Глэм-рок
Прогрессивный
рок
Хард-рок
Хеви-метал
Пятница,
13-е - дата отнюдь не несчастливая, во всяком случае, для истинных поклонников
группы Queen. Иначе и быть не может, ведь в этот день ровно 50 лет назад
культовый британский коллектив выпустил свою одноименную дебютную пластинку, и
с тех пор мир уже не был прежним. Тем же вечером Queen отыграли концерт в
Колледже королевы Марии в Бейзингстоке, положив начало своему короткому туру,
после которого они провели остаток года на разогреве Mott The Hoople, а в это
время слава о них, медленно, но верно, добиралась до меломанов Британии и
остальной части континентальной Европы.
Летом 73-го о молодой группе было известно лишь горстке знатоков. На тот момент Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Фредди Меркьюри (он же Фаррох Булсара) имели сравнительно небольшой совместный опыт в составе группы Smile. Когда первый солист коллектива Тим Стаффел решил уйти, Фредди приняли на его место, и именно ему принадлежала идея названия Queen. В феврале 1971 г. к троице присоединился басист Джон Дикон, и следующим летом они начали работать в своем классическом составе.
Те, кому
посчастливилось видеть первые выступления группы в 1972 г., сравнивали их звук
с Led Zeppelin, особо отмечая зажигательную игру Мэя под жесткий аккомпанемент
барабанов Тейлора и басов Дикона. Что до Меркьюри, то он сиял с самого начала
их пути. Будучи прирожденным шоуменом, свой интерес к хард-року он взрастил во
многом благодаря влиянию Дэвида Боуи. Годом ранее вместе с Роджером Тейлором
они посетили шоу Зигги Стардаста в Элсбери, и это инопланетное представление
послужило важным катализатором дальнейших событий.
К слову,
Фредди уже успел познакомиться в Боуи за год до концерта. В киоске на
Кенсингтонском рынке, организованном на пару с Роджером в один из уикендов,
Меркьюри пытался продать певцу пару замшевых ботинок, и пока Дэвид их примерял,
тот без остановки расспрашивал его о музыкальном бизнесе. Боуи это быстро
вывело из себя, и он остановил поток вопросов фразой: "Зачем тебе
заниматься этим бизнесом?", после чего покинул обескураженного Фредди.
Впрочем, такой двусмысленный намек ни капли его не обидел, и Queen продолжили
свои бесконечные репетиции в студии De Lane Lea Studios на Дин-стрит в Сохо.
Там были записаны демо-версии треков "Keep Yourself Alive",
"Great King Rat", "Jesus" и "Liar", впоследствии
включенных в альбом.
Поскольку
студия De Lane Lea предназначалась для работы над музыкой для кино и
телевидения, ее оборудование мало годилось для записи рок-треков. На счастье
Queen, к тому моменту их подхватил лейбл Charisma Records, и после того, как
продюсеры Джон Энтони и Рой Томас Бейкер попали на одну из студийных сессий,
группа получила возможность перебраться в Trident Studios. Так сильно команду
впечатлило мастерство участников четверки. Правда, им пришлось подстроиться под
рваный график из окон, образовывавшихся в перерывах в работе платных артистов,
но даже несмотря на сложности, они все равно были благодарны открывшимся им
возможностям, которые давало новейшее оборудование и сильная команда. Позже
Тейлор назовет те драгоценные часы "золотой пылью", и, учитывая
будущие свершения группы, он окажется прав.
Развитие
событий нельзя было назвать гладким. Хотя продюсеры и признавали
экстраординарный талант участников Queen, они не могли не заметить отсутствие
опыта, что поначалу спровоцировало бурные споры относительно направления
будущего альбома. Queen страстно стремились соединить техническое совершенство
с реальностью живого звучания, а Бейкер с высоты своего опыта называл их потуги
"перепроизводством кухонной раковины". В итоге, на пути к финальному варианту
получившийся альбом, объединявший прогрессивный рок и хэви-метал, претерпел
множество метаморфоз. Так, группа осталась недовольна перезаписанной версией
"The Night Comes Down", и решила остановиться на демо времен De Lane
Lea. Еще один трек "Mad the Swine" пришлось и вовсе исключить из
треклиста, поскольку продюсер и музыканты так и не пришли к общему знаменателю.
Композиции
«Keep
Yourself Alive» (в переводе с англ. — «Оставайся живым») была написана Брайаном Мэем во время участия в Smile, группе-предшественнице Queen. Жанр песни — хард-рок. Журнал American
Songwriter считает, что данная композиция несет в себе элементы прото-панка.
Эта песня о правиле, которое гласит, что человеку не обязательно быть звездой,
чтобы преуспеть в жизни, нужно просто жить. По словам Мэя, изначально текст
песни казался ему ироничным и насмешливым, но всё изменилось, когда в студии её
исполнил Фредди Меркьюри. Он принёс песне совершенно новую перспективу.
«Keep
Yourself Alive» стала первым синглом группы. Песня была впервые записана во
время сессий 1971 года в De Lane Lea Studios, она имеет продолжительность 3
минуты 34 секунды; в этой записи вступление звучит на акустической гитаре, и
только потом вступает Red Special Мэя. Сам Мэй считал эту версию лучше, чем
поздние записи. Всего было создано 7 или 8 различных версий песни с различными
составами исполнителей; в конце концов в альбом вошла версия, созданная под
руководством Майка Стоуна, звукорежиссёра Trident Studios. Ни одна версия этой
песни не удовлетворила автора.
«Doing
Alright» (в переводе с англ. — «Делать всё правильно») также была взята из репертуара группы Smile; она написана Мэем и Стаффелом. Стиль песни имеет смешанный характер: начинается как баллада, во время которой
вокалист поёт фальцетом, а достаточно лёгкую гитарную партию Брайан Мэй
исполняет на акустической гитаре «Hairfred»; в начале третьей минуты темп
убыстряется, гитарная партия становится более тяжёлой, баллада преобразовывается
в хэви-метал, затем в середине третьей минуты снова идёт возврат к балладе, а
ближе к середине четвёртой минуты происходит резкий переход на хэви-метал, и в
конце четвёртой минуты снова переходит в балладу.
«Doing
Alright» была первой песней Queen, в живых исполнениях которой Меркьюри играл
на фортепиано, а в альбомной записи в некоторых местах на фортепиано играет
Брайан Мэй.
«Great
King Rat» (в переводе с англ. — «Великий король Крыс») — первая песня на альбоме, написанная Фредди
Меркьюри. Эта песня, как и «Богемская рапсодия», разделяется на несколько
отличающихся друг от друга частей. Композиция представляет собой слияние
хард-рока с фолк-роком. Текст песни содержит религиозные мотивы. Дмитрий
Сосновский из «Российской газеты» особо выделил мощную ритм-секцию и «гулкое»
жесткое гитарное звучание. Текст песни представляет собой насмешку над тем, как
люди могут проявлять любопытство убогим качествам.
Известны
ранние демозаписи «Take 4» или «Early take». Она имеет несколько отличную и
более тяжёлую партию гитары.
«My Fairy
King» (в переводе с англ. — «Мой сказочный король») была написана Фредди Меркьюри. По своей стилистике, схожей с оперной, и использованием многоголосий, может считаться одним из прообразов
оперной части «Богемской рапсодии». Именно после написания этой песни Фаррух
«Фредди» Булсара решил взять себе псевдоним Фредди Меркьюри, к этому отсылают
последние строки песни — «Мать Меркьюри, посмотри, что они сделали со мной, я
не могу бежать, я не могу скрыться» (англ. Mother Mercury, look what they've
done to me, I cannot run I cannot hide). «My Fairy King» стала единственной
песней из первого альбома, написанной во время работы в студии. Именно тогда
группа впервые увидела Меркьюри, работающего на полную мощность. Также это было
первой возможностью для Меркьюри продемонстрировать игру на рояле, поскольку на
сцене они поставить рояль не могли. Возможно, название песни имеет намёк на
гомосексуальность Фредди Меркьюри.
Сюжет
песни позаимствован из произведения «Гамельнский крысолов» Роберта Браунинга.
«Liar» (в
переводе с англ. — «Лжец») — первая песня на второй стороне альбома, второй сингл группы. Песня написана Фредди Меркьюри на гитаре. Тематика и текст песни оказали влияние на «Bohemian Rhapsody».
Некоторые
исследователи в этой песне видят религиозные мотивы. По мнению AllMusic, эта
песня представляет собой диалог между измученной душой, нуждающейся в
религиозном покровительстве, и религией, но представители религии сторонятся
её, называя Лжецом. В конце опровергается идея организованной религии вообще:
они никогда не позволят Лжецу достичь чего-либо. По словам Маттерса Фурнисса,
автора книги Uncensored On the Record, «Liar» является одним из самых
выдающихся треков на альбоме.
«The
Night Comes Down» (в переводе с англ. — «Наступает ночь») — баллада, написанная Брайаном Мэем и спродюсированная Луи Остином. В альбом вошла демонстрационная запись с сессий 1971 года в De Lane
Lea Studios, так как группа была недовольна более поздними записями записями с Trident Studios, в основном — звуком ударных.
Текст
песни затрагивает ностальгию человека по детству и тяжести взрослой жизни. Она
напоминает битловскую «Lucy in the Sky with Diamonds». Грег Брукс из журнала
Record Collector говорит, что уже благодаря первой минуте песня достойна
подробного обсуждения. Барабаны, звучащие в стиле The Electric Prunes,
совмещаются с гитарной партией, которая бы понравилась Джонни Марру. Даже когда
традиционное для Мэя звучание склоняется к медленному повороту, для слушателя
открывается первый шанс на альбоме действительно перевести дух. Звуки
бас-гитары незначительно колеблются на заднем плане в течение всей песни, но
особенно проявляет себя на четвёртой минуте, когда, как кажется, все
инструменты следуют за басовой партией, а не наоборот. В некоторых местах можно
услышать такие инструменты, как лютня или свирель. Песня служит эффективным
промежутком между тяжёлыми «Liar» и «Modern Times Rock 'N' Roll».
«Modern
Times Rock ’N’ Roll» (в переводе с англ. — «Современный рок-н-ролл») — быстрая, ритмичная и энергичная рок-композиция, написанная и исполненная Роджером Тейлором. В конце звучит бэк-вокал продюсера Джона Энтони.
Звучание песни и манера исполнения напоминают стиль Led Zeppelin. Это даёт
основание считать, что на ранних этапах деятельности творчество этой группы
вдохновляло Queen. Тематика песни — прогрессирование музыки, а также вопрос,
каким будет следующий популярный стиль музыки.
«Son and
Daughter» (в переводе с англ. — «Сын и дочь») — песня, написанная Брайаном Мэем, на создание которой оказали влияние блюз-рок и тяжелое гитарное звучание. Является самой тяжёлой песней альбома. Предположительно, что эта песня о человеке, который жалуется
на жизнь и не может понравиться людям.
В песне
поётся о человеке, который считал, что может притвориться кем угодно, и
«пытался быть сыном и дочерью в одном лице» (англ. Tried to be your son and
daughter Rolled into one), но понял, что не может этого и что «мир ожидает
человека, чтобы разгребать лопатой дерьмо» (англ. The world expects a man To buckle
down and a shovel shit). Задаётся вопрос, что бы он сделал ради любви, когда
всё это только началось. Звучит фраза «я хочу, чтобы ты был женщиной» (англ. I
want you To be a woman) и продолжается повествование о герое песни. Говорится,
что он пытался быть учителем и ловцом людей, равным каждому проповедником.
Далее рассказчик говорит, что больше не может задерживаться и спрашивает героя,
что тот будет думать о небесах, если это место, куда он отправится и откуда
пришёл.
Песня
«Jesus» (в переводе с англ. — «Иисус») была написана Фредди Меркьюри. Песня исполнена в жанре психоделического рока.
В песне
рассказываются фрагменты из жизни Мессии: в первых двух куплетах — о исцелении
Иисусом одного прокажённого, а в третьем — о рождении Иисуса, трёх волхвах,
приведённых в Вифлием звездой и возвестивших о рождении Царя.
На
альбоме Queen представлена короткая инструментальная версия песни «Seven Seas
of Rhye» (в переводе с англ. — «Семь морей Райи»). Завершённая версия песни включена в следующий альбом группы и была выпущена на сингле. По словам Брайана Мэя, в композиции слышатся сначала фортепианные пассажи, затем
чудовищные гитарные аккорды, потом вступают барабаны, и начинается песня. Когда
записывался первый альбом текст песни ещё написан не был.
Запись
пластинки была окончена в январе 1973 г., но группа все еще не сумела заключить
контракт на ее выпуск. Представители Trident организовали несколько
демонстрационных концертов для Queen, и к марту, наконец, устроили сделку с EMI
Records, согласно которой в начале июля вышел лид-сингл "Keep Yourself
Alive", а через неделю увидел свет многострадальный дебют «Queen». В
Великобритании пластинка сумела подняться до 32-го места и получила золотой
сертификат за 100 000 проданных копий. Американский релиз состоялся 4 сентября
1973 г., и в Billboard пиком для «Queen» стало 83-е место. На территории США
пластинка также имеет золотой статус за тираж 500 000 копий.
Оглядываясь
на свой первый альбом годы спустя, участники Queen многократно признавали его
несовершенство – барабаны могли бы звучать лучше, гитары должны были иметь
более оркестровый окрас и т.д. и т.п. Вряд ли все это имеет значение, учитывая
исторический контекст и дальнейшую судьбу группы. Альбом «Queen» давно признан
жизненно важной записью и вехой в летописи мировой музыки. Многие критики
сумели увидеть его ценность в самый момент его релиза, заметив виртуозность
игры музыкантов, "панорамную постановку Бейкера" и парящий голос
Фредди Меркьюри. Про пластинку писали: "Нет никаких сомнений в том, что у
этого энергичного английского квартета есть все инструменты для того, чтобы
претендовать на место отрекшихся от престола хэви-метала Led Zeppelin, и помимо
этого, чтобы стать действительно влиятельной силой в мире рока. Их дебют
великолепен". Это был тот случай, когда реальность оказалась куда
масштабнее, чем любые, даже настолько смелые предсказания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий