суббота, 10 апреля 2021 г.

«Подарившая голос одиночеству». Билли Холидей (7 апреля 1915 — 17 июля 1959).


7 апреля 1915 года родилась одна из величайших вокалисток в истории джаза, Билли Холидей (Billie Holiday). В отличие от двух других певиц, равных ей по таланту и славе, Сары Вон и Эллы Фицджеральд, она не обладала каким-то исключительным диапазоном, зато как никто другой создавала своим пением невероятно сильные эмоции, и главным для нее в блюзе, песне, балладе были прежде всего слова, их смысл.

Великая певица, творчество которой стало целой эпохой в истории джаза, родилась в Филадельфии. Настоящее имя Билли Холидей – Элеонора Фэйгэн. Она была внебрачным ребенком: её мать – уборщица, отец – разносчик газет Кларенс Холидей, который иногда навещал их, пока его не призвали в армию. Он умел играть на гитаре и банджо и, вернувшись с войны, нашёл работу в бродячем биг-бэнде, после чего на много лет исчез из жизни дочери. Жизнь без матери у родственников, насилие, католическое исправительное заведение – вот детство маленькой Билли.

Billie Holiday – «Your Mother's Son In Law» (1933).

Шанс попробовать себя в пении подвернулся случайно – ей надо было заработать денег, чтобы их с матерью не выгнали из квартиры. Девушка шла по Седьмой авеню и просила работу во всех ночных заведениях. Уже в отчаянии она заглянула в клуб «Pod’s and Jerry’s». Сжалившись над ней, пианист предложил что-нибудь спеть. Когда зазвучал её голос, а исполняла она популярные в то время песни «Trav'lin' All Alone» и «Body and Soul», зал понемногу затих… Триумф был полный, и певица сразу же получила свои первые заработанные деньги.

Benny Goodman, Billie Holiday – «Riffin' The Scotch» (Lady Day's 2nd recording, 1933).

Она взяла сценический псевдоним – Билли Холидей (в честь дивы немого кино Билли Дав). С той поры она начала работать в клубах на 132-й улице, где в 1933 году 17-летнюю Холидей заметил легендарный открыватель талантов Джон Хэммонд. Холидей сделала свои первые записи с только что организованным оркестром Бенни Гудмана, заключила контракт с менеджером Джо Глейзером. Тогда же Хэммонд решил организовать выступление Билли с малыми ансамблями во главе с Тедди Уилсоном, которые делали записи для музыкальных автоматов. Первая такая запись была сделана в 1938 году, а затем в течение шести лет она записала более сорока пластинок.

Billie Holiday & Lester Young – «All of Me».

Холидей работала практически со всеми ведущими джазменами. Среди них – Бенни Гудман, Лестер Янг, Бен Уэбстер, Рой Элдридж, Бак Клейтон, Джонни Ходжес, Гарри Карни, Бенни Мортон, – и этот список можно продолжать до бесконечности. Весьма скоро певица приобрела значительную репутацию в мире джаза. С большой силой исполняла медленные песни на романтические темы («Lover Man», «Don’t Explain»). Её известность была упрочена фильмом «Симфония в чёрном» (1935), в котором она снялась вместе с Дюком Эллингтоном.

В 1939 году Билли записала пронзительную песню о линчевании негра («Strange Fruit»), которая на многие годы стала её визитной карточкой. Текст этой песни был записан писателем и социальным деятелем Абелем Мирополем под влиянием увиденной им фотографии, на который вершился самосуд над афроамериканцем. Это вызвало эмоциональный отклик в душе писателя и сильный протест против расовой дискриминации. Позже автор наложил стихи на музыку, и так она попала в руки Билли.

Billie Holiday – «Strange Fruit» Live 1959 (Reelin' In The Years Archives]).

Её записи представляют собой замечательные образцы джазового пения. Хотя её голос не был сильным, у него было особое очарование – оно крылось в интонациях, способных выразить самые тонкие нюансы человеческих эмоций. Склад её души и породил ту трогательную нежность, которая пронизывает лучшие образцы её творчества. Ведь в основном она пела о любви — утраченной и обретенной. Сама она отзывалась о своём пении так: «Мне вовсе не кажется, что я пою. Я чувствую себя так, словно бы играла на тромбоне». Билли удалось разгадать тайну джазового пения. Она поняла важность отрыва мелодической линии от ударных долей такта. Она не скрывала, что училась петь, слушая пластинки Армстронга и Бесси Смит: «Когда я пою, я стараюсь импровизировать, как Лес Янг, Луи Армстронг и другие любимые мною музыканты».

Billie Holiday & Louis Armstrong – «The Blues Are Brewin».

Самые заурядные песни, уже прошедшие через десятки записей, Холидей словно изобретала заново, придавая им на своих выступлениях новизну своеобразия и неповторимый блеск. Подобно француженке Эдит Пиаф (с которой её часто сравнивают), Билли заставила считаться со своей индивидуальностью воротил шоу-бизнеса, что было в новинку, поскольку все певицы тогда считались взаимозаменяемыми.

Она никогда не начинала петь до полуночи. Чтобы услышать Холидей, публика была готова простоять на ногах весь вечер. Её встречали овациями. Она была яркой – красивая, царственная и одновременно меланхолически отстранённая, одетая обычно в белое и с белыми гардениями в волосах (на них уходила уйма денег, но цветы стали неотъемлемой частью её образа по весьма прозаической причине – она сожгла щипцами прядь волос. Вскоре гардении уже стали её талисманом – без них Билли отказывалась выходить на сцену).

Billie Holiday & Her All-Star Band – «Fine And Mellow» (1957).

Она была очень талантлива. Однако её профессиональная жизнь складывалась непросто. Страстная натура, она была подвержена влиянию момента; на её настроение не всегда благотворно влияли друзья и почитатели. У Билли было чудесное чувство юмора, но в злобе она становилась настоящей бестией: например, могла, взорвавшись из-за критики, запустить в менеджера чернильницей. Она ненавидела лицемерие и выражалась прямо и колко. Игнорировала и любую дисциплину: то просто не приходила на репетицию, а то вдруг аранжировала песню по-своему.

Не повезло Билли и с личной жизнью – она была очень одинока. Среди коллег, кроме Лестера Янга, у неё, пожалуй, не было бескорыстных друзей, готовых поддержать, помочь. Их отношения особая и трогательная история: они познакомились в 1936 году на одном из гарлемских джемов. Лестер был тенор-саксофонистом – и гениальным музыкантом, он обладал утончённой душой и детским сердцем. В глазах Билли он был велик, как Рузвельт, поэтому она его называла Президентом, уменьшительно – Pres, а он её – Леди Дэй. Они были как близнецы: сентиментальные и хрупкие. Они какое-то время жили под одной крышей: Янг как-то обнаружил в своём номере гостиницы, что в его лучших рубашках поселились крысы, и перебрался к Билли. Но они никогда не были любовниками, оставаясь близкими всю жизнь.

Billie Holiday with Teddy Wilson – «Gloomy Sunday».

Не было у неё и настоящей бескорыстной любви: по мере того, как росла её слава и увеличивались гонорары, вокруг стала вертеться толпа постоянных поклонников — в основном разных проходимцев и наркоманов, надеявшихся легко поживиться за её счёт. Замечательные парни были не во вкусе Билли. Её фатально влекли темные личности, сутенёрского типа, один из которых и привил ей героиновую зависимость – самую ненавистную в её жизни. В начале 50-х годов из-за употребления наркотиков здоровье Билли резко ухудшилось, ей стало трудно петь, голос резко ослаб. И всё же время от времени она выступала и даже записывалась (её последний альбом «Lady in Satin» называют то самым слабым, то самым ярким из всех). Будучи не в силах избавиться от страсти к наркотикам, Билли пыталась заглушить её алкоголем, но это лишь ухудшило её состояние. Конец приближался с неотвратимой быстротой. В мае 1959 года после сердечного приступа она попала в больницу. Ей оставалось жить около двух недель. Билли скончалась 17 июня 1959 года.

Billie Holiday – «Don't Explain» (Live 1958).

После смерти Холидей не было недостатка в книгах и фильмах, основанных на различных эпизодах её биографии. Так, в картине «Леди поёт блюз» (1972) роль певицы исполнила Дайана Росс. В 1987 году Холидей была удостоена посмертной «Грэмми» за прижизненные достижения. Два года спустя группа U2 посвятила памяти певицы песню «Angel of Harlem». Её расслабленно-ленивая манера исполнения узнаваема у многих современных джазовых исполнителей — например, Норы Джонс.

Под катом вы сможете ознакомится с 3-дисковым изданием песен в исполнении Билли Холидей «The Essential Billie Holiday» (2002). Для тех, кто знаком с творчеством Билли, этот альбом определенно является САМЫМ важным (хотя и не завершенным) сборником некоторых ее самых интимных и ранних работ.

The Essential Billie Holiday [2002]

Disc 1

1. I can't give you anything but love

2. Loverman

3. Back in your own backyard

4. Your mother's son-in-law

5. Miss Brown to you

6. On the sunny side of the street

7. I love my man "Billie's blues"

8. I wished on the moon

9. Twenty-four hours a day

10. What a little moonlight can do

11. No more

12. He's funny that way

13. Nice work if you can get it

14. My man "Mon homme"

15. Lover, come back to me

16. I must have that man

17. Easy living

18. All of me

19. You go to my head

20. Strange fruit

 

Disc 2

1. God bless the child

2. I'll get by

3. Them there eyes

4. Some other spring

5. These foolish things

6. Don't explain

7. Yesterdays

8. Any old time

9. I gotta right to sing the blues

10. My last affair

11. Moanin' low

12. That ole devil called love

13. I cried for you

14. The way you look tonight

15. Pennies from heaven

16. I cover the waterfront

17. A sailboat in the moonlight

18. Long gone blues

19. This year's kisses

20. Carelessly

 

Disc 3

1. They can't take that away from me

2. The man I love

3. Fine and mellow

4. The mood that I'm in

5. Mean to me

6. I can't get started

7. Ghost of yesterday

8. Swing brother swing

9. Did I remember?

10. I'll never be the same

11. I'm gonna lock my heart

12. No regrets

13. A fine romance

14. Who loves you?

15. I'll get by (alternate take)

16. Trav'lin light

17. Solitude

18. I've got my love to keep you warm

19. Good morning heartache

20. These 'n' that 'n' those


В наши дни такие альбомы не получают должного внимания; современное поколение даже не интересуется вопросом: "Кто такая Билли Холидей?", поскольку молодежь требует новейших релизов Lady GaGa, Beyonce и Britney Spears, буквально визжа от всего с назойливым битом и запоминающимися (хотя и раздражающими) слоганами, а не от музыки с реальным смыслом, классом или душой.

Для тех, кто знаком с творчеством Билли, этот альбом определенно является САМЫМ важным (хотя и не завершенным) сборником некоторых ее самых интимных и ранних работ. Тем, кто не знаком с музыкой легендарной "Lady Day", стоит знать, что жалкие несколько фунтов, которые будет стоить этот альбом, будут потрачены не зря на ваше музыкальное образование.

Билли Холидей за свою трагически короткую жизнь пришлось пережить огромное число трудностей, гораздо больше чем должна была пережить эта хрупкая женщина. Депрессия, наркотики, алкоголизм, изнасилование, сомнительное отцовство, бедность, проституция, супружеское насилие и, наконец, очень ранняя смерть в возрасте 44 лет.

Мне всегда казалось, что, возможно, именно от постигших её жизненных трагедий, ее голос звучит с таким резонансом, а лирика пробирает до самых костей. Каждой крошечной трелью, каждой высокой нотой, каждым мягким низким хрипом Билли Холидей отправляет вас в эмоциональное путешествие. Хотя большая часть песен в этом сборнике мягкие, грустные и блюзовые, есть несколько динамичных треков, под которые можно постучать пальцами ног. Она научит вас, любить и понять, что такое душевная боль, что такое счастье и радость.

На этом альбоме не только потрясающий вокал, но и сама музыка поистине невероятна - начиная с середины 1930-х до 40-х годов, это одни из лучших примеров музыки эпохи свинга, которую я слышал на сегодняшний день.

Что ещё нравится мне в этом сборнике, так это то, что все песни остались нетронутыми, и не подвергались чрезмерному цифровому ремастерингу. Эти записи звучат так, как будто вы проигрываете их в старом патефоне, в них есть мягкий приглушенный звук 1930-х годов. Закрыв глаза, я почти могу представить, что сейчас нахожусь в той эпохе, слыша эти песни именно так, как они были задуманы.

Замечательный альбом, прекрасная музыка, под которую можно расслабиться и снять стресс. Это отличное начало для тех, кто только начинает становиться поклонником легенды.

- Dismal Angel "Ash" (Scotland)

download:

https://yadi.sk/d/gKt70nOCYWq2F

Комментариев нет:

Отправить комментарий