среда, 12 февраля 2025 г.

R.I.P. Виктор Ильченко (26 апреля 1951 – 29 января 2025).

Советский рок.

29 января 2025 года скончался Юрий Владимирович Ильченко – музыкант, писатель, певец и композитор, солист ленинградской группы «Мифы». Он был одной из самых заметных фигур на ленинградской рок-сцене 70-х. На родине его не без оснований считали одним из лучших блюзовых исполнителей.

Ильченко родился 26 апреля 1951 года в Ростове-на-Дону и, будучи ребенком, вместе с семьей переехал в Ленинград. Интерес к музыке мальчик начал питать уже в раннем возрасте — в 5 лет Юрий из-под палки стал заниматься на фортепиано, а затем в течение 1,5 лет играл на аккордеоне. В дальнейшем он взялся и за скрипку, но в молодости отказался от совершенствования навыков на классическом инструменте.

Первую 7-струнную гитару парню помог смастерить отец, фортепианный мастер и настройщик, а в 15 лет подросток примкнул к творческому коллективу «МАКС». Примечательно, что название образовалось из первых букв имен участников: Михаил Зимарев, Александр Большаков, Константин Флегонтов и Сергей Матвеев. Ребята, как правило, исполняли композиции из репертуара The Beatles.

В 8-м классе Юрий осознал, что советская общеобразовательная школа не ставила перед собой задачу насыщения учеников знаниями, а превращала воспитанников «в удобный винтик коммунистического автомобиля». Уйдя из учреждения за 2 недели до сдачи выпускных экзаменов, Ильченко подался рабочим на завод.

В 1968 году Ильченко покинул «MАКС», продолжив осваивать рок-н-ролл на сэйшенах в ДК им. Горького, Орджоникидзе и др.

Следующим пристанищем в музыкальной биографии Юрия Ильченко стала группа «Радуга», в которую его приняли в 1969-м. Однако пребывание юноши в этом составе было непродолжительным — летом этого же года в Доме культуры «Мир» его талант приметил сооснователь творческого объединения «Мифы» Геннадий Барихновский. Он пригласил уроженца Ростова-на-Дону в ансамбль, и тот от предложения не отказался. Юрию доверили игру на клавишах, однако поначалу единомышленники не располагали необходимым инструментом, а потому первые выступления дебютанта пришлись на осень 1969-го.

В 1970-м молодой человек оказался в армии. Демобилизовавшись через положенные в то время 2 года, парень вернулся к «Мифам». В 1974 году «Мифы» в первый раз развалились, а Ильченко устроился в Новгородскую филармонию. В 1975 году он ездил по сельским клубам с группой эстрадных шабашников, аккомпанировал певице-народнице по фамилии Батура и трудился в плавучем ресторане «Корюшка». Юрий, не чувствуя полной удовлетворенности от этих выступлений, в 1975-м или в 1976-м году (в нескольких интервью, названные им даты разнятся) вновь примкнул к «Мифам».

Тогда же он заинтересовался джаз-роком — под его влиянием в «Мифах» вскоре появилась духовая секция. Благодаря артисту» аранжировки в «Мифах впоследствии получались богаче и искусней. Он пишет мини-оперу «Мальчик, мальчик, или Звон монет»; песни: «Блюз в тональности ми-мажор», «Когда мне одиноко…», «Эй, послушай, парень», «Дождь», «Убейте крысу» и т. д.

Юрий Ильченко - "Когда мне одиноко…" (1998)

Несмотря на локальные успехи, общая картина, по словам гитариста, выглядела удручающе. В то время ансамбль, как говорил музыкант, находился «при последнем издыхании». В апреле 1976 года «Мифы» представили свою программу на I Всесоюзном Фестивале Самодеятельности Трудящихся в ДК им. Газа, но сыграли они плохо, и это усилило разногласия в группе. На их концерте состоялся ленинградский дебют неизвестной в Ленинграде московской «Машины времени». Дебют оказался успешным, и два месяца спустя они приехали в Ленинград уже звёздами. В 1977-м в кафе «Кристалл» состоялся совместный концерт питерского рок-состава и «Машины времени». После выступления Андрей Макаревич предложил талантливому инструменталисту место в своей команде, и уже через час они «сидели в купе “Красной стрелы” и пили водку».

Сотрудничество Юрия с группой одновременно было «странным и приятным». Ильченко играл с «Машиной» их песни, а та аккомпанировала ему в его произведениях. По воспоминаниям солиста, Макаревич с единомышленниками исполняли такие треки, как «Дождь», «Мальчик, мальчик, или Звон монет» и не только. В таком режиме они взаимодействовали на протяжении полугода.

«Машина Времени» и Юрий Ильченко — «Мальчик, мальчик или Звон монет»

В 1977 году он приезжает с группой «Машина времени» в Ленинград и решает не возвращаться в Москву. Собирает свой «мини-оркестр» и называет его «Воскресение». В состав группы вошли бывшие музыканты группы «Мифы». Уже летом 1977 года «Воскресение» развалилось, до конца года он предпринимает несколько попыток реанимировать группу с новым составом.

В 1977 году Ильченко принимает участие в создании первого в стране подпольного рок-журнала «Рокси», в котором фигурирует как постоянный автор и герой рок-н-рольной хроники.

В 1978 году он записывает в домашних условиях акустический альбом «Дождь», возглавивший неофициальный Топ 10 журнала «Рокси». Альбом стал популярным среди питерских меломанов, включая Колю Васина. В сентябре 1978 года Ильченко устраивается в Ленконцерт, а три месяца спустя возвращается к любительскому статусу.

1977 год, Юрий Ильченко, запись у Коли Васина

Когда распалась «Машина времени», её участники Евгений Маргулис и Сергей Кавагоэ решили объединиться с Ильченко и тем самым воскресить идею группы «Воскресенье». Ильченко подарил название «Воскресенье» друзьям, а сам не смог попасть в группу, так как заболел.

В декабре 1979-го Юрий Ильченко перешел к «Землянам» в качестве гитариста, сменив Игоря Романова. В следующем году он мелькнул в клипе на композицию «Карате» в чёрных очках и с лысой головой (ходили слухи, будто знаменитая строчка из песни «Машины времени» — Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь всё наголо сбрить — адресована именно ему, хотя Андрей Макаревич всегда утверждал, что герой песни — образ собирательный), гастролировал с ними по стране.

В 1981 году Ильченко уходит из «Землян». В этом же году в свои ряды его принял ансамбль «Интеграл», один из героев рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Но и здесь Юрий долго не задержался.

Как рассказывал сам артист, в период с 1983 по 1989 годы он «занимался неизвестно чем». Он принял участие в записи первого альбома «Мифов» — «Дорога домой» на только что открытой студии Андрея Тропилло. В 1982—1983 годах в Ленинградском рок-клубе числилась загадочная «группа М под управлением Ильченко», но она ни разу не выступала. С осени 1983 до весны 1984 года Юрий Ильченко играет на танцах в парке Бабушкина с группой «Контур». С 1984 года по 1989 год занимается мелким предпринимательством, шьёт, делает струны и т. д.

В 1989 году после продолжительного затишья исполнитель пополнил свою дискографию альбомом «Натуральный продукт». Осенью 1989 года Ильченко в составе сессионной группы «Подвиги Геракла» совершает короткое турне по Германии. В ноябре 1990 года дает концерт в Василеостровском Молодёжном Центре.

Юрий Ильченко (выступление на концерте памяти Александра Башлачёва, 1990 год).

В августе 1991 года Ильченко появляется на сцене вместе с группой «Мифы» во время акции «Рок против танков» на Дворцовой площади. Участвовал в записи альбома «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус» на акустической гитаре, кастаньетах. В первой половине 1990-х годов записывает два альбома на студии радиостанции «Европа Плюс» — "Концерт в студии звукозаписи «Europa Plus Studio» (1995) и «Крутые ребята не танцуют». Второй из них издается на компакт-дисках официально.

Юрий Ильченко и группа «Мифы» – «Бей Колокол»

В 1996-м Ильченко сколотил собственное музыкальное объединение «Exodus». Правда, одноименный состав уже существовал, поэтому Юрий Владимирович поменял название коллектива на «Исход». К нему присоединились Дмитрий Евдомаха, Игорь Клеменьев и Михаил Огородов.  Первое выступление группы произошло 11 июня 1996 года в ДК «Красный Октябрь», а позже «Исход» становится известной как группа «Ильченко». Она просуществовала около года, регулярно выступая в клубах. Всего артисты дали около 40 концертов, но при этом не заработали «ни копейки».

Юрий Ильченко и группа "Исход". 11 июня 1996 г. ДК Красный Октябрь, СПб.

В июне 1997 года Юрий распускает группу и надолго уезжает в США. До отъезда в Штаты Ильченко совершает гастрольный тур с акустическим проектом Вячеслава Бутусова «Овалы», и записывает песни А. В. Макаревича к мелодраме Дмитрия Астрахана «Перекресток» и исполнил их вместо Леонида Ярмольника.

В 2001 году написал книгу «Терминатор-3». Позже музыкант издает ещё несколько литературных трудов, пишет стихи и прозу.

Юрий Ильченко – «Пьяный ангел» (2019)

В 2006-м музыкант представил очередной ансамбль «Финский залиф» (переименованный затем в «Финский залив»), которому в этом же году выпала честь открывать блюзовый фестиваль «Дельта Невы». Далее Ильченко и компания порадовали поклонников выходом сразу двух пластинок — «Абыр» и «Деньги», а в 2009-м они презентовали диск «Дождь».

Личная жизнь

Личная жизнь солиста была не менее насыщенной, чем творческая. После сотрудничества с «Машиной времени» и возвращения в Ленинград он познакомился с профессиональным фотографом Наташей Васильевой-Халл. Как признавался вокалист, «бурный флирт закончился свадьбой». Однако вскоре избранница «потеряла интерес» к мужу.

Со второй законной возлюбленной Натальей Юрий встретился во время гастрольного турне с «Землянами». Этот союз тоже продлился недолго, и в первой половине 80-х пара рассталась.

Юрий Ильченко – «Дрянь» 18/04/19 ДР Майка

В 1991-м Ильченко женился на Анне Азбель, которой на тот момент исполнилось 19 лет. Анна подарила супругу сына. Имя мальчика держится в секрете. В Сети совместных фото с наследником у исполнителя не сохранилось.

Через 2 года Азбель ушла от гитариста к директору радиостанции «Европа Плюс» Эдуарду Райкину. Прессе неизвестно, были ли у блюзмена после этого отношения с другими женщинами.

Смерть

29 января 2024 года журналист Владислав Бачуров принес поклонникам рока печальную весть. В этот день на 73-м году жизни Юрий Ильченко умер. Причина смерти, а также место проведения похорон названы не были.

Комментариев нет:

Отправить комментарий