Татьяна Анциферова — певица, которая в молодости сотрудничала с талантливыми композиторами и поэтами, подарившими ей немало хитов. Они звучали в советских фильмах, их знали наизусть слушатели во всем СССР. Но в биографии исполнительницы был не только звездный триумф, но и последовавшее за ним забвение.
Будущая
артистка родилась 11 июля 1954 года в Стерлитамаке. В башкирском городе, куда
отца отправили по распределению после окончания инженерного факультета, девочка
пошла в 1-й класс. Сразу же после начала учебного года семья перебралась в
родной для матери Харьков.
Талант
проявился у девочки рано. Анциферова вспоминала, что ее семья была музыкальной,
особенно бабушка и дедушка по отцовской линии. В доме звучало пение, домочадцы
играли на многих инструментах. Но к творчеству относились как к приятному
развлечению, и профессией музыку сделала только Татьяна.
В 6 лет
девочка поступила в музыкальную школу на класс фортепьяно. Поначалу она не
занималась вокалом, петь начала в школе, когда ее просили выступить перед
классом. Юная вокалистка с удовольствием распевала композиции советских
исполнителей, а вскоре вошла в состав школьного ВИА.
Концерты
и выступления на большой сцене начались для певицы в 6-м классе, когда она попала
в украинский ансамбль «Лэлэки» («Аисты») под руководством Валерия Новака. Таня
стала самой младшей участницей коллектива, где, кроме нее, пели студенты
института радиоэлектроники.
По
окончании восьмилетки выпускница поступила в Харьковское
музыкально-педагогическое училище, ведь в консерваторию в столь юном возрасте
не брали. На учебе у студентки возникли проблемы из-за активной вокальной
деятельности, и после второго курса она перевелась на заочный факультет
Белгородского музыкального училища. До своей звёздной популярности Татьяна пела
в харьковском ДК строителей.
Победив в
1971 году на республиканском конкурсе вокалистов, она стала солисткой ансамбля
«Везувий» под руководством будущего мужа Владимира Белоусова. Осенью 1972 года
дирекция киевского «Укрконцерта» пригласила коллектив «Везувий» работать в
качестве аккомпанирующего ансамбля для известного певца Петра Топчия в
программе «С песней по жизни». В это же время, наряду с работой в программе,
Топчий даёт Татьяне уроки миланской вокальной школы. С лета 1973 года ансамбль
выступает самостоятельно под названием «Либідь» (название летописной реки,
являющейся правым притоком Днепра на территории Киева. Река названа в честь
легендарной сестры основателей Киева Кия, Щека и Хорива Лыбеди).
В 1974
году пыталась вместе с мужем эмигрировать в США, но из-за болезни Белоусова об
отъезде пришлось забыть. С 1975 года ансамбль переехал в Закарпатскую
филармонию в Ужгороде и работал под названием «Музики». Руководитель ансамбля
Владимир Белоусов сделал всё для того, чтобы Татьяна попробовала себя в разных
жанрах. В её репертуаре было всё: от народных песен Закарпатья до джаз-рока «Blood,
Sweat & Tears, Earth», «Wind & Fire», «Chicago» и «Weather Report», но
самыми любимыми звездами и примерами для подражания для неё оставались
итальянка Мина и американки Роберта Флэк, Барбра Стрейзанд и Карен Карпентер («The
Carpenters»). Татьяна блестяще справлялась с любой партией.
В конце
1977 года самый популярный кино-композитор СССР Александр Зацепин отдал ей свои
песни «Ищу тебя», «Мир без любимого», «Он пришёл» и «Звездный мост», которые в
1978 году вошли в фильм «31 Июня». И в этом же фильме, снятом по одноимённой
повести Джона Б. Пристли режиссёром-постановщиком Леонидом Квинихидзе, голос
Татьяны прозвучал в кино впервые. Репертуар был записан всего за семь дней.
Однако исполнение Анциферовой песни «Ищу тебя» в телепрограмме «Москвичка»,
посвящённой фильму, было вырезано из эфира.
Примечательно,
что до этого на роль главной исполнительницы картины претендовала прима
советской эстрады Алла Пугачева. По словам Анциферовой, из-за фильма «31 июня»
у нее возникли напряженные отношения с Аллой Борисовной, которая впоследствии
закрыла ей путь на телевидение. Певица рассказывала:
«Раньше
было так заведено – если ты дружишь с Пугачевой, тогда ты есть. И то это было
временным. Как только поссорился с ней, то тогда все будет делаться для того,
чтобы ты исчез. Песни в фильме «31 июня» должна была петь Пугачева. Но она
поругалась с Зацепиным на предыдущем фильме «Женщина, которая поет» – она стала
вставлять свои песни, а их оказалось больше, чем у Зацепина. Зацепин не
понимал: «Алла, зачем так много чужих песен, ведь я же композитор этого
фильма». Тогда она придумала легенду про какого-то парализованного композитора
Горбоноса. Потом выяснилось, что эти песни она писала сама. После этого
отношения с Пугачевой Зацепин разорвал. Когда же Пугачева узнала, что Зацепин
выбрал меня как исполнительницу песен в «31 июня», то начался естественный
антагонизм. Может быть, поэтому я была в так называемом черном списке,
нежелательной для показа по ТВ».
Одно время Анциферова работала «разогревающей»
на концертах Владимира Высоцкого - два года перед его смертью. «До встречи с
ним я воспринимала его песни как блатные. А когда стали работать вместе с ним,
то выучила его песни, его стихи, даже пыталась его парадировать. Мне очень
нравились его остросатирические песни, так они назывались тогда», - вспоминала Татьяна.
Когда Александр
Зацепин конструировал оркестроллу — свой вариант меллотрона, — он пригласил
Анциферову для записи «магнитофонных колец»:
«...нужно
было каждую ноту моего диапазона пропеть, не вибрируя, не понижая и не повышая
тон, то есть в течение сорока секунд сделать такой семпл, чтобы лента
закольцевалась. Я в своём диапазоне, у меня тогда был довольно большой
диапазон, в малой, в первой и во второй октаве каждую ноту по полутонам
прописывала на звук «а», на звук «и», на звук «у», в общем, на все главные
гласные, которые могут использоваться в качестве подпевок. И на «м» с закрытым
ртом. Так же в точности мой муж, у которого был бас, записывал большую и даже
контроктаву, насколько мог. <...> Это сейчас, когда есть компьютеры,
можно «нарисовать», а тогда нужно было ноту поставить и тянуть её, зная, что
пока не закончатся 40 секунд, ты не должен «подкачать», потому что подровнять
её уже будет нельзя. Ну, естественно, какая-то «кривизна» была…»
Данный
инструмент можно услышать в фильме «31 Июня», а также в песнях «Молодость»
(вокал — Сергей Беликов) и «Ясные звёзды» (вокал — Анатолий Алёшин).
После
выхода фильма темы из саундтрека в исполнении Анциферовой зазвучали на радио и
телевидении. Особенно популярной стала композиция «Ищу тебя», строчки о том,
что «всегда быть вместе не могут люди» напевали во всем СССР. Но сама певица
признавалась, что лента «31 июня» не сделала ее звездой. Многие даже не
догадывались, что в кадре актриса Наталья Трубникова поет не своим голосом, а
те, кто знал имя вокалистки, не видели ее лицо. Фото Татьяны Владимировны редко
появлялись в газетах и журналах.
Александр
Зацепин написал музыку и к мультфильму «Тайна третьей планеты». Кроме
нескольких музыкальных тем, должна была войти и финальная песня «Мы родом из
детства» на стихи Игоря Кохановского, в исполнении Татьяны Анциферовой и группы
«Аракс», она не вошла в мультфильм, но её аудиозапись сохранилась и есть в
общем доступе.
Татьяна
сотрудничала с ленинградским композитором Виктором Резниковым и являлась первой
исполнительницей его песен «Улетай, туча» и «В книжке записной». Выступала в
качестве разогревающего артиста перед Владимиром Высоцким, ансамблем «Песняры».
В 1979 году была работа для художественного фильма «Узнай меня»
режиссёра-постановщика Владимира Попкова, где также прозвучали песни в
исполнении Татьяны Анциферовой «Узнай меня» и «Ты поверь, поверь».
В 1980
году, как итог плодотворной работы в этих кинофильмах и большой популярности
песен, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила два диска «Песни из
телефильма «31 Июня» Александра Зацепина и «Узнай меня» Александра Зацепина и
Леонида Дербенёва, где были записаны песни в исполнении Татьяны Анциферовой. На
диске к фильму «31 Июня» исполнила все свои партии, кроме заглавной песни «Ищу
тебя», которую переписали в исполнении Ксении Георгиади, достоверная причина
замены не известна по сей день.
Но в
1980-м певица все же стала узнаваемой на весь Советский Союз. Певица приняла
участие в записи песни «До свидания, Москва» Александры Пахмутовой совместно со
Львом Лещенко и ВИА «Пламя», звучавшую на церемонии закрытия Олимпиады-80 во
время полёта в небо Олимпийского Мишки. На этот раз она вновь обошла звездных конкуренток.
Среди претенденток на исполнение значились Валентина Толкунова и Людмила
Сенчина. Однако на заседании ЦК КПСС утвердили именно Татьяну Владимировну. Позднее
в беседе с журналистами певица рассказывала, что изначально должна была
исполнять композицию одна, даже сделала 3 пробных варианта записи. Решение
Пахмутовой пригласить Лещенко задело ее, ведь тот смотрел на нее свысока,
стремился оттеснить от микрофона в студии, из-за чего голос вокалистки был едва
слышен. В дуэте с Лещенко Анциферова выступила с этой песней на фестивале
«Песня-80».
В
олимпийское лето 1980 года записала вместе с композитором Виктором Резниковым
одну из лучших своих песен «Лето без тебя». Песня стала популярной, она часто
звучала по радио. В том же 1980-м на студии «Мелодия» вышли две пластинки с
записями песен из кинофильмов в исполнении Анциферовой. Но главная тема картины
«31 июня» оказалась перезаписанной — по слухам, руководство не одобрило вариант
исполнения Татьяны Владимировны, вместо нее «Ищу тебя» зазвучала с голосом
Ксении Георгиади. Татьяна исполняла песни композиторов Д. Тухманова, В.
Резникова, В. Шаинского, В. Матецкого, В. Преснякова и Ю. Маликова, И.
Николаева, Т. Ефимова, И. Ефремова, Е. Дединской, М. Шепф, Р. Майорова.
В 1982
году певица перешла работать в «Москонцерт». Исполнение Анциферовой песни
«Рассвет — закат» в дуэте с Александром Абдуловым для новогоднего номера с
участием Абдулова и Ирины Алфёровой («Новогодний аттракцион-83») было отменено
худсоветом — вместо неё спела Алла Пугачёва.
Весной
1981 года врачи обнаружили у певицы диффузный токсический зоб, в 1983 году
певица перенесла операцию. Врачи сказали, что петь больше не сможет. Но Татьяна
Анциферова решила вернуться на сцену. Она рассказывала: «Грубо говоря я пропала
в 83-м. Тогда у меня была очень сложная операция – удаление щитовидной железы.
Эта операция коснулась не только шеи, но и связок, голосового аппарата. Речь
шла тогда не о том, чтобы сохранить голос, а о том, чтобы остаться в живых.
Врачи мне сказали, что лучше оставаться живой и толстой, чем худой и мертвой. Я
очень волновалась за последствия, но Бог пожалел меня – голоса я не лишилась,
но диапазон, особенно в верхнем регистре, стал меньше. Но меня радовала моя
узнаваемость, она не исчезла, в моем голосе осталась какая-то инфантильность,
которую я лелею и берегу, осталась детскость, незащищенность».
Татьяна
Анциферова решила вернуться на сцену — записала песни для фильма «Утро без
отметок», работала в грозненской филармонии, выступала во Дворцах культуры на
территории Чечено-Ингушской Республики с группой «Аэробус» и Валерием
Ободзинским.
По словам
певицы, в 1983 году на рок-фестивале в Берлине известный английский
рок-музыкант Роберт Уайатт рассказывал, что песни Анциферовой, которые он
услышал по радио, помогли ему пережить депрессию; Уайтт даже записал
англоязычный вариант песни «Мир без любимого» («War Without Blood»).
В 1985
году дуэтом с Александром Серовым записала песню «Междугородный разговор». В
том же году на фирме «Мелодия» выходит миньон «Телефонная книжка», а также
диск-гигант под названием «Оглянись на детство» (композитор Давид Тухманов). В
том же году, после рождения сына, певица приостановила гастрольную
деятельность.
В 1988
году Анциферова записала новые песни Александра Зацепина к фильмам «Артистка из
Грибова» и «Приключения Арслана». В 1989 году певица записала песню «Вчерашний
дождь», вошедшую в саундтрек художественного фильма «Женщина дня» (режиссёры
Александр Баранов и Бахыт Килибаев).
В 1992-м
Татьяна Владимировна исполнила партию Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус
Христос — суперзвезда». С конца 90-х она тесно сотрудничала с лидером «Калинова
моста» Дмитрием Ревякиным. Также певица приняла непосредственное участие в
создании нескольких альбомов группы, работала над записями сборников песен
советских лет, получала приглашения от поп-музыкантов.
В 1992
были записаны песни Александра Рыбкина и Карена Кавалеряна к диску «Всё
хорошо», который вышел на фирме «Гала-рекордс» только лишь в 1997 году. В 1996
вышел CD «Звёздный мост», в который вошли песни разных лет. В течение 1996-98
гг. В. Белоусовым и К. Кавалеряном был написан цикл песен под общим названием
«Леди-мармелад» (не издавался). В 1998 певица приняла участие в проекте Дм.
Ревякина (лидера группы «Калинов Мост») «Ревякин и соратники» - записала сольно
песню «Ветер Южный», а также в качестве бэк-вокалистки - «Не Плачьте, Мама»,
вошедшие в альбом «Обряд».
С конца
1990-х вместе с мужем Татьяна работала в Театре Стаса Намина: Белоусов делал
аранжировки, Анциферова записывала для спектаклей музыкальные номера. В 2007
году вышла песня А. Зацепина на стихи Марины Мишле «Magic Eyes» - композиция
записана дуэтом вместе с Эл Ди Меола. В 2008 на студии «Е-Рекордс» (Донецк) был
записан CD «Узнай меня», в который вошли различные старые песни в новой версии.
В 2013 состоялся дуэт с Дмитрием Ревякиным в песне «Год 1904», альбом «Grandi
Canzoni.Opus 1».
Певица занималась
преподавательской деятельностью в продюсерском центре Стаса Намина, одним из ее
учеников был бывший спикер Госдумы Сергей Бабурин. В июле 2017 года композитор
Александр Зацепин сообщил, что певица испытывает большие трудности с голосом и
что у нее большие проблемы в семье в связи с собственным недугом и болезнью
сына.
Личная
жизнь.
Единственной
любовью в течение жизни для Анциферовой оставался муж Владимир Белоусов. Пара
познакомилась, когда Татьяне не было и 16 лет. Композитор, который на 12 лет
старше певицы, пользовался успехом у женщин, уже был женат и обзавелся дочерью
Луизой. Но к тому времени, когда руководитель ансамбля увидел юную
исполнительницу, с законной женой он уже не жил.
О
знакомстве с супругом певица рассказывала: «У нас в Харькове был
концертно-танцевальный зал, а в этом зале работал коллектив музыкантов. Туда
меня и сватали. Я сначала отказывалась, но потом меня все-таки уговорили
побывать в этом зале. А там руководителем музыкального коллектива оказался
опытный музыкант Владимир Белоусов. Он к тому времени уже поработал у Кролла в
«Современнике» в Тульской филармонии. «Современник» перебрался в Москву,
происходила какая-то реорганизация и Белоусов вернулся в Харьков, где жили его
мама и дочка от первого брака. И на базе этого танцевального-концертного зала
Белоусову предложили создать музыкальный коллектив. Коллектив назвали
«Везувий». Вот так я попала в этот коллектив, познакомилась с Володей
Белоусовым, который был старше меня на 12 лет, и с которым мы уже больше не
расставались".
Родители
Анциферовой поначалу высказывались против такого союза, но им, как и остальным,
пришлось смириться с выбором дочери. Влюбленные обожали друг друга и не
расставались ни в творчестве, ни в личной жизни на протяжении 37 лет. Когда в
2009 году Владимир Белоусов скончался от прободения язвы, это стало тяжелейшим
ударом для Татьяны Владимировны.
Еще одной
личной болью певицы остается единственный сын Вячеслав. В 90-х талантливый и
подающий надежды в музыке мальчик переболел свинкой. Недуг дал осложнение на
нервную систему. Результатом оказался приобретенный аутизм, который не поддается
лечению. Сейчас уже взрослый мужчина не в состоянии сам вести быт, остается
закрытым и отстраненным. Мать вынуждена постоянно жить с ним.
Осенью
2023-го в семье знаменитости случилось еще одно горе — умерла ее падчерица
Луиза, проживавшая в Харькове. Анциферова рассказала, что дочь ее мужа
собиралась переехать к ней в Млскву, но не успела.
В
интервью знаменитость признавалась, что давно завершила сценическую
деятельность, из-за перенесенной операции с возрастом петь становилось все
сложнее, голос стал подводить. Татьяне Владимировне удалось частично
восстановить его с помощью дыхательной гимнастики, но все же она считает, что
выступления на сцене — удел молодых.
Сейчас
Анциферова изредка выходит на связь с прессой. В 2023 году в беседе с
журналистом «Собеседника» она вспомнила давний конфликт с Пугачевой,
подтвердила, что ее стараниями попала в черный список телевидения. Но при этом
певица не поддержала нападки в сторону Примадонны, начавшиеся после ее отъезда
из России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий