четверг, 22 февраля 2024 г.

Роман Дылонг. Польский философ контрабаса.

Польский джаз.

22 февраля 1938 года в Кракове родился контрабасист Роман Дылонг (Roman Dyląg). Отец Романа работал в краковском отделе водоснабжения города, интересовался польской историей и литературой, любил играть в шахматы и слушать народную музыку.

Но за интерес к музыке Роман благодарен старшему брату Эдуарду, который стал его первым учителем. С 1944 года Эдуард обучал своего младшего брата игре на аккордеоне, а затем Роман стал учиться играть на фортепиано. В 1952 году он поступил в краковский музыкальный лицей имени Фредерика Шопена, где выбрал в качестве главного инструмента трубу, а дополнительно – занятия на фортепиано. После того как Роман переболел дифтеритом, трубу пришлось оставить, и его выбор пал на контрабас, по которому и защитил диплом.

Осенью 1957 года Роман поступил на факультет музыковедения в Ягеллонском Университете, а в 1958 году перевелся в Государственную Высшую Музыкальную Школу в Кракове, на факультет теории музыки. Год спустя он переехал в Варшаву и продолжил учебу в Академии музыки.

Kalatówki '59 (1960) - «The Wreckers» (Wojciech Karolak - saksofon tenorowy, Zbigniew Namysłowski - saksofon altowy, Alojzy Musiał – trąbka, Andrzej Trzaskowski – fortepian, Roman Dyląg – kontrabas, Andrzej Dąbrowski - perkusja).

В 1956 году Роман заиграл джазовую музыку, а уже в 1957-м дебютировал на легендарном «II Джазовом Фестивале» в Сопоте как член команды "Hot Club Meloman". Играл с Андреем Трзаковским и группой «The Wreckers», записал музыку к фильму «Поезд» в 1959 году и выступил в 1962 году на «Newport Jazz Festival» в США. Играл также с Андреем Курулевичем и с Кшиштофом Комеда (запись музыки к фильму «Нож в воде» – 1961 год). Принимал участие в фестивале «Джаз-Джембори» (в 1960 году как член трио Андрея Трзаковского и с польской группой Збигнева Намысловского). Роман Дылонг записал диск со Стэном Гетцом – "Jazz Jamboree '60". Он также аккомпанировал таким исполнителям, как Диззи Гиллеспи, Декстер Гордон, Дон Эллис, Жан-Люк Понти. После получения диплома академии, в 1963 году Дылонг эмигрировал в Швецию.

«Honeysuckle Rose» - Anita O'Day: vocals, Göran Engdahl: piano, Roman Dylag: bass

John Poole: drums (Anita O'Day Live in Sweden, November 1, 1963).

С марта 1963 года до августа 1978 года Роман Дылонг жил в Стокгольме. В этот период он играл с квинтетом Эйжи Телина (Eje Thelin) и американским коллективом Аниты О'Дэй (1963/64). В том же году Роман выступил в парижском «Blue Note Club» с музыкантами Джонни Гриффином, Кенни Дрю, Бадом Пауэллом и «Russian Jazz Quartet». В Стокгольме он часто играл в клубе «Gyllene Cirkeln» с Беном Уэбстером, Декстером Гордоном, Джонни Гриффином, Артом Фармером, Бенни Голсоном, Клиффордом Джорданом, Уэйном Шортером, в Норвегии в 1966 году играл на «Molde Jazz Festival» с Уорном Маршем и Ли Коницем.

Он играл в Финляндии на «Pori Jazz Festival» с Филом Вудсом, в 1968 году принимал участие в записях Стокгольмского радио. Позже, в апреле и мае 1971 года, музыкант отправился в тур с квартетом Вудса в Италию и Францию. В 60-е годы Дылонг часто играл в ритм-секции на выступлениях Кенни Дрю, Джонни Гриффина и Арта Тейлора. Играл с Бадом Джонсом, Гарри Эдисоном, Бадди Тейтом.

Во время пребывания в Швеции Роман играл и записывался с Яном Юханссоном, Нильсом Линдбергом и с «Radiojazzgruppen». Часто играл с польскими исполнителями джаза: Кшиштофом Комеда, Збигневом Намысловским, Михаилом Урбаньяком и Урсулой Дудзяк.

Krzysztof Komeda 4tet – «Requiem for John Coltrane» (Krzysztof Komeda – Piano, Rune Carlsson – Drums, Tomasz Stanko – Trumpet,Roman Dylag - Double Bass, 1967).

В августе 1978 года музыкант оставил Швецию и переехал работать с «Paul Kuhn Bigband» в Западном Берлине. Там он играл с Лео Райтом, Рольфом Эриксоном, Кармелом Джонсом, Джонсом Эриксоном, Уолтером Норрисом и Ронни Стивенсоном.

В 1980 году Роман Дылонг переехал с семьей из Берлина в Швейцарию, на родину жены Симоны. Там с 1981 года он играл в «DRS Big Band» и местными и зарубежными музыкантами, такими как Nistico, Бенни Уотерс, Билл Холман, Рэй Брант, Оскар Клейн, Гербе Манн, Милчо Левиев. С 1999 года Дылонг преподавал в музыкальной школе «Jazzschule Basel» в Базеле.

Роман Дылонг скончался 24 июля 2023 года в Стокгольме.

Несколько суховата биография этого музыканта. Но я думаю, что прослушивание музыки добавит краски в историю исполнителя.

При написании использован материал: http://pl.wikipedia.org/wiki/Roman_Dyląg

Krzysztof Komeda – Etiudy Baletowe [Ballet Etudes](1962)

01. Introdukcja 1:07

02. Etiuda I 4:53

03. Etiuda II 4:52

04. Etiuda III 4:30

05. Etiuda IV 3:56

 

Krzysztof Komeda - piano

Eje Thelin - tuba

Zbigniew Namysłowski - soprano ssaxophone

Michał Urbaniak - tenor saxophone

Roman Dyląg - bass

Rune Carlsson - drums

Wanda Warska – vocals

Это произведение было написано в 1962 году специально для Jazz Jamboree и исполнено на концерте экспериментальной музыки в следующем составе: Кшиштоф Комеда - фортепиано, Ванда Варска - вокал, Михал Урбаняк - тенор-саксофон, Роман Дылонг - контрабас, Руне Карлссон - ударные, Эйе Телин - тромбон, Збигнев Намысловский - альт-саксофон.

Матеуш Жвенчицкий охарактеризовал это выступление следующим образом: «Балетные этюды» можно слушать, разглядывая при этом импрессионистические картины, панорамные пейзажи с полностью обнаженными скалами и умеренно раздетыми женщинами или телепередачу с балетом без музыки, но с более нежной эротикой, чем в хореографии Ежи Груцы. «Polskie Nagrania» не хотели выпускать альбом с этим произведением. Только поездка в Швецию и презентация "Балетных этюдов" в Стокгольмском джаз-клубе изменила судьбу «Балетных этюдов», так как 3 мая 1963 года оно было записано в Копенгагене американским лейблом «Metronome».

В Скандинавии произведение было переинструментировано, музыканты поменялись (играли: Кшиштоф Комеда - фортепиано, Ян Пташин Врублевский — тенор-саксофон, Алан Бочинский — труба, Роман Дылонг — контрабас, Руне Карлссон — ударные) и только потом Груца добавил хореографию. Второй вариант записи, скандинавский, гораздо интереснее, чем с Jazz Jamboree, - он более спонтанный, живой, "абсолютный", не связанный ни с образом, ни с балетом. Несомненно, на смену инструментовки повлияло и то, что произведение исполнялось только один раз и сама запись производилась в спешке.

1962 год и «Балетные этюды» — важный момент в творчестве Кшиштофа Комеды. Затем он перенес тяжесть своей деятельности на композицию, изменилась роль и место фортепиано в его произведениях. Сюжет перестал быть поводом для серии импровизаций и стал формообразующим и интегрирующим фактором. В более поздних композициях существование темы в традиционном понимании становится даже проблематичным. В фортепианном соло, в последней части «Балетных этюдов» 1963 года, отчетливо слышна импрессионистская гармония. Это прямой переход Комеды к масштабной игре, фри-джазу.

---Ewa Bigus, p2pnet.pl

download (mp3 @320 kbs):

yandex     

Комментариев нет:

Отправить комментарий