Предыстория
группы «Chochoły» восходит к школьному вокально-инструментальному ансамблю,
основанному во второй половине 1962 года при Варшавском лицее им. Кароля
Сверчевского. В его состав входили: Томаш Бутовт (пение, барабаны), Ежи
Роговский (пение), Ян Гетель (гитара), Богдан Понятовский (гитара), Мечислав
Салецкий (фортепиано) и Богдан Нерк (бас-гитара). Изначально группа исполняла
стандарты рок-н-ролла и песни из репертуара «The Shadows» и «The Ventures».
В конце 1962 года ансамбль переехал в варшавский харцерский клуб «Sezam». Понятовский, Салецкий и Нерк покинули группу, а Бутовт и Гетель пригласили на их места двух новых музыкантов Павла Бродовского (бас-гитара и контрабас) и гитариста Анджея Турского. В марте 1963 года ансамбль стал играть в кинотеатре «Klub».
В июле
1963 года группа, официально принявшая имя «Chochoły», дебютировала на 1-м
Фестивале молодых талантов в Щецине. Осенью 1963 года место Гетеля занял Томаш Яськевич
(гитара), а Ежи Роговский стал руководителем ансамбля, снабдив музыкантов
новыми инструментами и звуковым оборудованием. Гитарист Анджей Турски был
большим поклонником игры Хэнка Марвина и «The Shadows». Таким образом в
репертуар «Chochoły» входило до 50 песен «The Shadows». В варшавской музыкальной
тусовке Турский считался выдающимся знатоком этой группы. Ранний репертуар ансамбля
никогда не записывался.
В январе
1964 года группа приняла участие в 1-м симпозиуме харцерской песни в Перемышле,
где их инструкторами были музыканты из групп «Rythm and Blues» (Лешек
Богданович) и «Czerwono-Czarni» (Веслав Бернолак). Там же присутствовал и главный
редактор еженедельника «Na przełaj» Болеслав Красуски, благодаря которому в
начале 1964 года в одном из номеров журнала появилась статья о группе под
названием «Еще не знаешь Хохолов?» («Jeszcze nie znasz Chochołów??»). 15 марта
того же года в том же журнале был опубликован еще один фоторепортаж о группе
под названием «Парни с гитарами» («Chłopaki z gitarami»).
Весной
1964 года музыкальным руководителем ансамбля стал саксофонист Веслав Червиньский.
Две его композиции («Twist z białą damą», «Grażyna») приобрели значительную
популярность. В июне «Chochoły» приняли участие во 2-м фестивале польской песни
в Ополе в качестве представителей лейблов «Veriton» и «Muza». На сцене
выступили солисты: Мила Сильвания, Петр Микс, Сильвестер Масио Квик, а также
хор Веслава Червиньского в составе: Анна Русек, Барбара Русек, Ежи Цеслански,
Богдан Гжимала-Седлецкий. Группа также аккомпанировала Кристине Конарской и
Рандии.
«Благодаря
Анджею [Турскому], мать которого работала в Министерстве внутренних дел, мы
переехали в кинотеатр «Клуб». Это был кинотеатр МВД, но это грозное название
никого не испугало, так как ни с чем плохим оно не ассоциировалось. Там мы
познакомились с Весеком Червиньским: он играл на нескольких музыкальных
инструментах, мы многому у него научились. Именно он познакомил нас с миром
профессиональной музыки. По его инициативе мы приняли участие в фестивале «Молодые
таланты». Мы дошли до финала, где на одной сцене с нами выступали, среди
прочих, Налепа с Кубацинской и «Złote Struny» с Северином Краевским. Осенью
(1963 г.) мы начали работать с Червиньским. Это был уход от основной идеи «Chochoły»,
потому что мы считали себя вторыми «The Shadows», но то, что сделал Весек,
открыло для нас новые горизонты. В 1964 году мы вместе выступали на фестивале в
Ополе, мы играли там почти каждый день, аккомпанируя многим исполнителям. Это
не было позором - без Червиньского наши записи в студии не состоялись бы».
Павел
Бродовски, в настоящее время главный редактор «Джазового форума».
Осенью
1964 года, после ухода солистов и В.Червиньского, вокалистами группы были: Януш
Годлевски (ex. «Tajfuny») и Войцех Гонсовски (ex. zespół Mirosława Wójcika). В то время в репертуар «Chochoły», связанных
теперь со студенческим клубом «Стодола», входили популярные песни
англо-американского музыкального рынка. Группа совершила гастрольный тур по
большинству воеводских городов Польши.
«В 1964
году Матеуш Свенцицкий попросил меня сопровождать Милу Сильванию, Рандию, Петра
Микса и Маси Квик на фестивале в Ополе. Получился довольно большой коллектив:
пять солистов и пять инструменталистов, а еще я создал хор - фантастически по
тем временам поющий. Должно быть, всё это звучало неплохо, потому что после
нашего выступления публика в Ополе, а затем и вся страна пели, напевали и
насвистали две мои песни, которые мы исполнили на этом концерте: «Twist z białą
damą» и «Grażyna». Так что я был музыкантом в «Chochoły», но недолго. Да, мои
товарищи по команде были счастливы, потому что успех делает всех счастливыми. «Стодола»
порадовалась, потому что летом на наши выступления приходили толпы, но денег
это не приносило. Осенью я расстался с группой и уехал работать за границу».
Веслав
Червиньский о выступлениях на фестивале в Ополе, в том числе о первых хитах «Chochoły»,
и о своем уходе из группы.
В апреле
1965 г. «Chochoły» без Я. Годлевского заняли 2-е место на 1-м Польском смотре
развлекательных музыкальных коллективов в Гливицах. Летом того же года в ансамбль
влилась группа «Impulsy», в составе вокалиста Дариуша Панковского, гитариста
Александра Володарского и органиста Мариана Зиминского.
2 апреля
1966 года «Chochoły» выступили в «Стодоле» на концерте, организованном по
случаю открытия нового помещения клуба на ул. Вспольней. В состав ансамбля
входили: Д. Панковский - пение и губная гармоника, А. Володарский - гитара, Т.
Яськевич - гитара, П. Бродовский - бас-гитара, М. Зиминский - орган и Т. Бутовт
- барабаны. На этот раз репертуар группы отличался набором ритм-н-блюзовых
композиций из репертуара «The Rolling Stones» и «The Artwoods».
Зиминский
сочинил ряд песен, самыми популярными из которых стали «Naście lat, Amor a kysz»
на стихи Станислава Шидловского, и ямайская песня «Shame and scandal»,
записанная на польском языке под названием «Skandal w rodzinie». Композиции М.
Зиминского напоминали по звучанию «The Animals», «Bookker T & The MG's» и «The
Kinks».
«Период «The
Shadows» постепенно подходил к концу, начался период увлечения «Beatles». Гонсовский и «Chochoły» так
динамично пели свои песни, что однажды на балконе зала в Ченстохове, где мы
играли, были разбиты все стулья».
Павел
Бродовский.
Со
временем «Chochoły» закрепили за собой статус группы, в основном аккомпанирующей
женским вокальным ансамблям «Krystynki», «Filipinki» и певцу Рене Глано (Rene
Glaneau). Группа также снялась в фильмах: «Один среди большого города» (реж.
Галина Белиньска, премьера 25 декабря 1965 г.), «Марыся и Наполеон» (реж.
Леонард Бучковски, премьера 7 октября 1966 г.) и в популярном сериале «Домашняя
война» (реж. Ежи Груза, прем. 1965), где музыканты записали фон для песни под
названием «Tak mi źle», а во втором эпизоде гитаристы группы играли роль в сцене, когда Магдалена Завадска поет «Nie bądź taki szybki Bill».
Несмотря
на совместный тур с ансамблем «Niebiesko-Czarny», группа не прошла в финал
конкурса Весеннего Фестиваля Молодежной музыки (Wiosennego Festiwalu Muzyki
Nastolatków) в Варшаве. Слегка подсластило пилюлю 3-е место на 2-м Национальном
смотре развлекательных музыкальных групп в Гливицах (май 1966 г.) и записи нескольких
пластинок.
«Странная
вещь. Сначала был полуфинальный концерт в «Sala Kongresowa», статью о нас
написал Роман Ващко, мы получили больше всего баллов (45 баллов), а «Dzikusy»
(36 баллов) Виктора Строинского заняли второе место. Но потом кто-то заказал
повтор, и мы проиграли. Я знал, что это конец: мы считали себя лучшей командой
в Варшаве и выступали на этом конкурсе с такой уверенностью. Через два дня мы
расстались…»
Павел
Бродовский (в радиоинтервью в 1999 г.).
«Chochoły»
распались в конце лета 1966 года. Вскоре после этого бывшие музыканты из «Chochoły»
Томаш Яськевич (гитара), Мариан Зиминский (орган Hammond), Павел Бродовски
(бас-гитара) и Томаш Бутовт (барабаны) вместе с Чеславом Неманом (пение)
основали группу «Akwarele».
24 мая 1996 года в клубе «Стодола» «Chochoły» выступил в концерте «Варшавский рок-н-ролл 1960-х. Бритвой по клубнике» («Warszawski rock and roll lat 60. Z brzytwą na poziomki»), автором и организатором которого был бывший вокалист группы Петр Микс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий