Хэви-метал
«Heaven and Hell» («Рай и ад») — девятый студийный альбом британской хеви-метал-группы Black Sabbath. Выпущен в 1980 году. Первый альбом, записанный с участием Ронни Джеймса Дио и первый альбом, спродюсированный Мартином Бёрчем. Спустя более чем 10 лет критик из AllMusic назвал альбом одним из лучших в истории группы.
В марте
Удивляет отношение множества твердолобых
поклонников Black Sabbath, которые полностью отвернулись от группы с уходом
Оззи. Для них он был самым важным человеком в ней, хотя практически никакого
вклада в творчество не вносил, ведь музыку в основном писали Тони и Гизер, а
последний, к тому же, был главным текстовиком. Что у Осборна было, так это
своеобразная харизма, без которой группа, конечно же, должна была измениться.
Хотя вокалист, которым действительно стал
Дио, был уже найден, неожиданно начались проблемы с Гизером Батлером – он тоже
вдруг захотел уйти. Тони бросился на поиски замены. В качестве басиста
пробовался, например, Крейг Грубер из Rainbow, но выбор пал на Джеффа Николса,
ранее участвовавшего в группе Quartz (Айомми продюсировал их дебютник). К
счастью, парень по прозвищу Чудак вернулся – правда, уже тогда, когда бóльшая
часть альбома была написана, – а Николса решили оставить в качестве клавишника.
С тех пор он стал фактически пятым участником группы, хотя в выходных данных
его таковым не считали, а на концертах бедняга вынужден был играть за сценой.
Что же, наконец все были в сборе. Записав
бóльшую часть альбома в Сан-Франциско, ребята перебрались в Париж, где
завершили первый альбом нового состава. Black Sabbath, на мой взгляд, не стали
ни лучше, ни хуже – они просто стали другими. Дио, этакий Наполеон
качественного хард-рока, фактически дал им второе дыхание. Бывший участник
Rainbow, с которым Ричи Блэкмор записал лучшие альбомы своей группы, обладал
более мощным голосом и не имел проблем алкогольно-наркотической направленности.
Во всяком случае, не в такой степени, как Оззи. Проблемы точно были у Билла,
который в то время опять так запил, что вообще не помнит, как этот альбом
записывали.
Тони наконец решил не продюсировать все
сам, а пригласил такого известного человека, как Мартин Берч, работавшего с
Deep Purple и Rainbow, а позднее известного в связи с Iron Maiden. Гитара была
записана просто отлично, хотя и вновь тише вокала, бас сделали четким и
громким, ударные тоже. Саунд стал менее навороченным, более коммерчески
ориентированным, более быстрым и гладким, более, так сказать, «причесанным», в
стиле классического хард-рока, почти совсем без клавишных и разных струнных с
духовыми, а Оззи в шутку обозвал группу Blackmore Sabbath. Тексты Дио с налетом
фэнтези и мистики, открытые для различных интерпретаций, идеально подходили и к
музыке, и к вокалу, и абсолютно невозможно представить, что Оззи пел бы такое.
Что же, группа перестала быть оригинальной, но лучше представлять публике
отличную малооригинальную музыку, чем погрязнуть в неудачных экспериментах.
Девятый альбом, выпущенный 25 апреля
1) «Neon Knights». Мощно риффует гитара,
быстро стучат ударные, пульсирует бас, в динамики врывается сильный голос Дио,
и буквально сразу же ловишь себя на мысли, что поет он гораздо лучше Оззи.
Песня переполнена загадочными образами и представляет собой метафорическое
описание противостояния «легионов храбрецов» и «шакалов улиц». Видимо, речь
идет об уличных разборках, которые часто происходят по ночам, когда тьму
освещает лишь свет неоновых вывесок.
Гитарное соло звучит весьма хорошо, а
заканчивается композиция диминуэндо, словно символизируя, что противостояние
никогда не заканчивается. Кстати, эта песня, записанная в последнюю очередь,
является единственной, к которой приложил руку Гизер.
2) «Children of the Sea». Несмотря на
схожесть названия с классикой в лице «Children of the Grave», больше ничего
общего между ними нет. Не было ли название выбрано специально, чтобы показать
разницу между двумя составами группы? Интро у этой вещи просто потрясающее:
играет акустическая гитара, эффектно звучит, как чуть позже на одном
стереоканале появляется электрогитара, а на втором – не менее мелодичный бас.
Грустным голосом Ронни Джеймс поет о
«туманном утре», в которое не было видно восходящего солнца. Врывается отличный
риффинг под классный бас и размеренный стук барабанов, а мощный голос Дио
вещает о медленной гибели нашей планеты из-за того, что с ней делает
человечество. Судя по всему, Земле осталось немного. Называя нас
«заблудившимися детьми моря», синьор Падовона вспоминает о том, что жизнь
зародилась в воде, а наши далекие предки были морскими существами. Короткий
гитарный пассаж после повторения припева переходит в соло, сопровождаемое
вокализами хора в духе современных пауэр-металлических команд. Все затихает, и
возвращается акустическая гитара. На этот раз к ней присоединяется странный
тревожный свист, а потом бас с ударными и колокольчики. Дио повторяет первый
куплет, и вновь на припеве музыка становится тяжелее. В последних строках нам
рисуют картину апокалипсиса – «небо падает», «мир вертится», «солнце чернеет».
При этом Дио зычно повторяет «Берегись!», и именно с последним таким криком
композиция внезапно заканчивается.
3) «Lady Evil». Стучат ударные, отлично
играет бас, присоединяются две гитары – одна риффует, а вторая, появляясь чуть
позднее, оглашает воздух мощным воем. Музыка энергична, а Дио поет о леди по
имени Зло, которая живет где-то к югу от Долины Ведьм и чье имя люди
осмеливаются произносить только шепотом, ведь с помощью магии она может
спокойно отыскать того, кто вторгся в ее владения, и заморозить его своим
криком.
Получилось весьма в духе Deep Purple.
Запоминающемуся припеву так и хочется подпевать. Тони отлично сопровождает
некоторые строки тревожными гитарными завываниями, а затем выдает прекрасное
соло, сопровождаемое все тем же плотным басом. В последнем куплете Ронни Джеймс
вновь предупреждает слушателей, чтобы они, если уж довелось оказаться в Долине
Ведьм, всегда были начеку. «Никогда не доверяйте своей тени в темноте», –
говорит он, после чего раздается тревожный рев гитары, которая словно подтверждает
сказанное. В конце песни для нас припасено еще одно пронзительное соло.
4) «Heaven and Hell». Мощно вступает
риффующая гитара, сопровождаемая ударными и басом, играющими в неспешном темпе.
Кстати, есть сведения, что линию баса, чем-то напоминающую музыку диско, в тот
период, когда Гизера в группе не было, написал Николс, взяв идею из композиции
«Mainline Riders» группы Quartz, в которой он когда-то играл. Перед вступлением
вокала гитара затихает, и под отлично пульсирующий бас и барабаны синьор Падовона,
вероятно, обращается к тем, кто по-прежнему считал группу сатанистской. «Дьявол
никогда не является создателем» – вот что он думает о враге рода человеческого.
В то же время дальше Дио хочет сказать, что в большинстве религий отношения
добра и зла показаны неправильно, ведь в то время как нас хотят заверить, что
добро должно победить зло, на самом деле они не могут существовать друг без
друга, да и могут превращаться одно в другое. Риффинг возвращается на фразе,
которая повторяется несколько раз в течение композиции: «Так уж происходит –
есть рай и ад».
На втором куплете гитара выдает на заднем
плане гармоничные аккорды, затем звучит хор («а-а!»), а третий куплет уже
сопровождается риффующей гитарой. Интересна фраза: «Любовь можно считать
ответом, но никто не желает проливать кровь за танцора». Можно предположить,
что «танцор» – это свободный дух человека, который нельзя поработить никакими
идеями и догмами. После этого следует отражающееся эхом гитарное соло под
пульсирующий бас и периодические тревожные завывания. Возвращается хор, затем
ритм ускоряется, а Дио просто выстреливает слова в быстром темпе под гитарные
запилы. Некоторые строки заслуживают того, чтобы привести их полностью:
«Говорят, жизнь – это карусель. Она вращается быстро, и следует уметь на ней
кататься. Мир полон Королей и Королев, которые слепят глаза и похищают мечты… И
они скажут тебе, что черное – это на самом деле белое, а луна – это просто
ночное солнце. И когда будешь идти по золотым чертогам, собирай золото, которое
падает». Очень красиво и загадочно. «Есть рай и ад, глупец! – повторяет синьор
Падовона. – Проливай кровь за танцора, глупец! Ищи ответ, глупец!» Каждый
должен сам понять, что собой представляет мир, а не верить тому, во что хотят
заставить верить другие. В конце все затихает, и появляются тихие, грустные
аккорды акустической гитары, сопровождаемые акустическим басом на другом
стереоканале. Великолепное окончание диминуэндо для столь мощной темы.
Возможно, в действительности первоначально это был отдельный инструментал из
тех, что появлялись на всех альбомах группы.
5) «Wishing Well». Мощно риффует гитара,
сопровождаемая ударными и сочным басом. Видно, что Гизеру дали наконец-то шанс
показать себя, а то в последнее время его инструмент в записи как-то не
выделялся. Герой песни представляет себя в образе колодца, в который, по
традиции, бросают монетку и загадывают желание; однако он понимает, что любовь
нельзя купить, но исполнять мечты все равно нужно. Получилась хорошая песня о
любви, звучащая не так тяжело, как все остальное, но все равно замечательно.
«Время – это бесконечное путешествие,
любовь – это бесконечная улыбка. Подай мне знак, благодаря которому я мог бы
создать мечту», – поет романтик Ронни Джеймс, в то время как на фоне
электрической искаженной гитары прекрасно звучит акустическая. Тони здесь вновь
показывает класс, но и остальные участники группы не подвели. В конце Дио не
удержался от каламбура: «I wish you well, I’m your wishing well» («Я желаю тебе
всего хорошего, я – твой колодец желаний»).
6) «Die Young». Песня, местами напоминающая
Queen. Звучат космические клавишные, появляется грустная электрогитара, а
спустя некоторое время на втором стереоканале к ней присоединяется еще одна.
Вдруг начинается классный риффинг, а потом возникает и солирующая гитара. Под
быстрый темп синьор Падовона поет о том, что жизнь полна опасностей и
разочарований, поэтому жить нужно так, будто каждый день – последний. В
середине музыка притихает, играет фортепьяно, ему грустно вторит бас, на заднем
плане слышится меллотрон и электрогитара, а Дио повторяет: «Умри молодым». Под
переливы клавишных ритм-секция выдает жесткие пассажи, а затем возвращается
голос Дио.
В конце под быстрый ритм он много раз
восклицает: «Умри молодым!» (и ведь не исполнил того, чему учил других, лгун :-)!).
Заканчивается композиция диминуэндо под скоростное гитарное соло.
7) «Walk Away». Хард-роковая вещь в духе
Rainbow, претендующая, если уж выбирать, на звание самой слабой. Вступает
риффующая гитара, присоединяются ударные, а Дио распевается. Появляется бас, и
вскоре синьор Падовона начинает петь. Это еще одна композиция, посвященная
отношениям полов. Герой встречает женщину – красивую, свободолюбивую, несколько
своенравную, – и видит, что она проявляет к нему интерес. Однако ему не хочется
проверить на собственном опыте, к чему приведет эта любовь, и он говорит себе:
«Уходи прочь!»
В инструментальной середине классно звучит
бас и мощно стучат барабаны, а гитарное соло звучит сдержанно. В конце музыка
постепенно затихает, слышны вокализы («о-о!»), в которых чувствуется некоторое
безразличие, а Дио все никак не замолкает: «Ты почувствуешь ее огонь, она
поднимет тебя выше! Но не обманывайся! Просто отвернись и уходи прочь!»
8) «Lonely is the Word». Мощно риффует
гитара, присоединяются медленные ударные и сочный бас. Дио поет от лица
человека, который потерял все. Ему некуда идти, и он обречен на одиночество, но
если кто-то оказался в похожей ситуации, он предлагает присоединиться к нему. В
конце второй минуты начинается соло, которое Тони называет одним из своих
любимых за всю историю группы.
Звучат две совершенно разные гитары, каждая
из которых помогает нарисовать в воображении меланхоличную картину одиночества.
Не отстают в эмоциональности и барабаны с басом. Постепенно ударные делают
звучание мощнее, а Ронни Джеймс поет: «Да, Одинокий – вот мое имя. Может быть,
жизнь – это игра, которую наверняка проиграешь». Затем соло продолжается, но
тут еще добавляются тихие клавишные. Так они и играют, пока музыка, которая,
кстати, напоминает «Stairway to Heaven», не стихает. Есть у одиночества начало
– нет у одиночества конца. Печально.
Итак, впервые за много лет группу ожидал
успех. Альбом занял 9-е место в Великобритании и 28-е в США и стал первым их
диском, который получил «золото» в Америке. Показательно, что после этого
альбома состоялось настоящее возрождение тяжелого рока в лице многочисленных
NWOBHM-групп, не говоря уже о том, что его влияние заметно в творчестве более
поздних пауэр-металлических команд.
Говорят, что во время турне в поддержку
данного альбома Дио постоянно показывал публике руку с поднятыми вверх
указательным пальцем и мизинцем (так называемые «рога дьявола»), и именно с тех
пор этот жест стал символизировать хэви-металл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий