Прогрессивный рок.
Шестой
студийный альбом Jethro Tull, выпущенный 13 июля 1973 года в Великобритании и
23 июля того же года в США.
Следуя
тому же стилю, что и предыдущий альбом группы Thick as a Brick (1972), A
Passion Play представляет собой концептуальный альбом, состоящий из отдельных
песен, объединённых в единое непрерывное музыкальное произведение (которое было
разделено на две части по обеим сторонам оригинального винилового релиза).
Концепция альбома следует духовному путешествию недавно умершего человека
(Ронни Пилгрим) в загробную жизнь, исследуя темы морали, религии, добра и зла.
Первые издания альбома выпускались в конверте с разворотом, внутри которого
была вклеена выдуманная «театральная программка» — очередной артефакт Jethro
Tull в подарок верным поклонникам.
После первого выпуска A Passion Play был негативно воспринят критиками. Тем не менее, альбом имел коммерческий успех, став вторым альбомом Jethro Tull, занявшим первое место в американском чарте Billboard 200.
После
выпуска критически и коммерчески успешного альбома Thick as a Brick в 1972 году
Jethro Tull приняли решение записать свой следующий альбом в студии Château
d’Hérouville в Эрувиле, Франция, которая в 1970-х годах была известна тем, что
её часто посещали такие артисты, как Pink Floyd, Элтон Джон и T. Rex.
Руководство и бухгалтеры убедили группу записать свой следующий альбом в
налоговом изгнании за пределами Великобритании, чтобы избежать того, что Иэн
Андерсон назвал «довольно страшным налоговым режимом» того времени. Группа
планировала сделать двойной альбом с такими разными концепциями, как смысл
жизни, музыкальная критика и сравнение между человеком и животным миром.
Однако по
прибытии в замок группа столкнулась с множеством проблем, которые затруднили
запись: от технических проблем со студийным оборудованием до кроватей, кишащих
насекомыми, и эпидемий пищевого отравления. Хотя группа записала достаточно
материала, чтобы заполнить три стороны задуманного двойного альбома, проблемы
убедили группу отказаться от сессий и покинуть замок. Группа рассматривала
возможность переноса производства альбома в Швейцарию, поскольку совсем недавно
они получили швейцарское гражданство; однако в конечном итоге было принято
решение вернуться в Великобританию и полностью возобновить написание и запись
альбома (два трека с сессий Château d’Hérouville позже были включены в альбом
группы 1974 года War Child).
Вернувшись
в Великобританию, группа приступила к работе над A Passion Play в Morgan
Studios — той же студии, где они записали большую часть своих последних четырёх
альбомов. Андерсон считал, что «было лучше начать все сначала и написать
совершенно новый альбом, вместо того, чтобы пытаться каким-то образом возродить
всеобщий интерес и приверженность чему-то, с чем уже боролись». Альбом был
написан и записан быстро, так как у группы было мало времени до начала
следующего тура. В результате сеансы записи часто были длительными, в некоторых
случаях продолжались всю ночь. Гитарист Мартин Барр вспоминал, что сессии были
«долгими» и «очень интенсивными», а Андерсон заявил, что альбом нужно «написать
и записать одним блоком, очень быстро». Концепция и большая часть музыки были
написаны в студии Андерсоном, при этом время от времени участвовали другие
участники группы.
Тематика
текстов вертится вокруг опыта «жизни после смерти» и скитаний души главного
героя, с упоминаниями рая и ада, но всё это не имеет полной определённости и
открыто для любых толкований, о чём предупреждал и сам Андерсон: «Тексты сами
по себе чересчур запутаны, история не ясна, и многое оставлено для
индивидуальных интерпретаций». Всё происходящее представлено в виде спектакля,
пьесы, игры (Play), некоторые сведения о которой можно почерпнуть из
«театральной программки», вклеенной в конверт альбома. Во всяком случае, там
указаны действующие лица, включая имя главного героя Ронни Пилигрим.
В средней
части, под конец первой стороны пластинки и в начале второй, в и без того
запутанную историю вторгается пьеса под названием «История зайца, потерявшего
свои очки». Это традиционный для британской литературы абсурд. Автор истории,
басист Джеффри Хаммонд-Хаммонд начитывает её текст на фоне музыки.
В
музыкальном плане A Passion Play это скорее произведение современной
классической музыки с элементами рока и джаза и, как всякая классика, требует
многократного внимательного прослушивания для полноты восприятия. Текстовую
составляющую с её библейскими аллюзиями некоторые критики называли
рок-эквивалентом знаменитой поэме Томаса Эллиота «Бесплодная земля».
Бизнес-менеджер
Jethro Tull, Терри Эллис, объявил в Melody Maker, что группа уйдет из живых
выступлений в ответ на негативные отзывы об альбоме. Но это был всего лишь
рекламный трюк, о котором группа не знала.
Трехзвездочный
ретроспективный обзор Брюса Эдера для AllMusic был относительно мягким. Критик
заметил, что «музыка альбома является ослепительной смесью старого английского
фолка и классического материала, сделанной в стилистике электрического рока.
Группа находится на пике формы, поддерживая напряжение и предвкушение этого
альбомного произведения в течение 45 минут, хотя музыка исчерпывает вдохновение
примерно за пять минут до того, как она фактически заканчивается». PopMatters
поставил «A Passion Play» на 17-е место среди лучших прогрессивных рок-альбомов
всех времён.
Пол Стамп
в своей «Истории прогрессивного рока» сказал, что «сочинение воинственно
эпизодично», с некоторыми прекрасными моментами, но с бессвязной
последовательностью тем, что делает альбом ошеломляющим и дезориентирующим, а
не привлекательным для слушателя.
Некоторые участники группы, оглядываясь назад, выразили отвращение к альбому, в том числе Андерсон, сказав, что «я всегда думал, что «A Passion Play» пострадал больше, чем любой другой альбом, из-за того, что он был переаранжирован, перепродюсирован и перегрет».
Комментариев нет:
Отправить комментарий