воскресенье, 7 апреля 2024 г.

Краткая хронология блюза. ВременнАя шкала. Часть 2 (1923 – 1969 гг.).

В 1920-х годах благодаря аранжировкам Хэнди (W.C. Handy) и исполнительницам женского блюза этот жанр стал основным элементом афроамериканской популярной музыки. 
«Aunt Hagar's Blues» - W.C. Handy's Orchestra (1923).
Выступления блюзменов организовывались Ассоциацией владельцев театров (Theater Owners Bookers Association) в клубах, подобно Cotton Club в Нью-Йорке, или джук-джонсах (juke joints), таких как бары на Beale Street в Мемфисе. Звукозаписывающие компании American Record Corporation, Okeh Records и Paramount Records начали активно записывать афроамериканскую музыку. Гитарист из Кентукки Сильвестр Уивер (Sylvester Weaver) стал первым, кто записал 2 ноября 1923 года на Victor Records блюз в стиле слайд-гитары, где на гитаре играют лезвием ножа или обрезанным горлышком бутылки. 
«Guitar Blues» - Sylvester Weaver (1923)
 «Guitar rag» - Sylvester Weaver (1923).
Ранний блюз часто принимал форму свободного повествования. Блюзмены пели о «трудных временах, личных неурядицах в мире суровой реальности, потерянной любви, жестокости полицейских и угнетению со стороны белых». Лирика ранних блюзов часто связана с текущими, местными проблемами, пережитыми непосредственными исполнителями песен. Например, «Rising High Water Blues» Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson) рассказывает о «Великом наводнении Миссисипи» в 1927 году.
«Rising High Water Blues» - Blind Lemon Jefferson.
Несмотря на то, что блюз ассоциировался прежде всего со страданиями и угнетением, его лирика могла быть юмористической и непристойной:
«Rebecca» - Big Joe Turner. 
«Ребекка, Ребекка, убери от меня свои большие ноги, 
Ребекка, Ребекка, убери от меня свои большие ноги. 
Может быть, это и нравится тебе, детка, 
но это чертовски беспокоит меня». 
Классическая работа Tampa Red «Tight Like That» (1928) - это хитрая игра слов: «быть крепким с кем-то» в значении непристойного физического контакта. 

Июнь 1923 года.
Первые полевые исследования в Атланте, штат Джорджия, проведенные энтузиастом народной музыки, специалистом по поиску талантов, продюсером и инженером звукозаписи Ральфом Сильвестром Пиром (Ralph Peer). Пир стал пионером записи музыки на местах, когда 14 июня 1923 года доставил специальное мобильное звукозаписывающее оборудование в Атланту, штат Джорджия, что позволило теперь записывать музыку за пределами студии звукозаписи - в гостиничных номерах, бальных залах или пустых складах.

1924
Расцвет кантри-блюза.
Кантри-блюз также называется архаическим, деревенским, народным, а иногда захолустным (англ. Downhome), и исполняется он либо совсем без аккомпанемента, либо в сопровождении банджо или гитары. Это направление блюза является непосредственным наследником народного творчества чернокожего населения, и существует в сельской местности Юга США в настоящее время. Наиболее известными его исполнителями считаются Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson), Хадди «Ледбелли» Ледбеттер (Leadbelly), Бо Картер (Bo Carter), Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers), Лонни Джонсон (Lonnie Johnson), Тампа Рэд (Tampa Red) и Блинд Блейк (Blind Blake).
«Where Did you Sleep Last Night (In the Pain)» - Leadbelly.
Первые записи кантри-блюза сделали в 1924 году блюзмены Уильям Генри Джексон (Papa Charlie Jackson) из Нового Орлеана и Джонни Уотсон (Daddy Stovepipe) из Ричмонда.
«Airy Man Blues» - Papa Charlie Jackson (1924).
«Sundown Blues» - Daddy Stovepipe (1924).
1925
Первая запись звезды кантри-блюза Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson). 
«All I Want Is That Pure Religion» - Blind Lemon Jefferson (1925/1926).

Июнь 1929 года.
Первая запись «отца дельта-блюза», одного из важнейших американских музыкантов XX века Чарли Паттона (Charley Patton), сделанная на студии Paramount в Графтоне, Висконсин.
«Down The Dirt Road Blues» - Charley Patton (1929).
Дельта-блюз (Delta blues) - один из самых ранних стилей блюза зародился в болотистой местности на северо-западе штата Миссисипи. Этот район простирался от Мемфиса на севере до Виксбурга на юге, от Арканзаса на западе и реки Язу на востоке. Название «Дельта» скорее не географическое, а историко-культурное понятие. Это место, где после расчистки от лесов и осушения болот стали повсеместно выращивать хлопок.

24 октября 1929 года.
Великая депрессия.
«Черный» четверг на бирже Уолл-стрит.Начало Великой депрессии в Соединенных Штатах. В условиях повсеместного экономического кризиса продажи записей и фонографов резко падают, разрушая индустрию звукозаписи.

Ноябрь 1936 года
Легендарный дельта-блюзмен Роберт Джонсон (Robert Johnson) начинает свою короткую карьеру в звукозаписи блюзом «Sweet Home Chicago»
«Sweet Home Chicago» - Robert Johnson (1936).
Талантливый гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, успел записать около тридцати песен, и в их числе «Cross Road Blues», практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений. 
«Crossroad» - Robert Johnson.
Писатель Эд Моралес ссылается на «Cross Road Blues» Роберта Джонсона, где в «слегка завуалированной форме идет ссылка на божество дороги Элеггуа, отвечающее за перекресток», как на явный пример использования в раннем блюзе мифологии «йоруба». Тем не менее, христианское влияние в творчестве Джонсона было гораздо более очевидным.
«Walking Blues» - Robert Johnson.
В некоторых своих песнях: «Walkin’ Blues» («Гуляющий Блюз»), «Cross Road Blues» («Блюз Перекрёстка»), «If I Had Possession Over Judgement Day» («Владей я чем-то во время Судного дня») — Джонсон звучит как настоящий рокер, так же полновесно, как первые группы Элвиса Пресли или Боба Дилана и даже мощнее их. 
«If I Had Possession Over Judgement Day» - Robert Johnson.
«Однако взгляд на него как на первого рокера только ещё начинает формироваться», — так характеризует Джонсона американский музыковед Грей Маркус. Его творчество сильно повлияло на формирование исполнительской манеры таких грандов рока, как Мик Джаггер и Эрик Клэптон, использовавших блюзы Джонсона в своём репертуаре.

1939
Эдди Дарем (Eddie Durham) впервые записывает блюз на электрогитаре, новом музыкальном инструменте, созданном музыкантом Джорджем Бошампом (GeorgeBeauchamp) и инженером Адольфом Риккенбахером (Adolph Rickenbacher) в начале 1930-х годов.
«Hittin the bottle» - Eddie Durham (1939).

1941
Американский этномузыколог и собиратель фольклора Алан Ломакс (Alan Lomax) обнаружил на ферме Стовалла в Миссисисипи МакКинли Морганфилда (McKinley Morganfield), ставшего известным под именем Мадди Уотерс (Muddy Waters).
«CountryBlues» - Muddy Waters (1941).

7 декабря 1941 года.
США вступают во 2-ю мировую войну. Как и во время 1-й мировой войны, экономическая и военная мобилизация создает новые возможности для афроамериканцев в городах Севера. Волны внутренней миграции, которые заставили многих сельских чернокожих перебраться в городские районы, завершили, начавшийся ещё в 1920-х годах, переход от архаического кантри-блюза к городскому.

1946
Лирическое содержание стало несколько проще в послевоенном блюзе, который имел тенденцию, прежде всего, к освещению личных отношений или сексуальных забот. Политические и социальные моменты, такие как экономическая депрессия, тяжелый сельский труд, азартные игры, природные катаклизмы, бывшие частыми темами довоенных песен, в послевоенном блюзе стали менее распространенными. 
«That's All Right (original version)» - Arthur Crudup (1946).
Артур Крудуп (Arthur "Big Boy" Crudup) записывает песню «Ничего страшного» («That's All Right»), которая напоминает блюз Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson) «Стон черной змеи» («That Black Snake Moan»), созданную двадцатью годами ранее. Через несколько лет с песней «That's All Right» дебютировал Элвис Пресли (Elvis Presley).
«That Black Snake Moan» - Blind Lemon Jefferson (1926).

1947 
После 2-й мировой войны в таких городах, как Чикаго, Мемфис, Детройт и Сент-Луис входят в моду новые стили блюза, в котором активно использовались электрогитары, контрабас (постепенно заменяемый бас-гитарой), ударные и гармоника (или «блюзовая арфа»). 
«Call It Stormy Monday» - T-Bone Walker (1947).
Американский гитарист Аарон Ти-Бо Уокер (T-Bone Walker) записывает для Capitol Records свой знаменитейший стандарт «Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just As Bad)».
«Jitterbug Blues» - Muddy Waters (1947).
Мадди Уотерс (Muddy Waters) записывает свои первые чикагские блюзы. Чикаго стал центром электрического блюза с 1948 года, когда Мадди Уотерс записал свой первый хит «I Can't Be Satisfied». Чикагский блюз был в значительной степени подвержен влиянию дельта-блюза потому что многие исполнители мигрировали в город из региона Миссисипи.

«Burying Ground Blues» - Muddy Waters (1947).

1949
Значительное увеличение реальных доходов городских чернокожих расширило рынок музыкальной индустрии, что было отмечено появлением новой диаграммы в журнале Billboard.  Редактор журнала Джерри Векслер (Jerry Wexler) заменяет термин «race recording» («расовые записи»), первоначально использовавшийся музыкальной индустрией для афроамериканской музыки, на словосочетание «Rhythm and Blues». Эта маркетинговая стратегия усилила тенденции использования в блюзе электрических инструментов, усиливающей аппаратуры, и микширования, ставшего повсеместным в R&B. С этого времени блюз вместе с джазом и госпел-музыкой стали составной частью Rhythm and Blues.
«Shake, Rattle & Roll» - Joe Turner (Live 1954 Performance). 
Ведущими блюзменами этого периода были Джо Тёрнер (JoeTurner) и Джимми Рашинг (JimmyRushing). Джо Тёрнер был знаменит своими быстрыми блюзами, которые он не столько пел, а как бы кричал на фоне энергичного фортепианного аккомпанемента в стиле «буги-вуги». По сути, он является коммерческим блюзом, произошедшим во времена его урбанизации и впитавшим в себя нотки жизни города. 
«Everyday I Have the Blues» - Jimmy Rushing. 
Особенно важно то, что трансформировался не только характер, но и состав ансамблей. Электрификация и применение новой техники в середине 40-х гг. привело к активному внедрению в качестве музыкальных инструментов электрогитар, электроорганов, а несколько позднее и бас-гитар. Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым оркестр из четырёх человек обрёл возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. 
«I Left My Baby» - Jimmy Rushing. 
Электрифицированные ансамбли нового направления начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными и теряли поклонников. 
«Boogie Chillen» - John Lee Hooker (1948).
Другие исполнители блюза, такие как Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), оказали влияние, не связанное напрямую с чикагским стилем. Блюз Хукера более «личный», основанный на глубоком грубом голосе певца в сопровождении одной электрической гитары. Хотя на него прямо не влияет буги-вуги, его стиль Хукера иногда называют "гитарным буги". Его первый хит, "Boogie Chillen", достиг № 1 в чартах R & B в 1949 году.

1950
В начале 1950-х доминирующее влияние чикагских лейблов на R&B рынке США было поколеблено мемфисской студией Sun Records, которая записала таких звезд блюза, как Би Би Кинг (B.B. King) и Хоулин Вольф (Howlin Wolf). После того, как Сэм Филлипс открыл в 1954 году Элвиса Пресли, лейбл Sun Records обратился к быстро растущей белой аудитории и начал записывать в основном рок-н-ролл.

1952
Би Би Кинг (B.B. King) и Хоулин Вольф (Howlin Wolf) записали свои первые хиты «Three O'Clock Blues» и «My Baby Walked Off» на лейбле Sun Records.
«Three O'Clock Blues» - B.B. King (1952).
«My Baby Walked Off» - Howlin Wolf (1952).

1954
Элвис Пресли дебютирует на Sun Records со своей версией песни Артура Крудупа – «That's All Right».
«That's All Right» (First Release) - Elvis Presley (1954).
Во второй половине 1950-х годов блюз продолжал оказывать огромное влияние на американскую популярную музыку. Такие популярные музыканты, как Бо Дидли (Bo Diddley) и Чак Берри (Chuck Berry) полностью находились под влиянием чикагского блюза.
«Hey, Bo Diddley» - Bo Diddley.
Музыканты Zydeco использовали электрическую сольную гитару и аранжировку cajun для исполнения блюзовых стандартов. 
«Zydeco sant pas sale» - Clifton Chenier (1969).
В Англии электрический блюз стал популярен после тура Мади Уотерса (Muddy Waters), который, не подозревая о склонности британской аудитории к акустической, более мягкой манере гитарной игры, исполнял исключительно жесткий вариант чикагского блюза. Выступление Мадди Уотерса оказало влияние на местных музыкантов, таких как Алексис Корнер (Alexis Korner) и Сирил Дэвис (Cyril Davies).
«Stormy Monday Blues» - Alexis Korner.
«Long John Baldry» - Cyril Davies (1963).
В конце 1950-х годах в чикагском Вест Сайде зародился новый стиль блюза, впервые записанный на лейбле Cobra Records такими музыкантами, как Мэджик Сэм (Magic Sam), Бадди Гай (Buddy Guy) и Отис Раш (Otis Rush). «West Side sound» имел сильную ритмическую поддержку ритм- и бас-гитары, а также ударных. Ключевой особенностью этой музыки стали выразительные гитарные соло.
«Magic Sam's Boogie» - Magic Sam (1969).
«Mary Had A Little Lamb» and «My Time After Awhile» - Buddy Guy with Jack Bruce and Buddy Miles (1969).
Близ Батон-Руж в Луизиане такими исполнителями, как Лайтин Слим (Lightnin 'Slim), Слим Харпо (Slim Harpo) и Сэм Майерс (Sam Myers), был создан т.н. «болотный блюз (Swamp blues), имеющий  более медленный темп и более простое использование гармоники, чем чикагский блюз.
«Winter Time Blues» - Lightnin' Slim.
«I Got The Blues» - Sam Myers.

1959
Американский историк музыки, писатель и музыкант Сэм Чартерс (Samuel Charters) снова вводит в обиход термин – The Country Blues, подчеркивая фольклорную основу блюзовой музыкой.

1960
К началу 1960-х годов новые жанры, созданные под влиянием афроамериканской музыки, такие как рок-н-ролл и соул, стали теснить блюз на рынке американской популярной музыки. Блюзовая волна 40 – 50-х годов, вынесшая на передний план Мадди Уотерса и Би Би Кинга откатилась назад. Блюзмены нового поколения, такие как Биг Билл Брунзи (Bill Broonzy) и Вилли Диксон (Willie Dixon), начали искать другие способы популяризации жанра, ориентированные, в основном, на европейского слушателя. Важную роль в распространении блюзовой музыки в США и Европе стали играть фестивали.
«Tell Me Who» - Bill Broonzy.
«Jungle swing» - Willie Dixon.

3 июля 1960 года.
Мадди Уотерс с огромным успехом выступают на Ньюпортском джазовом фестивале.
«Got My Mojo Workin» - Muddy Waters (Newport 1960).

1961
Другим способом популяризации блюза стало переиздание записей классического довоенного блюза многими американскими звукозаписывающими компаниями. Джон Хэммонд (John Hammond) настаивает на переиздании коллекции записей Роберта Джонсона (Robert Johnson) компанией Columbia Records.
«Come On In My Kitchen» - Robert Johnson.

1963 
Американский писатель и музыкальный критик ЛеРой Джонс (LeRoi Jones), позже известный как Амири Барака (Amiri Baraka), написал книгу о социальной истории блюза: «Негритянская музыка в Белой Америке» («The Negro Music in White America»).

1964 
«Лето свободы» («Freedom Summer») - кампания по защите гражданских прав чернокожих избирателей в южных штатах, с участием белой молодежи. 
Блюзмены живо откликнулись на рост политических настроений в американском обществе. Блюзовый гитарист Дж. Б. Ленуар (J. B. Lenoir) записал несколько альбомов, где комментировал политические проблемы, такие как расизм или война во Вьетнаме. 
«Alabama Blues» - J.B. Lenoir (1965).
Движение за гражданские права и свободу слова пробудило интерес общества к народной американской музыке вообще, и к ранней афроамериканской музыке в частности. Такие мероприятия, как Фольклорный фестиваль в Ньюпорте, обратили внимание молодежи на довоенные акустические блюзы таких исполнителей, как Сон Хаус (Son House), Миссисипи Джон Херт (Mississippi John Hurt), Реверенд Дэвис (Reverend Gary Davis) и Скип Джеймс (Skip James). 
«Beween Midnight And Day» - Son House.
«Candy man» - Mississippi John Hurt (1964).
«Devil Got My Woman» - Skip James at Newport '64.

Июль 1964 года.
Первое американское турне Rolling Stones знаменует собой начало «британского вторжения».
Rolling Stones Mike Dougles Show (1964).
К середине 1960-х годов в Великобритании, под влиянием классического дельта- и чикагского блюза, развился собственный стиль, продвигаемый такими группами, как Animals, Fleetwood Mac, John Mayall & Bluesbreakers, Rolling Stones, Yardbirds, Cream и ирландским музыкантом Рори Галлахером (Rory Gallagher).

1969
Мадди Уотерс и Б.Б. Кинг выступают для белой аудитории на концертной площадке FillmoreEast в Нью-Йорке.
«Everything Is Alright» - Muddy Waters.
«Called This» - B.B. King. 
Техника пения и виртуозной гитары Б. Б. Кинга принесла ему титул «Король блюза». Кинг представил публике сложный стиль гитарного соло, повлиявший на многих более поздних электрических блюзовых гитаристов таких, как Eric Clapton и Booker T & the MG. В отличие от чикагского стиля Кинг и его последователи вместо слайд-гитары или арфы использовали мощную поддержку духовой секции. 
«Green Onions» - Booker T & the MG. 
Такие исполнители как Чак Берри, Мадди Уотерс, Би Би Кинг и Бо Дидли, оказавшие сильнейшее влияние на современный рок, уводят блюзы ещё дальше от старого стиля. В результате старая традиция практически была вытеснена с массовой сцены. Лишь горстка энтузиастов исполняла традиционный кантри-блюз, который в то время продолжал записывать разве что только Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), создавший собственный блюзовый стиль с элементами рока.
«Boom Boom» - John Lee Hooker.
 «Культурная среда, породившая блюз, исчезла. Плантации, трудовые лагеря и бараки каторжан уходили в прошлое. Американский негр уже не чувствовал себя совершенно оторванным от основного течения американской культуры. Сосуд, в котором в течение многих поколений хранились африканские традиции, был разбит вдребезги»
Д. Л. Коллиер «Становление Джаза»

Комментариев нет:

Отправить комментарий