«Это
лучшая из песен, это худшая из песен»
Дэйв Марш, писатель.
«Свидетельства указывают на то, что «Луи Луи» на самом деле может оказаться бессмертной».
Питер
Блеч, историк рок-музыки.
Одна из
самых скандальных песен в истории рок-н-ролла, баллада «Louie Louie» (англ. — «Луи Луай») была написана в 1955 году американским певцом и музыкантом Ричардом Берри (Richard Berry, Jr.). На её создание Берри вдохновила песня R’n’B группы «The
Rhythm Rocker» «El Loco Cha Cha», написанная кубинским музыкантом Росендо
Руизом-младший (Rosendo Ruiz Jr.) и ставшая популярной в аранжировке известного
в 1950-е годы американского композитора кубинского происхождения Рене
Тузе-и-Монте (René Touzet y Monte). Берри говорил, что на стиль написанной им песни
повлияла любовь к латиноамериканской музыке и песня Чака Берри «Havana Moon».
Несмотря на то, что название баллады зачастую пишется с запятой («Louie,
Louie»), в 1988 году, во время интервью журналу «Esquire» Берри сказал, что
правильное название пишется как «Louie Louie», без запятой.
В 1957
году «Louie Louie» в исполнении Ричарда Берри и группы «The Pharaohs» была
выпущена лейблом «Flip Records» на стороне «Б» сингла «Rock Rock Rock» и стала
небольшим региональным хитом на Северо-Западе США. После гастролей Берри по
городам тихоокеанского побережья несколько местных R&B групп включили
«Louie Louie» в свой репертуар, что несколько увеличило её популярность.
Пластинка была переиздана, причем «Louie Louie» была размещена уже на стороне
«А». Однако, в хит-парадах Billboard сингл провалился. Было продано всего около
40 000 копий. В 1959 году, после выпуска ряда неудачных песен, Берри продал
свою долю издательских и авторских прав на песню компании «Flip Records» за 750
долларов и потратил их на свою свадьбу с певицей Дороти Адамс. Сегодня это
примерно 6280 долларов.
Ричард
Берри продолжал записывать свои песни с небольшим коммерческим успехом до
начала 1960-х годов. «Louie Louie» стала самым большим хитом музыканта. Так как
песня записывалась различными исполнителями более 2000 раз, Берри в течение
многих лет получал за своё произведение небольшое финансовое вознаграждение. В
1993 году он сказал: «В те дни все продавали свои песни. Я никогда не был
обижен на звукозаписывающие компании. Они всё-таки предоставили пятерым черным
парням аппаратуру для записи пластинки».
Первую
популярную кавер-версию «Louie Louie» записал в 1961 году американский певец
Робин Робертс (Rockin' Robin Roberts). Песня в динамичном исполнении Робертса и
группы «The Wailers» была выпущена лейблом «Liberty Records» и стала локальным
хитом, хотя в чарты так и не попала.
Несколько
удачных кавер-версий и популярность «Louie Louie» в Калифорнии позволили песне
продержаться на слуху до 1963 года, когда хриплая версия рок-н-ролльной группы «The
Kingsmen» из Портленда сделала её национальным и международным хитом.
В
музыкальной индустрии США 1950—1960-х годов, белые артисты зачастую исполняли
кавер-версии песен темнокожих авторов. Группа «The Kingsmen» из Портленда,
Орегон, выбрали «Louie Louie» в качестве своей второй записи (первой была
«Peter Gunn Rock»). Запись песни была сделана на студии «Northwestern Inc.,
Motion Pictures and Recording» 6 апреля 1963 года и обошлась группе в 50
долларов. Продюсировал сессию Кен Чейз, местный диск-жокей и владелец ночного
клуба, где «The Kingsmen» выступали в качестве домашней группы. Вокалист группы
Джек Эли основывал свою версию на записи Робина Робертса и «The Wailers», внеся
некоторые изменение в ритм. В ночь перед записью группа сыграла 90-минутную версию
песни в клубе Чейза. Студийная версия «Louie Louie» была записана за один дубль
и попала на сторону «А» релиза. На стороне «Б» был записан оригинальный
инструментал «The Kingsmen» под названием «Haunted Castle».
«The
Kingsmen» превратили легкую балладу Ричарда Берри в шумную песню, дополненную
резкой гитарой, случайной фоновой болтовней и почти неразборчивым текстом.
Солист группы Джек Эли вспоминал: «Сначала мы собирались записать песню как
инструментальную, но в последнюю минуту я решил, что спою ее». Когда пришло
время сделать это, Эли обнаружил, что звукорежиссер поднял единственный
микрофон студии на несколько футов вверх и Джеку приходилось вставать на
цыпочки, откидывать голову назад и кричать так громко, как он только мог, чтобы
его было слышно сквозь шум барабанов и гитар. Еще больше затрудняли пение
скобы, которые Эли носил тогда на зубах. В какой-то момент барабанщик роняет
палочки и кричит в середине песни «Fuck!». Но именно эти, казалось бы,
нелепости и сделали исполнение Эли и «The Kingsmen» классикой.
Пластинка
была выпущена в мае 1963 года небольшим лейблом «Jerden», а затем, в октябре
1963 года, перепечатана более крупной компанией «Wand Records». Первое время
продажи сингла были настолько низкими, что крупнейший ди-джей Бостона Арни
Гинзбург, получив запись песни, анонсировал её в своей программе как «Худшую
запись недели». Однако реакция слушателей была непредсказуемо восторженной.
7 декабря
1963 года песня «Louie Louie» в исполнении «The Kingsmen» вошла в десятку хитов
Billboard Hot 100, а на следующей неделе достигла 2-го места в хит-параде,
продержавшись на нем шесть недель подряд. Сингл будет оставаться в первой
десятке в течение декабря 1963 и января 1964, и покинет её только в начале
февраля. В общей сложности версия «The Kingsmen» провела 16 недель в Billboard
Hot 100. «Louie Louie» достиг первых мест в поп-чартах «Cashbox» и «Cashbox
R&B». Это был последний №1 на Cashbox перед тем, как Соединенные Штаты
поразила битломания с песней «I Want to Hold Your Hand». Версия «The Kingsmen»
стала стандартом на подростковых вечеринках в США, и в 1966 году снова попала в
чарты.
Другим
фактором успеха пластинки, возможно, стал слух о том, что слова песни намеренно
произносились невнятно, так как «The Kingsmen» пытались скрыть текст, якобы
пронизанный ненормативной лексикой. Среди подростков распространялись
рукописные тексты, претендующие на «настоящую лирику» к «Louie Louie», где в
деталях описывался секс между моряком и его дамой. В феврале 1964 года
возмущенный родитель направил Роберту Ф. Кеннеди, тогдашнему Генеральному
прокурору Соединенных Штатов жалобу, где утверждал, что текст песни «Louie
Louie» содержит непристойности, заявив, что «Текст настолько грязный, что я
могу описать это в своем письме».
Несмотря
на то, что текст песни практически невозможно было различить за грохотом
барабанов и скрежетом гитар, «Louie Louie» была запрещена на многих
радиостанциях во некоторых штатах, а ФБР инициировало собственное
расследование. «[Дж. Эдгар Гувер] заставил всех агентов ФБР слушать «Луи Луи» с
разной скоростью, пытаясь расслышать эти якобы грязные тексты», - вспоминал
продюсер KCRW Дэвид Вайнберг, - «Они послали пару агентов, сопровождать «The
Kingsmen» в их концертном туре и смотреть, как они выступают». В июне 1965 года
лаборатория ФБР получила копию записи «The Kingsmen» и спустя 31 месяц пришло к
выводу, что песня «неразборчива на любой скорости и её абсолютно невозможно
интерпретировать», и поэтому Бюро не смогло найти в записи каких-либо
непристойностей: «Мы просто ничего не поняли».
В
сентябре 1965 года агент ФБР взял показания у одного из членов «The Kingsmen»,
который отрицал, что в песне есть скрытый смысл. Любопытно, что ФБР не
удосужилось ни взять показания у автора песни Ричарда Берри, ни ознакомиться с
фактическим текстом «Louie Louie», который хранился в Бюро регистрации
авторских прав США. В 1988 году Ричард Берри в интервью журналу «Esquire»
сказал, что «The Kingsmen» спели песню в точности так, как он её написал.
Споры по
поводу лирики «Louie Louie» ненадолго всплыли на поверхность в 2005 году, когда
суперинтендант городской школьной системы в Бентон-Харборе, штат Мичиган,
отказался разрешить оркестру одной из школ сыграть эту песню на параде.
К тому
времени, когда «Louie Louie» стала национальным хитом, «The Kingsmen» распались
на два конкурирующих коллектива - один с участием вокалиста Джека Эли, другой
- с барабанщиком Линном Истоном,
владеющим правами на название группы. В 1964 году было достигнуто соглашение,
согласно которому группа Истона получила право называться «The Kingsmen», с
требованием, чтобы все будущие тиражи оригинальной версии «Louie Louie»
сопровождались ремаркой «ведущий вокал Джека Эли». Так как права на песню
принадлежали компании «Wand Records», «The Kingsmen» более 30 лет не получали
гонорары за её использование, и только 9 ноября 1998 года, после длительного
судебного процесса, который длился пять лет и стоил 1,3 миллиона долларов, «The
Kingsmen» получили право собственности на все свои записи, выпущенные на «Wand
Records», включая «Louie Louie».
В 1963
году, практически одновременно с «The Kingsmen», Пол Ревер (Paul Revere) и
группа «The Raiders» записали свою версию «Louie Louie». Запись была оплачена и
продюсирована радиоведущим KISN Роджером Хартом, который вскоре стал личным
менеджером группы. Версия «The Raiders», выпущенная на портлендском лейбле
«Hart's Sandē», была более успешной на местном уровне. В июне 1963 года
компания «Columbia Records» выпустила сингл на национальном уровне, который
занял 1-е место в хит-параде на Западе США и Гавайях. Однако быстрый успех
«Louie Louie» в версии «The Raiders» внезапно прекратился, и только несколько
лет спустя Пол Ревер и его группа узнали настоящую причину - сотрудник
«Columbia Records» Митч Миллер, ненавидящий рок-н-ролл, своим решением
остановил раскрутку сингла. Президент и главный инженер компании «Northwestern
Inc.» и звукорежиссер записей «The Kingsmen» и «The Raiders» Роберт Линдал
отметил, что версию «The Raiders» не обвиняли в «непристойности» или
любительской технике записи, но тем не менее этот сингл никогда не привлекал такого
внимания публики, как менее отполированная версия «The Kingsmen».
В 1960-е годы «Louie Louie» неоднократно фигурировала в музыкальном лексиконе Фрэнка Заппы. На мелодию песни были положены его оригинальные композиции «Plastic People» и «Ruthie-Ruthie». Заппа как-то заявил, что уволил гитаристку Элис Стюарт из группы «Mothers of Invention», потому что она не могла играть «Louie Louie», хотя это была явная шутка. На концерте 1967 года в Королевском Альберт-Холле клавишник «Mothers of Invention» Дон Престон сел за знаменитый орган, который обычно используют для классических произведений, и сыграл фирменный рифф «Louie Louie». Позже этот пассаж был включен в четвертый студийный альбом «Mothers of Invention» 1969 года «Uncle Meat». Вставки из «Louie Louie» часто встречаются и в других произведениях Заппы.
«Louie
Louie» был первым синглом «Motörhead», записанным группой для компании «Bronze
Records» в 1978 году. Это была относительно верная кавер-версия на песню с
гитарой, имитирующей рифф электрического пианино «Hohner Pianet». Песня была
выпущена как 7-дюймовый виниловый сингл и достигла 68-го места в британском
хит-параде. 25 октября 1978 г. предварительная запись группы, исполняющей
«Louie Louie», транслировалась в шоу BBC «Top of the Pops».
В 1981
году хардкор-панк-группа «Black Flag» из Калифорнии выпустила кавер-версию
«Louie Louie» в качестве сингла на лейбле «Posh Boy Records». Это был первый
релиз группы с Дез Каденой (Dez Cadena) в качестве певца, который заменил Рона
Рейеса (Ron Reyes), покинувшего группу в 1980 году. Позже Кадена переключился
на ритм-гитару и как вокалист был заменен Генри Роллинзом (Henry Rollins).
Демо-версии «Louie Louie», записанные с Каденой, были включены в сборник группы
«Everything Went Black» 1982 года.
Обозреватель
Брайан Кэрролл из «AllMusic» дал синглу «Black Flag» четыре из пяти звезд,
заявив, что «из более чем 1500 существующих на сегодняшний день кавер-версий
«Louie Louie» […] взрывной взгляд Black
Flag на песню бесподобен […]Группа изувечила песню своим фирменным […] грязным
гитарным звучанием, под которое вокалист Дез Кадена буквально выплюнул свою
нигилистическую формулировку самой неправильно-понятой лирики в истории
рок-музыки»
По
некоторым данным «Louie Louie» является самой записываемой рок-песней в мире;
существует более 1600 её кавер-версий. За более, чем полвека существования
песни популярные версии «Louie Louie» были записаны Отисом Реддингом, Джимом
Моррисоном, Флойдом Крамером, Джули Лондон, Джоан Джет, Блонди, Ником Кейвом,
группами «Beatles», «The Beach Boys», «The Kinks», «The Sandpipers», «Pink
Floyd», «Grateful Dead», «Led Zeppelin» и многими другими. В 1979 году песня
была включена в альбом «Quadrophenia» супер-группы «The Who». «Louie Louie»
постоянно появляется во многих фильмах, как правило, в юмористическом
контексте. Тем не менее, благодаря устойчивой ассоциации с молодежными
вечеринками 1960-х, самой популярной версией песни продолжает оставаться «Louie
Louie» в исполнении «The Kingsmen».
Некоторые
группы позволили себе вольность с лирикой песни, делая попытки записать
пресловутые «непристойные тексты». На этом поприще особенно отличились «The
Stooges», чью версию можно услышать на концертном альбоме группы «Metallic
K.O». Позже, для своего альбома 1993 года «American Caesar» Игги Поп записал более
цивилизованную кавер-версию песни с новым текстом. Он по сей день продолжает
исполнять ее на своих концертах.
В 1985
году комедийный актер Росс Шейфер, ведущий и сценарист-исполнитель ночного
комедийного сериала «Почти вживую!» на телеканале KING в Сиэтле предложил
сделать «Louie Louie» гимном штата Вашингтон, заменив в этом качестве песню
«Washington, My Home» Хелен Дэвис. Купившись на это шутливое предложение, член
совета округа Ватком Крейг Коул представил в законодательное собрание штата
соответствующий законопроект, указав на необходимость «современной музыкальной
темы, вызывающей чувство гордости и общности, которую можно было бы
использовать для повышения туризма и экономического развития штата Вашингтон».
Резолюция Коула призывала также к созданию нового «округа Луи-Луи». Хотя Палата
представителей штата не приняла эти предложения, 12 апреля 1985 года было
официально объявлено «Днем Луи Луи». В этот день перед огромной толпой,
собравшейся в столице штата, выступили ветераны американского рока группы «The
Kingsmen», «The Wailers» и «The Raiders». Хотя попытка сделать «Louie Louie»
гимном штата не удалась, песня все еще звучит на всех домашних матчах команды
«Seattle Mariners».
Ричард Берри, автор песни «Louie Louie», выступает с Джеком Эли, оригинальным солистом «The Kingmen», при поддержке «Lady Bo Trio». Это их первая встреча, и это было их единственное совместное музыкальное выступление вживую на марафоне «Maximum LOUIE LOUIE», который проходил на радио KFJC в Лос-Альтос-Хиллз, Калифорния. Произошло это на второй день мероприятия - суббота, 20 августа 1983 года, в 15:00. Шоу с участием зрителей длилось около 50 минут. Весь марафон длился 63 часа, было исполнено более чем 800 уникальных версий песни. Это была версия № 315.
11 апреля
(день рождения Ричарда Берри) отмечается как «Международный день Луи-Луи»,
внесенный в список Национального реестра особых событий. Поддержка
«Международного дня Луи Луи» и других мероприятий, связанных с песней,
обеспечивается по всему миру Обществом защиты и признания музыки Луи Луи
(LLAMAS). С 2003 по 2012 год в городе Такома проводился летний фестиваль музыки
и искусства под названием «LouieFest». Мероприятие появилось в 2003 году, как
фестиваль, в котором регулярно принимали участие «The Kingsmen», «The Wailers»,
«The Raiders», «The Sonics» и другие группы, связанных с песней. Фестиваль
традиционно завершался грандиозным массовым исполнением «Louie Louie»,
доступным для всех, у кого есть гитара.
В Пеории,
штат Иллинойс, ежегодно с 1988 года проводится уличный парад и фестиваль «Луи
Луи». Однажды радиостанция WMXP-FM Пеории провела акцию под девизом «all Louie,
all the time», во время которой в течение шесть дней подряд транслировалисб
исключительно каверы «Louie Louie».
В списке
500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone, «Louie Louie»
в исполнении «The Kingsmen» заняла 54-е место.
Под катом вы сможете ознакомиться с наиболее известными кавер-версиями «Louie Louie» в исполнении Ричарда Берри, Блонди, Ника Кейва, Игги Попа, групп «The Wailers», «The Kingsmen», «The Sonics», «The Sandpipers», «The Kinks» и других.
«Louie Louie» (1955 – 2020 гг.).
1. Richard Berry, The Pharaohs - Louie Louie.mp3
2. Rockin' Robin Roberts & The Wailers - Louie Louie.mp3
3. The Kingsmen - Louie, Louie.mp3
4. The Sonics - Louie Louie (Tacoma, WA, U.S.A.).mp3
5. The Sandpipers - Louie Louie.mp3
6. The Troggs (1966) - Louie, Louie.mp3
7. The Kinks - Louie Louie.mp3
8. The Roosters - Louie Louie.mp3
9. The Beatles - Louie Louie [Jamming With Heather].mp3
10. Frank Zappa & The Mothers of Invention - Louie Louie (At the Royal Albert Hall).mp3
11. Grateful Dead & Jefferson Airplane, 1969-09-07, 07_10 - Louie Louie.mp3
12. Patti Smith - Louie Louie.mp3
13. Iggy Pop - Louie Louie.mp3
14. Joan Jett - Louie Louie.mp3
15. Johnny Winter - Louie, Louie.mp3
16. Black Flag - Louie Louie.mp3
17. Robert Plant - Louie Louie (from`Wayne`s World 2`).mp3
18. The Boys Next Door (Nick Cave) - Louie Louie (Live).mp3
19. Blondie - Louie, Louie [Live 1980].mp3
20. The Stooges - Louie Louie.mp3
Ссылка:
Комментариев нет:
Отправить комментарий