вторник, 8 июля 2025 г.

Пьесы для механического пианино. Джозеф Рассел Робинсон (8 июля 1892 — 30 сентября 1963).


 Выдающиеся джазовые музыканты.

Дорогие друзья! 8 июля 1892 – день рождения американского пианиста и композитора, участника группы «Original Dixieland Jass Band» Джозефа Рассела Робинсона (Joseph Russel Robinson), появившегося на свет в Индианаполисе, штат Индиана. Этот музыкант, активно выступавший в 20-е–30-е годы, обогатил своими композициями рэгтайм, диксиленд и блюз. Он запомнился своим свингом и стилем шимми с добавлением блюзовых нот в мелодических линиях. Робинсон записал множество роликов для механического пианино.

В 1909 году Робинсон опубликовал свою первую композицию «Sapho Rag». Издатель Джо Старк намеренно изменил название произведения, чтобы избежать прямой связи с предполагаемым лесбийским подтекстом. В следующем году были опубликованы ещё две композиции Робинсона: «Dynamite Rag: A Negro Drag», написанная Джозефом вместе со своей будущей женой Маргаритой Кендалл (Marguerite Kendall) и «I Feel Religion Coming On», благодаря которым музыкант стал известен широкой аудитории. В 1912 году в США прогремел его хит "That Eccentric Rag", ставший одним из известнейших джазовых стандартов на все времена. Робинсона прозвали «Белым мальчиком с цветными пальцами», что было по тем временам вполне достойным комплиментом.

J. Russell Robinson - «Dynamite Rag: A Negro Drag» (1909).

Вместе со своей братом Джоном Конрадом и женой музыкант организовал водевильную труппу «Знаменитые братья Робинсоны», с которой гастролировал по стране, в первую очередь по Югу, проводя довольно много времени в Новом Орлеане и впитывая местные стили, влияние, которое проявится в его более поздних работах. За время его гастролей, в основном с 1910 по 1917 год, композиторская деятельность Робинсона невелика и состоит из пары рэгтаймов, разнообразных вальсов и песен, написанных совместно с женой Маргаритой. Произведения Робинсона публиковались в виде фортепианных рулонов издательствами Imperial, United Music Company и QRS.

J. Russel Robinson – «That Eccentric Rag» (1912).

В 1917 году «Знаменитые братья Робинсоны» вернулись в Индианаполис, где поступили на работу в театр «Старленд». Поскольку он принадлежал компании Meridian Amusement Company, можно предположить, что это был либо кинотеатр, либо водевильный дом. В следующем году Рассел познакомился с композитором и издателем Спенсером Уильямсом, который сочинил вместе с ним три блюзовые пьесы. Вскоре Джожеф Рассел и Джон Конрад переехали в Нью-Йорк, где получили работу на Манхэттене и часто выступали на некоторых белых концертных площадках города, а также в театрах.

The Original Dixieland Jazz Band – «Margie» (1920)

В 1919 году Робинсон стал участником «Original Dixieland Jass Band», заменив на фортепиано Генри Рагаса (Henry Ragas), который умер 18 февраля 1919 года во время эпидемии гриппа. Лидер джаз-бэнда Ник Ла Рокка (Nick La Rocca) сразу же нацелился на Лондон, поэтому Джозеф Рассел и Маргарита уехали в начале апреля на продолжительные британские гастроли. Во время поездки Робинсоном было подано много заявок на публикацию своих композиций, в основном написанных совместно с новым партнером, вокалистом «Original Dixieland Jass Band» Элом Бернардом (Al Bernard). Одним из выдающихся произведений этого периода была «Jazzola», написанная в соавторстве с Элом М. Кендаллом (Al. M. Kendall). К ноябрю 1919 года пара вернулась в Нью-Йорк и поселилась на Манхэттене. В 1920 году Робинсом вступил в ASCAP.

Original Dixieland Jazz-Band – «Palesteena» (1920)

Композиции Робинсона «Margie», «Singin' the Blues» и «Lena (From Palesteena)», написанные в содружестве с автором песен и продюсером Коном Конрадом (Con Conrad) в 1920 году, бвли выпущены на пластинках в 78 оборотов, и стали одними из самых популярных и самых продаваемых хитов 1920 года. «Margie», являющаяся переработкой более раннего «Lullaby Blues», имела большой коммерческий успех для ODJB. Это произведение регулярно исполняется джазовыми группами вплоть до настоящего времени. И если «That Eccentric Rag» укрепил славу Робинсона, как композитора рэгтайма, то «Margie» сделала его популярным автором песен.

J. Russell Robinson - «Margie» (QRS Music Roll 1281)

В 1924 году Робинсон и Бернард добились очередного успеха в 1924 году: такие композиции, как «How 'ya' Gonna Make Love/ When She's Tuning In X.Y.Z?» и «Let Me Be the First to Kiss You Good Morning» и «The Last to Kiss You Good Night» привлекли внимание как издателей нот, так и звукозаписывающие компании. Совокупный объем творчества компаньонов значительно вырос, и они выпускали новую песню каждые пару недель.

Помимо «Original Dixieland Jass Band», в начале-середине 1920-х годов Джозеф Рассел играл на фортепиано для таких вокалисток, как Лиззи Майлз (Lizzie Miles) и Люсиль Хегамин (Lucille Hegamin). Композиция "Aggravatin' Papa", созданная Робинсоном в содружестве с Роем Тёрком (Roy Turk) и Эдди Бриттом (Addie Britt), была записана в 1923 году блюзовой певицей Альбертой Хантер (Alberta Hunter) в сопровождении «Fletcher Henderson's Dance Orchestra», а затем перепета Бесси Смит (Bessie Smith) и Перл Бейли (Pearl Bailey). Несмотря на то, что мюзикл «Plantation Revue», для которого была написана песня, шел на Бродвее всего три недели, песню со смелой обложкой до сих пор можно найти во многих нотных сборниках, поскольку она очень хорошо продавалась.

J. Russel Robinson – «Aggravatin’ Papa» (QRS Music Roll 2106)

В 1934 году издательством Джо Дэвиса (Joe Davis) был напечатан самый рискованный набор композиций Робинсона. Эти были песни о печально известных гангстерах Джоне Диллинджере, Бонни Парке и Клайде Бэрроу, выпущенные под псевдонимом Джо Гувер (девичья фамилия матери Робинсона), отчасти для того, чтобы нанести удар слегка навязчивому шефу ФБР Эдгару Гуверу, а отчасти для защиты своей личности на случай, если гангстеры, которых он пародировал, сочтут мелодии нежелательными.

В 1936 году Робинсон стал главой музыкального отдела радио NBC и сыграл важную роль в воссоединении «Original Dixieland Jass Band», которое принесло RCA Victor шесть записей под названием «The Original Dixieland Five», несколько выступлений на сетевом радио (одно с Бенни Гудманом) и появление в короткометражном фильме «March of Time», где Джей Рассел Робинсон говорил на камеру. Вскоре стало очевидно, что старое традиционное джазовое звучание не может быть успешным в эру господства свинга. Середина 1930-х годов была временем, когда американцы с нетерпением ждали окончания Великой депрессии, а не напоминаний о ней.

Nat King Cole – «Portrait of Jennie» (Capitol Records 1948)

В 1947 году Джозеф Рассел записал восемь соло в стиле рэгтайм для историка музыки Руди Блеша на лейбле Circle Records. Это был единственный раз, когда Робинсон был представлен в качестве приглашенного артиста. Он был композитором заглавной песни «Portrait of Jennie» для одноименного фильма 1948 года. Впоследствии песня стала хитом для Нэта Кинга Коула. В 1957 году Робинсон совместно с молодым либреттистом Лео Макэлроем (Leo McElroy) написали несколько удачных мюзиклов в региональных театрах. В 1961–1962 годах его композиции "Margie" ("My Little Margie") и "Mary Lou" стали основными темами телесериала "The Margie".

The Pied Pipers with Paul Weston and his orchestra (Music by J. Russell Robinson - Lyrics by Abe Lyman and George Waggner) – «Mary Lou» (1947)

Творческая энергия Джозефа Рассела Робинсона была невероятна, ведь мало кому удавалось за четыре десятка лет создать более двух десятков настоящих хитов. Добавим к этому сотни записей композиций и аранжировок на фортепиано для "US Music Company" в Чикаго и "QRS Company" в Нью-Йорке.

На протяжении всей своей карьеры Робинсон тесно сотрудничал с такими афроамериканскими музыкантами того времени, как Ноубл Ли Сиссл (Noble Sissle), Джо Трент (Jo Trent), Джеймс Пи Джонсон (James P. Johnson), Фэтс Уоллер (Fats Waller), Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway) и другими. Он работал менеджером в издательской компании, принадлежащей пионеру блюза Уильяму Хенди (W.C. Handy), где написал новые аранжировки и тексты для экранизации и нового издания таких произведений, как «Memphis Blues» или «St. Louis Blues» В 20-30-е годы существовало отчётливое деление на «черных» и «белых», и Джозеф Рассел Робинсон как мог боролся с этим с помощью своей музыки.

Джозеф Рассел Робинсон ушёл из жизни в Палмдейле (Калифорния) в 1963 году, после непродолжительной болезни, во время которой он успел создать две новые песни для шоу "Mermaid Tavern".

Frank Trumbauer & His Orchestra (Bix Beiderbecke, Eddie Lang, Miff Mole) – «Singin' The Blues» (1927)

В 1977 году песня Робинсона «Singin' the Blues», записанная в 1927 году Фрэнки Трамбауэром и его оркестром с участием Бикса Бейдербека на корнете, была вписана в "Зал славы Грэмми".

Комментариев нет:

Отправить комментарий