ставший для New Order родным домом, станет мировым центром танцевальной музыки еще только лет через пять), но и источником множества цитат. Клавишную мелодию оттуда будут, например, использовать в своих хитах MIA и Рианна.

Брайан Ино An Ending (Ascent) / 1983

Ино не столько придумал эмбиент (записи, попадающие под этот жанровый тег, выходили еще в 1960-е), сколько сформулировал концепцию. Это для создания сцены оказалось куда важнее. И если пластинка «Ambient 1: Music for Airports» (под которую и была сформулирована идея) по звучанию больше напоминала академический минимализм, а не электронику, то трек «An Ending (Ascent)» с альбома «Apollo: Atmospheres and Soundtracks» — это уже тот возвышенный эпический звук, который мы связываем с Ино-музыкантом и Ино-продюсером (послушайте хотя бы начало альбома U2 «The Joshua Tree»). 

Brian Eno - An Ending (Ascent) (Remastered 2019)

Эта вещь повлияла примерно на всю эмбиент-сцену девяностых, когда о жанре вспомнила молодежь, а также с полутора десятков раз засветилась в кино и ТВ, начиная с фильмов «Драйв» и «28 дней спустя», заканчивая церемонией открытия олимпиады в Лондоне и рекламы Британского центра исследования рака.

Phuture Acid Tracks / 1987

Хаус возник в Чикаго в середине восьмидесятых, но настоящий прорыв в этом жанре совершили именно Херберт Джексон и Эрл Смит. До появления «Acid Tracks» хаус был чемто вроде «прокачанного диско», после стал инопланетной музыкой будущего. 13-минутный психоделический импровиз чикагские музыканты накрутили за один вечер буквально на паре инструментов

Phuture, Acid Tracks - 1987

И если до появления этой вещи бас-станция Roland TB-303 считалась бесполезным куском железа и пластмассы (аппарат с треском провалился на рынке и продавался в комиссионках почти за бесценок, поэтому и попал в руки чикагских нищебродов), то после стал прямо-таки предметом культа.

The Orb Little Fluffy Clouds / 1990

Похожий на лоскутное одеяло коллаж, построенный на семплах из Стива Райха, Эннио Морриконе и Харри Нильсона, а также интервью певицы и актрисы Рики Ли Джонс (использованного, разумеется, без разрешения) — гимн не только эмбиент-хауса, но и всей чиллаутной сцены, да в общем и более широкого понятия «семпладелика».

The Orb - Little Fluffy Clouds (Official Music Video)

Именно Алекс Паттерсон стал героем тех, кто начал ходить в клубы не только ради танцев до исступления, но, и чтобы полежать на матрасах, послушать странную музыку и иногда подвигать в такт головой.

Massive Attack Unfinished Sympathy / 1991

По правде говоря, в 1991-м совсем не было ощущения, что спустя тридцать лет Massive Attack вырастут в одну из самых влиятельных групп на планете. Но уже тогда в песне «Unfinished Sympathy» слышалось чтото совершенно завораживающее. Троица бристольских парней (тогда их было трое) и приглашенная певица Шара Нельсон очень убедительно показывали, что электроника — это совсем не обязательно «музыка машин» и топливо для рейв-эйфории. Это еще и про человека, про эмоции, про душу и про сладкую грусть.

Massive Attack — «Unfinished Sympathy» (Remastered 2006)

Эта вещь не только открыла дорогу всей трип-хоп-волне, но и заложила фундамент для взлетевшего много позже нового соула.

The Prodigy / Everybody in the Place (Fairground Mix) / 1992

Prodigy — редкий пример группы, добившейся массового успеха не «стоя на плечах гигантов», то есть адаптируя чужие идеи под нужды широкой аудитории, а будучи настоящими новаторами. Лиам Хоулетт и сотоварищи были одними из тех, кто стоял у истоков британского брейкбита и методом проб и ошибок выводил формулу «рваный семплированный ритм, ускоренные голоса и привязчивые до наивности мелодии».

The Prodigy – «Everybody In The Place» (Official Video)

Первая версия трека, изданная годом ранее, оказалась фальстартом, но вторая, «Fairground Mix», оказалась стопроцентным рейв-боевиком, который до сих пор поднимает на танцпол мертвых. Если к вам вдруг прилетят инопланетяне и спросят вас, что такое рейв, смело ставьте им «Everybody in a Place».

Aphex Twin On / 1993

Ричард Ди Джеймс — редкий электронщик, вошедший в историю более чем одним открытием. Он и корифей эмбиент-хауса, и предтеча жанра deconstructed club, но все же в первую очередь Ричард — отец жанра с противоречивым названием IDM, первой в электронном континууме музыки нердов и субкультуры, возникшей в самом начале девяностых в только набиравшем ход интернете.

Aphex Twin – «On» (1993)

«On», так и оставшийся в итоге неальбомным синглом, пожалуй, лучше всего олицетворяет тезис «борьба ритма и мелодии», когда прозрачным и светлым до наивности клавишам противостоит рваный и тяжелый, щедро сдобренный овердрайвом, почти индустриальный бит. Видео на эту вещь, кстати сказать, снимал Джарвис Кокер.

Джефф Миллс Bells / 1996

Всем известно, что техно родилось в Детройте, но не все знают, что до поры до времени звучало оно совсем иначе. Техно в его нынешнем виде — быстрая, жесткая и репетативная музыка, предназначенная строго для клубов, сформировалось в первой половине 1990-х, когда техно-клубы прижились в Европе, в первую очередь в Берлине.

Jeff Mills – «The Bells» (1996)

И самую, пожалуй, яркую вещь в современном техно-каноне создал человек, объединяющий два мира, — уроженец Детройта, успевший не только стать радиолегендой под именем The Wizard (то есть «Волшебник») и поиграть в группировке Underground Resistance, но и побыть резидентом знаменитого берлинского клуба Tresor.

Daft Punk Da Funk / 1997

Тома Бангальтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо одними из первых поняли, что будущее современной электроники — быть плавильным котлом, в котором варится все музыкальное наследие человечества.

Daft Punk – «Da Funk» (Official Music Video Remastered)

Диско-грув, техно-бит, квакающие перегруженные рок-риффы, фанковые клавиши, а позже — соул-вокал, вокодеры, слезливые медляки и напыщенные арт-роковые аранжировки — все это не более чем кубики, из которых французы складывают башню современного звука.

System F Out of the Blue / 1998

Случается так, что самым влиятельным становится не трек, закладывающий основы жанра и задающий направление движения, а тот, что как бы подводит итог. К 1998-му транс уже, казалось бы, едет с ярмарки. Отгремела франкфуртская волна первой половины 1990-х, отделился гоанский психоделический андеграунд, покорил чарты Роберт Майлз, взлетел британский прогрессив. Ферри Корстен пришел, чтобы сделать транс достоянием совсем уж широких масс, музыкой стадионов.

System F – «Out Of The Blue» (Official Video)

Трек, который многие помнят еще и по фильму «В отрыв!», открыл дорогу Тиесто и Армину ван Бюрену, да, кажется, и сумасшедшего успеха Avicii c Дэвидом Геттой и Кельвином Харрисом без него не было бы.

Бенни Бенасси Satisfaction / 2003

Эта вещь вместе с чуть менее известным треком Alter Ego «Rocker», по сути, задала матрицу танцевального мейнстрима начала XXI века — по этим лекалам создавались и EDM, и дабстеп, и даже хип-хоп. Абсолютный минимализм в аранжировках, запоминающийся хук (причем даже не мелодический, а голосовой), а главное — мощнейший, размазывающий по стенам бас.

Benny Benassi – «Satisfaction» (Official Video)

Burial Archangel / 2007

Избегающий публичности музыкант-одиночка из южного Лондона (за личиной Burial усматривали то Four Tet, то Роберта Дель Ная из Massive Attack, но в конце сошлись на том, что Уильям Беван — реально существующая персона) — главная звезда бейс-сцены, главного достижения электроники нулевых. А по совместительству — первый голос музыки с приставкой «пост» и глашатай новой музыкальной философии.

Burial – «Archangel» (2007)

Технически его печальная, а порой мрачно-мистическая музыка опирается на британский рейв (сам он многократно называл себя наследником «хардкор-континуума»), но, по его же собственным словам, если девяностые были временем эйфории, то сегодня мы все едем на ночном автобусе и ловим тяжелые отходняки. Что ж, не поспоришь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий