Советский рок.
29 января 2025 года скончался Юрий Владимирович Ильченко – музыкант, писатель, певец и композитор, солист ленинградской группы «Мифы». Он был одной из самых заметных фигур на ленинградской рок-сцене 70-х. На родине его не без оснований считали одним из лучших блюзовых исполнителей.
Ильченко
родился 26 апреля 1951 года в Ростове-на-Дону и, будучи ребенком, вместе с
семьей переехал в Ленинград. Интерес к музыке мальчик начал питать уже в раннем
возрасте — в 5 лет Юрий из-под палки стал заниматься на фортепиано, а затем в
течение 1,5 лет играл на аккордеоне. В дальнейшем он взялся и за скрипку, но в
молодости отказался от совершенствования навыков на классическом инструменте.
Первую
7-струнную гитару парню помог смастерить отец, фортепианный мастер и
настройщик, а в 15 лет подросток примкнул к творческому коллективу «МАКС».
Примечательно, что название образовалось из первых букв имен участников: Михаил
Зимарев, Александр Большаков, Константин Флегонтов и Сергей Матвеев. Ребята,
как правило, исполняли композиции из репертуара The Beatles.
В 8-м
классе Юрий осознал, что советская общеобразовательная школа не ставила перед
собой задачу насыщения учеников знаниями, а превращала воспитанников «в удобный
винтик коммунистического автомобиля». Уйдя из учреждения за 2 недели до сдачи
выпускных экзаменов, Ильченко подался рабочим на завод.
В 1968
году Ильченко покинул «MАКС», продолжив осваивать рок-н-ролл на сэйшенах в ДК
им. Горького, Орджоникидзе и др.
Следующим
пристанищем в музыкальной биографии Юрия Ильченко стала группа «Радуга», в
которую его приняли в 1969-м. Однако пребывание юноши в этом составе было
непродолжительным — летом этого же года в Доме культуры «Мир» его талант
приметил сооснователь творческого объединения «Мифы» Геннадий Барихновский. Он
пригласил уроженца Ростова-на-Дону в ансамбль, и тот от предложения не
отказался. Юрию доверили игру на клавишах, однако поначалу единомышленники не
располагали необходимым инструментом, а потому первые выступления дебютанта
пришлись на осень 1969-го.
В 1970-м
молодой человек оказался в армии. Демобилизовавшись через положенные в то время
2 года, парень вернулся к «Мифам». В 1974 году «Мифы» в первый раз развалились,
а Ильченко устроился в Новгородскую филармонию. В 1975 году он ездил по
сельским клубам с группой эстрадных шабашников, аккомпанировал певице-народнице
по фамилии Батура и трудился в плавучем ресторане «Корюшка». Юрий, не чувствуя
полной удовлетворенности от этих выступлений, в 1975-м или в 1976-м году (в
нескольких интервью, названные им даты разнятся) вновь примкнул к «Мифам».
Тогда же
он заинтересовался джаз-роком — под его влиянием в «Мифах» вскоре появилась
духовая секция. Благодаря артисту» аранжировки в «Мифах впоследствии получались
богаче и искусней. Он пишет мини-оперу «Мальчик, мальчик, или Звон монет»;
песни: «Блюз в тональности ми-мажор», «Когда мне одиноко…», «Эй, послушай,
парень», «Дождь», «Убейте крысу» и т. д.
Несмотря
на локальные успехи, общая картина, по словам гитариста, выглядела удручающе. В
то время ансамбль, как говорил музыкант, находился «при последнем издыхании». В
апреле 1976 года «Мифы» представили свою программу на I Всесоюзном Фестивале
Самодеятельности Трудящихся в ДК им. Газа, но сыграли они плохо, и это усилило
разногласия в группе. На их концерте состоялся ленинградский дебют неизвестной
в Ленинграде московской «Машины времени». Дебют оказался успешным, и два месяца
спустя они приехали в Ленинград уже звёздами. В 1977-м в кафе «Кристалл»
состоялся совместный концерт питерского рок-состава и «Машины времени». После
выступления Андрей Макаревич предложил талантливому инструменталисту место в
своей команде, и уже через час они «сидели в купе “Красной стрелы” и пили
водку».
Сотрудничество
Юрия с группой одновременно было «странным и приятным». Ильченко играл с
«Машиной» их песни, а та аккомпанировала ему в его произведениях. По
воспоминаниям солиста, Макаревич с единомышленниками исполняли такие треки, как
«Дождь», «Мальчик, мальчик, или Звон монет» и не только. В таком режиме они
взаимодействовали на протяжении полугода.
В 1977
году он приезжает с группой «Машина времени» в Ленинград и решает не
возвращаться в Москву. Собирает свой «мини-оркестр» и называет его
«Воскресение». В состав группы вошли бывшие музыканты группы «Мифы». Уже летом
1977 года «Воскресение» развалилось, до конца года он предпринимает несколько
попыток реанимировать группу с новым составом.
В 1977
году Ильченко принимает участие в создании первого в стране подпольного
рок-журнала «Рокси», в котором фигурирует как постоянный автор и герой
рок-н-рольной хроники.
В 1978
году он записывает в домашних условиях акустический альбом «Дождь», возглавивший
неофициальный Топ 10 журнала «Рокси». Альбом стал популярным среди питерских
меломанов, включая Колю Васина. В сентябре 1978 года Ильченко устраивается в
Ленконцерт, а три месяца спустя возвращается к любительскому статусу.
Когда
распалась «Машина времени», её участники Евгений Маргулис и Сергей Кавагоэ
решили объединиться с Ильченко и тем самым воскресить идею группы
«Воскресенье». Ильченко подарил название «Воскресенье» друзьям, а сам не смог
попасть в группу, так как заболел.
В декабре
1979-го Юрий Ильченко перешел к «Землянам» в качестве гитариста, сменив Игоря
Романова. В следующем году он мелькнул в клипе на композицию «Карате» в чёрных
очках и с лысой головой (ходили слухи, будто знаменитая строчка из песни
«Машины времени» — Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь всё наголо
сбрить — адресована именно ему, хотя Андрей Макаревич всегда утверждал, что
герой песни — образ собирательный), гастролировал с ними по стране.
В 1981
году Ильченко уходит из «Землян». В этом же году в свои ряды его принял
ансамбль «Интеграл», один из героев рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80».
Но и здесь Юрий долго не задержался.
Как рассказывал сам артист, в период с 1983 по 1989 годы он «занимался неизвестно чем». Он принял участие в записи первого альбома «Мифов» — «Дорога домой» на только что открытой студии Андрея Тропилло. В 1982—1983 годах в Ленинградском рок-клубе числилась загадочная «группа М под управлением Ильченко», но она ни разу не выступала. С осени 1983 до весны 1984 года Юрий Ильченко играет на танцах в парке Бабушкина с группой «Контур». С 1984 года по 1989 год занимается мелким предпринимательством, шьёт, делает струны и т. д.
В 1989 году после продолжительного затишья исполнитель пополнил свою дискографию альбомом «Натуральный продукт». Осенью 1989 года Ильченко в составе сессионной группы «Подвиги Геракла» совершает короткое турне по Германии. В ноябре 1990 года дает концерт в Василеостровском Молодёжном Центре.
В августе
1991 года Ильченко появляется на сцене вместе с группой «Мифы» во время акции
«Рок против танков» на Дворцовой площади. Участвовал в записи альбома «Крылья»
группы «Наутилус Помпилиус» на акустической гитаре, кастаньетах. В первой
половине 1990-х годов записывает два альбома на студии радиостанции «Европа
Плюс» — "Концерт в студии звукозаписи «Europa Plus Studio» (1995) и
«Крутые ребята не танцуют». Второй из них издается на компакт-дисках
официально.
В 1996-м
Ильченко сколотил собственное музыкальное объединение «Exodus». Правда,
одноименный состав уже существовал, поэтому Юрий Владимирович поменял название
коллектива на «Исход». К нему присоединились Дмитрий Евдомаха, Игорь Клеменьев
и Михаил Огородов. Первое выступление группы
произошло 11 июня 1996 года в ДК «Красный Октябрь», а позже «Исход» становится
известной как группа «Ильченко». Она просуществовала около года, регулярно
выступая в клубах. Всего артисты дали около 40 концертов, но при этом не
заработали «ни копейки».
В июне
1997 года Юрий распускает группу и надолго уезжает в США. До отъезда в Штаты
Ильченко совершает гастрольный тур с акустическим проектом Вячеслава Бутусова
«Овалы», и записывает песни А. В. Макаревича к мелодраме Дмитрия Астрахана
«Перекресток» и исполнил их вместо Леонида Ярмольника.
В 2001
году написал книгу «Терминатор-3». Позже музыкант издает ещё несколько
литературных трудов, пишет стихи и прозу.
В 2006-м
музыкант представил очередной ансамбль «Финский залиф» (переименованный затем в
«Финский залив»), которому в этом же году выпала честь открывать блюзовый
фестиваль «Дельта Невы». Далее Ильченко и компания порадовали поклонников
выходом сразу двух пластинок — «Абыр» и «Деньги», а в 2009-м они презентовали
диск «Дождь».
Личная
жизнь
Личная
жизнь солиста была не менее насыщенной, чем творческая. После сотрудничества с
«Машиной времени» и возвращения в Ленинград он познакомился с профессиональным
фотографом Наташей Васильевой-Халл. Как признавался вокалист, «бурный флирт
закончился свадьбой». Однако вскоре избранница «потеряла интерес» к мужу.
Со второй
законной возлюбленной Натальей Юрий встретился во время гастрольного турне с
«Землянами». Этот союз тоже продлился недолго, и в первой половине 80-х пара
рассталась.
В 1991-м
Ильченко женился на Анне Азбель, которой на тот момент исполнилось 19 лет. Анна
подарила супругу сына. Имя мальчика держится в секрете. В Сети совместных фото
с наследником у исполнителя не сохранилось.
Через 2
года Азбель ушла от гитариста к директору радиостанции «Европа Плюс» Эдуарду
Райкину. Прессе неизвестно, были ли у блюзмена после этого отношения с другими
женщинами.
Смерть
29 января
2024 года журналист Владислав Бачуров принес поклонникам рока печальную весть.
В этот день на 73-м году жизни Юрий Ильченко умер. Причина смерти, а также
место проведения похорон названы не были.
Комментариев нет:
Отправить комментарий