воскресенье, 22 августа 2021 г.

Стили блюза. Классический женский блюз (Classic female blues).

Стили блюза.

Классический женский блюз (Classic female blues) был ранней формой блюзовой музыки, популярной в 1920-х годах. Этот стиль, сочетающий в себе традиционный фолк-блюз и музыку городского театра, также известен как водевиль блюз. Классический блюз исполнялся певицами в сопровождении пианистов или небольших джазовых ансамблей, и это был первый записанный блюз. Ма Рейни (Ma Rainey), Бесси Смит (Bessie Smith), Этель Уотерс (Ethel Waters) и другие певицы этого жанра сыграли важную роль в распространении популярности блюза.

Происхождение.

"Ма" Рейни.

Блюз, разновидность черной народной музыки, зародившейся на юге Америки, примерно до 1900 года в основном использовался в форме рабочих песен. Гертруда «Ма» Рейни (1886–1939), известная как «Мать блюза», считается первой, кто исполнил блюз на сцене как популярное развлечение примерно в 1902 году. Рейни выучила одну из народных афро-американских песен и начала использовать ее в качестве своего заключительного номера, назвав ее «блюз». Примеру Рейни последовали и другие цветные певицы, большинство из которых гастролировали на Восточном побережье и Юге США по принадлежащей чернокожим сети театров «Theatre Owners Booking Association» (T.O.B.A.).

Ma Rainey – «Jealous Hearted Blues» (1924).

Ключевой фигурой в популяризации блюза был композитор В.К. Хэнди (W. C. Handy), опубликовавший первую из своих блюзовых песен в 1912 году. Его композиции, в частности «"The Memphis Blues» и «St. Louis Blues», быстро стали стандартами. для блюзовых исполнителей. Песни, смоделированные по образцу Хэнди, исполнялись на черных сценических шоу и записывались белыми артистами водевилями, такими как Софи Такер (Sophie Tucker).

1920-е годы.

Мэми Смит.

В 1919 году, Хэнди и гарлемский автор песен и музыкальный издатель Перри Брэдфорд (Perry Bradford) начал кампанию по убеждению звукозаписывающих компаний в том, что чернокожие потребители будут охотно покупать записи черных исполнителей. Настойчивость Брэдфорда привела к тому, что «General Phonograph Company» записала нью-йоркскую певицу кабаре Мэми Смит (Mamie Smith) в своей студии «Okeh» 14 февраля 1920 года. Смит исполнила две неблюзовые песни, которые тем же летом поступили в продажу и стали коммерчески успешными. Смит вернулась в студию 10 августа и записал «Crazy Blues» - первый блюз, записанный чернокожей женщиной. Пластинка была продана тиражом более 75 000 копий за первый месяц, что является для того времени рекордной цифрой. Смит стала известна как «Первая леди американского блюза».

Mamie Smith – «Crazy Blues» (1920).

В ноябре 1920 года певица водевиля Люсиль Хегамин (Lucille Hegamin) стала второй чернокожей женщиной, записавшей блюзовую песню «Jazz Me Blues». До конца 1921 года сделали свои первые записи Этель Уотерс (Ethel Waters), Альберта Хантер (Alberta Hunter), Мэри Стаффорд (Mary Stafford), Кэти Криппен (Katie Crippen), Эдит Уилсон (Edith Wilson) и Эстер Бигеу (Esther Bigeou). Блюз стал повальным увлечением по всей стране, и звукозаписывающая индустрия активно искала, заказывала и записывала чернокожих певиц.

Lucille Hegamin – «The Jazz Me Blues» (1920).

Блюзовые записи продавались исключительно афроамериканцам, в основном за счет рекламы в черных газетах, таких как «Chicago Defender» и «Pittsburgh Courier», и обычно имели маркировку «race records», чтобы отличать их от записей, предназначенных для белой аудитории. Однако записи некоторых классических блюзовых певиц были популярны среди белых покупателей, например, записи Люсиль Хегамин для «Paramount Records», сделанные в 1922 году, были выпущены не как «race», а как часть «популярной» серии «Paramount». Мэрион Харрис (Marion Harris) стала первой белой певицей, которая записала «Saint Louis Blues» и «Beale Street Blues». Аннетт Хэншоу (Annette Hanshaw) также сделала несколько блюзовых записей, среди которых был хит «Moanin 'Low».

Marion Harris – «St. Louis Blues» (1920).

Самой популярной из классических блюзовых 1920-х годов стала певиц Бесси Смит (Bessie Smith), первая запись которой вышла в 1923 году. Обладательница необычайно широкого диапазона голоса Бесси Смит была названа «Императрицей блюза». Певица гастролировала в сети T.O.B.A. с 1912 года, первоначально как хористка; к 1918 году она появилась в собственном ревю в Атлантик-Сити, Нью-Джерси. После множества попыток записаться - три компании отказались от нее – Смит подписала контракт с «Columbia» и, в конце концов, стала самой высокооплачиваемой чернокожей певицекй 1920-х, записав более 160 песен.

Bessie Smith – «Baby Won't You Please Come Home» (1923).

Ма Рейни (Ma Rainey), чья популярность на Юге была непревзойденной, до своих первых записей, сделанных в 1923 году, была мало известна в городах Севера. Она и Бесси Смит внесли изменения в стиль классического блюза, поскольку публика предпочла их грубые голоса утонченному пению предшествующих блюзовых певиц. Рэйни записала более 100 песен, 24 из которых - собственные композиции. По словам историка джаза Дэна Моргенштерна, «Бесси Смит (и все остальные, кто последовали за ней) прямо или косвенно научились своему искусству и ремеслу у Ма».

Ma Rainey – «Honey, Where You Been So Long» (1924).

В конце 1920-х годов много записывались Ида Кокс (Ida Cox), Клара Смит (Clara Smith), Сара Мартин (Sara Martin), Виктория Спайви (Victoria Spivey) и ее кузина Сиппи Уоллес (Sippie Wallace). Спайви, вдохновленная на роль блюзовой певицы выступлением Мэми Смит, в мгновение ока добилась успеха в 1926 году, когда записала на лейбле «Okeh»свою первую песню «Black Snake Blues». В 1929 году она снялась в первом звуковом фильме для черных.

Упадок и возрождение.

Аннет Хеншоу.

В 1928 году популярность классического женского блюза пошла на убыль. С успехом первых коммерческих записей Блинд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson) в 1926 году, стала популярной более «приземленная», менее урбанистическая форма блюза, обычно исполняемая мужчинами, аккомпанирующими себе на гитаре или фортепиано. Влияние Великой депрессии на черный водевиль и звукозаписывающую индустрию в целом, а также тенденция к музыке свинга в 1930-х годах положили конец карьере большинства классических блюзовых исполнительниц. Некоторые, как Этель Уотерс (Ethel Waters), адаптировались к смене музыкальных стилей; некоторые, как Люсиль Хегамин (Lucille Hegamin) и Сара Мартин (Sara Martin), впоследствии работали в основном вне сферы развлечений; другие, такие как Хэтти МакДэниел (Hattie McDaniel) и Эдит Уилсон (Edith Wilson), стали успешными в кино и на радио. Бесси Смит (Bessie Smith) погибла в автокатастрофе в 1937 году в возрасте 41 года. Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) сказал: «Если бы Бесси жила, то была бы на вершине свинга вместе с нами».

Lil Johnson – «Keep On Knocking» (1935).

С падением популярности женского классического блюза некоторые из певиц 1920-х годов стали записывать то, что стало называться свинг-блюзом. Такие исполнительницы, как Лил Джонсон (Lil Johnson), Виктория Спайви (Victoria Spivey), Ида Кокс (Ida Cox), Берта «Чиппи» Хилл (Bertha "Chippie" Hill) и Люсиль Боган (Lucille Bogan) начали сотрудничать с более дешевыми лейблами «ARC» и «Decca Records».

Sippie Wallace – «Women Be Wise».

В 1960-х годах возрождение интереса к блюзу вернуло Сиппи Уоллес (Sippie Wallace), Альберту Хантер (Alberta Hunter), Эдит Уилсон (Edith Wilson) и Викторию Спайви (Victoria Spivey) на концертную сцену. В 1961 году Спайви основала свой собственный лейбл «Spivey Records». Помимо самой певицы, там записывались Люсиль Хегамин (Lucille Hegamin), Мемфис Слим (Memphis Slim), Лонни Джонсон (Lonnie Johnson) и др.

Значение.

Представительницы классического женского блюза 1920-х годов были в индустрии звукозаписи пионерами, среди темнокожих певцов и блюзовых исполнителей. Они сыграли важную роль в популяризации 12-тактового блюза в Соединенных Штатах. Среди тех, кто назвал Бесси Смит своей вдохновительницей были Махалия Джексон (Mahalia Jackson) и Дженис Джоплин (Janis Joplin). По словам журналиста Лероя Джонса (LeRoi Jones), фонографические записи исполнителей классического блюза «повлияли на существующую народную традицию и создали другой вид традиции, не похожий ни на какой другой в прошлом».

Список классических женщин-блюзовых певиц.

A

Mozelle Alderson

Ora Alexander

B

Mildred Bailey

Mildred Bailey

Blue Lu Barker

Gladys Bentley

Esther Bigeou

Lucille Bogan

Ada Brown

Bessie Brown

Eliza Brown

Kitty Brown

C

Alice Carter

Alice Leslie Carter

Martha Copeland

Ida Cox

Katie Crippen

D

Madlyn Davis

E

Bernice Edwards

F

Ethel Finnie

Miss Frankie

G

Cleo Gibson

Lillian Glinn

Lillian Goodner

Ida Goodson

Fannie May Goosby

Coot Grant

Helen Gross

H

Bertha "Chippie" Hill

Marion Harris

Lucille Hegamin

Edmonia Henderson

Katherine Henderson

Rosa Henderson

Edna Hicks

Bertha "Chippie" Hill

Mattie Hite

Rosetta Howard

Helen Humes

Alberta Hunter

I

Bertha Idaho

J

Edith North Johnson

Lil Johnson

Mary Johnson

Merline Johnson

Maggie Jones

L

Virginia Liston

M

Sara Martin with Sylvester Weaver

Ida May Mack

Daisy Martin

Sara Martin

Viola McCoy

Hazel Meyers

Josie Miles

Lizzie Miles

Monette Moore

R

Ma Rainey

Ma Rainey

Elzadie Robinson[

S

Bessie Smith

Bessie Smith

Clara Smith

Laura Smith

Mamie Smith

Ruby Smith

Trixie Smith

Victoria Spivey

Mary Stafford

Hannah Sylvester

T

Eva Taylor

Bessie Tucker

Lavinia Turner

W

Ethel Waters

Sippie Wallace

Ethel Waters

Georgia White

Edith Wilson

Lena Wilson

Y

Estelle Yancey[

Ссылки по теме:

История блюза ч.1

История блюза ч.2

История блюза ч.3

Комментариев нет:

Отправить комментарий