пятница, 12 апреля 2024 г.

Краткая хронология блюза. ВременнАя шкала. Часть 3 (1970 – 2003 гг.).

1970-e - 1980-e годы
Творчество британских блюзовых музыкантов начала 1960-х годов вдохновило многих американских исполнителей, таких как «Дорз» («Doors»), «Кэннед Хит» («Canned Heat»), «Джефферсон Эйрплейн» («Jefferson Airplane»), Дженис Джоплин (Janis Lyn Joplin), Джонни Винтера (Johnny Winter), «Оллман Брозерс Бэнд» («Allman Brothers Band») и многих других. Один из исполнителей блюз-рока Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) стал играть психоделический рок, что было в то время был редкостью среди чернокожих музыкантов. Хендрикс был опытным гитаристом и пионером в инновационном использовании искажений в своей музыке. Гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana), создавший свою блюз-группу экспериментировал с блюзом и блюз-роком под влиянием латиноамериканской музыки. Благодаря этим и другим музыкантам блюз оказал значительное влияние на дальнейшее развитие рок-музыки.
«Catfish Blues» - Jimi Hendrix (1967).
В конце 1950-х появился блюзовый стиль Tulsa, зародившийся в городе Талса, штат Оклахома и соединивший в себе элементы джаза, рокабилли, кантри, рок-н-ролла и блюзовых стилей конца 1950-х и начала 1960-х. годов. Этот музыкальный стиль был популяризирован в 1970-х годах Дж. Дж. Кейлом (John Weldon Cale), кавер-версии которого с успехом исполнялись Эриком Клэптоном («After Midnight» и «Cocaine»).

«Cocaine» - Eric Clapton Feat. J. J. Cale (Live San Diego, 2007).
В течение 10 лет Клэптон, в группу которого входили такие известные представители стиля Tulsa, как Карл Радл (бас), Дик Симс (орган) и Джейми Олдакер (ударные), часто выступал на различных площадках в Оклахоме. Музыкальный критик Роберт Кристгау писал в своем обзоре альбома Клэптона «Backless» 1978 года: «Кем бы Эрик не был ... он, безусловно, король стиля Tulsa». 
«Same old blues» - Eric Clapton & Mark Knopfler & Phil Collins (Royal Albert Hall, 1997).
Влияние Кейла чувствуется, среди прочего, в творчестве Марка Нопфлера (Mark Knopfler), групп Линэрд Скинэрд (Lynyrd Skynyrd) и Дип Перпл (Deep Purple), братьев Олмен (The Allman Brothers), Джонни Кэша (Johnny Cash), Брайана Ферри (Bryan Ferry) и многих других. У американского музыканта, певца, мультиинструменталиста-самоучки, одного из выдающихся (согласно Allmusic) исполнителей блюза конца XX века Тадж Махала (Taj Mahal) в группе было два тулсана: Чак Блэквелл и Гари Гиллмор, а также уроженец Оклахома-Сити Джесси Эд Дэвис. Музыкальный журналист Джон Вули и другие отметили, что стиль Талса прямо и косвенно внес свой вклад в различные другие музыкальные жанры, включая жанры вне рок-музыки, такие как Alt-country и Red Dirt music.
«Catfish Blues» - Taj Mahal.
В начале 1970-х годов в клубах Остина, штат Техас появился стиль техасского блюз-рока, в котором гитары использовались как в сольных партиях, так и на ритм-ролях; значительное внимание уделялось использование клавишных и духовых инструментов. В отличие от блюза West Side, стиль Техаса находится под сильным влиянием британского блюзового движения и музыки кантри. Главные представители стиля Техаса - Джонни Винтер (Johnny Winter), Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan), групп Фабьюлес Тандербёрд (Fabulous Thunderbirds) и Зи Зи Топ (ZZ Top). Все эти музыканты начали свою музыкальную карьеру в 1970-х годах, но достигли международного успеха только в следующем десятилетии.
Blues Jam Session - Albert King & Stevie Ray Vaughan (Hamilton, Ontario 1983).
Во время возрождения блюза в 1960-х и 1970-х годах Тадж-Махал и легендарный техасский блюзмен Лайтнин Хопкинс (Lightnin' Hopkins) написали музыку, к фильму «Звукорежиссер» (1972). Фильм получил звание Грэмми за лучшую звуковую дорожку и номинацию BAFTA. Почти 30 лет спустя Тадж Махал написал и исполнил блюз для фильма «Ловец снов» 2001 года, в котором упоминается проблема сохранения народной музыки Аппалачей.
«Down Home Blues» - ZZ Hill (1982).
В 1980-х годах прослеживается возрождение интереса к блюзу среди определенной части афроамериканского населения южных штатов, особенно вокруг Джексона, штат Миссисипи и других глубинных регионов Юга. В основе этого движения лежит музыка, которую часто называют «соул-блюз» или «южный соул», получившая новую жизнь отчасти благодаря неожиданному успеху двух блюзовых альбомов, выпущенных на лейбле Malaco в Джексоне: Зи Зи Хиллса (ZZ Hill's) «Down Home Blues» (1982) и Литтл Милтона (James Milton Campbell Jr.) «Playing for Keeps» (1984). 
«Nobody's Sleeping In My Bed» - Little Milton (1984).
В течение 1980-х годов блюз также продолжил развиваться в традиционных формах. В 1986 году вышел альбом «Strong Persuader» Роберта Крэя (Robert Cray), которого объявили самым успешным блюзовым музыкантом года. В 1989 году, с выходом альбома «The Healer» была восстановлена популярность Джона Ли Хукера (John Lee Hooker). Эрик Клэптон в своем акустическом альбоме «Unplugged» вернулся к классическому блюзу.

1990-е годы
Начиная с 1990-х годов, цифровая многодорожечная запись и другие технологические достижения, а также новые маркетинговые стратегии, включая производство видеоклипов, увеличили расходы, бросив вызов спонтанности и импровизации, являющиеся основополагающим компонентом блюзовой музыки.
«Strong persuader» - Robert Cray (1989).
 Среди блюзменов стало шириться движение возвращения к корням жанра, появились блюзовые издания, такие как «Живой блюз» и «Блюз-ревю», в крупных городах начали формироваться блюзовые общества, стали популярнее фестивали блюза на открытом воздухе.

2000-е годы
Современная блюзовая музыка поддерживается несколькими блюзовыми лейблами, такими как: записи Аллигатор, Ruf Records, Severn Records, Chess Records (MCA), Delmark Records, Northern Blues Music, Fat Possum Records и Vanguard Records (Artemis Records). Некоторые лейблы,  такие как Arhoolie Records, Smithsonian Folkways Records (наследник Folkways Records) и Yazoo Records (Shanachie Records), славятся тем, что заново открывают и восстанавливают блюзовые раритеты. Релиз полных записей Роберта Джонсона (Robert Johnson) на Columbia Records, переизданный на компакт-диске, за шесть месяцев был продан в количестве 400 000 альбомов и получил «золотой» статус.
«The Complete Recordings - Essential Classic Evergreen» - Robert Johnson.
2003

Конгресс США объявляет 2003 год «Годом блюза», в ознаменование 100-летия со дня встреча Уильяма Хэнди с неизвестным первым блюзменом на железнодорожном вокзале штате Миссисипи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий