500 величайших альбомов всех времен
Psychedelic
rock
Acid pop
Experimental rock
Space rock
"Альбом
успешно захватывает обе стороны психоделических экспериментов — удовольствие от
расширения своего ума и восприятия, и скрытую угрозу психического расстройства
и даже сумасшествия".
Стив Хьюи
из AllMusic
«The Piper at the Gates of Dawn» - дебютный студийный альбом группы Pink Floyd, выпущенный 4 августа 1967 года на лейбле EMI Columbia. Это единственный альбом записанный под руководством Сида Барретта (вокал, гитара); он был единственным автором всех треков, кроме трех, с дополнительной композицией участников Роджера Уотерса (бас-гитара, вокал), Ника Мейсона (ударные) и Ричарда Райта (клавишные, вокал). Альбом последовал за триумфальными выступлениями группы в лондонском клубе UFO и их ранним успехом в чартах с синглами 1967 года «Arnold Layne» и «See Emily Play».
Альбом
был записан в Abbey Road Studios (в студии № 3) в Лондоне с февраля по май 1967
года и спродюсирован Норманом Смитом. В альбоме смешалась репутация Pink Floyd
за длинные импровизационные пьесы с короткими поп-песнями Барретта и
причудливым подходом к психоделии. Пластинка содержит причудливую лирику о
космосе, чучелах, гномах, велосипедах и сказках, сочетающуюся с психоделичными
инструментальными пассажами. В альбоме широко использовались такие эффекты
записи, как реверберация и эхо, такие инструменты, как пластинчатая
реверберация EMT, автоматическое двойное отслеживание (ADT) и эхо-камера Abbey
Road. В середине сессий записи растущее употребление Барреттом психоделического
наркотика ЛСД сопровождалось его все более истощенным психическим состоянием,
что привело к его окончательному уходу из группы в следующем году.
«The
Piper at the Gates of Dawn» получил своё название, которое часто переводится на
русский как «Волынщик у ворот зари», от названия 7-й главы сказочной повести
«Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма, любимой книги основателя
группы Сида Баррета.
Альбом
был выпущен с критическим и коммерческим успехом, достигнув 6-го места в UK
Albums Chart. В Соединенных Штатах он был выпущен как Pink Floyd в октябре на
Tower Records с измененным трек-листом, в котором были опущены три песни и
включена «See Emily Play». В Великобритании синглы с альбома не были выпущены,
но в США «Flaming» предлагался в качестве сингла. Две песни группы, «Astronomy
Dominé» и «Interstellar Overdrive», стали долгосрочными опорами концертного
сет-листа группы, в то время как другие песни исполнялись вживую всего
несколько раз. В 1973 году альбом «The Piper at the Gates of Dawn» был выпущен
вместе со вторым альбомом группы «A Saucerful of Secrets» (1968) под названием «A
Nice Pair», чтобы представить раннюю работу группы новым поклонникам,
обретенным благодаря успеху альбома «The Dark Side of the Moon» (1973).
С тех пор
альбом был провозглашен ключевой записью психоделической музыки. Специальные
ограниченные издания «The Piper at the Gates of Dawn» были выпущены в честь
30-летия, 40-летия и 50-летия, причем первые два релиза содержали бонус-треки.
В 2012 году альбом «The Piper at the Gates of Dawn» занял 347 место в списке
«500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone, а в 2020
году поднялся на 253 место.
Предыстория
Студенты-архитекторы
Роджер Уотерс, Ник Мейсон и Ричард Райт, а также студент-художник Сид Барретт
выступали под разными названиями групп с 1962 года и начали гастролировать как
«The Pink Floyd Sound» в 1965 году. Примерно в 1966 году группа начала
добиваться андеграундного успеха благодаря своим влиятельным выступлениям в
лондонском клубе UFO. Они стали профессионалами 1 февраля 1967 года, подписав
контракт с EMI с авансовым взносом в размере 5 000 фунтов стерлингов. Их первый
сингл, песня о трансвестите-клептомане под названием «Arnold Layne», был
выпущен 11 марта и вызвал легкие споры, так как Радио Лондона отказалось
транслировать его.
Примерно
три недели спустя группа была представлена основным средствам массовой
информации. В пресс-релизе EMI утверждалось, что Pink Floyd являются
«музыкальным представителем нового движения, которое включает в себя
эксперименты во всех видах искусства», но EMI попыталась установить некоторую
дистанцию между ними и андеграундной сценой, из которой группа зародилась,
заявив, что «Pink Floyd не знают, что люди подразумевают под психоделической
поп-музыкой, и не пытаются создать галлюцинаторные эффекты для своей
аудитории». 18 мая группа вернулась в студию Sound Techniques, чтобы записать
свой следующий сингл «See Emily Play». Сингл был выпущен почти месяц спустя, 16
июня, и достиг шестой строчки в чартах.
Pink
Floyd завоевали репутацию таблоидов за создание музыки для потребителей ЛСД.
Популярная газета News of the World напечатала статью за девять дней до начала
записи альбома, в которой говорилось, что «группа Pink Floyd специализируется
на «психоделической музыке», которая призвана проиллюстрировать ЛСД-опыт». Вопреки
этому представлению, было известно, что только Барретт принимал ЛСД; авторы Рэй
Б. Браун и Пэт Браун утверждают, что он был «единственным настоящим потребителем
наркотиков в группе».
Запись
Контракт Pink
Floyd со звукозаписывающей компанией составил 5000 фунтов стерлингов авансом в
течение пяти лет, низкие гонорары и отсутствие свободного студийного времени,
что было плохо по сегодняшним меркам, но типично для того времени. Он включал в
себя разработку альбома, что было очень необычно; EMI, не зная, с какой именно
группой они подписали контракт, предоставила им полную свободу записывать все,
что они хотели.
Pink
Floyd записали альбом в студии EMI Abbey Road Studios в Лондоне, и их
звукозаписывающая комната находилась рядом со звукозаписывающей комнатой The
Beatles, где The Beatles записывали альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club
Band. Pink Floyd присутствовали на одной из сессий The Beatles для песни
«Lovely Rita». Продюсер Норман Смит был центральной фигурой в переговорах Pink
Floyd с EMI. Инженер по балансу Пит Боун, который был наставником Смита, помог
обеспечить уникальное звучание альбома, экспериментируя с оборудованием и
техникой записи. Боун с помощью менеджера студии Дэвида Харриса настроил
микрофоны за час до начала сессий. Выбор микрофонов Боуна в основном отличался
от тех, которые Смит использовал для записи сессий EMI группы The Beatles. Из-за
тихого пения Барретта его поместили в вокальную изолированную кабину, чтобы он
пел свои партии. Автоматическое двойное отслеживание (ADT) использовалось для
добавления слоев эха к вокалу и некоторым инструментам. Альбом отличается
необычайно интенсивным использованием эха и реверберации для создания
уникального звучания. Большая часть реверберации была получена от набора
пластинчатых ревербераторов Elektro-Mess-Technik — специально изготовленных EMT
140 с тонкими металлическими пластинами под напряжением — и студийной эхо-камеры,
построенной в 1931 году.
Альбом
состоит из двух разных типов песен: длинных импровизаций с живых выступлений
группы и более коротких песен, написанных Барреттом. Потребление ЛСД Барреттом
усилилось в середине сессий записи альбома. Хотя в своей автобиографии 2005
года Мейсон вспоминал сеансы как относительно беспроблемные, Смит не согласился
и заявил, что Барретт не реагировал на его предложения и конструктивную
критику. В попытке наладить отношения с группой, Смит играл джаз на фортепиано,
в то время как группа присоединялась. Эти джем-сейшны хорошо работали с
Уотерсом, который, по-видимому, был полезен, и Райтом, который был
«непринужденным». Попытки Смита наладить контакт с Барреттом были менее
продуктивными: «С Сидом я в конце концов понял, что трачу свое время впустую». Позже
Смит признался, что его традиционные представления о музыке несколько
расходились с психоделическим бэкграундом, из которого вышли Pink Floyd. Тем не
менее, ему удалось «отговорить от живой болтовни», как назвал это менеджер
группы Питер Дженнер, направляя группу на создание песен с более приемлемой
продолжительностью.
Барретт в
конечном итоге написал восемь песен для альбома и внес свой вклад в два
инструментала, приписываемых всей группе, а Уотерс создал единственную композицию
«Take Up Thy Stethoscope and Walk». Мейсон вспоминал, как альбом «был записан
тем, что можно было бы назвать старомодным способом: довольно быстро. Со
временем мы стали проводить все дольше и дольше».
Запись
началась 21 февраля с шести дублей песни «Matilda Mother», которая тогда
называлась «Matilda's Mother». На следующей неделе, 27-го, группа записала пять
дублей "Interstellar Overdrive" и "Chapter 24". 16 марта
группа предприняла попытку записать "Interstellar Overdrive", в
попытке создать более короткую версию, и "Flaming" (первоначально
называвшаяся "Snowing"), которая была записана за один дубль с одним
вокальным наложением. 19 марта было записано шесть дублей «The Gnome». На
следующий день группа записала песню Уотерса «Take Up Thy Stethoscope and
Walk». 21 марта группу пригласили посмотреть альбом The Beatles «Lovely Rita». На
следующий день они записали песню «The Scarecrow» с одного дубля. Следующие три
трека — «Astronomy Dominé», «Interstellar Overdrive» и «Pow R. Toc H.» —
активно работали в период с 21 марта по 12 апреля, первоначально представляя
собой длинные инструментальные композиции. В период с 12 по 18 апреля группа
записала песню «Percy the Rat Catcher» и неизданный в настоящее время трек под
названием «She Was a Millionaire».
"Percy
the Rat Catcher" был наложен в течение пяти студийных сессий, а затем был
смикширован в конце июня, в конечном итоге получив имя "Lucifer Sam".
Написание песен для большей части альбома приписывается исключительно Барретту,
а такие треки, как «Bike», были написаны в конце 1966 года, до начала работы
над альбомом. «Bike» была записана 21 мая 1967 года и первоначально называлась
«The Bike Song». К июню растущее употребление Барреттом ЛСД во время
звукозаписывающего проекта заставило его выглядеть заметно истощенным.
Композиция
и музыка
По словам
сотрудников BrooklynVegan, альбом «настолько классический, насколько это
возможно в психоделической поп-музыке». Альбом сравнивают с группами British
Invasion, хотя и «более странными и мрачными». Гармонии альбома были описаны
как «мечтательные». Трек «Matilda Mother» содержит мелодии в восточном стиле.
"Interstellar Overdrive" содержит элементы космического рока. Стив
Хьюи из AllMusic оценил, что треки альбома чередуются между «запоминающимися,
мелодичными кислотными поп-песнями» и «более длинными, более экспериментальными
композициями, демонстрирующими инструментальные фрики группы». Он описал
лирическое содержание альбома как «полное красочных, детских, отчетливо
британских причуд, хотя и отфильтрованных через восприимчивую линзу ЛСД». Кроме
того, альбом содержит темы, относящиеся к космическим путешествиям. Клавишная
работа Рика Райта была описана как звучащая «жутко» и использующая диссонанс и
хроматизм. Историк музыки Джефф Голд предположил, что «более космические
экскурсии альбома, такие как «Astronomy Domine», «Interstellar Overdrive» и
«Lucifer Sam», прочно захватили флаг фриков британской психоделии».
Релиз
В июне
1967 года, перед выпуском альбома, сингл «See Emily Play» продавался как
7-дюймовая пластинка со скоростью 45 оборотов в минуту, с песней «The
Scarecrow» на стороне «Б», указанной как «Scarecrow». Полный альбом был выпущен
4 августа 1967 года, включая "The Scarecrow".
Pink
Floyd продолжали выступать в клубе UFO, собирая огромные толпы людей, но
ухудшение состояния Барретта вызывало у них серьезные опасения. Первоначально
группа надеялась, что его неустойчивое поведение — это фаза, которая пройдет,
но другие, в том числе менеджер Питер Дженнер и его секретарша Джун Чайлд, были
более реалистичны:
... Я
нашел его в раздевалке, и он был таким... потерянный. Мы с Роджером Уотерсом
подняли его на ноги, мы вытащили его на сцену... И, конечно, зрители остались
равнодушными, потому что они любили его. Группа начала играть, а Сид просто
стоял там. У него была гитара на шее, а руки просто свисали вниз.
К ужасу
группы, они были вынуждены отменить свое выступление на престижном Национальном
фестивале джаза и блюза, сообщив музыкальной прессе, что Барретт страдает от
нервного истощения. Дженнер и Уотерс организовали визит Барретта к психиатру,
на котором он не присутствовал. Его отправили отдыхать на солнце на испанский
остров Форментера вместе с Уотерсом и Сэмом Хаттом (врачом, хорошо
зарекомендовавшим себя на андеграундной музыкальной сцене), но это не привело к
заметным улучшениям.
Название
альбома, «The Piper at the Gates of Dawn», отсылает к богу Пану, изображенному
в книге 1908 года «Ветер в ивах».
Оригинальная
британская пластинка была выпущена 4 августа 1967 года в монофоническом и
стереофоническом миксах. Он достиг шестой строчки в британских чартах. Оригинальный
американский альбом появился 21 октября 1967 года в подразделении Capitol в
Tower. Эта версия была официально названа просто Pink Floyd, хотя оригинальное
название альбома появилось на задней обложке, как и на британском издании, и
Дик Кларк сослался на запись по ее первоначальному названию, когда группа появилась
в его телевизионной программе American Bandstand 18 ноября. Американский альбом
имел сокращённый трек-лист, и достиг 131-го места в чартах Billboard.
Британский сингл «See Emily Play» был заменен на «Astronomy Dominé», «Flaming»
и «Bike». Выпущенный как раз к туру группы по США, «Flaming» был выпущен в
качестве сингла вместе с «The Gnome».
В издании
альбома на лейбле Tower также был убран "Interstellar Overdrive" и он
был разбит на "The Gnome", чтобы соответствовать повторной последовательности
песен. Более поздние американские издания на компакт-дисках имели то же
название и список треков, что и британская версия. Альбом был сертифицирован
золотым в США как часть «A Nice Pair with A Saucerful of Secrets» 11 марта 1994
года. О работе на Tower Records Дженнер прокомментировал: «С точки зрения
Великобритании и Европы это всегда было хорошо. Америка всегда была сложной. В
Капитолии этого не видели. Вы знаете: «Что это за последний кусочек мусора из
Англии? О Боже, это принесет нам еще больше горя, поэтому мы выпустим его на
Tower Records, который был дочерней компанией Capitol Records [...] Это была
очень дешевая операция, и это стало началом бесконечных проблем The Floyd с
Capitol. Все началось плохо и продолжало быть плохим».
Критический
прием
На момент
выпуска Record Mirror и NME дали альбому четыре звезды из пяти. Record Mirror
прокомментировал, что "психоделический образ группы действительно оживает,
в плане записи, на этом альбоме, который является прекрасной демонстрацией как
их таланта, так и техники записи. Здесь много умопомрачительного звука, как
явного, так и тонкого, и все это очень хорошо исполнено». Cash Box назвал его
«особенно поразительной коллекцией драйвовых, современных рок-предприятий». Пол
Маккартни и предыдущий продюсер Pink Floyd Джо Бойд высоко оценили альбом.
Некоторые высказывали мнение фанатов андеграунда, предполагая, что альбом не
отражает живые выступления группы.
«Когда я впервые услышал их музыку, я не был
сильно впечатлен», — вспоминал тогдашний сотрудник EMI Алан Парсонс. «Я работал
в [штаб-квартире EMI] в Хейсе, и альбом Piper at the Gates of Dawn пришел ко
мне для дублирования. И я думал, что если это будет музыка будущего, то я не
ждал этого с нетерпением. Но, как и во многих других вещах, вы начинаете любить
кусочки этого в течение длительного периода времени».
В 1999
году журнал Rolling Stone дал альбому 4,5 звезды из 5, назвав его «золотым
достижением Сида Барретта». В 2003 году он занял 347-е место в рейтинге журнала
«500 величайших альбомов всех времен», сохранив этот рейтинг в обновлении 2012
года и поднявшись на 253-е место в перезагрузке списка в 2020 году.
«The
Piper at the Gates of Dawn» провозглашается психоделическим шедевром, а ЛСД
упоминается как прямое влияние. AllMusic назвал его одним из величайших
психоделических альбомов всех времен и описал его как «полный красочных,
детских, отчетливо британских причуд, хотя и отфильтрованных через
восприимчивую линзу ЛСД», добавив, что «запоминающиеся, мелодичные кислотные
поп-песни Барретта уравновешиваются более длинными, более экспериментальными
пьесами, демонстрирующими инструментальные фрики группы».
Джеймс Э.
Перон говорит, что «The Piper at the Gates of Dawn» стал известен как
концептуальный альбом в более поздние годы, потому что слушатели хотели
прослушать его до конца, а не выбирать любимую песню. В то время как биограф
The Beatles Филип Норман согласен с тем, что «The Piper at the Gates of Dawn»
является концептуальным альбомом, другие авторы утверждают, что Pink Floyd не
начинали выпускать концептуальные альбомы до 1973 года, когда вышел альбом «The
Dark Side of the Moon». Автор Джордж Рейш назвал Pink Floyd «бесспорными» королями
концептуального альбома, но только начиная с Dark Side. В июле 2006 года журнал
Billboard описал альбом «The Piper at the Gates of Dawn» как «один из лучших
психоделических рок-альбомов всех времен, основанный на чудаковатых
повествованиях Барретта и мастерстве группы как с длинными джемами, так и с идеальными
поп-самородками».
В книге «101
Essential Rock Records» историк музыки Джефф Голд предположил, что Pink Floyd
«в конечном итоге изобрели прогрессивный рок одним махом» с альбомом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий