суббота, 4 апреля 2020 г.

Шлягеры 1-й Мировой войны. «Марш полковника Боуги» (1914 г.).


«Марш полковника Боуги» («Colonel Bogey March») был написан в 1914 году лейтенантом Фредериком Джозефом Рикеттсом (F.J. Ricketts), руководителем оркестра 2-го батальона полка Argyll & Sutherland Highlanders. В то время военнослужащим не рекомендовалось зарабатывать вне пределов своих служебных обязанностей, и Рикеттс опубликовал «Полковника», как и другие свои сочинения, под псевдонимом Кеннет Дж. Алфорд (Kenneth J. Alford). Псевдоним был основан на имени сына композитора, его собственном отчестве и девичьей фамилии его матери. Алфорд вряд ли мог себе представить, что в течение следующих ста лет его мелодия будет известна каждому школьнику, и станет национальным символом сопротивления врагу. 
The U.S. Navy Band. – «Colonel Bogey March» (оригинальная версия Кеннета Дж. Алфорда).
В годы 1-й Мировой войны марш стал чрезвычайно популярен по обе стороны Атлантики. Вместе с песнями «Roses of Picardy» и «Quand Madelon...», «Colonel Bogey March» стал одной из самых любимых мелодий в армиях союзников. Партитура «Полковника Боуги»  продавалась миллионами экземпляров, а сам марш был записан десятками разных музыкальных коллективов. Первая запись «Colonel Bogey March» была сделана в сентябре 1916 года группой «The Silver Stars Band» для английского лейбла «Regal».
В начале 2-й мировой войны «Полковник Боуги» стал частью британского образа жизни. В 1939 году на мелодию марша была написана популярная песня «У Гитлера есть только одно яйцо» («Hitler Has Only Got One Ball»). Существует мнение, что слова песни были написаны английским журналистом Тоби О’Браеном (Edward Donough "Toby" O'Brien), как анти-нацистская пропаганда. Но так как на авторство текста претендует сразу несколько человек, в указателе «Roud Folk Song Index» песня числится под номером 10493, как народная. Многочисленные версии «Hitler Has Only Got One Ball», в большинстве своем непристойные, отражают энтузиазм, с которым песня была принята, как символ сопротивления нацистам, как в британской армии, так и среди гражданского населения. По словам Грега Келли:
«В качестве средства для насмешек над нацистами «Hitler Has Only Got One Ball» стала чрезвычайно популярной среди войск союзников, которые, исполняя эту песню, унижали сексуальные способности вражеских лидеров. Но это издевательство уже вышло за пределы оценки только лишь сексуальных способностей нацистов. Уже с 1920-х годов понятие «шары» («Balls») обозначало смелость, хладнокровие и стойкость. В этом смысле «дефектные яички» превращали нацистов в неполноценных солдат»».
John Jones – «Hitler Has Only Got One Ball» (2013). 
«Полковник Боуги» использовался в качестве марша 10-м и 50-м батальонами канадских экспедиционных сил, а теперь является официальным маршем  Королевского полка Калгари Канадских вооруженных сил (RCAC). С 1943 года мелодия марша использовалась в песне американского Женского армейского корпуса (Women's Army Corps) до самого его поглощения регулярной армией США в 1978 году. Слова к песне были написаны майором армии США Дороти Э. Нильсен (Dorothy E. Nielsen).
В 1951 году во время компьютерной конференции, состоявшейся в Австралии, «Марш полковника Боуги» был первой мелодией, сыгранной компьютером CSIRAC, который был разработан Организацией научных и промышленных исследований (стран британского) Содружества (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation).
Geoffrey Hill & CSIRAC – «Colonel Bogey» (1950).
Хотя Альфред Хичкок ещё в 1938 году использовал марш в фильме «The Lady Vanishes», самой известной кинематографической адаптацией мелодии стал фильм «Мост через реку Квай» режиссера Дэвида Лина (1957), рассказывающий о временах 2-й мировой войны. По одной из версий, статисты, играющие военнопленных, с трудом шли в ногу, и Лин приказал им при этом что-то насвистывать. Один из статистов стал насвистывать «Полковника Боуги» и композитор фильма Малкольм Арнольд (Malcolm Arnold) включил инструментальную контр-мелодию, которую он назвал «Марш реки Квай» («March from the River Kwai»), в саундтрэк. 

Попурри из двух маршей были записаны известным американским гобоистом и дирижером Митчем Миллером (Mitch Miller), как «Марш с реки Квай - полковник Боуги» («March from the River Kwai – Colonel Bogey»). В январе 1958 года попурри в исполнении оркестра Митча Миллера  поднялось до 20-й строчки хит-парада Billboard и стало хитом №1 в ФРГ. В феврале 1958 года исполнение оркестров Эдмундо Роса (Edmundo Ros and His Orchestra) и Арта Муни (Art Mooney) достигло соответственно 75-й и 88-й позиций в списке Вillboard. 
Mitch Miller & Orchestra – «Colonel Bogey March The River Kwai March» (1958).
Из-за фильма Дэвида Лина «Марш полковника Боуги» часто называют «Маршем реки Квай», хотя Арнольд лишь частично использовал мелодию «Полковника Боуги» при написании музыкальной темы сопровождения британских заключенных в японский лагерь. Поскольку в фильме изображены военнопленные, которых японцы содержали в бесчеловечных условиях, канадские чиновники были смущены, когда оркестр Королевского полка Калгари сыграл «Полковника Боуги» во время визита в Оттаву премьер-министра Японии Масаеши Охиры в мае 1980 года.
Фильм «Мост через реку Квай», который  представляет собой экранизацию романа французского писателя Пьера Буля, возродил популярность марша «March from the River Kwai – Colonel Bogey» во Франции. Старый марш стал ассоциироваться во Франции уже с тремя войнами: 1-й Мировой, 2-й Мировой и войной в Алжире. Мелодия «Полковника Боуги» была использована французским композитором Робертом Шабрие (Robert Chabrier) при написании хита 1958 года - «Hello le soleil brille», в которой её насвистывала популярная певица Энни Корди (Annie Cordy).
Annie Cordy – «Hello le soleil brille» (1968).
В 1970-е годы марш был использован в рекламе немецкого аперитива «Underberg» и стал в Западной Германии классическим рекламным джинглом. На мелодию марша была написана популярная юмористическая песня о пагубных последствиях употребления чистящего средства «Comet» - «Комет» делает ваш рот зеленым».
«The Comet Song».
В культовом фильме американского режиссера Джона Хьюджеса (John Hughes) «The Breakfast Club» (1985) все главные герои насвистывают марш во время их субботнего задержания в школе, когда директор Вернон (роль Пола Глисона) входит в класс. Марш прозвучал как «dink dink song» в комедии Мэла Брукса «Космобольцы» («Spaceballs») (1987). 
«The Breakfast Club» - Whistling Scene (1885).
В Великобритании «Марш полковника Боуги» до сих пор (2019) является одной из самых распространенных мелодий, которые используют уличные торговцы мороженым.

Под катом вы можете ознакомиться с 40 различными кавер-версиями "Марша полковника Боуги", созданными известными музыкантами, джазовыми коллективами, военными, духовыми и танцевальными оркестрами на протяжении с 1932 по 2017 годы, а также прочитать более подробную информацию о произведении в статье, написанной Валентином Антоновым (https://www.vilavi.ru/index.shtml).




Марш, который вы только что, надеюсь, прослушали, называется «Марш полковника Боуги». Разумеется, на картинке изображен вовсе не мифический полковник Боуги, а добрый наш знакомый сэр Френсис Чесней — настоящий английский полковник. Знаете, что я вам скажу? При другом стечении обстоятельств один из самых-самых известных в истории военных маршей вполне мог бы называться «Марш полковника Чеснея». Тем более, что и в кинофильме «Здравствуйте, я ваша тётя» эта залихватская мелодия звучит едва ли не при каждом появлении сэра Френсиса Чеснея, являясь своеобразной визитной карточкой и опознавательным знаком этого старого солдата, не знающего слов о любви (хорошо сказал, да?). Ну вот, например, пожалуйста,… один из бесчисленных эпизодов:
Марш полковника Чеснея.
Не могу сейчас припомнить, известно ли нам: играл ли сэр Френсис Чесней в гольф? Но почему бы и нет,… в конце концов, что ему ещё было делать?.. А раз так, то почему бы именно ему и не быть тем самым неизвестным эксцентричным полковником, который сто лет назад вдохновил лейтенанта Фредерика Рикетса на написание этого марша?..
Фредерик Джозеф Рикеттс (1881 – 1945 г.).
Всё дело происходило в Форт-Джордже, в Шотландии, незадолго до начала Первой мировой войны. Лейтенант Рикеттс проходил службу в качестве военного капельмейстера и в свободное время увлекался игрой в гольф. Один из его партнёров, предпочитавший скрывать своё настоящее имя (да уж не Френсис ли оно было Чесней?) под псевдонимом «полковник Боуги» (в гольфе есть такой термин «bogey»), имел оригинальную, хотя и небезопасную для окружающих привычку предупреждать о своём ударе не общепринятым возгласом «Fore!», а характерным посвистыванием сквозь зубы.
Неизвестно, что поразило Рикеттса более — эксцентричные манеры этого странного «полковника Боуги» или же его коротенькая музыкальная фраза, — но в 1914 году Рикеттс опубликовал (и тоже под псевдонимом — «Кеннет Олфорд»!) свой «Марш полковника Боуги», мгновенно ставший чрезвычайно популярным.
В том самом 1914 году именно военные марши оказались, как известно, наиболее востребованными. Я не могу сказать, сохранились ли записи «Марша полковника Боуги» времён Первой мировой войны, но этот марш уже тогда хорошо знали и, несомненно, часто исполняли. Правда, мировая война оказалась далеко не столь приятным занятием, как игра в гольф. Послушайте одно из характерных для того времени исполнений «Марша полковника Боуги». На картинке же, обнявшись, и поддерживая друг друга, идут раненые: двое британцев и один немец. Бывшие враги, а теперь просто люди… 
Да и после войны «Марш полковника Боуги» занимал лидирующие места в списках наиболее продаваемых музыкальных произведений — уже к 1930-м годам его ноты раскупили в количестве свыше миллиона экземпляров. Его записывали многие оркестры, его широко исполняли. А вот слов у него как не было, так и не было. Но тот человек, чьи анатомические особенности оказались крепко-накрепко связанными с будущим текстом популярного инструментального шлягера, — тот человек уже был.
Раненый немецкий солдат на той фотографии, что вы видели выше, — крайний слева. От британцев его легко отличить по характерной бескозырке. Подобную же бескозырку носил на голове и другой немецкий солдат времён Первой мировой, которого можно увидеть на нижеследующем снимке:
В начале 30-х годов миллионы немецких избирателей сделали отмеченного крестиком солдата своим канцлером. По имени Адольф Гитлер. И когда военные марши вновь, как и в 1914 году, оказались наиболее востребованными, именно его сотоварищей англоязычное народное творчество превратило в главных песенных героев «Марша полковника Боуги» — точнее, самой известной текстовой версии марша.
Началось всё с того, что некоему Тоби О'Брайену неожиданно пришла в голову смелая мысль: а ведь у толстяка-то Геринга, скорее всего, нет одного яйца! (Прошу прощения). С чего это О'Брайен взял — непонятно. Видимо, определённую роль тут сыграла только что начавшаяся Вторая мировая война. Во всяком случае, мысль такая у него промелькнула: «Göring has only got one ball». И тут же выяснилось, что простая эта мысль (выраженная, естественно, по-английски) чудесным образом ложится на хорошо всем знакомый свист «полковника Боуги», который (свист, то есть) был тогда у всех на слуху.
Тоби О'Брайен (1909 - 1979 гг.).
Путь для самого широкого народного творчества был открыт. Первым делом народ восстановил субординацию: первым у них кто? Гитлер?.. Так вот: именно у Гитлера есть только одно яйцо (и, надо признать, большое), а у Геринга есть оба… хотя и очень-очень маленькие:
Hitler
         has only one big ball,
Göring
           has two but very small.
Чего-то не хватает… Музыкальная фраза оборвана на полуслове… Кто там у них ещё есть? Гиммлер?.. Гиммлер, Гиммлер… Гиммлер — симмлер… О! Similar, если сглотнуть слог — sim'lar, «подобный»: Himmler's got somewhat sim'lar, то есть у Гиммлера, примерно, то же самое, что и у Геринга.
Но свист полковника всё ещё требует завершения. Геббельс?.. Геббельс… Гёббельс… Гоубэлс… Ноубэлс… No balls! Ну, конечно же: у этого старого бедолаги Геббельса вообще яиц никаких нет: Goebbels has no balls!..
То, что получилось в итоге, мгновенно запели в англоязычном мире всё — от суровых немногословных коммандос и до школьниц самого нежного возраста. Вот что пишет один из участников интернет-форума:
Моя коллега Пенелопа Вудс рассказывала мне, как в 41 году они в Кейптауне шли в школу строем, распевая (простите мне мой, вернее не мой английский, но из песни слов не выкинешь):
Hitler
         has only one big ball,
Göring
           has two but very small,
Himmler
             is somewhat sim'lar,
But poor old Goebbels
                                   has no balls
at all.
«И, — добавляла Пенни, — нам никто ни разу не сказал, что мы ведём себя не как положено леди. Потому что юным леди в 41-ом было положено петь и это, и многое другое»…
Надо сказать, что разговор на том форуме шёл о знаменитом оскароносном фильме под названием «Мост через реку Квай» (1957 год, режиссёр Дэвид Лин), который дал «Маршу полковника Боуги» вторую жизнь (многие теперь и помнят-то этот марш только благодаря фильму). Послушаем звуковой фрагмент из этого фильма. Колонна британских солдат, оказавшихся в японском плену, входит в лагерь, насвистывая «Марш полковника Боуги». Смотрите на текст, что выше, и подпевайте:
Между прочим, по поводу тех двух фильмов, о которых здесь упоминалось, в одном из интернетовских блогов появился такой вот комментарий:
«В хорошем фильме «Здравствуйте, я ваша тётя» появление полковника (Козаков, «Я старый солдат и не знаю слов любви…») сопровождает одна музыкальная тема. Несколько маршевых нот. Всё было хорошо, пока я не понял, что это марш из «Моста через реку Квай». […] И сразу стало неприятно, и фильм потерял половину обаяния.
Ну ладно, нам «Мост» не показывали, но музыкальный-то редактор (или кто там подбирает музыку? сам композитор?) не мог не знать, откуда мелодия. Марш, который насвистывали пленные, демонстрируя несломленный дух, использовать для карикатуры… Есть в этом что-то мелкопакостное, нет?»
Нет!.
Во-первых, музыкальная визитная карточка сэра Френсиса Чеснея, как мы легко можем догадаться из сопоставления дат, появилась задолго до, не только, «Моста через реку Квай», но даже и до Второй мировой войны, о событиях которой повествует этот фильм. Во-вторых, «несломленный дух» тех усталых, оборванных, грязных и голодных британских солдат потому и оставался несломленным, что каждый из них, насвистывая залихватскую мелодию, мысленно повторял про себя нечто вроде этого:
Hitler
         has only got one ball,
The other
                is on the kitchen wall,
His mother,
                  she pinch'd the other,
And now Hitler
                       ain't got none
at all.
Ну, и в-третьих, «Марш полковника Боуги» никогда не был пафосным — даже в мелодии. На его мелодию просто невозможно написать никаких других текстов, кроме, как откровенно хулиганских и пародийных. Помимо обсуждения анатомических особенностей нацистских лидеров, в многочисленных вариациях текстов времён войны широко обсуждалась также и роль во всём этом матери Гитлера (да хотя бы тот куплет, что приведён чуть выше), и мужские качества Муссолини, и весёлый нрав Чёрчилля, любившего, как это хорошо известно, подсматривать за принимающим душ Гитлером, и бог знает что ещё. Запоминается заключительный эпизод «Моста через реку Квай» (кстати, этот действительно сильный фильм у нас всё-таки показывали), когда один из героев, глядя на всё, что происходит вокруг, в отчаянии повторяет: «Madness!.. Madness!..» — «Безумие!.. Безумие!..». Так вот, противостоять безумию войны можно по-разному, и юмор тут — не самое плохое средство…
Но и после окончания войны «Марш полковника Боуги» отнюдь не утратил своей популярности (чему, кстати, во многом способствовал и кинофильм «Мост через реку Квай», благодаря которому мелодию марша полюбили многие миллионы зрителей). Разумеется, тексты военных лет стали неактуальными, но зато появились и другие тексты, и другие пародии. Большое распространение в Соединённых Штатах, например, получила детская песенка, исполняемая на мотив этого марша, о… чистящем порошке «Комет» (кто из нас не помнит серию телевизионных реклам этого средства в исполнении незабвенной Инны Ульяновой — попробуйте «Кометом», милочка, «Кометом»!). Почему именно «Комет»? Очень просто: название «Comet» чудесным образом рифмуется с английским словом «vomit» — «рвота». Как и в случае с яйцами Геббельса (ещё раз прошу прощения), народное творчество не подвело и на этот раз:
Comet —
               it makes your face so clean,
Comet —
               it tastes like vaseline,
Comet —
               will make you vomit,
So get some Comet
                               and vomit
today!
Chet Atkins with Boston Pops - "Colonel Bogey" (1975).
Если кто не совсем понял: «Комет» прекрасно очищает твоё лицо (у этой строчки есть масса вариаций), на вкус «Комет» подобен вазелину (бензину, глицерину, керосину, пластилину и так далее), «Комет» непременно вызовет у тебя рвоту — так что отбрось все сомнения, бери этот самый «Комет», и пусть тебя сегодня же вырвет!..
Но вот что же делать, если нету на слуху таких чудесных и осмысленных рифм, как «Goebbels — no balls» или там «Comet — vomit»? «Боже мой, тоже мне проблема!» — подумает любой американец. Да бери первые попавшиеся крепкие рифмы!.. Потом уже осмыслим, что можно из них сотворить. Да вот хотя бы имя какое взять… ну, пусть будет «Boris»! Борис, Норрис, Моррис, Дорис… «Boris — Morris — Doris»… А ведь прекрасно же получается! Смотрите:
Morris,
           what have you done to me?
Morris,
           you'll have to marry me!
Morris,
           we'll name him Boris,
Then there'll be Morris,
                                     Boris
and me!
Минимум рифм и максимум здравого смысла: «Моррис, что это вы со мной сделали?.. Моррис, теперь вам придётся на мне жениться! Моррис, мы назовём его Борис, и будет нас трое: Моррис, Борис и я!»
Конечно, если в какой-то другой ситуации не очень уместным выглядит мужское имя «Boris», то всегда ведь можно пропеть и чуточку иначе:
Morris,
           we'll name her Doris,
Then there'll be Morris,
                                     Doris
and me!
«… Моррис, мы назовём её Дорис, и будет нас трое: Моррис, Дорис и я!»
И в любом случае полковник Боуги героически умирает от зависти…
Это всё были любители. Но «Марш полковника Боуги» не оставляли без внимания и профессиональные пародисты. Вот, например, Дадли Мур — известный английский комедийный актёр и музыкант. Небольшого роста, но очень обаятельный, он получил у многочисленных своих поклонников прозвище «сексуальный напёрсток» — имеется в виду тот успех, которым Дадли Мур пользовался у женщин.
Dudley Moore – «Beethoven's Colonel Bogey» (Live).
Давным-давно, в самом начале своей карьеры, которую прервала лишь его смерть в 2002 году, Мур выступал в составе знаменитой в 60-е годы британской комедийной группы под названием «Beyond the Fringe». Вот к тому-то времени и относится пародия на сонату Бетховена, где основной музыкальной темой выступает тема нашего марша. Послушаем фрагмент из этой пародийной сонаты. За фортепьяно — Дадли Мур:
Да, что вы там ни говорите, но классика всё же есть классика… Мир высоких чувств и глубоких внутренних переживаний. А вот нет ли у вас сейчас желания лихо сплясать под зажигательную еврейскую польку с названием «Ой!.. Полковник Боули…»? Не хотите?.. Ну, как хотите. Всё равно ведь пора заканчивать. И всё равно ведь мы с вами поняли главное: до тех пор, пока мы шутим, мы и демонстрируем тот самый «несломленный дух».
Донна Роза!.. Донна Роза, я старый солдат и не знаю слов о любви! Но когда я впервые увидел вас, донна Роза, я почувствовал себя утомлённым путником, который на склоне жизненного пути узрел на озарённом солнцем поле нежную, донна Роза… нежную фиалку!..
«Марш полковника Боуги» звучит в исполнении популярного музыканта Ойстейна Сунде в сопровождении оркестра Военно-морского флота Норвегии:
HMKG og Øystein Sunde - Colonel Bogey (2013).
Валентин Антонов.

"Colonel Bogey March vol.1 (1932 - 1961)".
Трэклист:


1. Aimé Barelli et son orchestre - Colonel Bogey March (1958).mp3

2. Arthur Lyman - Colonel Bogey March (1958).mp3
3. Bob Brookmeyer - Col. Bogey Bossa Nova (1962).mp3
4. Buddy Collette and The Swinging Shepherds - Colonel Bogey (1959).mp3
5. Cherry Wainer &€“ Rhythmus Im Blut  - Colonel Bogey Marsch (1961).mp3
6. Colonel Bogey - Enoch Light And The Light Brigade (1960).mp3
7. Franck Pourcel et son Grand Orchestre - Le Pont de la riviГЁre Kwai (1958).mp3
8. Gilbert Veit - Colonel Bogey March (1957).mp3
9. Henri Coene - Colonel Bogey (1958).mp3
10. International Novelty Orchestra - Colonel Bogey (1939).mp3
11. Jack Hylton & His Orchestra - Colonel Bogey (1932).mp3
12. Janusz Gniatkowski - Most na rzece Kwai (1958).mp3
13. Johnny Keating's Kombo - Colonel Bogey  (1961).mp3
14. Karel Vlach - Colonel Bogey March (1958).mp3
15. Mitch Miller & his orchestra - Colonel Bogey March (1957).mp3
16. Renato Carosone e il suo Sestetto - Colonel Bogey (1958).mp3
17. Ted Heath And His Music - Colonel Bogey (1951).mp3
18. Terry Snyder and The All Stars - Colonel Bogey (1960).mp3
19. The Jonah Jones Quartet - Colonel Bogey March (1958).mp3
download (mp3 @128 kbs):
https://yadi.sk/d/m9XjJOQLOPnr2g


"Colonel Bogey March vol.2 (1962 - 2017)".
Трэклист:
1. André Verchuren et son ensemble - Colonel Bogey.mp3
2. Cock Sparrer - Colonel Bogey (2017).mp3
3. Concert Band & Chorus of the R.A.A.F. - Colonel Bogey March (1973).mp3
4. Die Original Electronica's - River Kwai Marsch (Colonel Bogey) (The Bridge on the River Kwai) (1981).mp3
5. Dukes of Dixieland - Colonel Bogey March (2017).mp3
6. Franz Jackson's Original Jass All-Stars · Bob Shoffner - Colonel Bogey March (Live-Instrumental (1962).mp3
7. Fred Buscaglione - Colonel Bogey March.mp3
8. Geoff Love and His Orchestra - Great  Big war movie themes. Colonel Bogey (1971).mp3
9. Henri Pélissier - Colonel Bogey March (From The Bridge on the River Kwai).mp3
10. Henry Mancini - Colonel Bogey March (1963).mp3
11. Kid Baltan - Colonel Bogey (1968).mp3
12. Lenny Dee (Organ) - Colonel Bogey March.mp3
13. Lester Lanin and His Orchestra - Colonel Bogey - Merengue (1964).mp3
14. Mantovani & his Orchestra featuring The Band of her Majesty's Welsh Guards - Colonel Bogey March.mp3
15. Ron Goodwin & His Orchestra - Colonel Bogey And The River Kwai March.mp3
16. The Geoff Love banjos - Sing a long Banjo party (1984).mp3
17. The National Band of New Zealand - Colonel Bogey.mp3
18. The One World Ensemble - Colonel Bogey.mp3
19. The River Kwai March - Duane Eddy January (1965).mp3
20. The Royal Philharmonic Orchestra - Colonel Bogey March (1982).mp3
21. Thorleifs - Colonel Bogey (1975).mp3
download (mp3 @128 kbs):

Комментариев нет:

Отправить комментарий