суббота, 14 августа 2021 г.

Зал славы блюза. Eddie "Guitar Slim" Jones (1926 – 1959).

Зал славы блюза.

Ни один блюз-гитарист 1950-х годов даже не приблизился к тому, чтобы сравниться с яркой игрой Guitar Slim в плане зрелищности. Вооруженный шнуром длиной примерно 350 футов между гитарой и усилителем, Слим уверенно выходил на сцену в ярком костюме красного, синего или зеленого цвета и обычно с окрашенными в тон костюму волосами! Редко можно встретить блюзового гитариста из Техаса или Луизианы, который не назвал бы Слима одним из «гуру» блюза, оказавших на него влияние: Бадди Гай, Эрл Кинг, Guitar Shorty, Альберт Коллинз, Чик Уиллис и многие другие с энтузиазмом свидетельствовали о непреходящем влиянии Слима.

Он быстро приобрёл известность блестящего шоумена, гитариста, вокалиста, автора блюзовых стандартов под именем «Guitar Slim» (перевод может быть от вычурной или стройной как сигарета "слим", гитары, до "гитариста–стиляги") и прожил жизнь короткую и яркую, как метеор, сгоревший в земной атмосфере.

Eddie "Guitar Slim"  - «Jones Feelin' Sad» (1952).

Об этом невероятно эксцентричном ритм-энд-блюзовом музыканте при жизни ходили легенды из уст в уста. Чтобы попасть на его невиданные (по тем временам) музыкальные представления, люди проходили по двести миль до Нового Орлеана. Делали это многие не только для того, чтобы увидеть чёрного парня с осветлёнными до голубизны волосами в ярко-красных и прочих разноцветных костюмах и штиблетами в тон. Не только потому, что хотели воочию поглядеть на «сумасшедшего», чья гитара неистово ревела, пока её владелец сидел на плечах у своего ассистента. И не только затем, чтобы насладиться трюками хулигана, который уносился прочь из клуба на авто, не переставая при этом играть и волоча за собой сотни метров провода от усилителя. Народ приходил в основном для того, чтобы не понаслышке насладиться пением и игрой музыканта, на счету которого вплоть до начала 50-х годов не было ни одной записи. Да и гитарист, разумеется, проделывал всё это по большей части затем, чтобы вновь вернуться на сцену и поставить заключительный аккорд под шквал аплодисментов. Ну ещё быть может потому, что его жизнь с самого начала не была безоблачной.

Guitar Slim – «Going Down Slow» (1955).

Guitar Slim появился на свет 10 декабря 1926 года в Гринвуде (штат Миссисипи) под именем Эдди Джонс (Eddie Jones). Мальчик рос сиротой, так как маму потерял в пятилетнем возрасте, а отца своего и вовсе не знал. Вторым домом для него стали хлопковые поля и «прогулки» за мулом под присмотром своей не менее занятой сбором хлопка бабушки. Третьим пристанищем, или скорее отдушиной (в свободное от работы время), стали пивные (так называемые заведения - juke joints), где можно было потанцевать под проигрыватель пластинок. Чуть повзрослев, Эдди начал там петь и приплясывать так ловко, что получил в местных кругах прозвище «Гибконогий Эдди». Когда ему стукнуло восемнадцать, он женился на такой же юной попрыгунье и почти тут же отправился в армию, отслужив там два года.

После службы в армии во время Второй мировой войны Джонс начал играть в клубах Нового Орлеана. Его образцами для подражания были Ти-Боун Уокер и Кларенс «Gatemouth» Браун.

Guitar Slim – «I'm Guitar Slim baby!».

Кстати, именно по армейским впечатлениям была написана его дебютная песня - «Письмо подружке», и одними из первых её услышали посетители Ново-Орлеанских клубов, в частности знаменитого заведения «Dew Drop Inn», где Эдди впервые появился перед публикой с белым лицом, густо намазанным пудрой. Впрочем, окружающим до его внешнего вида не было и дела с того самого момента, как пальцы гитариста скользнули по струнам. Разумеется, эта деталь не ускользнула от тогдашнего владельца клуба Фрэнка Паниа, который взялся раскручивать гитариста, за пару месяцев сделав из него звезду Нового Орлеана. Продюсер, как истинный итальянец знавший толк в нарядах, занялся деталями гардероба артиста. И не прогадал, сумев угодить не только публике, но и буйному характеру своего подопечного, который в неукротимой эксцентрике порой выкрашивал краской не только штиблеты (в то время отыскать в продаже цветные было невозможно), но и свой автомобиль.

Разумеется, столь взрывная смесь в одном человеке, основанная ещё и на великолепном, легко узнаваемом хрипловато-страстном пении «Госпел», вкупе с фэнковой игрой на гитаре, не могла ускользнуть и от студий звукозаписи. Первая, но весьма неудачная запись гитариста, к тому времени уже взявшего псевдоним «Гитар Слим», стартовала на лейбле «Imperial» в 1951 году. Затем последовала запись сингла «Feeling Sad» на лейбле «Bullet» и стала более удачной, поскольку привлекла к себе внимание сразу двух звукозаписывающих фирм: набиравшего силы лейбла «Atlantic» и фирмы «Specialty». Но благодаря Джонни Винсенту (продюсеру «Specialty»), в 1953 году Слим подписал контракт именно с этим лейблом и не ошибся, поскольку дебютная песня "The Things That I Used To Do" (или «То, что я делать привык») тут же взлетела на «Эверест».

Guitar Slim – «The Things That I Used to Do» (1954).

По словам гитариста Эрла Кинга, Слим рассказал однажды, что песня эта родилась во сне, где Ангел и Дьявол воевали друг с другом за собственные тексты. Нечистый, конечно, одержал победу в поединке. Песня, кстати, записанная в 1954 году при участии молодого Рэя Чарльза (он выступил аранжировщиком и исполнял партию фортепиано), несколько недель занимавшая первое место в R&B чартах, разошлась миллионным тиражом и вскоре стала блюзовым стандартом, поспособствовав, в частности, развитию музыки «Soul». Но если для других этот хит стал началом, для самого Слима по воле рока, увы, это означало прибытие на конечную станцию.

Guitar Slim – «Quicksand» (1955).

Не выдержав внезапно свалившегося на него бремя денег и славы, гитарист всецело посвятил себя старой привычке поглощать неимоверные дозы вина. Спустя пару месяцев, по дороге на гастроли он вдребезги разнёс о стоявший на дороге трактор свой новый автомобиль и угодил в больницу. Эмприсарио не растерялись, тут же заменив его другим артистом (им оказался не менее почитаемый ныне гитарист Эрл Кинг). А Слим, оправившись, решил поселиться в более спокойном по атмосфере городе Тибодо (Луизиана).

Guitar Slim – «Sufferin Mind» (2 versions: version 1 - master  /  version 2 - alternate).

В течение четырёх лет он продолжал записывать песни, многие из которых: (к примеру, «Story Of My Life» и «Sufferin' mind») стали блюзовыми стандартами, а на концерты его по-прежнему шла публика. Но дни былого успеха для музыканта остались в прошлом, да к тому же начались серьёзные проблемы со здоровьем, вследствие пьянства и неимоверного количества женщин, которых у него, по свидетельствам современников было столько же, сколько и дней в году. И 6 февраля 1959 года, во время одного из выступлений со своей группой в Рочестере (Нью – Йорк) ему стало плохо. Сначала друзья подумали, что он просто пьян, а потому врача вызвали слишком поздно. Гитар Слим скончался в этот же день от бронхиальной астмы, осложнённой обильным употреблением вина.

Guitar Slim – «The Story Of My Life» (1954).

Замечательный музыкант, которому только исполнилось 32 года, был похоронен на небольшом кладбище в Тибоди вместе с гитарой, и, к сожалению, был ненадолго забыт, так как быстро его затмили другие великие гитаристы. Но сегодня он вновь возвращается под громкие аплодисменты. Ведь влияние Гитар Слима на последующие поколения исполнителей невозможно переоценить. Ведь он был, пожалуй, первым в мире гитаристом, играющим с искажением звука, используя при этом педаль (приём называется «дисторшн»), почти на десять лет опередив, к примеру, Джимми Хендрикса и оказав существенное влияние на формирование стиля «рок-н-ролл».

Guitar Slim – «Along About Midnight» (1958).

А Фрэнк Заппа и вовсе считал музыканта своим наставником. Вот как рассказывал музыкант о впечатлении, произведённом на него игрой «Guitar Slim». «Впервые услышав его игру, я подумал: «Что он вытворяет? Он же издевается над гитарой!» Казалось, его манера исполнения не имеет отношения к нотам — скорее к «настрою», с которым он калечил инструмент. В итоге получалась не просто сумма звуков определенной высоты на фоне определенных аккордов и ритмов — я слышал нечто другое. Кроме «настроя», благодаря «Guitar Slim» я впервые услышал, как звучит на пластинке расстроенная гитара. И хотя я не могу утверждать, что способен прямо сейчас сесть и сыграть пассаж в духе Слима, его настрой на «душить и калечить», стал важной эстетической вехой на пути к формированию моего стиля». (Цитата позаимствована из книги – автобиографии уважаемого гитариста «Настоящая книга Фрэнка Заппы»).

Только в последние годы монументальное влияние Слима на лексикон блюза стало полностью признано и оценено. В 2007 году Джонс был занесен в Зал славы блюза. Между прочим, один из его сыновей называет себя Guitar Slim, Jr и его репертуар сильно приправлен материалом знаменитого отца.

Guitar Slim – Sufferin Mind (1991).

01 - The Things That I Used To Do

02 - Well I Done Got Over It

03 - Story Of My Life

04 - Letter To My Girlfriend (Aka Prison Blues)

05 - Trouble Don't Last

06 - Later For You Baby

07 - Bad Luck Blues

08 - Twenty-Five Lies

09 - Sufferin' Mind

10 - Stand By Me

11 - Guitar Slim

12 - Our Only Child

13 - Reap What You Sow (Aka Bad Woman Blues)

14 - I Want To Love-A You (Take 1)

15 - Sufferin' Mind (Take 1)

16 - I Want To Love-A You (Take 11)

17 - Think It Over

18 - Quicksand

19 - You're Gonna Miss Me

20 - I Got Sumpin' For You

21 - Something To Remember You By

22 - You Give Me Nothing But The Blues

23 - Going Down Slow

24 - Certainly All (Take 2)

25 - Something To Remember You By (Take 1)

26 - Certainly All (Take 1)

 

Alto Saxophone – Gus Fontenette (tracks: 1 to 26)

Baritone Saxophone – Clarence Ford (tracks: 21 to 26)

Bass – Lloyd Lambert (tracks: 1 to 8), Lloyd Joseph Lambert (tracks: 8 to 26)

Drums – Oscar Moore (2) (tracks: 1 to 26)

Leader – Robert A. "Bumps" Blackwell (tracks: 21 to 26)

Leader, Guitar – Eddie "Guitar Slim" Jones (tracks: 1 to 20)

Piano – John Gerard (3) (tracks: 5 to 8), Lawrence Eddie Cotton (tracks: 8 to 26)

Piano, Arranged By – Ray Charles (tracks: 1 to 4)

Saxophone – Luther Hill, Jr. (tracks: 17 to 20)

Tenor Saxophone – Charles Burbank (tracks: 1 to 4), Joseph Henry Tillman (tracks: 1 to 26), Oeth "Sax" Mallard (tracks: 5 to 8)

Trumpet – Frank S. Mitchell (tracks: 1 to 4), Roosevelt Paul Brown (tracks: 8 to 20)

Guitar Slim - это тот блюзмен, который заставляет осознать, насколько ручными являются сегодня большинство исполнителей. Всего одно прослушивание его жгучей, искаженной гитары и хвастливого вокала на "Guitar Slim" повысит ваши требования к другим артистам. По правде говоря, Эдди «Guitar Slim» Джонс был одним из величайших исполнителей блюза 1950-х годов, выдающимся шоуменом, оказавшим влияние на Эрла Кинга, Альберта Кинга и многих других, последовавших за ним. Эта коллекция содержит лучшие работы Слима от лейбла «Specialty» и была с любовью собрана компилятором Билли Вера. Бессмертная «The Things That I Used to Do» Слима здесь соседствует с пылкими и незабываемыми композициями, такими как «Sufferin 'Mind» и «Reap What You Sow». Скрытые сокровища изобилуют отличными альтернативными дублями и классическим новоорлеанским звучанием саксофонистов Джозефа Генри Тиллмана и Гаса Фонтенетта.

--- Кен Хохман, редакционный обзор

download (mp3 @VBR kbs):

https://yadi.sk/d/laqXoEdrQ2Dd9g

Комментариев нет:

Отправить комментарий