Роллы для
фортепиано (Piano roll, Notenrolle) - это средство для снабжения механического
музыкального инструмента управляющей информацией, представляющие собой
непрерывные рулоны бумаги с перфорацией (отверстиями) в них. Это был первый
носитель, который можно было легко и дешево сделать. В отличие от носителей,
использовавшихся ранее, роллы для фортепиано можно было изготавливать в
промышленных масштабах и дублировать, предоставляя, таким образом, покупателю
новейшую музыку.
Роллы для
фортепиано использовались и используются в различных видах механических
музыкальных инструментов, например, в пианолах, оркестрионах, каллиопах, органах
для ярмарок, шарманках и - хотя и крайне редко - в специально построенных
стационарных органах.
Первые
роллы для фортепиано были использованы в оркестрионах фирмы «M. Welte &
Sons» в 1883 году. С 1897 года механические пианино в больших количествах выпускались
различными производителями. В период расцвета механических пианино между 1900 и
1927 годами по всему миру были сотни компаний, производящих роллы для
фортепиано. Их серийное производство было прекращено только в 2009 году. Перфорированные
ленты с современными аранжировками все еще производятся для исторических
музыкальных инструментов. Американская компания «QRS Records», специализирующаяся
на выпуске роллов для фортепиано, предлагает сегодня 45 000 наименований,
причем «новые названия добавляются на регулярной основе», хотя они больше и не выпускаются
массово.
То, что
на роллах для фортепиано закодировано как дырчатое письмо, в принципе можно
сохранить и в электронном виде. С начала 1980-х годов механические музыкальные
инструменты также управляются электронными компонентами. В основном они
обрабатывают файлы MIDI, содержащие все функции управления. Информация MIDI,
считываемая специальным программным обеспечением, преобразуется в
механико-пневматические импульсы с помощью электромагнитных клапанов. Так
называемое программное обеспечение секвенсора, которое позволяет редактировать
файлы MIDI, часто имеет функцию просмотра музыкальных данных в так называемой
нотации пианино («Piano Roll Editor»).
Информация,
хранящаяся на ролле для фортепиано, обычно считывается пневматико-механическими
средствами. Бумажный рулон перемещается по системе считывания, известной как
«трекер-полоса», и цикл воспроизведения каждой музыкальной ноты запускается,
когда перфорация пересекает полоску и считывается. Атмосферный воздух
всасывается через отверстия и запускает управляющий импульс посредством
перепада давления внутри клапанов. Или отбор проб происходит по так называемому
принципу нисходящего потока (часто в конструкции шарманки), когда воздух под
давлением (называемый ветром) выдувается из отверстий в рулоне. Возникающая в
результате разница давления в ветровом отсеке вызывает активацию функции
управления.
Из-за
того, что сотни компаний стали производить механические пианино («Player Pianos»)
различных форматов и перфораций в начале ХХ века возникла острая необходимость
в стандартизации этого быстро развивающегося бизнеса. В 1908 году американские
производители механических музыкальных инструментов согласовали стандарт,
названный Конвенцией Буффало.
Конвенция
Буффало.
Большинство
фортепианных роллов исполняются в трех различных музыкальных гаммах. Формат с
65 нотами (с диапазоном воспроизведения от A1 до C♯7) был введен в 1896 году в США специально для фортепианной музыки. В 1900 году был введен американский формат воспроизведения
всех 88 нот (от A0 до C8) стандартной фортепианной гаммы. В 1902 году была
представлена немецкая 72-нотная шкала (от F1, G1 до E7). Единого отраслевого
стандарта не существовало, пока в 1908 года Конвенция Буффало не
стандартизировала промышленность США до 88-нотной шкалы и не установила для неё
физические размеры.
Конвенция
Буффало от 10 декабря 1908 г. установила два формата роллов для американских
производителей механических пианино. Оба формата имели разную перфорацию - 65 и
88 нот, но одинаковую ширину (11+1⁄4 дюйма или 286 миллиметров); таким образом,
рулоны с 65-ю нотами будут перфорированы до 6 отверстий на дюйм, а рулоны с
88-ю нотами до 9 отверстий на дюйм, оставляя поля на обоих концах рулона. Это дало
возможность использовать роллы для фортепиано на любом саморегулирующемся механическом
музыкальном инструменте, построенном в соответствии с соглашением, хотя иногда
и с потерей специальных функций. В последствие этот формат стал свободным
мировым стандартом.
Различали
следующие виды роллов для фортепиано:
Метрономические,
аранжированные или «сгруппированные» роллы, которые производятся путем
пробивания отверстий в материале-носителе (бумага, фольга, листовой металл,
картон) для включения функций управления (тоны, демпферы, динамика,
переключение регистров) без участия музыканта. Шаблоном служат музыкальные ноты
или другие носители информации. При умелом подходе это не обязательно приводит
к «механическому» звуку, а скорее к «гуманизированному» звуковому образу.
"Записанные
вручную роллы» создаются на пианино, подключенном к записывающему устройству,
которое помечает бумагу во время игры пианиста. Маркированная бумага затем
перфорируется по отметкам. Вы можете вставлять дополнительные отметки или
исправлять ошибки в игре. Этот метод используется с 1904 года, когда компания «Welte»
выпустила репродуктивное фортепиано «Welte-Mignon», на котором были записаны выступления
таких известных пианистов, как Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус и Джордж Гершвин.
Роллы для
так называемых «воспроизводящих пианино» изготавливались производителями
инструментов таким образом, что игра пианистов практически записывалась. Для
этого использовался специальный инструмент, который записывал все нажатия
клавиш и педалей пианистом. На ранних моделях невозможно было записать скорость
нажатия клавиш; эта возможность появилась позже. Известный производитель
механических пианино «Welte» был первым, кто разработал процесс, учитывающий динамику
игры в записях. Воспроизводящие пианино получили возможность воспроизводить динамику
реальной игры на пианино с помощью специально закодированных управляющих
отверстий, расположенных по краям рулона. У разных компаний были разные способы
обозначения динамики, некоторые технически продвинутые, некоторые секретные, а
некоторые полностью зависели от рукописных заметок продюсера звукозаписи, но во
всех случаях эти динамические иероглифы приходилось преобразовывать в
специальные перфорированные коды, необходимые для разных типов инструмент. Это
достижение широко рекламировалось как воспроизводящее «душу» исполнителя -
такие слоганы, как «Пальцы мастера на вашем пианино» или «Падеревский будет
играть для вас в вашем доме!» были обычным явлением.
Роллы
играют с определенной скоростью, отмеченной в начале ролика. Например, цифра
«70» означает, что семь футов бумаги (примерно 2 метра) нужно воспроизвести в
течение одной минуты. На всех пневматических пианино бумага наматывается на
приемную катушку, и чем больше бумаги, тем быстрее она протягивается.
Механическое
пианино («Player Pianos») дает возможность создавать музыку, которую даже самый
талантливый пианист из-за ее сложности никогда не смог бы исполнить или,
вернее, музыку, которая изначально не была задумана для исполнения вручную. В
начале ХХ века сотни композиторов писали музыку специально для автоматических
фортепиано. Особого упоминания заслуживают Пол Хиндемит, Игорь Стравинский и
Конлон Нанкарроу. Последний, в частности, всю свою жизнь занимался только «Player
Pianos».
Производители
механических музыкальных инструментов «Welte», «Hupfeld» и «Philipps» сделали
бесценные записи игры известных пианистов, не оставивших звукозаписей. В компании
«Duo-Art» записывались такие артисты, как Игнас Ян Падеревски, Джордж Гершвин,
Морис Равель, Тереза Карреньо, Перси Грейнджер, Леопольд Годовски и Ферруччо Бузони. Среди артистов бренда «Ampico»
были Сергей Рахманинов, Ферде Грофе, Лео Орнштейн, Миша Левицки, Уинифред Макбрайд и
Маргарита Волави. Фирма «Welte-Mignon», первая разработавшая систему воспроизведения,
записывала таких артистов, как Густав Малер, Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси,
Мануэль де Фалья, Александр Скрябин, Энрике Гранадос, Эжен д'Альбер, Йозеф
Левинн, Рауль Пуньо и Карл Рейнеке (который был первым пианистом, который
записывался в любом из известных в то время медиаформатов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий