среда, 12 февраля 2025 г.

Скотт, но не Джоплин.

Дорогие друзья! 12 февраля 1885 года в Неошо (штат Миссури) родился афроамериканский композитор Джеймс Сильвестр Скотт (James Sylvester Scott Jr.), ставший яркой фигурой в становлении классического рэгтайма, наряду со Скоттом Джоплином и Джозефом Лэмом. Скотт сочинил множество пьес, в основном регтаймы, самый известный из которых — «Рэгтайм лягушачьих лапок» («Frog Legs Rag»), написанный в 1906 году. Стоит отметить, что Скотт много лет работал тапёром в немом кино.

James Scott – «Frog Legs Rag» (1906)

Джеймс Скотт родился в семье бывшего раба из Северной Каролины, где, помимо него, было шесть братьев и сестер. И хотя большинство из них обладали музыкальными способностями, никто, кроме Джеймса, не сделал заметной музыкальной карьеры. В семье не было пианино, поэтому приходилось пользоваться этим музыкальным инструментом в школе, а иногда и у соседей.

После базовых уроков игры на фортепиано со своей матерью Джеймс Скотт занимался частным образом с известным салонным пианистом Джоном Коулманом, который обучал его теории музыки, а врожденное чувство гармонии помогло Джеймсу быстро учиться и понимать музыку.

Первой работой Джеймса, в начале 1902 года переехавшего в Карфаген (штат Миссури), была чистка обуви у чернокожего цирюльника. Но одновременно он увлечённо занимается теорией музыки и практикуется на клавишах, начиная выступать в "Lakeside Amusement Park", где играет на пианино и каллиопе (паровом органе) с другими музыкантами из района Миссури.

В 1903 году он опубликовал свои первые два рэгтайма: «A Summer Breeze» и «Тhe Fascinator». Справедливости ради надо сказать, что в то время этот жанр присутствовал повсюду на американской музыкальной сцене, в частности хит Скотта Джоплина «The Entertainer», продажи нот которого были огромны для того времени.

James Scott – «Summer Breeze»

С 1904 года Скотт работал в музыкальном магазине "Dumars Music Store", занимаясь уборкой и инвентаризацией. Владелец магазина, мистер Дюмарс, быстро заметив пианистический талант Джеймса, предложил стать ему иллюстратором. Дюмарс также способствовал распространению работ Скотта, иногда даже помогая в их написании.

Джеймс Скотт прославился, благодаря успеху рэгтайма «On the Pike», опубликованного в 1904 году. Летом того же года Джеймса пригласили сыграть вместе со "Слепым Буном" — популярным черным пианистом, слепым от рождения, который мог играть на слух все, что угодно. После этого Скотт, впечатливший как самого Слепого Буна, так и публику, получил прозвище «Местный Моцарт» за исполнительство и композиторские способности, и стал известным человеком, не смотря на жёсткие законы сегрегации, действующие в то время в штате Миссури.

James Scott – «On the Pike»

В том же году он познакомился со Скоттом Джоплином — признанным пианистом-композитором во всей стране. Впечатлённый его игрой и композициями, Джоплин помог опубликовать рэгтайм Джеймса Скотта «Frog Legs Rag», имевший огромный успех.

Именно знакомство со Скоттом Джоплином (хотя их встречи остались немногочисленными) помогло Джеймсу Скотту утвердиться в роли композитора. Он начинает заниматься музыкой для немого кино, сочиняя саундтреки к фильмам. Он купил дом в Карфагене и женился.

Перестав работать в "Dumars Music Store" в 1914 году, он посвятил себя исполнительству и сочинению музыки. Он с успехом продолжал публиковать рэгтаймы и вальсы: в 1907 году он написал «Канзас-Сити Рэг», посетив этот город, его «Climax Rag» получил большой успех, после которого он опубликовал замечательный вальс «Суфражистка», посвященный храбрости женщин, боровшихся за право голоса. Он иногда играл для солдат, которые готовились выйти на фронт в Европе в Первую мировую войну.

James Scott – «Climax Rag» (1914)

К концу 1917 года Джеймс и его жена Нора переехали жить в Канзас-Сити, где он оставался до своей смерти. Скотту потребовалось время, чтобы приобрести известность в этом городе. Чтобы удовлетворить потребности публики, он стал играть больше джазовой музыки, одно из свидетельств тому — «Don't Jazz Me (I'm Music)» 1921 года.

James Scott – «Don't Jazz Me Rag by James Scott» (1921).

Джеймс Скотт, купив рояль, который, по его словам, был самым ценным приобретением, открыл школу игры на фортепиано в студии недалеко от своего дома. Иногда он играл в кинотеатрах, например, в «Панамском театре», аккомпанируя немым фильмам. Возрастающая сложность произведений Джеймса Скотта свидетельствует о его значительном профессиональном прогрессе. Тем не менее, жанр регтайм, с момента зарождения джаза, вышел из моды, и усилий Джеймса и его продюсера стало недостаточно. Его последней пьесой был «Broadway Rag» 1922 года.

James Scott – «Broadway Rag» (1922)

В 1924 году Джеймс стал членом Союза музыкантов Канзас-Сити, что позволило ему открыть другие творческие горизонты. Он создал группу из семи местных музыкантов и выступал с приглашёнными солистами. Скотт встречался с молодым Каунтом Бэйси, который впоследствии стал известным джазовым пианистом и бэнд-лидером. В 1930 году его жена Нора умерла в возрасте 46 лет. Он продолжал работать в кино, но в тяжелое время после великого кризиса 1929 года, когда работы мало, его здоровье пошатнулось.

Джеймс Скотт скончался от почечной недостаточности и атеросклероза в 1938 году в возрасте 53 лет, и был похоронен вместе со своей женой на кладбище Канзас-Сити. Его могила долгое время оставалась анонимной и была обнаружена группой исследователей в 1950-х годах. Церемония открытия нового надгробия состоялась 3 мая 1981 года. Сейчас там можно прочесть эпитафию на могиле: «Изящество и красота его музыки навсегда будут жить». Надпись отсылает нас к его произведению 1909 года «Изящество и красота».

James Scott – «Grace and Beauty» (1909)

Стиль Джеймса Скотта, одновременно динамичный и игривый, всегда пользовался симпатией публики. Композитор внес большой вклад в популярность рэгтайма, а его немногочисленные вальсы тоже очень красивы. Из-за своего небольшого роста (1,62 метра) и энергичности музыки он получил прозвище «Маленький профессор».

Самого Скотта Джоплина покорили синкопированные фортепианные мелодии Джеймса Скотта, который несомненно тоже оказал влияние на развитие джаза. А уж потом Джелли Ролл Мортон первым совершил переход к более современному звучанию традиционного джаза.

С уваЖЕНИем, Гимер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий