«1001 Songs You Mast Hear Before You Die».
«1001
песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских
музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из
описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к
прослушиванию.
91. Johnny B. Goode - Chuck Berry (1958)
Writer | Chuck Berry
Producer | Little “Bongo” Kraus
Label | Chess
Album | Chuck Berry Is on Top (1959)
В 1977
году НАСА запустило в космос позолоченную пластинку на которой был записан 90-минутный
сборник песен, представляющих культуры всего мира. Германия выбрала Баха и
Бетховена, Британия - величественную средневековую балладу «The Fairie Round», а Соединенные Штаты - Чака Берри его и бессмертную
песню «Johnny B. Goode». Выбор США является замечательным свидетельством того,
насколько страна может изменить свое отношение к чему-либо менее чем за
двадцать лет.
В 1958 году, когда Берри написал и записал «Johnny B. Goode», люди, которые в конечном итоге сделали эту песню своей межзвездной визитной карточкой, были, мягко говоря, обеспокоены тем, что она собой представляет. Бедра Элвиса Пресли, конечно, были поводом для беспокойства, но здесь был чернокожий, который писал свои собственные песни, лучше всех играл на гитаре и имел наглость петь о превращении этого и без того будоражащего американског общество рок-н-ролла в большой бизнес. Начав с вызывающего риффа, который он позаимствовал прямо у Луи Джордана, Берри рассказал историю «деревенского парня», у которого не было особых перспектив, но ему суждено было стать богатым и знаменитым благодаря игре на гитаре. К 1958 году Берри уже был корифеем рок-н-ролла. В «Johnny B. Goode» он продемонстрировал публике очередную важную особенность: своё безграничное эго.
92. Move It! - Cliff Richard & The Drifters (1958)
Writer | Ian Samwell
Producer | Norrie Paramor
Label |
Columbia
Album | N/A
В один из
суботних вечеров 1958 года сонная музыкальна сцена Велибритании была потрясена.
Клифф Ричард и The Drifters (после некоторых изменений в составе «The Shadows») триумфально выступили на шоу талантов в
лондонском кинотеатре «Gaumont» со
своей помпезной кавер-версией Элвиса «Move It!». Театральный агент Джордж Ганью заплатил группе
за демонстрационныю запись, которую он предложил нескольким звукозаписывающим
компаниям. Продюсер EMI Норри
Парамор был достаточно опытен, чтобы почувствовать запах сенсации. В результате
получился потрясающий номер, записанный лондонским гитаристом «The Drifters»
Яном Сэмвеллом. После того как телепродюсер и телеведущий Джек Гуд показал
Ричарда в своем телешоу «Oh Boy!», песня поднялась до 2-го места в британском
чарте синглов.
Гитарное вступление оказалось убедительным началом, но именно тлеющая сексуальная привлекательность вокала Клиффа Ричарда сделала эту песню хитом, положив начало блестящей 60-летней карьере певца. Для многих британцев, которые, так никогда и не увидели Элвиса, «Move It!» стала очень близка, по крайней мере до того, как бит вытеснил рок-н-ролл.
93. La Bamba - Ritchie Valens (1958)
Writer | Traditional, arranged by Ritchie Valens and Bob
Keane
Producer | Bob Keane
Label | Def-Fi
Album | Ritchie Valens (1959)
Охотник за
талантами из Лос-Анджелеса Боб Кин впервые встретился с шестнадцатилетним
Ричардом Валенсуэлой, когда тот выступал в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса. Увидев
незаурядный талант Валенсуэлы, Кин подписал его на свой лейбл «Del-Fi»,
сократив его многосложное имя до Ричи Валенса.
Кин помог Валенсу разработать свой материал и свел его с прекрасными сессионными музыкантами, такими как барабанщик Эрл Палмер и гитарист Рене Холл. Валенс происходил из мексикано-американской семьи и вырос, слушая мариачи, фламенко и блюз. Когда Кин услышал, как Валенс напевает «La Bamba» - популярную мексиканскую свадебную песню Веры Крус, - он предложил Валенту превратить ее в рок-н-ролл. Валенс поначалу отнекивался, поскольку плохо говорил по-испански, а также опасался, что мексиканцам может не понравиться зажигательный взгляд на эту известную мелодию. Но Кин победил, и вместе они создали великолепный шедевр мексикано-американского рок-н-ролла. «La Bamba» была выпущена как сторона B баллады «Donna» - второго сингла Валенса. Но затем ди-джеи распробовали и обратную сторону: к январю 1959 года «La Bamba» тоже поднялась в чартах, в конечном итоге заняв 22-е место.
94. Yakety Yak - The Coasters (1958)
Writer | Jerry Leiber, Mike Stoller
Producer | Jerry Leiber, Mike Stoller
Label | Atco
Album | N/A
В конце 1950-х
«The Coasters» были на подъеме. Эта вокальная труппа из Лос-Анджелеса за свою
карьеру записала четырнадцать хитов в стиле R&B, шесть
из которых попали в десятку лучших. Но именно «Yakety Yak» закрепил за группой славу главного архитектора
рок-н-ролла. Попав в 1955 году под крыло легендарным авторам песен Джерри
Лейберу и Майку Столлеру, «The Coasters» сразу же добились успеха, исполняя то, что
их наставники называли «playlets» - короткими комедийными песнями-рассказами. В
случае с «Yakety Yak» пьеса была посвящена повседневным «танцам» родителей и
подростков вокруг домашних дел. «Вынесите мусор», - приказывают родители, что их
ребенок просто переводит как «якети як». Вдохновленная ду-вопом вокальная атака
«Coasters», уверенно возглавляемая
Карлом Гарднером, красиво дополняется гитарой Адольфа Джейкобса и пронзительным
тенор-саксофоном Кинга Кертиса (известным как его «yakety sax») стала причудливой и определяющей чертой их музыки
и основой множества классических треков «Coasters».
Группа успела выпустить ещё три громких хита - «Charlie Brown», «Along Came Jones» и «Poison Ivy» - до того, как их музыкальный бренд вышел из моды. «Yakety Yak», однако, не забыли - хит передавался из поколения в поколение благодаря включению практически во все музыкальные сборники 1950-х годов, различные саундтреки и, что, пожалуй, наиболее важно, детские мультфильмы.
95. At the Hop - Danny & The Juniors (1958)
Writer | Arthur Singer, John Medora, David White
Producer | Arthur Singer
Label | ABC-Paramount
Album | N/A
«At the Hop» с его четырьмя открывающими «ба» на фоне шумного
фортепиано в стиле Джерри Ли Льюиса поражает с первой ноты и до самого конца
песни не дает вам перевести дух. Это непревзойденная танцевальная тема средней
школы, написанная за пятьдесят лет до «High School Musical». Баритон Джо Терранова начинает первое «ба»
(и «о, детка»), за ним следует ведущий вокалист Дэнни Рэпп, затем второй тенор
Фрэнк Маффеи и, наконец, первый тенор Дэйв Уайт. Четыре певца в жанре барбершоп
начинали как квартет «The Juvenairs» в средней школе Филадельфии. После
выступления на школьных концертах, частных вечеринках и случайных клубах их
обнаружил местный продюсер Артур «Арти» Сингер из «Singular Records». Он дал им уроки вокала и уговорил сменить
имя. Группа фактически спела «At the Bop» на демо, данном Дику Кларку, ведущему «American Bandstand» (вспомните шоу Корни Коллинза в «Лаке для
волос»). Он предложил соавторам Дэйву Уайту и Джону Медоре переписать сингл,
используя жаргонный термин для школьных танцев «Хоп», а не для прошлогоднего
модного танцевального увлечения «Боп».
Переизданная песня заняла первое место в хит-параде Billboard 6 января 1958 года и оставалась там в течение пяти недель. Сегодня большинство людей знает «At the Hop» по безумному сценическому представлению «Sha Na Na» в Вудстоке. «At the Hop» снова стал хитом в 1976 году.
96. Stagger Lee - Lloyd Price (1958)
Writer | Traditional
Producer | Uncredited
Label | ABC-Paramount
Album | N/A
«Stagger
Lee» («Потрясающий Ли») повествует о Ли Шелтоне, черном американском таксисте и
сутенере, который в канун Рождества 1895 года застрелил своего друга Уильяма
«Билли» Лайонса в баре в Сент-Луисе, штат Миссури. Эти двое напились и начали
спорить о политике. Лайонс сорвал шляпу с головы Ли и отказался отдать ее. В
ответ Ли выстрелил в Лайонса, забрал свою шляпу и спокойно вышел из бара. Позже
Лайонс умер от ран; Шелтона судили, признали виновным в преступлении и
отправили в тюрьму. Сила песни заключается не в банальном преступлении, а в
архетипической фигуре Стэггера Ли, жесткого чернокожего, крутого, аморального и
бросающего вызов властям и законам белых.
Сама песня изначально появилась в чернокожих общинах в нижнем течении реки Миссисипи в первые годы двадцатого века и была впервые опубликована фольклористом Джоном Ломаксом в 1910 году. Миссисипи Джон Хёрт записал её в 1928 году. Прайс превратил песню в шутер R&B, сопровождаемый сильной духовой частью, вокальными выкриками и гудящим соло на тенор-саксофоне. Впервые он исполнил ее во время военной службы в Корее и Японии в 1953–1956 годах. Демобилизовавшись, Прайс вернулся к песне и добился большого успеха, заняв в январе 1959 года 1-е место в чарте Billboard Hot 100.
97. Summertime Blues - Eddie Cochran (1958)
Writer | Eddie Cochran, Jerry Capehart
Producer | Uncredited
Label | Liberty
Album | N/A
Яркие
образы рок-н-ролла - это парень с автомобилем, парень с челкой и парень с
гитарой. Эдди Кокран, умерший в возрасте двадцати одного года, тесно связан со
всеми тремя стереотипами. Всего после двух лет своей музыкальной карьеры он оставил
новому поколению подростков свои классические произведения «Summertime Blues» и «C’mon Everybody». Эти песни вдохновили многих рокеров, от «The Who» до Марка Болана. Хотя Элвис Пресли вывел
рок-н-ролл в хит-парады США за пару лет до Кокрена, его имидж был больше о
сексе, чем о бунте; Эдди добавил к этой смеси нотку подросткового гнева,
выразив свое недовольство возрастом голосования в США и дал, таким образом, голос
поколению недовольной молодежи. «Summertime Blues» была не совсем «Rage Against the Machine», но в то время, когда подростки только
начинали обретать собственную идентичность, эта песня стала культурной бомбой.
Её важность за десятилетия только возросла, и комментаторы творчества Кокрена не смогли избежать клише «умри молодым, оставь красивый труп», когда писали о нем. Его смерть в автокатастрофе в западной части Англии, вызванная лопнувшей шиной, лишила мир проницательного бунтаря. Кто знает? Эдди Кокрен мог стать другим Бобом Диланом.
98. Dans mon île - Henri Salvador (1958)
Writer | Maurice Pon, Henri Salvador
Producer | Uncredited
Label | Barclay
Album | Dans mon île (1958)
«Quem não sentiu o swing de Henri Salvador?» - спросил Каэтано Велозо - «Кто не чувствовал свинга Анри Сальвадора?» Второй
гитарист Джанго Рейнхардт Генри Сальвадор вскоре после начала Второй мировой
войны уехал на Запад с лидером группы Рэем Вентурой. Развивая стиль, называемый
«chanson douce», Сальвадор пел мягко и высоко, хотя и с
богатым тембром, в сопровождении перкуссии и акустической гитары. Утонченный
гармонично и с карибскими интонациями, Его утонченный, гармоничный подход,
обогащенный карибскими интонациями, позволил Сальвадору появиться как на Шоу
Эда Салливана, так и на итальянском телевидении.
В 1958 году популярный «Dans mon île» был добавлен в саундтрек к давно забытому итальянскому фильму, который каким-то образом попал в бразильское кино. Одним из зрителей был композитор Антониу Карлос Жобим, который, который искал вдохновения и получил гораздо больше, чем ожидал: «Вот оно, полностью сформированное преимущество над Жоао Жилберту в гонке по развитию босса-новы». Остальное уже история. Последний альбом Сальвадора, «Révérence», записанный в 2006 году, был бразильским альбомом и включал в себя как новую версию «Dans mon île», так и дуэты с Велозу и Жилберто Хилем, который в то время был министром культуры Бразилии.
99. Lonesome Town - Ricky Nelson (1958)
Writer | Baker Knight
Producer | Jimmie Haskell
Label | Imperial
Album | Ricky Sings Again (1959)
«Он
сказал нам: «Когда я приступлю к записи, я хочу, чтобы вы, ребята, громко охали
и ахали за моей спиной».
- Гордон
Стокер, The Jordanaires, 2000 г.
К 1958
году рок-н-ролл столько наговорил нам о любовниках, лелеющих разбитые сердца,
что не было никакой надежды на то, что найдется достаточно большой отель, чтобы
их вместить – скорее им понадобится целый город. Но хотя лирика Бейкера Найта в
«Lonesome Town» («Одинокий город») явно перекликается с образами первого сингла
RCA Элвиса Пресли, это не просто повторение «Heartbreak Hotel». Город, где
«улицы наполнены сожалением» - это отсылка к самому неприветливому из городов
мира - Голливуду, где находится так называемый бульвар разбитых мечтаний.
Баллада Найта в минорной тональности, вдохновленная абсолютной простотой
произведений Хэнка Уильямса, была написана с мыслью о «The Everly Brothers». Но
вместо этого она была отдана певцу с ярко выраженным опытом шоу-бизнеса.
Кумир подростков Рики Нельсон был детской звездой в продолжительном ситкоме «Приключения Оззи и Харриет» (предшественник такого корма для MTV, как «Осборны»). Карьера Рики началась как попытка произвести впечатление на девушку: после того, как на свидании он узнал, как сильно она любит Элвиса, он объявил ей, что тоже певец. Ранние пластинки Нельсона были полны мягкого рок-н-ролла – конечно не совсем в стиле Пэта Буна, но далеко от подлинного подросткового бунта. «Одинокий город» изменил правила игры придав Рики зрелость своими причитаниями. В движении, которое предвосхищает фолк-музыку шестидесятых Нельсон выступает без поддержки музыкантов, печально играя на акустической гитаре. Единственный аккомпанемент исходит от «The Jordanaires», угрюмая гармония которых вызывает воспоминания о заблудших душах. Подражатель Элвиса обрел собственный голос.
100. Fever - Peggy Lee (1958)
Writer | Otis Blackwell (credited as John Davenport), Eddie
Cooley
Producer | Dave Cavanaugh
Label | Capitol
Album | N/A
Безусловный
шлягер «Fever»
появился у Пегги Ли благодаря Максу Беннету, который был басистом в
аккомпанирующей ей группе. Беннет услышал эту песню на небольшом клубном
концерте R&B певца Литтл Уилли Джона (Little Willie John) и подумал, что она как нельзя подходит Ли.
Изменив аранжировку и добавив несколько куплетов, знаменитая певица согласилась
включить «Fever» в свой репертуар, но без защиты авторских прав: «Тогда мне это
не пришло в голову», - с сожалением говорила Ли тридцать лет спустя.
Не так уж
много отличий между оригиналом Литтл Уилли Джона и переработкой Ли. Вокал Джона
грязнее и отчаяннее, а группа, стоящая за ним, больше. Исполнение Ли, однако,
более загадочное и зловещее, подкрепленное барабанами Шелли Манна, щелчками пальцев
Говарда Робертса и басомДжо Мондрагона. Предложив песню Ли, Беннетт пропустил
сессию, отправившись в тур с Эллой Фицджеральд. Кавер Пегги Ли превзошел
оригинал Уилли Джона, попав в 1958 году в Тор10 по обе стороны Атлантики. Хит
стал фирменной песней Пегги Ли и фаворитом публики на четыре десятилетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий