пятница, 11 июля 2025 г.

Лучшие альбомы 1990-х. Yello – «Baby» (1991).

Yello

Electronic

Synthpop

Седьмой студийный альбом группы Yello, выпущенный в 1991 году под лейблом Mercury. Ранняя версия альбома была использована в качестве саундтрека к фильму "Приключения Форда Фэрлейна".

С выпуском альбома «Flag» 1988 года Yello добился своего наибольшего коммерческого успеха и успеха у критиков. «Baby», продолжение «Flag» 1991 года, предсказуемо звучит очень похоже на своего предшественника. С «Flag» Yello начал активно включать латинские ритмы в свое фирменное звучание, и «Baby» продолжает этот подход, хотя и с меньшим успехом. Тем не менее, «Baby» не лишен своей доли сильных треков. «Jungle Bill» и «Who's Gone» так же восхитительны, как и все остальное на «Flag», а удивительно странная «Rubberbandman» доказывает, что у Yello определенно есть чувство юмора. В случае с «Baby», однако, перед Yello стоит задача следовать своему самому сильному альбому, а материал слишком мал, чтобы взобраться на вершины сложного и блестящего «Flag». Но «Baby», по большей части, искристый и веселый, и определенно достойное дополнение к каталогу Yello.

Этот альбом – удивительно тонкая и элегантная работа, снискавшая успех у публики и признание критиков.

Бланк одним из первых стал экспериментировать с сэмплером, изменять звучание традиционных инструментов и конструировать из них новые звуки один хитрей другого. В отличие от прочих музыкантов, он сам пишет все сэмплы и любой, самый сложный миксинг делает без партитуры. Каждый диск Yello – полёт вдохновения, царство звуков-мутантов, странных персонажей и чарующих мелодий (там, где требуются живые инструменты, группе помогают перкуссионист Бит Эш и гитарист Чико Хаблас).

Есть версия, что именно Yello, включившие когда-то в свой альбом грегорианские хоралы, натолкнули лидера Enigma Майкла Крету на идею создать собственный проект с «католическим» уклоном – результат известен всем. Если рассуждать логично, Yello подхватили знамя электронной музыки там, где его бросили Kraftwerk, и с честью несли его больше десяти лет. Кризис наметился только к альбому Pocket Universe 1997 года, который получился столь занудным, что приуныли даже преданные поклонники – заигрывание с модным рэйвом кончилось ничем, а в музыке зазвучали откровенные повторы… Впрочем, любая игра за десять лет может наскучить. Именно игра, поскольку Майер прежде всего – успешный режиссёр и бизнесмен, президент фирмы ReWatch, которая производит часы (естественно, не обычные, а с корпусами из банок от кока-колы и пива), он женат (его супругу можно увидеть в снятом им же клипе на песню группы Alphaville «Big In Japan» в роли японской девушки) и имеет пятерых детей. Живёт он в Лос-Анджелесе и всё реже бывает в родном Цюрихе, где безвылазно сидит в студии и возится со своими звуковыми игрушками Борис Бланк. Раз в два или три года эти игры взрослых мальчиков отливаются в очередной альбом. Хороший, не очень – это уже не важно: они своё дело сделали, теперь можно поиграть.

Включите первую вещь, "Homage To The Mountain" – и вы сразу узнаете этот ударный аккорд, эти трубы, эти литавры. После выхода диска Baby о Yello узнала вся Россия – эта музыка звучала везде, только мало кто знал авторов. Борис Бланк мог бы сделать состояние на заставках для киностудий, не удивлюсь, если и здесь Майер рассчитывал именно на такой эффект.

Yello – «RubberBandMan» (Official Video).

Вторая песня, "Rubberbandman", построена на всевозможных звуках, которые только можно извлечь при помощи зубов, губ, щёк и пальцев, помимо речи. Наверное, тут оба здорово развлеклись: Майер здесь больше кривляется, чем поёт или даже говорит. Как эксперимент это, конечно, здорово, хотя сама песня не так уж хороша. Впрочем, не стоит заострять на ней внимание, ибо нас ждёт первый шедевр – Jungle Bill с «фирменными» для Yello хрипящими саксофонами и африканскими тамтамами – история о какой-то затерянной в джунглях экспедиции.

Yello – «Jungle Bill»

Многослойная, ритмичная, совершенно первобытная, она просто захватывает и держит от начала до конца. Но вот мощное вступление духовых, и чей-то голос заявляет: «Меня зовут Норман. Лу Норман...» – это начинается Ocean Club, история одного дня частного детектива. Так и представляешь себе этого Лу Нормана в баре при частном клубе, как он рассказывает свою историю – вальяжный, с сигарой, со стаканом виски... Удивительно забавный номер в прихотливой аранжировке старого джаз-банда. Дитер Майер, может быть, неважный певец, но большой артист. Практически на каждом альбоме Yello есть одна такая атмосферная вещица, их почти не транслируют по радио, они редко попадают на сборники, а между тем я не знаю равных Yello в создании таких вот жанровых сценок. Что касается Бланка, то, наверное, целое поколение электронщиков учились у него чередовать в музыке громоподобные раскаты и зияющую тишину.

Yello – «Who's Gone».
Следующая вещица, "Who's Gone" – очередное упражнение в странных звуках: чирканье спички, кастрюльные стуки, звук проезжающих машин... Можно считать это самоцелью, а можно – красивой пьесой с «охлаждённой» гитарой в стиле группы Ventures (лично я предпочитаю второе). Эта композиция собрана из тех же «кирпичиков», что и Jungle Bill, обе они постоянно крутились на телевидении, которое в те годы беспардонно растащило этот диск на музыкальные заставки (помню, меня больше всего веселил какой-то длиннолицый тип в передаче «Что? Где? Когда?», который в паузах под музыку «Йелло» возникал в зале с микрофоном и делал вид, что читает текст вместо Майера).

"Capri Calling" – третий шедевр альбома, вкрадчивая босанова, а следующая вещь, "Drive/Driven" с аккордеоном и красивейшей гитарой, наверное, не только лучшая на этом альбоме, но и вообще – самая известная песня Yello. Она звучит, наверное, на всех волнах эфира и есть на любом сборнике типа Romantic Collection. Высокий, почти женский голос в этих двух песнях принадлежит Билли Маккензи – бывшему лидеру английской группы Associates (к несчастью, этот потрясающий певец потом покончил с собой). Эти две песни как дилогия, при первых же звуках которой сразу возникает картинка террасы на тропическом пляже с музыкантами и редкими танцующими парочками, и если "Capri Calling" – это вечер, то "Drive/Driven" определённо глубокая ночь, наполненная ароматом орхидей и стрёкотом цикад.

Yello – «Drive Driven»

Всё-таки, музыка Yello подчёркнута визуальна, кинематографична, она переполнена цитатами, отсылками к известным кинофильмам, которые пытаешься, но не можешь вспомнить. Следующая, "On The Run" («На бегах») – снова пиршество ритмов. Бонги, конги, шейкеры, тамтамы плетут причудливое кружево, в котором то вспыхивает рёв толпы, то звучат объявления диктора, то возникает лёгкая гитара в стиле Карлоса Сантаны... Вещь просто восхитительная!

Yello – "On The Run"

А вот песня "Blender", хоть и начинается тревожно, на самом деле – юморная история коммивояжёра Рэндома Текса, продающего смесители, работающие во втором режиме как пылесосы, которому мешает коварная обольстительница Кристина. Вообще, подобное несовпадение громких музыкальных тем и откровенно абсурдистских текстов – излюбленный приёмчик Майера. И если Бланк относится к своему занятию, как к игре, то и Майер не придаёт особого значения своим текстам и после окончания работы над очередным альбомом старается их поскорее забыть. 

Yello – "Blender"

Эта вещь с её вертолётами, рёвом толпы и на редкость омерзительным женским смехом плавно переходит в последнюю, медитативную "Sweet Thunder", наполненную пением птиц и ангельскими голосами. Создаётся впечатление, что здесь играет струнный квартет.

Yello – "Sweet Thunder"

Можно только аплодировать Бланку, который ухитряется средствами электроники создавать такие элегантные симфонические зарисовки – а они тоже есть почти на каждом альбоме #Yello, и их крайне редко сканирует луч проигрывателя." (с)

Комментариев нет:

Отправить комментарий