22
февраля 1938 года в Кракове родился контрабасист Роман Дылонг (Roman Dyląg).
Отец Романа работал в краковском отделе водоснабжения города, интересовался
польской историей и литературой, любил играть в шахматы и слушать народную
музыку.
Но за интерес к музыке Роман благодарен старшему брату Эдуарду, который стал его первым учителем. С 1944 года Эдуард обучал своего младшего брата игре на аккордеоне, а затем Роман стал учиться играть на фортепиано. В 1952 году он поступил в краковский музыкальный лицей имени Фредерика Шопена, где выбрал в качестве главного инструмента трубу, а дополнительно – занятия на фортепиано. После того как Роман переболел дифтеритом, трубу пришлось оставить, и его выбор пал на контрабас, по которому и защитил диплом.
Осенью
1957 года Роман поступил на факультет музыковедения в Ягеллонском Университете,
а в 1958 году перевелся в Государственную Высшую Музыкальную Школу в Кракове,
на факультет теории музыки. Год спустя он переехал в Варшаву и продолжил учебу
в Академии музыки.
Kalatówki '59 (1960) - «The Wreckers» (Wojciech Karolak - saksofon tenorowy, Zbigniew Namysłowski - saksofon altowy, Alojzy Musiał – trąbka, Andrzej Trzaskowski – fortepian, Roman Dyląg – kontrabas, Andrzej Dąbrowski - perkusja).
В 1956
году Роман заиграл джазовую музыку, а уже в 1957-м дебютировал на легендарном
«II Джазовом Фестивале» в Сопоте как член команды "Hot Club Meloman".
Играл с Андреем Трзаковским и группой «The Wreckers», записал музыку к фильму
«Поезд» в 1959 году и выступил в 1962 году на «Newport Jazz Festival» в США.
Играл также с Андреем Курулевичем и с Кшиштофом Комеда (запись музыки к фильму
«Нож в воде» – 1961 год). Принимал участие в фестивале «Джаз-Джембори» (в 1960
году как член трио Андрея Трзаковского и с польской группой Збигнева
Намысловского). Роман Дылонг записал диск со Стэном Гетцом – "Jazz
Jamboree '60". Он также аккомпанировал таким исполнителям, как Диззи
Гиллеспи, Декстер Гордон, Дон Эллис, Жан-Люк Понти. После получения диплома
академии, в 1963 году Дылонг эмигрировал в Швецию.
«Honeysuckle Rose» - Anita O'Day: vocals, Göran Engdahl: piano, Roman Dylag: bass
John
Poole: drums (Anita O'Day Live in Sweden, November 1, 1963).
С марта
1963 года до августа 1978 года Роман Дылонг жил в Стокгольме. В этот период он
играл с квинтетом Эйжи Телина (Eje Thelin) и американским коллективом Аниты
О'Дэй (1963/64). В том же году Роман выступил в парижском «Blue Note Club» с
музыкантами Джонни Гриффином, Кенни Дрю, Бадом Пауэллом и «Russian Jazz
Quartet». В Стокгольме он часто играл в клубе «Gyllene Cirkeln» с Беном
Уэбстером, Декстером Гордоном, Джонни Гриффином, Артом Фармером, Бенни
Голсоном, Клиффордом Джорданом, Уэйном Шортером, в Норвегии в 1966 году играл
на «Molde Jazz Festival» с Уорном Маршем и Ли Коницем.
Он играл
в Финляндии на «Pori Jazz Festival» с Филом Вудсом, в 1968 году принимал
участие в записях Стокгольмского радио. Позже, в апреле и мае 1971 года,
музыкант отправился в тур с квартетом Вудса в Италию и Францию. В 60-е годы Дылонг
часто играл в ритм-секции на выступлениях Кенни Дрю, Джонни Гриффина и Арта
Тейлора. Играл с Бадом Джонсом, Гарри Эдисоном, Бадди Тейтом.
Во время
пребывания в Швеции Роман играл и записывался с Яном Юханссоном, Нильсом
Линдбергом и с «Radiojazzgruppen». Часто играл с польскими исполнителями джаза:
Кшиштофом Комеда, Збигневом Намысловским, Михаилом Урбаньяком и Урсулой Дудзяк.
Krzysztof Komeda 4tet – «Requiem for John Coltrane» (Krzysztof Komeda – Piano, Rune Carlsson – Drums, Tomasz Stanko – Trumpet,Roman Dylag - Double Bass, 1967).
В августе
1978 года музыкант оставил Швецию и переехал работать с «Paul Kuhn Bigband» в
Западном Берлине. Там он играл с Лео Райтом, Рольфом Эриксоном, Кармелом
Джонсом, Джонсом Эриксоном, Уолтером Норрисом и Ронни Стивенсоном.
В 1980
году Роман Дылонг переехал с семьей из Берлина в Швейцарию, на родину жены
Симоны. Там с 1981 года он играл в «DRS Big Band» и местными и зарубежными
музыкантами, такими как Nistico, Бенни Уотерс, Билл Холман, Рэй Брант, Оскар
Клейн, Гербе Манн, Милчо Левиев. С 1999 года Дылонг преподавал в музыкальной
школе «Jazzschule Basel» в Базеле.
Роман
Дылонг скончался 24 июля 2023 года в Стокгольме.
Несколько суховата биография этого музыканта. Но я думаю, что прослушивание музыки добавит краски в историю исполнителя.
При
написании использован материал: http://pl.wikipedia.org/wiki/Roman_Dyląg
Krzysztof
Komeda – Etiudy Baletowe [Ballet Etudes](1962)
01. Introdukcja 1:07
02. Etiuda I 4:53
03. Etiuda II 4:52
04. Etiuda III 4:30
05. Etiuda IV 3:56
Krzysztof Komeda - piano
Eje Thelin - tuba
Zbigniew Namysłowski - soprano ssaxophone
Michał Urbaniak - tenor saxophone
Roman Dyląg - bass
Rune Carlsson - drums
Wanda Warska – vocals
Это
произведение было написано в 1962 году специально для Jazz Jamboree и исполнено
на концерте экспериментальной музыки в следующем составе: Кшиштоф Комеда -
фортепиано, Ванда Варска - вокал, Михал Урбаняк - тенор-саксофон, Роман Дылонг
- контрабас, Руне Карлссон - ударные, Эйе Телин - тромбон, Збигнев Намысловский
- альт-саксофон.
Матеуш
Жвенчицкий охарактеризовал это выступление следующим образом: «Балетные этюды» можно
слушать, разглядывая при этом импрессионистические картины, панорамные пейзажи
с полностью обнаженными скалами и умеренно раздетыми женщинами или телепередачу
с балетом без музыки, но с более нежной эротикой, чем в хореографии Ежи Груцы. «Polskie
Nagrania» не хотели выпускать альбом с этим произведением. Только поездка в
Швецию и презентация "Балетных этюдов" в Стокгольмском джаз-клубе
изменила судьбу «Балетных этюдов», так как 3 мая 1963 года оно было записано в
Копенгагене американским лейблом «Metronome».
В
Скандинавии произведение было переинструментировано, музыканты поменялись
(играли: Кшиштоф Комеда - фортепиано, Ян Пташин Врублевский — тенор-саксофон,
Алан Бочинский — труба, Роман Дылонг — контрабас, Руне Карлссон — ударные) и только
потом Груца добавил хореографию. Второй вариант записи, скандинавский, гораздо
интереснее, чем с Jazz Jamboree, - он более спонтанный, живой,
"абсолютный", не связанный ни с образом, ни с балетом. Несомненно, на
смену инструментовки повлияло и то, что произведение исполнялось только один
раз и сама запись производилась в спешке.
1962 год
и «Балетные этюды» — важный момент в творчестве Кшиштофа Комеды. Затем он
перенес тяжесть своей деятельности на композицию, изменилась роль и место
фортепиано в его произведениях. Сюжет перестал быть поводом для серии
импровизаций и стал формообразующим и интегрирующим фактором. В более поздних
композициях существование темы в традиционном понимании становится даже
проблематичным. В фортепианном соло, в последней части «Балетных этюдов» 1963
года, отчетливо слышна импрессионистская гармония. Это прямой переход Комеды к
масштабной игре, фри-джазу.
---Ewa
Bigus, p2pnet.pl
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий