Поп-рок

Стили рока

Поп-рок — собирательный термин для музыкальных стилей, сочетающих в себе элементы поп- и рок-музыки, характеризующихся сильной коммерческой привлекательностью. Песни поп-рока характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от поп-музыки) и качающими ритмичными ощущениями (т.н. «кач»), связанными с особой формой движения (по аналогии с roll, twist, swing, shake). Инструментами в основном являются электрогитары, бас-гитары и ударные (от рок-музыки), в качестве аккомпанемента в основном используются электронные инструменты. Тяжесть может быть разной, от практически гитарного попа до относительно «тяжёлых» композиций, разбавленных поп-мелодиями. Характерной чертой поп-рок песен является чередование более балладных куплетов с более роковыми припевами.

Возникнув в конце 1950-х годов как альтернатива обычному рок-н-роллу, ранний поп-рок находился под влиянием бита, аранжировок и оригинального стиля рок-н-ролла (а иногда и ду-вопа). Хулители поп-рока часто высмеивают его как скользкий, коммерческий продукт, менее аутентичный, чем рок-музыка. В 1980 году музыковед Тибор Кнайф описал жанр: «Термин поп-рок сегодня относится к направлению в рок-музыке, которое скатывается в китчевую, дешевую сентиментальность». Вследствие этого многим группам приходится оправдываться, что они играют рок, другим же наоборот, что они не играют поп-рок.

Характеристика и этимология

Смотрите также: Пауэр-поп

Большая часть поп- и рок-музыки очень похожа по звучанию, инструментам и даже лирическому содержанию. Термины «поп-рок» и «пауэр-поп» использовались для описания более коммерчески успешной музыки, в которой используются элементы рок-музыки. Писатель Йохан Форнас рассматривает поп и рок как «одно единое, непрерывное жанровое поле», а не как отдельные категории.

Термин «поп» использовался с начала сороковых годов для обозначения популярной музыки в целом, но с середины 1950-х годов он стал использоваться для обозначения отдельного жанра, ориентированного на молодежный рынок, часто характеризуемого, как более мягкая альтернатива рок-н-роллу. Термин «поп-рок» впервые был использован для описания ранних хитов «Битлз» и их последователей, таких как «The Grass Roots», «Gary Puckett & The Union Gap», «The Buckinghams». В понятие поп-рока иногда включают сёрф-рок; это использование является анахронизмом, поскольку сёрф-музыка и рок-музыка в 1960-х годах считались различными музыкальными жанрами. После британского вторжения, примерно с 1967 года, этот термин «поп-рок» все чаще использовался в противовес термину рок, чтобы описать форму, которая была более коммерческой и доступной.

Поп-рок подготовил почву для софт-рока в 1970-х годах. Хотя в 1970-е и 1980-е годы существовало несколько групп, подходящих под определение поп-рока, жанр получил продолжение в виде тяжёлых баллад хард-роковых и хэви-металлических групп, вместе с песнями более быстрого темпа, нежели у софт-роковых групп. Поп-рок развивали такие группы и исполнители, как «Queen», Билли Джоэл, Брюс Спрингстин, «Hall & Oates», Майкл Джексон, Джордж Майкл, «Dire Straits», «The Police», «Toto», «R.E.M.», «Genesis» и другие.

Последняя волна поп-рока зародилась в середине 1990-х с творчеством Аланис Мориссетт и Мелиссы Этеридж. В последние годы состоялось возрождение жанра, в то время как тяжёлый рок теряет популярность по сравнению с рэпом, R&B и хип-хопом. Чертой некоторых современных поп-роковых песен является чередование мягких куплетов и громких припевов, возникшее под влиянием альтернативного рока. К современным поп-роковым артистам относятся «OneRepublic», «The All-American Rejects», Kelly Clarkson, «P!nk, «Roxette», «PMMP», «The Rasmus», Melanie C, «The Veronicas», «Tokio Hotel», Avril Lavigne, Gregory Lemarchal, «LaFee», Adam Lambert, Stan Bush, «One Direction», Shakira, Gwen Stefani, «5 Seconds of Summer», «DNCE».

По состоянию на 2010-е годы «гитарный поп-рок» и «инди-рок» являются примерно синонимами. «Jangle» — название, которое музыкальные критики часто используют по отношению к гитарной поп-музыке.

В России и других постсоветских странах поп-рок-музыка является широко распространённой благодаря более частому освещению на музыкальных радиостанциях и телеканалах по сравнению с другими рок-жанрами. Среди известных групп и исполнителей поп-рока — «Мумий Тролль», «Сплин», «Би-2», «Ночные Снайперы», «Звери», «Brainstorm», «Океан Ельзи», «Город 312», «Uma2rman», «Братья Грим», «Ногу Свело!», «Ленинград», «Ляпис Трубецкой», «Смысловые галлюцинации», Найк Борзов, «Танцы Минус», «Маша и Медведи», Чичерина, «Total», «Сурганова и оркестр», Мара, Юта, «7Б», «Конец Фильма», «Ундервуд», «Високосный год», «МультFильмы», Татьяна Зыкина и другие. Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко изобрёл русский аналог (отчасти иронический) термина «поп-рок» — «рокапопс».

Среди азиатских стран поп-рок наиболее популярен и распространён в Японии. Это обусловлено манерой японских поп-исполнителей использовать дисторшированные гитары в своём творчестве или даже полный комплект классических рок-инструментов. Также поп-рок распространён на рок-сцене Японии, в частности среди групп направления «Осяре кэй», таких как «An Cafe», «Heidi», «Aicle», «Zoro» и т. д. Но от западного поп-рока японские группы отличаются более жёстким звучанием благодаря элементам альтернативного рока, популярного в Японии.

Существует также много китайских поп-рок-артистов, таких как «Beyond» (Гонконг), «F.I.R» (Тайвань), «Mayday» (Тайвань), «Five Hundred & Chine Bl»

Полемика

Критик Филип Ауслендер утверждает, что различие между поп-музыкой и роком более выражено в США, чем в Великобритании; в США поп-музыка уходит корнями в творчество белых эстрадных певцов, таких как Перри Комо, в то время как рок уходит корнями в афроамериканскую музыку, на которую повлияли такие формы, как рок-н-ролл. Критик отмечает, что концепция поп-рока, которая смешивает поп-музыку и рок, противоречит типичной концепции поп-музыки и рока как противоположностей. Ауслендер и некоторые другие ученые, такие как Саймон Фрит и Гроссберг, утверждают, что поп-музыка часто изображается как неаутентичная, циничная, «ловко коммерческая» и шаблонная форма развлечения. В противоположность этому, рок-музыку часто провозглашают аутентичной, искренней и антикоммерческой формой музыки, которая делает акцент на написании песен певцами и группами, инструментальной виртуозности и «реальной связи с аудиторией».

В книге «Christgau's Record Guide: Rock Albums of the Seventies (1981)» Роберт Кристгау обсуждал термин «поп-рок» в контексте фрагментации популярной музыки по стилистическим линиям в 1970-х годах. Он рассматривал «поп-рок» как «монолит», который «оседлал» все растущие движения и поджанры на популярном и полупопулярном музыкальном рынке того времени, включая музыку, певцов и авторов песен, арт-рок, хэви-метал, буги-рок, кантри-рок, джаз-фьюжн, фанк, диско, урбанистический контемпорари и новую волну, но не панк-рок.

Российский лингвист Георгий Старостин определяет поп-рок как поджанр поп-музыки, в котором используются запоминающиеся поп-песни, в основном основанные на гитаре. Старостин утверждает, что большая часть того, что традиционно называют пауэр-попом, относится к поджанру поп-рока. Он утверждает, что лирическое содержание поп-рока «обычно вторично по отношению к музыке».

В настоящее время не существует единогласно принятого определения этого термина, который можно рассматривать как отдельный жанр, так и стиль между поп-музыкой и роком.

Поджанры поп-рока:

Софт-рок - Британское вторжение - Бабблгам-поп - Психоделический поп - Джангл-поп - Пейсли Андеграунд - Дрим-поп - Пауэр-поп - Солнечный поп - Барочный поп - AOR - Дэнс-рок - Брит-поп - Мэдчестер - Поп-панк - Поп-метал - Камерный поп - Эмо-поп - Инди-поп - Нойз-поп

Комментариев нет:

Отправить комментарий