Pop
Soul
Dance
Идеальная чистота в природе невозможна. Ее нельзя
достичь и купить за самые большие деньги. От того нас вечно манит всё близкое к
идеалу – соприкасаясь с чем-то совершенным, мы сами становимся лучше и
гармоничнее (во всяком случае, так нам кажется). Когда в начале 1983 г. Клайв
Дэвис, босс Arista Records, увидел Уитни Хьюстон, он мгновенно понял - перед
ним чистопородный бриллиант. Дело было в ночном клубе Sweetwaters на
Манхэттене, где 20-летняя девушка выступала вместе со своей матерью,
госпел-соул вокалисткой Сисси Хьюстон. Повидавший много на своем веку Дэвис был
обескуражен и впечатлен. Хотя обычно его не отличала импульсивность, в тот раз
он изменил себе и без особых раздумий предложил Уитни эксклюзивный
международный контракт на запись пластинки. Потерю такого сокровища он никогда
бы себе не простил.
Хотя молодую артистку приятно удивило такое щедрое предложение, фактически предел мечтаний большинства начинающих певиц, ответила она не сразу. В этом вопросе ее не чуждая шоу-бизнесу семья оставляла за собой последнее слово. Помимо матери, профессиональной вокалистки, лауреатки "Грэмми" и участницы группы The Sweet Inspirations, у нее были знаменитая на весь мир двоюродная тетя Дионн Уорвик, популярная певица, актриса и муза Берта Бакарака, и близкая подруга семьи, "почетная тётя" Арета Франклин. Неудивительно, что впереди Уитни ждала одна дорога – на большую сцену. В 15 лет девушка уже выступала в качестве бэк-вокалистки в группе Сисси Хьюстон, а также в коллективах Лу Роулз и Чаки Хан, в 18 начала карьеру фотомодели, появившись на обложке подросткового журнала Seventeen, в 19 записала дуэт с Полом Джабарой. Конечно, Уитни и раньше получала предложения рекорд-лейблов, но ее мать настаивала на том, чтобы дочь сначала окончила среднюю школу, отклоняя контракт за контрактом. Клайв Дэвис оказался первым, кому семейство Хьюстон сказало "да".
В июне 1983 г. на шоу Мерва Гриффина состоялось
официальное представление молодой артистки национальной аудитории с песней
"Home" из бродвейского мюзикла "The Wiz" (это исполнение
вошло в компиляцию "Whitney Houston Live: Her Greatest Performances",
выпущенную после смерти певицы в 2014 г.). Вслед за этим триумфальным стартом
Уитни записала дуэты с Джермейном Джексоном и Тедди Пендерграссом, а в это
время Дэвис вместе с Джерри Гриффитом (главой A&R Arista) методично
подбирали материал для дебютного альбома.
Акула рекорд-бизнеса хорошо знал – чем сильнее певица,
тем сложнее отыскать для нее нужный репертуар. Однако в случае с
обладательницей меццо-сопрано диапазоном 3 октавы ситуация носила безвыходный
характер. Уитни пробовала работать с разными продюсерами, перемещаясь от
Нью-Йорка к Лос-Анджелесу и обратно, но ничего дельного не получалось. Они
искали материал одновременно хитовый и традиционный, способный привлечь как
молодую аудиторию, так и поклонников вокалисток уровня Ареты Франклин, но
находили что-то одно.
В общей сложности, на поиск репертуара у лейбла ушло
около 1,5 года, пока их выбор не пал на певца и автора Kashif, создавшего трек
"You Give Good Love", и Нараду Майкла Уолдена, ранее работавшего с
Аретой. Он написал композицию "How Will I Know", являвшуюся главным
потенциальным хитом с будущей пластинки. Три трека написал и спродюсировал брат
Майкла Джексона Джермейн (в том числе дуэты "Nobody Loves Me Like You
Do" и "Take Good Care of My Heart"), а знаменитый композитор
Майкл Массер внес вклад в создание четырех песен, в том числе "Saving All
My Love for You" и "Greatest Love of All", записанную Джорджем
Бенсоном еще в 1977 г. В общей сложности, на создание пластинки ушло более 2-х
лет, и при первоначальном бюджете 200 000 долларов на запись была потрачена
сумма вдвое больше.
Хотя разработка дебюта Уитни Хьюстон стоила лейблу
много денег и еще больше сил, релиз "Whitney Houston" 14 февраля 1985
г., прямо в день Святого Валентина, не остановил поток сложностей и проблем. В
течение 1,5 месяцев альбом не мог попасть в чарты и сумел дебютировать на 166-м
месте в Billboard 200 лишь 30 марта 1985 г. Затем пластинка начала постепенно
подниматься выше и к августу сумела достичь Top-10. Движение вверх началось
постепенно с выходом сингла "You Give Good Love".
Трек, написанный модным в то время соул-певцом Kashif,
первоначально предназначался вовсе не для Уитни. Более того, первая встреча с
Уитни оставила его разочарованным. Ему не понравилась приглаженная лаунж-манера
пения, по его мнению, девушке не хватало огня и экспрессии. "You Give Good
Love" он написал специально для Роберты Флэк, но ее команда песню быстро
отвергла, и Кашифа осенило, что Уитни Хьюстон прекрасно с ней справится. Клайв
Дэвис тогда решил, что в качестве лид-сингла она поможет утвердить артистку
среди R&B-звезд, не рассчитывая на слишком большую огласку. Как всегда, не
обошлось без прессы, включившей "You Give Good Love" в число песен с
провокационными двусмысленными названиями, что дало дополнительный толчок в
росте известности сингла. Трек, выпущенный 22 февраля 1985 г., попал в Top-10
Billboard Hot Black Singles Chart лишь на 9-й неделе, а в конце мая возглавил
хит-парад. В июле "You Give Good Love" наконец оказалась на 3-м месте
Billboard Hot 100, что стало пиком для песни.
Второй международный сингл "Saving All My Love
for You" вышел 13 августа 1985 г., и его релиз совпал с подъемом альбома в
чартах. Трек, написанный Майклом Мессером и Джерри Гоффином, включал
саксофонное соло Тома Скотта и бэк-вокал Ричарда Маркса. Песня стала мировым
хитом и к октябрю 1985 г. добралась до вершины Billboard, положив начало по сей
день рекордному марафону из семи синглов №1 подряд в США для Уитни Хьюстон. В
ноябре пришло время для релиза очередного боевика "How Will I Know",
ставшего хитом на MTV, и, наконец, в марте вышла "Greatest Love of
All", возглавлявшая Billboard Hot 100 на протяжении 3-х недель.
Благодаря успеху синглов, в марте 1986 г., спустя 13
месяцев после релиза, пластинка "Whitney Houston" все же попала на
вершину Billboard. Всего альбом провел на первом месте 14 недель и 46 недель в
Top-10, сравнявшись с рекордсменом "Tapestry" Кэрол Кинг. Также
"Whitney Houston" стал самым продаваемым альбомом в США в 1986 г. и с
тиражом 25 млн. копий он занимает почетное место в списке самых успешных
релизов 80-х годов. Также дебют Уитни вошел в историю как один из самых
медленных чарттопперов – он попал на вершины чартов через 55 недель после
релиза.
Критики встретили "Whitney Houston",
преимущественно, в позитивном ключе, отмечая чистоту голоса и элегантность
исполнения. Все издания единогласно признавали, что Хьюстон – певица с огромной
силой и потенциалом. Не обошли стороной они и слабые стороны пластинки, а
именно репертуар, недостаточно энергичный и привлекательный для артистки такого
уровня. В целом, большинство песен ругали за шаблонность аранжировок и
безликость, которые голос Уитни Хьюстон, безусловно, спас и украсил, добавив
утонченность и достоинство. В ретроспективных обзорах альбома критика
репертуара значительно смягчилась, поскольку, очевидно, большинство треков
успешно прошли испытание временем и стали поп-стандартами. Сегодня пластинке
"Whitney Houston" приписывают важную роль в формировании образа музыкальных
див на десятилетия вперед. По сути, без этого дебюта путь многих важных
артисток эпохи, таких как Мэрайя Кэри, Тони Брэкстон и Бейонсе, развивался бы
по совсем иной траектории.
Дебют Уитни Хьюстон оказался одним из важнейших
событий поп-музыки 80-х годов, представив миру культовую артистку, одаренную по
всем фронтам. Она была не только удивительно вокально одарена, но еще и молода
и красива. При этом свои природные данные девушка демонстрировала изящно,
утонченно, с большим достоинством и романтической невинностью. Словом, являлась
образцом почти кристальной чистоты, которая в природе практически недостижима,
а если и возможна, то крайне редко и на очень короткий срок.
Да, эта пластинка, выпущенная в СССР, является одной из лучших не только на пост советском пространстве.
ОтветитьУдалить