четверг, 24 июля 2025 г.

Величайшие гитаристы всех времен. Чет Аткинс (20 июня 1924 — 30 июня 2001).

Величайшие гитаристы всех времен.

Зал славы кантри.

Зал славы Рок-н-ролла.

Честер Бертон Аткинс (Chester Burton "Chet" Atkins) — американский музыкант, гитарист-виртуоз, продюсер и звукорежиссёр, вместе с Оуэном Брэдли и Бобом Фергюсоном создавший т.н. «Нэшвилл Саунд», стиль кантри-музыки, который расширил привлекательность жанра и в 1940-е годы вновь сделал его мейстримом американской поп-музыки.

Техника игры Аткинса (фингерстайл), сложившаяся под влиянием Мерла Трэвиса, Джанго Рейнхардта, Джорджа Барнеса и Леса Пола, принесла ему популярность в США, а впоследствии и во всём мире. Аткинс провел большую часть своей карьеры в RCA Victor и продюсировал записи для The Browns, Хэнка Сноу, Портера Вагонера, Нормы Джин, Долли Партон, Дотти Уэст, Перри Комо, Флойда Крамера, Элвиса Пресли, The Everly Brothers, Эдди Арнольда, Дона Гибсона, Джима Ривза, Джерри Рида, Скитера Дэвиса, Уэйлона Дженнингса, Роджер Уиттакер, Энн-Маргрет и многие другие.

Chet Atkins – «Mr. Sandman» (TV 1954)

Журнал Rolling Stone отдал должное Аткинсу за изобретение «звучания Нэшвилла», которое спасло кантри-музыку от коммерческого спада» и поставил его на 21-е место в своем списке «100 величайших гитаристов всех времен». В 2023 году Аткинс был назван 39-м лучшим гитаристом всех времен. Среди многих других наград Аткинс получил 14 премий «Грэмми» и премию «Грэмми» за жизненные достижения. Он также получил девять наград Ассоциации кантри-музыки в номинации «Инструменталист года». Он был введен в Зал славы рок-н-ролла, Зал славы и музей кантри-музыки, а также Зал славы и музей музыкантов.


Чет Аткинс родился 20 июня 1924 года в Лютрелле, Теннесси, около Клинчских гор, и рос там со своей матерью, двумя братьями и сестрой, младшим в семье. Его родители развелись, когда ему было шесть. Он начинал с укулеле, впоследствии перешёл на скрипку, но выторговал за старый пистолет и несколько обязанностей по дому гитару, когда ему было девять. Из-за болезни его отца, семье Чета пришлось переехать в Форстон, штат Джорджия. Там он посещал школу Mountain Hill.

Одним из первых наставников будущего гитариста был его старший брат, который, кстати говоря, тоже впоследствии стал довольно известным музыкантом и в конце 1930-х годов играл в паре с Лесом Полом. К моменту окончания школы, в 1941 году, Чет уже был сложившимся гитаристом. Используя свои контакты в мире музыки, он почти сразу же устроился музыкантом на радио и выступал на 'Bill Carlisle Show' в городе Ноксвилл, штат Теннесси. Одновременно с этим он стал участником группы Dixie Swingers. Через три года он поменял место работы и подписал контракт с радиостанцией в городе Цинциннати. В 1946 Аткинс впервые появился в популярнейшей в то время передаче Grand Ole Opry. В том же году вышла его первая (пока ещё не сольная) пластинка.

Chet Atkins – «Dark eyes»

Путь к вершине славы был сложен, и примером тому являются постоянные увольнения Аткинса с радиостанций. За следующие несколько лет он поменял много работ из-за неприятия его музыки руководством станций.

Жизнь кидала Аткинса то в Спрингфилд (штат Миссури), то в Денвер (штат Колорадо). Однако фортуна все же не покинула Чета — в результате его скитаний по стране плёнка с его песнями попала в руки Стива Шоулса, который в то время руководил Чикагским отделением известнейшей компании звукозаписи — RCA. По окончании прослушивания пленки Шоулс позвонил Аткинсу и предложил ему сотрудничество.

Вскоре Чет уехал в Нэшвилл, где на студии RCA записал восемь своих композиций, а также стал постоянным сотрудником компании. Благодаря своим связям с Шоулсом, он стал принимать участие в популярнейшей передаче «Grand Ole Opry». Таким образом, в Нэшвилле (который, кстати говоря, является исторической столицей музыки «кантри») Аткинс стал своим человеком.

Chet Atkins and Roy Clark – «Rainbow»

В 1953 году компания RCA сделала Чета своим постоянным консультантом в Нэшвилле, а уже к концу 50-х вся страна знала его как одного из лучших гитаристов, благодаря его постоянному участию в записях пластинок с самыми известными исполнителями Америки.

В 1957 году Шоулс ушёл из RCA, оставив Чета менеджером отделения компании в Нэшвилле. Однако корпоративная работа не убила в Аткинсе музыканта. В 1960 годуон восхитил публику своей игрой на знаменитом джаз-фестивале в Ньюпорте, а в 1961-м был приглашен на сольный концерт в Белый дом.

В 1965 году одна из его сольных композиций попала в пятёрку лучших песен года. Надо отметить, что это успех, учитывая, что на дворе стояли времена рок-н-ролла, а Чет играл кантри и джаз…

Chet Atkins - "The Entertainer"

После этого начался период некоторого творческого спада: Аткинс по-прежнему оставался одним из известнейших гитаристов страны, но его сольные работы редко поднимались выше 40-го места.

В начале 1970-х годов Чет опять вышел из тени, но не как сольный исполнитель, а как один из музыкантов популярного трио Nashville String Band.

К концу 1970-х годов работа с RCA стала для музыканта затруднительной: он уже давно хотел записывать сложные джазовые композиции, но компания не позволяла ему, ссылаясь на то, что джаз не популярная музыка. В результате все более нарастающих разногласий в 1982 году Чет ушёл из RCA в не менее популярную фирму Columbia Records.

Mark Knopfler & Chet Atkins – «Poor Boy Blues» (Official Video)

Между 1982 и 1994 годами Чет записывал альбом за альбомом. В его стиле все больше проявлялось влечение к джазу, однако не исчезали и нотки его фирменного кантри стиля. Параллельно с работой в Columbia Records вышли в свет учебные пособия и видеокассеты, на которых были детально описаны приемы его игры. Благодаря этим пособиям тысячи гитаристов по всему миру смогли повысить свой уровень игры или расширить диапазон своих возможностей. Самый известный учебник был выпущен в 1996 году и назывался The Guitar of Chet Atkins.

Близкие Чету друзья рассказывали, что в последние годы жизни Чет уже не мог играть, но он часто брал свою гитару (Gretsch) и просто держал её в руках, представляя, как он играет.

Chet Atkins – «Yakety Axe» (Live 1991)

30 июня 2001 года великого гитариста не стало. Чет ушел из жизни в возрасте семидесяти семи лет. В Нэшвилле одна из улиц названа его именем, а в центре города ему поставлен памятник, изображающий Аткинса, играющего на гитаре. Известный под именем "Мистер Гитара", он запомнился миллионам слушателей как настоящий Джентльмен музыки кантри.

Комментариев нет:

Отправить комментарий