Луи
Беллсон родился в Рок Фолс (Rock Falls), штат Иллинойс, близ Чикаго и носил имя
Луиджи Паулино Альфредо Франческо Антонио Балассони (Luigi Paulino Alfredo
Francesco Antonio Balassoni). Его родители были иммигрантами из Италии: отец из
Неаполя, мать из Милана. Со временем фамилия Балассони упростилась до Беллсон.
Любовь
Беллсона к барабанам проявилась рано и, как у многих барабанщиков того времени,
при посещении парада. Отец Луи умел играть на различных инструментах и владел
музыкальным магазином в Молине, штат Иллинойс. Как вспоминал Беллсон, его три
брата и 4 сестры тоже обучались у отца игре на различных инструментах, и часто
дома они вместе играли тарантеллы. В 13 лет Беллсон научился немного
дирижировать и был хорошо знаком со многими операми и классическими
произведениями.
В 15 лет,
движимый желанием узнать, как можно больше о технике игры на ударных, Беллсон
начал брать уроки у Роя Кнаппа (который обучал легендарного Джина Крупу).
Однажды на одном из уроков рисования Луи нарисовал два круга и на вопрос
учителя ответил, что проектирует свою будущую барабанную установку. В итоге он
получил высший бал за свой проект, а мир в дальнейшем увидел установку с двумя
бас-барабанами.
«Как вам сказать? Дополнительный бас-барабан – это как хрустящая корочка на пироге. Барабанщику совсем необязательно использовать два баса, если в этом он не видит необходимости. Я видел перспективы, и дополнительный бас был действительно мне нужен», – объяснял Беллсон. В итоге фирма «Gretsch Drum Company» рассмотрела точку зрения молодого музыканта и выпустила первую установку с двумя бас-барабанами.
В 17 лет
в жизни Луи произошли два великих события. Во-первых, он победил, обойдя 40000
барабанщиков, на «Gene Krupa-Slingerland Drum Contest» и получил национальную
известность. Беллсон рассказывал, что в финале было 750 барабанщиков, многие из
которых, по его мнению, были невероятно хороши, и судил финал сам Джин Крупа.
После победы Луи смог встретиться со своим кумиром. «Джин сказал, что у меня
невероятный талант, и я должен продолжать играть», – вспоминал Беллсон. С этого
момента и до самой смерти Крупы в 1973 году Луи и Джин крепко дружили.
Вторым
событием было то, что молодой Луи получил свою первую профессиональную работу в
бэнде. Помимо совершенствования собственной техники, Беллсон много времени
тратил на прослушивание других барабанщиков, посещая выступления всех
знаменитых коллективов, заезжавших в Молин или Дэвенпорт. Однажды в тех краях
выступал пианист Тед Фио Рито со своей группой. Тед был известным автором
песен, руководителем бэнда, в котором когда-то играл Бенни Гудман, но ветеран
сцены не раздумывая предложил Луи работу, когда тот посетил их выступление.
Однажды,
в сентябре 1942 года, выступление бэнда Фио Рито пришел послушать басист Гарри
Гудман, брат Бенни Гудмана, и был так сильно впечатлен игрой Луи, что предложил
ему прослушивание в коллектив «King of Swing». На следующий день Гарри Гудман
привел на студию «Paramount» Беллсона, чтобы тот сыграл пару пьес для Бенни.
Прослушивание больше походило на кинопробы, так как коллектив Бенни в то время
снимался в картине «The Powers Girl». Луи нарядили в смокинг, нанесли на лицо
грим и попросили сыграть несколько номеров на камеру. Техника игры произвела
впечатление на Бенни Гудмана, и он сразу предложил Беллсону работу.
Первое
выступление «King of Swing» с новым барабанщиком состоялось 9 октября на
открытии отеля «New Yorker». Далее последовали ежевечерние выступления в
течение трех месяцев, а также съемка в фильме «Stage Door Canteen», где
Беллсона иногда можно видеть за спиной Бенни Гудмана. Стоит отметить и знаковое
выступление 30 декабря 1942 года с Фрэнком Синатрой.
После
очередных съемок в фильме «The Gang’s All Here» в 1943 году пути молодого Луи и
Бенни Гудмана расходятся: Гудман задержался в Калифорнии из-за рождения своей
первой дочери, а Беллсона призвали на службу в армию.
В 1946
году Беллсон демобилизовался и в мае того же года вновь присоединился к
оркестру Бенни Гудмана. Едва успев воссоединиться с коллективом, Беллсон принял
участие в записи своей первой пластинки, показав чистую и аккуратную технику
игры на ударной установке. Затем последовали выступления на радио («The Benny
Goodman Radio Show», «Victor Borge Show») и запись еще нескольких успешных
пластинок.
В 1947
году Луи Беллсон присоединился к Томми Дорси. Беллсон мог продолжать с успехом
свинговать в оркестре Дорси, но на самом деле ему хотелось сочинять музыку. Для
этого необходимо было найти лучшего учителя, и Луи нашел. Им был Норман «Бадди»
Бейкер, автор бесчисленного множества композиций для студии Уолта Диснея и
основатель «The Thornton School of Music» при Университете Южной Калифорнии
(University of Southern California).
Беллсон
ушел из оркестра Томми Дорси, а позже присоединился к оркестру Гарри Джеймса и
работал там до того момента, пока его вместе с Хуаном Тизолом и Вилли Смитом не
пригласил Дюк Эллингтон. «У Дюка было много задумок, которые были нам по душе,
и мы пошли сказать Гарри о нашем уходе. Когда Гарри услышал об этом, то
попросил взять его с нами», – вспоминал Беллсон.
Двухгодичное
сотрудничество с Эллингтоном оказалось для Беллсона очень продуктивным. Он смог
не только применить на практике выученное у Бейкера, но и почерпнуть много
нового от Эллингтона, а также от композитора и аранжировщика Билли Стрейхорна.
Эллингтон же так был впечатлен барабанщиком, который сочинял и писал
аранжировки, что просил показывать их ему. Такое внимание Беллсона очень
смущало.
При
поддержке Тизола Беллсон показал своему боссу и наставнику две свои композиции
– «Skin Deep», написанную в 1946 году, и более современную «The Hawk Talks». «Я
писал «The Hawk Talks» для Гарри Джеймса, – рассказывал Беллсон. – Музыканты
часто звали Гарри по прозвищу – Ястреб (‘The Hawk). К моему удивлению, Дюк
решил записать эту пьесу. С тех пор я стал еще заниматься и аранжировками. Для
меня хорошим опытом послужила репетиция с самим Дюком Эллингтоном моего
материала».
В 1952
году Беллсон ушел от Эллингтона. Причиной этому послужила его свадьба с певицей
и актрисой Перл Бейли. Луи стал ее музыкальным директором на несколько
следующих лет, управляя при этом своим собственным бэндом, в который входили
трубач Тафт Джордан, тенор-саксофонист Эдди Локджо Дэвис и басист Джордж
Дьювивье.
В 1955
году Беллсон принял приглашение Нормана Гранца поучаствовать в шоу «Jazz At The
Philharmonic». Он также выступал в этом шоу в 1967 и 1972 годах. Помимо Луи в
шоу принимали участие Бадди Рич, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Лестер Янг,
Рой Элдридж, Кларк Терри, Флип Филлипс, Оскар Питерсон и многие другие
знаменитые джазмены. С помощью Гранца также была записана пластинка квинтета
Луи Беллона.
С 1955 по
1956 годы Луи Беллсон работал в оркестре братьев Дорси, а во второй половине
50-х годов музыкант продолжал участвовать в концертных турах своей жены, в
остальное время работая сессионным барабанщиком, аранжировщиком и композитором.
В 60-е годы Беллсон эпизодически сотрудничал с Эллингтоном и принял участие в
его проекте «The Concert of Sacred Music». Бадди Рич в 1968 году отдал дань
уважения своему коллеге и попросил его взять на себя управление оркестром, так
как у Рича была травма спины.
У Луи
Беллсона был и свой оркестр, которым он управлял 45 лет. Состоял он из четырех
территориально разделенных коллективов из Чикаго, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и
Университета Стэнфорда. За это время через оркестр прошло немало знаменитых и
талантливых музыкантов. Основной состав оркестра назывался «Big Band
Explosion».
В 1987
году на встрече в «Percussive Arts Society» в Вашингтоне Луи Беллсон и Гарольд
Фаберман представили свое совместное сочинение «Concerto For Jazz Drummer And
Full Orchestra», которое стало первым произведением, написанным для джазового
барабанщика и полного симфонического оркестра.
Помимо
множества музыкальных сочинений и импровизаций, охватывающих джаз, рок, фьюжн,
романтические оркестровые сюиты, симфонические произведения и балет, Беллсон
был также и прекрасным поэтом. И конечно, он был автором более десятка книг об
искусстве игры на барабанах и перкуссии. Совместно со своим биографом он
выпустил мемуары, названные, как и одна из композиций – «Skin Deep». Кроме
того, Луи Беллсон являлся вице-президентом компании «Remo» по производству
пластиковых мембран для барабанов и имел дружеские отношения с Армандом
Зильджаном.
У Луи
Беллсона есть множество музыкальных наград, и он был введен во многие Залы
Славы. До своих последних дней Беллсон активно проводил семинары и клиники, на
которые приходили барабанщики всех возрастов и направлений, вдохновленные
магической техникой игры маэстро. Свою активность в столь преклонном возрасте
Луи объяснял тем, что хорошо заботился о своем здоровье в молодости.
Беллсон
умер 14 февраля 2009 года в возрасте 84 лет от осложнений из-за сломанной шейки
бедра и болезни Паркинсона.
«Приятно
сознавать, что я сделал что-то новое в музыке и как исполнитель, и как
композитор, – говорил Беллсон. – Мне также стоит упомянуть Сида Кэтлетта, Джо
Джонса и Чика Уэбба: без них я не стал бы тем, кем сейчас являюсь. Джин (Крупа)
и Бадди (Рич) тоже оказали на меня большое влияние. Я чувствую, что все они
многое дали мне, и я в свою очередь должен передать накопленное наследие
следующему поколению музыкантов и барабанщиков».
Луи
Беллсон, наряду с Джином Крупой и Бадди Ричем, входит в Великую тройку
барабанщиков Эры свинга. А свой подход к игре, принесший ему такую славу, лучше
всего опишет он сам: «Став знаменитым в Эру свинга, я всегда чувствовал, что
отличный барабанщик должен не только красиво построить соло, но и уметь столь
же хорошо создать фон для другого солирующего инструмента и всего бэнда в
целом. Лучшим комплиментом для меня было услышать от коллег: «Ты сегодня
шикарно свинговал, Луи!» или «Отличное соло!». Соло – это, конечно, прекрасно,
но за вечер вы сыграете одно или два соло. А как же остальное время? И тут
важно, как вы умеете играть баллады, босcа-нову, как хорошо вписываетесь в
ритм-секцию, как умеете аккомпанировать коллективу – все это и делает вас
великим барабанщиком».
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий