Psychedelic rock
Shades of Deep Purple — дебютный студийный
альбом английской рок-группы Deep Purple, выпущенный 17 июля 1968 года на
лейбле Tetragrammaton в США и в сентябре 1968 года на лейбле Parlophone в
Великобритании.
В конце февраля 1968 года только что
созданная группа Roundabout (в составе четырёх человек: Джон Лорд, Ричи
Блэкмор, Ник Симпер и барабанщик Бобби Вудман) начала первые репетиции в
Дивз-Холле, большой ферме на юге Хартфордшира. Вскоре стало ясно, что барабанщик
выбивается из общей картины, и Бобби Вудман был заменён Иэном Пэйсом. В это же
время в группу был принят вокалист Род Эванс, игравший ранее с Пэйсом в группе
The MI5.
Весь материал дебютного альбома Shades of
Deep Purple был создан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой
студийной сессии в древнем особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством
продюсера Дерека Лоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с
Джоном Миком.
В Великобритании альбом «Shades of Deep
Purple» практически остался незамеченным и не вошёл в чарты, но в США поднялся
до № 24 в Billboard 200. Самой популярной стала композиция «Hush», осенью 1968
года она достигла 4-й позиции в Billboard 200 (США).
Когда в 1967 году собрался первый состав Deep Purple, для британской музыкальной сцены наступил переломный момент. Бит все еще был популярен, особенно в танцевальных залах и за пределами столицы, но вкусы молодых людей, покупающих пластинки и заполняющих клубы, быстро менялись в пользу блюз-рока, прогрессивного рока и психоделического рока. Новые группы, такие как The Moody Blues, Procol Harum и The Nice, были пионерами в объединении классической музыки с роком, используя сложные и смелые аранжировки. В то же время психоделия делала успехи в гедонистическом свингующем лондонском обществе, где такие группы, как Pink Floyd, The Pretty Things, The Jimi Hendrix Experience, Traffic и Cream, экспериментировали с различными формами рок-музыки, вызванной наркотиками, в соответствии с субкультурой хиппи, пришедшей из США. Многие известные группы, в том числе The Beatles, The Rolling Stones и The Who, были под влиянием меняющегося ощущения и добавили многие элементы прогрессивного и психоделического рока в свои альбомы того периода.
Летом 1967 года Крис Кертис, бывший
барабанщик бит-группы The Searchers, связался с лондонским бизнесменом Тони
Эдвардсом, чтобы найти финансирование для новой группы, которую он собирал, под
названием Roundabout. Название означало, что группа будет состоять из постоянно
меняющихся составов непостоянных участников, выходящих на сцену и уходящих со
сцены, как музыкальная карусель, и только Кертис будет опорой и вокалистом. Впечатленный
планом, Эдвардс согласился финансировать и управлять предприятием с двумя
деловыми партнерами, Роном Хайром и Джоном Колеттой, и втроем они основали
Hire-Edwards-Coletta (HEC) Enterprises.
Первым участником Roundabout стал в
сентябре 1967 года сосед Кёртиса по квартире, органист с классическим
образованием Джон Лорд, игравший на органе Хаммонда. Ранее он играл в The
Artwoods, группе, возглавляемой Артом Вудом, братом будущего гитариста Rolling
Stones Ронни Вуда. В то время Лорд играл в группе, аккомпанирующей успешным
поп-вокалистам The Flower Pot Men под названием The Garden, в которую также
входили басист Ник Симпер и барабанщик Карло Литтл. Симпер и Литтл оставались
наготове на случай возможного участия. Они порекомендовали Лорду гитариста Ричи
Блэкмора, игру которого Крис Кёртис оценил, когда его группа The Searchers
играла в Star-Club в Гамбурге, Германия. Блэкмор был участником группы The
Outlaws и играл в качестве сессионного и живого музыканта со многими бит-, поп-
и рок-группами, включая Screaming Lord Sutch and the Savages, где он
познакомился с Литтлом. Кёртис связался с Блэкмором для прослушивания и убедил
его переехать из Гамбурга, где он тусовался в местных клубах. Гитарист вернулся
в Англию и присоединился к группе в декабре 1967 года. Между тем, эксцентричное
поведение Кёртиса и его внезапная потеря интереса к проекту, замедлили развитие,
заставив финансистов, HEC Enterprises, отказаться от его услуг и доверить Лорду
и Блэкмору задачу подобрать остальную часть группы.
Состав Roundabout был дополнен барабанщиком
Бобби Вудманом, нанятым Блэкмором. Дэйв Кертисс, знакомый Вудмана, сначала
рассматривался как певец, но он ушел ради выполнения прежних обязательств. По
словам Симпера, Иэн Гиллан, вокалист группы Episode Six, также был приглашен на
прослушивание, но отклонил предложение.
Первыми двумя работами новообразованного
квинтета стали инструментальные композиции «And the Address» и «Mandrake Root»
(у второй из них позже появился текст), которые Блэкмор и Лорд написали ранее.
Третьей стала кавер-версия знаменитой песни «Help!» группы The Beatles, затем к
ним прибавились «I’m So Glad», «Hey Joe» (песня Билли Робертса, в оригинальном
издании альбома в качестве автора ошибочно указаны Deep Purple) и «Hush».
Основным источником вдохновения для новой аранжировки «Hey Joe» была версия
Джими Хендрикса, выпущенная в 1966 г.
Вскоре Ричи Блэкмор убедил своего друга
Дерека Лоуренса стать продюсером группы. В начале весны 1968 года Лоуренс
организовал запись демоверсий в Trident Studios в Лондоне для американского
лейбла Tetragrammaton Records. В апреле-мае того же года последовал короткий
рекламный тур из восьми концертов в Дании и Швеции. В это время группа сменила
своё прежнее название на Deep Purple.
В июне 1968 года на Parlophone Records
вышел первый сингл группы — «Hush», композиция американского кантри-певца Джо
Саута. Идея использовать «Hush» в качестве стартового релиза принадлежала Джону
Лорду и Нику Симперу (вещь была очень популярна в лондонских клубах),
аранжировал же её Блэкмор. В США сингл поднялся до 4 места, причём огромную
популярность имел в Калифорнии. Лорд считает, что причиной тому отчасти было
удачное совпадение: в этом штате в те дни широкое распространение получила
разновидность «кислоты» под названием «Deep Purple». В Британии сингл успеха не
имел, но здесь группа дебютировала на радио в программе Top Gear Джона Пила: их
выступление произвело на публику и специалистов сильное впечатление. Сам альбом
здесь в чарты не вошёл, но в Billboard 200 поднялся до 24 места.
Когда Deep Purple вернулись в Англию,
Tetragrammaton подтвердил своё решение подписать контракт на издание пластинки.
Она была записана в течение трёх дней (11—13 мая 1968 года) на Pye Studios в
Лондоне. Все песни были записаны "в живую", с помощью
четырёхканального магнитофона, за один или два дубля. В первый день (суббота,
11 мая) были записаны «And the Address», «Hey Joe», «Hush» и «Help!». Во второй
день были записаны «Love Help Me», «I’m So Glad» (с инструментальной прелюдией
под названием «Happiness») и «Mandrake Root», а в третий день — «One More Rainy
Day». Во время микширования в переходы между песнями были добавлены звуковые
эффекты, взятые из архивов BBC.
«And the Address» - Альбом открывает
инструментальная композиция «And the Address», сочинённая Блэкмором и Лордом и
впервые исполнявшаяся Deep Purple на концерте 20 апреля 1968 в Дании. Это одна
из самых первых композиций группы. Концертная запись появилась на диске
History, hits & highlights '68–'76 (2009). В новом исполнении она
присутствует также в альбоме «Whoosh!» (2020).
«Hush» - Вторая по счёту композиция «Hush»
представляет собой обработку одноимённой песни, написанной Джо Саутом для
американского певца Билли Джо Ройяла. В июне 1968 года она была издана на
сингле (первом сингле Deep Purple) с композицией «One More Rainy Day» на второй
стороне; для неё же было снято промо-видео. В 1988 году была перезаписана с
другим вокалистом (Йаном Гилланом) и издана в концертном альбоме «Nobody's
Perfect».
«Prelude: Happiness/I’m So Glad» -
Десятиминутная композиция, завершающая первую сторону альбома, представляет
собой трёхминутное инструментальное вступление (Prelude: Happiness),
использующее мотивы сюиты «Шехеразада» Римского-Корсакова и семиминутную
обработку песни «I’m So Glad», написанной американским блюзовым певцом и
композитором Скипом Джеймсом в 1930-е.
«Mandrake Root» - Композиция «Mandrake
Root» («корень мандрагоры») прочно вошла в ранний концертный репертуар группы;
органные и гитарные соло здесь достигали временами 15-минутной
продолжительности. Позже в изменённом виде эта композиция (инструментальная
часть) исполнялась в паре с «Space Truckin'» из альбома Machine Head. В версии
«Space Truckin'» из Made In Japan использован рифф «Mandrake Root». Известный
музыкальный критик Брюс Эдер увидел в этой композиции «очень далёкие истоки
Smoke On The Water», а также отметил сходство с композицией «Foxey Lady» Джими
Хендрикса и звучанием группы The Nice.
«Help!» - Представляет собой обработку
знаменитой одноимённой песни группы The Beatles. Версия Deep Purple более
медленная и почти в три раза длиннее оригинальной. Брюс Эдер назвал её одной из
наиболее интересных интерпретаций этой песни.
«Hey Joe» - Оригинальная обработка
одноимённой песни, написанной американским композитором Билли Робертсом в
начале 1960-х. Песня оказалась чрезвычайно популярной и имела множество
кавер-версий, из которых наиболее известной является версия в исполнении группы
The Jimi Hendrix Experience (1966). Версия Deep Purple (длительностью более
семи минут) содержит многочисленные отсылки к классическим произведениям, в том
числе, фрагменты из балета «Треуголка» (музыка Мануэля де Фальи) и «Болеро»
Мориса Равеля.
Отзывы об альбоме и группе в их родной
стране были в целом негативными. Несмотря на то, что в своих выступлениях на
радио Deep Purple были представлены как «отполированная коммерческая группа», сценические
излишествы и успех в США не произвели хорошего впечатления на британскую
аудиторию. Фронтмен группы Deviants, а позже журналист Мик Фаррен (Mick Farren)
описал музыку Deep Purple как «медленный и напыщенный грохот, что-то среднее
между плохим Чайковским и B-52, взлетающим на бомбардировку». Их также
критиковали за то, что они были слишком американскими и «ванильной помадкой для
бедняков». Как вспоминал Брайан Коннолли из Sweet: «Они были настолько
неуместны, что их действительно жалели».
В отличие от этого, в США группу часто
представляли, как «английскую ванильную фадж», и массовое освещение их песен на
радио обеспечило успех как альбому, так и туру. Иэн Пейс сказал об их успехе в
США и его отсутствии дома: «Мы получили там должное освещение. Американцы
действительно умеют давить на рекорды».
Спустя десятилетия современные критические
отзывы об альбоме в целом положительные. Брюс Эдер из AllMusic считает Shades
of Deep Purple, несмотря на некоторые недостатки, «адским альбомом» и хвалит
«заразительный... Spirit of Fun" диска, который имеет "гораздо больше
атмосферы 60-х, чем мы привыкли слышать от этой группы". Автор
блогкритиков Дэвид Боулинг утверждает, что Shades of Deep Purple «был
творческим и очень хорошим дебютным альбомом», который сочетает в себе
«психоделическую музыку с хард-роком и ранним прогрессивным роком в приятное,
но разрозненное целое». Рецензия PopMatters на три альбома группы Mk. Я считаю
их "одновременно респектабельными и последовательными", хотя голос
Эванса "возможно, больше подходит для тяжелой поп-музыки, чем для тяжелого
рока". Канадский журналист Мартин Попофф описал это раннее воплощение Deep
Purple как «жесткую психическую группу», более преданную музыке, чем другие
современники, и уже способную создавать «шум, который определенно предсказывал
грядущие события».
В опросе Observer Music Monthly «Величайшие
британские альбомы» клавишник Рик Уэйкман выбрал Shades of Deep Purple в
качестве своей любимой британской пластинки всех времен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий