1619
Первых
африканских рабов привезли в американскую колонию Вирджиния.
Истоки
блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабства на
Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Афроамериканцы
работали в те времена на плантациях и, как обслуживающий персонал, выполняли
всю самую грязную и трудную работу.
«Levee Camp Holler» - Field Holler (Alan Lomax Recordings).
Вся тяжелая
и беспросветная жизнь чернокожего раба отражалась в народном песенном творчестве
в таких жанрах как холлер (field
holler), рингшут (shouts), рабочая песня (work song), баллады (ballads) и спиричуэлс (spirituals), берущие, в свою очередь начало
из этнической африканской музыки.
1 января 1808 года.
Конгресс
принимает законы, запрещающие ввоз рабов в Соединенные Штаты.
«Go down Moses» - Negro Spiritual.
1830
В США
набирают популярность расистские менестрель-шоу - форма американского народного
театра XIX века, в котором загримированные под негров белые актёры разыгрывали
комические сцены из жизни афроамериканцев, а также исполняли стилизованную
музыку и танцы африканских невольников.
«Jump Jim Crow» - Fred Feild.
Толчок к
популярности менестрель-шоу дали представления Томаса Дартмута Райса, в
частности его номер «Джим Кроу» — музыкальная композиция и танец, имитирующие
негритянский стиль. Популярность этого номера была столь широка, что Райс взял
себе псевдоним «Джим Кроу» и гастролировал по Америке и Европе. По его следам в
1830-е гг. стали появляться схожие инструментально-вокальные ансамбли и
соло-исполнители.
«Blackface Minstrel Show Sand Dance».
К
середине 1840-х гг. менестрель-шоу, также называемые «эфиопскими» (которые
помимо музыки и танцев включали небольшие комедийные сценки с диалогами,
скетчами и т. п.) стали одной из наиболее популярных форм развлечения в США,
особенно в северных штатах. Менестрели пародировали жизнь и манеры негров,
зачастую представляя их самым неприглядном образом в виде ленивых, глупых бахвалов.
«Everybody Sing» - Judy Garland in blackface (1938).
Самих
негров среди менестрелей практически не было, лишь с середины 1850-х гг. стали
появляться первые полностью негритянские труппы менестрелей. Характерно то, что
они также гримировали себе лицо, делая его похожим на театральную маску.
Негритянские менестрель-шоу также собирали большую публику, желавшую увидеть
представление настоящих негров. Однако изначально расистский характер
менестрель-шоу препятствовал его развитию среди негров-исполнителей (особенно
на Юге). Более того, во многих штатах Юга шоу менестрелей постепенно стали
запрещать, так как там они ассоциировались с развлечением северян.
«Rosie» -
Negro Work Song.
Несмотря
на расистскую сущность, именно менестрель-шоу впервые позволили негритянской
музыке быть услышанной массово, хотя и в извращённой на первом этапе форме.
Однако в поздний период такие шоу включали настоящие песни американских негров
— Negro Work Song & spirituals — таким образом, становясь у истоков
современной афроамериканской музыки, последовательно породившей блюз, джаз и
ритм-н-блюз.
12 апреля 1861 года.
Начало
гражданской войны в США.
14 декабря 1862 года.
Одно из
самых ранних письменных упоминаний слова «блюз» именно в смысле печального
душевного состояния. Шарлотта Фортен (Charlotte Forten), свободная чернокожая учительница
из Пенсильвании отметила в своем дневнике, что «вернулась домой с блюзом», впервые
услышав популярную среди рабов песню «Poor Rosy», которую, по словам Фортен, «нельзя
петь без грусти и тревоги в душе».
«Poor Rosy» - Dan Gellert.
1 января 1863 года.
Президент
США Авраам Линкольн издает «Прокламацию об освобождении рабов», номинально
освобождая чернокожих от рабской зависимости.
Отмена
рабства послужила большим толчком к дальнейшему развитию всех жанров
афроамериканского музыкального искусства, в том числе и блюза, который по праву
считается квинтэссенцией африканской народной культуры.
18 апреля 1865 года.
Окончание
гражданской войны; начало реконструкции Юга.
1867
Опубликованы
«Невольничьи песни Соединенных Штатов», самый ранний сборник афроамериканских
духовных песен.
"Oh Freedom!" - The Golden Gospel Singers (Lyrics in
Description).
Индустрия
менестрель-шоу стала приходить в упадок. К этому времени популярность набирали
схожие жанры: варьете, водевиля и музыкальные комедии. В 1870-е гг. вошли в
моду духовные негритянские песни - спиричуэл; в данном случае песни уже не
имитировались, а напрямую заимствовались от бродячих чёрных музыкантов.
Январь 1877
Завершение
радикальной реконструкции Юга. Федеральные войска выводятся с территории южных
штатов.
1890
Южные
штаты переходят на систему правовой сегрегации «Jim Crow», принимая законы,
ограничивающие многие аспекты афроамериканской жизни. Укрепление
рабовладельческого общества за счет развития системы долевого земледелия.
Усиление расового насилия, увеличение случаев линчевания негров.
«Negro Prison & Blues Songs Rosie» - Alan Lomax
Collection.
«Многие
из тех, кто пел трудовые песни, жили в лагерях лесорубов или в палаточных
городках строителей железных дорог, где в свободное время заняться было нечем.
И естественно, что по вечерам люди пели. Я уже говорил, что многие негритянские
песни могли исполняться в самых разных условиях; одни и те же песни звучали на
хлопковых плантациях и в церквях, в военных лагерях и на судоверфях. В
свободные часы негру в первую очередь вспоминались трудовые песни, и он их пел.
И где-то каким-то образом из них родился блюз — новый, более совершенный вид
музыки, призванный рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин или
женщин. Трудно сказать, когда это произошло…»
Д. Л.
Коллиер «Становление джаза».
1899
Скотт
Джоплин публикует свой первый рэгтайм «Maple Leaf Rag» («Кленовый листок»). Появления регтайма стало ключевым
фактором, повлиявшим на зарождение блюза.
«Maple Leaf Rag» - Scott Joplin.
Появление
пьемонтского стиля блюза (Piedmont style of blues).
«Old Time Blues» - Carl Martin (Piedmont Blues Guitar,
1936)
1902
Звукозаписывающая
компания Victor
Records выпускает первую в мире
запись «черной» музыки – «Camp
Meeting Jubilee».
«Camp Meeting Jubilee» - Harry Macdonough & Edison
Male Quartet (1902).
1903
«Отец
блюза», знаменитый американский композитор, музыкант и аранжировщик Уильям
Кристофер Хэнди (W.C. Handy)
«открыл» блюз:
«Меня
разбудил звук гитары. Недалеко от меня сидел тощий, одетый в лохмотья негр, и
играл, скользя по струнам складным ножом в манере гавайских гитаристов, которые
использовали для этого стальной брусок. Это было потрясающе. Сама песня тоже
поразила меня: «Goin' Where The Southern Cross The Dog». Певец повторил мелодию
три раза, аккомпанируя себе на гитаре в самой удивительной манере, которую я
когда-либо слышал…»
W.C. Handy (1873 - 1958 гг).
По
некоторым сведениям, этим человеком был Генри Слоан (Henry Sloan) - старейшина
с плантации Докерри, который учил играть пионера дельта-блюза Чарли Паттона (Charley
Patton).
«I'm Going Where The Southern Cross The Dog» - Henry
Sloan.
Большинство
исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода
низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически
всё чёрное население США в первой половине XX века. Они бродяжничали по стране,
перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость,
готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться
играть на вечеринках и в джук-джойнтах, где музыканту редко платили деньгами, а
чаще — едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза:
тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и
можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного
поезда.
Март 1912
Первое
упоминание слова «блюз», как музыкального термина. Публикация песни «Dallas
Blues», написанной скрипачом из Оклахомы Хартом Уэндом (Hart Wand). Она стала
первой в истории музыки полностью блюзовой композицией, появившейся в печати. Точная
дата сочинения песни неизвестна, но есть свидетельства, указывающие на то, что
«Dallas Blues» была написана не позднее 1909 года.
«Dallas Blues» - Hart
Wand (1918).
«Oh, You Beautiful
Doll» - песня в исполнении Билли Мюррея (Billy Murray) была опубликована годом
ранее, но только её первый куплет был в формате 12-тактового блюза.
«Oh You Beautiful Doll» - Billy Murray and the
American Quartet (1911).
В том же
1912 году вышли ещё две песни, имевшие в своём названии слово «блюз»: «Baby
Seals Blues» (август 1912; водевильный номер, написанный Артуром Силзом) и «The
Memphis Blues» (сентябрь 1912; написан Уильямом Хэнди). Однако ни одна из них
не была настоящим блюзом.
Baby Seals Blues (Instrumental) - Claude Bolling.
«Memphis Blues» - W.C. Handy (1914).
В 1909
году Хэнди и его группа переехали в Мемфис, штат Теннесси, где начали играть в
клубах на Бил-стрит. Его «Мемфис Блюз» был написан как мотив избирательной
кампании Эдварда Крампа, кандидата в мэры Мемфиса в 1909 году. Хэнди позже
переписал мелодию и изменил название с «Мистер Крамп» на «Мемфис Блюз».
6 апреля 1917 года.
«Великая
миграция».
Соединенные
Штаты вступают в Первую мировую войну. Военная и экономическая мобилизация
ускоряет процесс миграции афроамериканцев внутри страны. К этому времени
завершается процесс формирования классического блюза, в котором утвердились
характерные особенности жанра, унаследованные от музыки афроамериканцев, чётко
определилась 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение.
Февраль 1920 года
Mamie Smith (1891 - 1946 гг.).
Записи Мэйми
Смит (Mamie Smith) для Okeh
Records. Её песня «Crazy Blues» становится первым блюзовым хитом, положив
начало т.н. «расовым» записям («race» recording). В этот период блюз постепенно
выходит из африканских гетто и переходит в форму шоу-бизнеса. Начался блюзовы
бум и повальное увлечение вокалистками, поющими блюз.
«Crazy
Blues» - Mamie Smith (1920).
1923
Дебют
исполнительниц классического блюза Бесси Смит (Bessie Smith) и Ма Рейни (Ma
Rainey).
«Down Hearted Blues» - Bessie Smith (1923).
«Barrel House Blues» - Ma Rainey (1923).
«Представители
фирм грамзаписи рыскали по Югу, без разбору подписывая контракты с
негритянскими певицами, многие из которых работали в водевильных группах и не
имели к блюзу никакого отношения. К 1921 г. были записаны по меньшей мере
пять-шесть негритянских певиц; в 1923 г. их уже были десятки. Всю страну
охватило блюзовое безумие, и американцы в очередной раз открыли для себя
негритянскую музыку… В погоне за модой фирмы грамзаписи приглашали в студию
практически всех негритянок, которые хоть сколько-нибудь умели петь, и объявляли
их исполнительницами блюзов».
Д. Л.
Коллиер «Становление джаза»
Комментариев нет:
Отправить комментарий