вторник, 24 августа 2021 г.

Вокально-инструментальная эра. ВИА «Айгуль» (1969).

Вокально-инструментальные ансамбли СССР.

Первый женский вокально-инструментальный ансамбль Казахстана «Айгуль» под руководством молодого талантливого педагога, музыканта Марата Балтабаева был создан 8 марта 1969 года. В состав группы вошли студентки музыкального факультета Казахского женского педагогического института. В переводе с казахского «Айгуль» означает "Лунный цветок». Этот поэтичный образ точно отражал тогдашний возраст и состояние духа участниц этого необычного коллектива. Молодые, красивые, самозабвенно увлеченные своим искусством, они являли собой молодость страны, молодость Казахстана. И, подобно нежному, прекрасному цветку, раскрывались во время многочисленных выступлений на публике их замечательные дарования. Талантливые девушки ВИА «Айгуль» в 70-е годы покорили не только Советский Союз, но и зарубежье.

ВИА «Айгуль» (фильм-концерт).

Идея создания первого женского музыкального коллектива пришла Марату Балтабаеву после просмотра известного фильма “В джазе только девушки”. Ансамбль исполнял казахские народные песни в современной обработке. Визитной карточкой ансамбля стала песня «Айгуль», написанная Маратом. Все выступления ансамбля начинались именно с нее.

Марат Балтабаев с ансамблем.

«Айгуль» создавал маленькие шедевры, сочетающие в себе народные национальные традиции и современность. Достигалось это широким диапазоном подбора музыкальных инструментов, среди которых древняя домбра и ультрасовременный электроорган, полузабытый шан-кобыз и электрогитара. Синтез старого и нового находил свое выражение, прежде всего, в умении передавать народные мелодии современным музыкальным языком. Таковы отличительные черты ансамбля «Айгуль», придавшие ему неповторимость и особую привлекательность. В репертуаре ВИА были казахские народные песни, классическая и эстрадная музыка, как советская, так и зарубежная. При этом девочки пели песни на разных языках: молдавском, украинском, таджикском, даже на испанском. Аранжировку всех песен делал сам Марат Балтабаев.

В репертуаре было много замечательных композиций, одна из самых ярких, эпопея «Акбай», исполняемая на электро-домбре. Надо отметить, что ВИА «Айгуль» первыми на эстраде использовали этот инструмент. Электро-домбра пользовалась большим успехом, особенно у зарубежного слушателя.

В золотом фонде ансамбля также была песня «Гульдераим». В настоящее время эта песня очень популярная, но мало кто знает, что именно ВИА «Айгуль» был первым ее исполнителем.

«Гульдераим» - ВИА «Айгуль» (1973).

В течение года ВИА обкатывал свои программы, выезжая в Алматинскую область. Участниц ансамбля отправляли с остальными студентами на сельскохозяйственные работы с целью поднимать своим пением трудовой дух. Быстро завоевав признание у себя в республике, «Айгуль» объездил с концертами весь Казахстан, Советский Союз и десятки стран мира. Горячо встречали его зрители ГДР, Югославии, Польши, Франции, Японии, Египта, Монголии.

Лев Лещенко и ВИА «Айгуль».

Ансамбль курировал ЦК ВЛКСМ Казахстана. Их концертный зал в здании на углу улиц Толеби и Чайковского был для ВИА родным домом: и одно мероприятие или конференция не проходили без ансамбля. В 1969 году ВИА «Айгуль» стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса "Алло, мы ищем таланты", в 1975 - удостоен звания "Народный художественный коллектив", а в 1977 году ансамбль стал лауреатом премии ЦК ВЛКСМ Казахстана.

«Разноцветные Ярмарки» (на польском языке) - Солистка ВИА «Айгуль» Ерназарова Роза.

В 1971 году у ансамбля «Айгуль» состоялись первые зарубежные гастроли – в Польше, а через год ВИА вместе с ансамблем «Дос-Мукасан» покорили Францию. Группы пришлись по вкусу французской молодежи. Концерты проводились в парке под открытым небом, одно выступление даже прошло в монастыре. Во Франции для девушек многое было в диковинку: биде в номере, клуб на Монмартре, где они выступали в полной темноте, моментальное фото, ужин с 2-мя графинами на столе, один с водой, а другой с вином, которое тут же отправлялось парням из «Дос-Мукасан». Девушкам особенно понравились горячие багеты, их в гостиницу привозили в большом количестве, а французы недоумевали, почему девушки едят так много хлеба.

«Алма Ата» - ВИА «Айгуль».

В Египет, а также в Германию ВИА «Айгуль» не пустили по причине того, что в ансамбле, по мнению комиссии, присутствовало слишком много национального колорита. Поэтому, чтобы попасть в Японию, Марат Балтабаев решил подкорректировать программу, из национальных инструментов оставил только домбру и включил в репертуар песни «Катюша» и «БАМ».

Получив одобрение ЦК ВЛКСМ, в 1976 году «Айгуль» с гастрольной группой, в составе которой был известный поэт Андрей Дементьев, направился в Японию. Перелет длился долгих 12 часов, выйдя из самолета, вдохнув глоток свежего воздуха, девочки едва не задохнулись, многим стало плохо, так повлияла на них высокая влажность в атмосфере. В остальном все прошло на самом высоком уровне: ансамбль разместили в фешенебельном отеле, организовали интересные экскурсии, им показали знаменитый театр Кабуки и театральную постановку гейш. Участниц приглашали в дорогие рестораны, они ели хрустящие лягушачьи лапки, очень похожие на куриные, и нежные котлеты из змеи, которые приняли за рыбные. Зрители обращались к девушкам с почтением, а прохожие аплодировали им на улице.

Не обошлось и без курьезов. К примеру, танцующие девушки в спешке перепутали левую туфлю с правой, заметили это лишь на сцене во время танца. Это вызвало неудержимый смех как у исполнительниц, так и у зрителей с первых рядов. На другом концерте в небольшом зале у одной из солисток, когда она набирала воздух для высокой ноты, с юбки слетела пуговица и разбила горевшую на потолке лампочку, в полумраке девушка успела вовремя подхватить спадающую юбку.

На фотографии ансамбль играет на свадьбе своей ударницы Зауреш Алибековой.

ВИА «Айгуль» в первом, как потом оказалось, самом удачном составе просуществовал около 10 лет. Все участницы коллектива оканчили учебу с отличием, поэтому, чтобы удержать слаженный состав, по решению ректора девушек оставили работать в институте, где они играли еще 8-9 лет. Но жизнь не стояла на месте, девушки устраивали свою личную жизнь, заводили детей и уже не могли с легкостью ездить на гастроли. Первый состав группы со временем уступил место молодежи. За всю историю ВИА «Айгуль» в нем работали не так много девушек - всего 12.

Солистка и соло гитара Галина Карамолдаева, прекрасная исполнительница классических, народных и современных песен с необыкновенным чистым сопрано.

Галина Карамолдаева стала профессором. Уже более 40 лет преподает вокал в ЖенПИ, также в Академии имени Жургенева, и ставит голоса актерам театра мюзикла «Аксарай». Она педагог от бога, многие ее воспитанники стали заслуженными артистами. Также является соавтором первых методических программ по музыке для казахских школ, вместе с единомышленницей Агайшой Исагуловой создала студенческий оперный театр «Онер жастан».

Ритм гитара – Сакыпжамал Узакбаева была лидером в ансамбле, она обладала такими деловыми качествами, как высокая организованность, нацеленность на результат и целеустремленность.

Сакыпжамал полностью посвятила себя науке, стала академиком, доктором педагогических наук, профессором. Сейчас она заведующая кафедры педагогики и психологии КазУМОиМя им. Абылай хана, деятель культуры РК. Сакыпжамал создала свою научную школу. Под ее руководством подготовлено 20 докторов и 50 кандидатов педагогических наук. Благодаря авторитету Сакыпжамал ансамбль «Айгуль» спустя годы смог собраться, выпустить диск, напечатать буклеты и дать два юбилейных концерта в Конгресс Холле Астаны и во Дворце Республики Алматы, а также концерты по другим городам, которые организовали бывшие ученики Сакыпжамал.

Солистка Роза Ерназарова, обладательница бархатного, проникновенного, уникального тембра меццо-сопрано. На фотографии ансамбль вместе с космонавтами Н.Н. Рукавишниковым и А.С. Елисеевым, Роза в первом ряду вторая слева. 

После института Роза пела в профессиональном ансамбле «Гульдер», но  оставив сольную карьеру, занялась педагогической деятельностью. Сейчас Роза профессор, преподаватель вокала Кызылординского университета имени Коркыт Ата. Она воспитала много хороших вокалистов. Роза время от времени дает сольные концерты в родном городе.

На ударных была Зауреш Алибекова, она обладала хорошей координацией, очень важной для игры на этом инструменте.

Зауреш брала уроки у самого Тахира Ибрагимова, знаменитого джазмена. Она сумела за короткий срок освоить сложный инструмент. Любимица ансамбля и публики, с тонким юмором, запевала оркестровой командой. После замужества ее заменила Гульзада Бехтеолова. Сейчас Зауреш преподает в детской музыкальной школе. Она посвятила себя семье и воспитала троих прекрасных сыновей.

Акмарал Артыкова, синтезатор, окончила Республиканскую специализированную музыкальную школу имени Байсеитовой по классу фортепиано. Она была единственным профессиональным инструменталистом в группе. Руководитель ансамбля называл ее «старшиной», она всегда отвечала за порядок, документы и организацию. В коллективе все уважали Акмарал за ее лояльность и мудрость.

Акмарал преподавала в детской музыкальной школе, педагогическом училище, работала концертмейстером в КазГосЖенПУ. Среди ее учеников двое стали лауреатами Международного конкурса по классу фортепиано. Когда в конце 70-х годов супруга Акмарал направили на работу в районных центр, руководитель местной администрации, узнав о музыкальном образовании Акмарал, решил открыть музыкальную школу. Там у нее было много талантливых учеников.

Солистка Карлыгаш Муртазина, про пение и голос которой говорят «поет сердцем», очень артистичная, обаятельная и с красивым душевным голосом, с блестящей дикцией, что является редкостью у вокалистов. Она своим выступлением могла вытянуть весь концерт.

Карлыгаш обладала большим потенциалом эстрадной певицей, но выбрала документальное телевидение. После окончания института она уехала на режиссерские курсы в Москву. В документалистике Карлыгаш достигла больших творческих успехов, ее фильм «Елим Ай» в 1996 г. был номинирован на фестивале документальных фильмов в городе Анкоридж, США, а в 1998 году она получила награду «Алтын Жулдыз» на республиканском конкурсе телевизионных программ. Сейчас Карлыгаш работает режиссером телеканала «Казахстан».

Бас гитара – Айгерим Дайырбаева, окончила Республиканскую казахскую специализированную музыкальную школу имени А. Жубанова, была теоретиком. Вначале ее взяли в ансамбль в танцевальную группу. Она была очень яркой и выразительной, виртуозно играла на гитаре и красиво танцевала. На фотографии Айгерим первая слева.

Сейчас Айгерим деятель культуры РК, преподаватель хорового дирижирования. После института, выйдя замуж, она проработала 20 лет в Экибастузском педучилище на музыкальном факультете, преподавала дирижирование, была концертмейстером у вокалистов. Также организовала вокальную группу, которая в 1986 году заняла первое место в рамках проходящего конкурса “Жас канат”. Переезд в столицу побудил ее освоить новую профессию – она работала в библиотеке Парламента РК.

Менсулу Искакова была первой девушкой-саксофонисткой в Казахстане. Она пришла в педагогический институт после Саратовского музыкального училища. Менсулу была самой дисциплинированной и упорной в ансамбле.

Когда Менсулу пришла в ансамбль, ей предложили играть на саксофоне, Балтабаев дал задание за день научиться выдувать длинный звук, к вечеру у Менсулу были такие волдыри на губах, что она не могла пить и есть. Менсулу – доктор педагогических наук, деятель культуры РК.

Асия Доспанова (на фотографии первая слева) отменная домбристка, пришла в ансамбль с хорошими навыками игры, полученными в г. Атырау.

Она блестяще играла кюи Курмангазы: «Сары-Арка», «Акбай», «Аманбол, Шешем аманбол». Асия главный специалист «Галым Ордасы», отличник народного образования.

Балбопе Баймагамбетова (на фотографии вторая справа) обладала красивым, сочным, сильным голосом, она пела казахские народные песни в сопровождении домбры. Сейчас Балбопе преподает в Кызылординском педагогическом училище.

Гульжибек Аязбаева (на фотографии слева) – солистка. После окончания КазГосЖенПИ поступила в Московскую консерваторию имени Чайковского.

В группе были две талантливые красивые сестры Бехтеоловы. Назия Бехтеолова закончила музыкальную школу имени А. Жубанова. В ансамбле она танцевала, играла на шанкобызе, асатаяке и на дойре. Гульзада Бехтеолова вначале танцевала, затем играла на ударных. Гульзада до сих пор не потеряла свои навыки. Она преподает в детской музыкальной школе.

Осенью 2007 года, в канун празднования 60-летия родного Казахского государственного женского педагогического института, ВИА «Айгуль» был возрожден в следующем составе: Сахипжамал Узакбаева (ритм-гитара), Галина Карамолдаева (соло-гитара, солистка), Айгерим Даирбаева (бас-гитара), Менсулу Искакова (саксофон), Акмарал Артыкова (синтезатор), Гулзада Бектеолова (ударные), Роза Ерназарова (солистка) и Карлыгаш Муртазина (солистка).

В 2009 году ансамбль отметил свой 40-летний юбилей большим концертов в Алма-Ате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий