500 лучших альбомов всех времён
Свамп-рок
Рутс-рок
Рок-н-ролл
Кантри-рок
Южный рок
«Cosmo’s
Factory» — пятый студийный альбом американской рок-группы Creedence Clearwater
Revival, вышедший в июле 1970 года на лейбле Fantasy Records. Диск записан в
сан-францисской студии Wally Heider’s.
«Cosmo’s
Factory» стал самым коммерчески успешным альбомом Creedence Clearwater Revival
(возглавив хит-парады США, Великобритании, Австралии) и ознаменовал (по мнению
многих рок-критиков) пик творчества группы. Шесть из одиннадцати треков альбома
были выпущены в качестве синглов, и все они вошли в пятерку лучших в чарте
Billboard Hot 100. В январе 1970 года двойной сингл «Travelin' Band»/«Who'll
Stop the Rain» достиг второго места в чарте Billboard Hot 100. В апреле группа
выпустила двойной сингл «Up Around the Bend»/«Run Through the Jungle», который
достиг четвёртого места в Hot 100. В июле 1970 года был выпущендевятый сингл
группы «Lookin' Out My Back Door»/«Long as I Can See the Light», который достиг
второго места в Hot 100.
Альбом провел девять недель подряд на первом месте в Billboard Top LP’s и 16 декабря 1970 года альбом был сертифицирован золотым (500 000 проданных копий) Ассоциацией звукозаписывающих компаний Америки. Почти 20 лет спустя, 13 декабря 1990 года, он получил сертификацию в четыре раза платиновую, что свидетельствует о продажах более четырех миллионов копий.
С выпуском «Cosmo's Factory» в июле 1970 года Creedence Clearwater Revival достигли своего коммерческого зенита. Это был их пятый альбом за два года, и он стал международным успехом, возглавив чарты альбомов в шести странах. Группа также гастролировала по Европе в 1970 году, выступая в лондонском Royal Albert Hall и других местах, и стала самой популярной группой в Америке, в значительной степени игнорируя психоделический эйсид-рок, типичный для той эпохи. Однако, несмотря на смесь рокабилли, фолка и R&B, некоторые коллеги и рок-критики отвергли их как сингл-группу, не имеющую смысла.
В 2012
году Uncut отметил: «В то время как длинноволосые жители Сан-Франциско
насмехались над их коммерциализацией, Creedence с тех пор выпускали двойные
стороны «А». И обе песни неизменно обладали сверхъестественной способностью
проникать во все слои населения».
Композиции
Возможно,
больше, чем любой другой альбом Creedence, «Cosmo's Factory» демонстрирует
широкий спектр музыкальных ингредиентов, которые послужили основой для их
звучания «болотного рока»: R&B («Before You Accuse Me», «My Baby Left Me»),
соул («I Heard It Through the Grapevine», «Long As I Can See the Light»),
кантри («Lookin' Out My Back Door»). рокабилли и классический рок-н-ролл («Ooby
Dooby», «Travelin' Band») и психоделия («Ramble Tamble»).
«Travelin'
Band» был вдохновлен рок-н-ролльными песнями 1950-х годов, особенно Литтл
Ричарда. В октябре 1972 года компания, которой принадлежали права на публикацию
песни Ричарда «Good Golly, Miss Molly», посчитала, что «Travelin' Band» имеет
достаточно сходства, чтобы оправдать иск о плагиате, который позже был
урегулирован во внесудебном порядке.
Обратная
сторона сингла, «Who'll Stop the Rain», была ещё более необычной, и Фогерти
сказал Uncut в 2012 году: «"Travelin' Band" была моим приветствием
Литтл Ричарду, но "Who'll Stop The Rain?" была неотемлемой частью
того времени. С 1968 по 1974 год Вьетнам был, вероятно, самой важной вещью,
которая занимала умы молодых людей».
«Run
Through the Jungle» поднимал аналогичную проблему: многие слушатели считали,
что текст песни о войне. По словам басиста группы Стю Кука, в начале и в конце
песни используются звуковые эффекты джунглей, созданные «большим количеством
задом наперед гитары и фортепиано».
Эта песня
была любимой песней ритм-гитариста Тома Фогерти в CCR: «Моей самой любимой
мелодией Creedence была «Run Through the Jungle». Это как маленький фильм сам
по себе со всеми звуковыми эффектами. Он никогда не меняет тональность, но все
время удерживает ваш интерес. Это как мечта музыканта. Он никогда не меняет
тональность, но у вас создается иллюзия, что это так».
«Lookin'
Out My Back Door» была прямой данью уважения Bakersfield Sound, стилю музыки,
который повлиял на Джона Фогерти и звучание Creedence — Бак Оуэнс, один из
архитекторов Bakersfield Sound, даже упоминается в тексте. Песня известна своим
оптимистичным темпом, непринужденной атмосферой и сменой тональности и темпа
ближе к концу.
Лирика,
наполненная красочными, похожими на сон образами, заставила некоторых поверить,
что песня была о наркотиках (согласно теории наркотиков, «летающая ложка» в
песне была кокаиновой ложкой, а сумасшедшие изображения животных были кислотным
трипом). Фогерти, однако, неоднократно заявлял в интервью, что песня на самом
деле была написана для его сына Джоша, которому на тот момент было три года, и
говорил, что ссылка на проходящий мимо парад была вдохновлена книгой доктора
Сьюза «И подумать, что я видел это на Малберри-стрит».
Несмотря
на то, что CCR был хорошо известен своими лаконичными, плотно аранжированными
песнями, «Cosmo's Factory» включает в себя две более длинные версии:
семиминутную вступительную песню «Ramble Tamble» и 11-минутный кавер на песню
Марвина Гэя «I Heard It Through the Grapevine».
Группа
пробовала себя в психоделии на своем дебютном сингле "Susie Q", но
"Ramble Tamble" более амбициозен, начинаясь с рокабилли-партии, затем
переходя в психоделическую стену звука, которая длится почти четыре минуты, а
затем возвращаясь к оригинальной рокабилли-секции ближе к концу. Песня была
отмечена критиками, а музыкальный журналист Стивен Хайден назвал её «самой роковой
песней всех времён». Как Кук объяснил Биллу Коппу из musoscribe.com: «На каждом
альбоме был длинный трек, но они никогда не были джемами, как таковыми...»
У
"Heard It Through the Grapevine" был немного джемовый характер, но
все они были довольно структурированы. Места для лапши не было. На живых
выступлениях было немного лапши, но в студии мы всегда старались довести
аранжировку до совершенства».
Несколько
песен на альбоме отдают дань уважения блюзовым и рок-н-ролльным корням группы,
в том числе «My Baby Left Me» Биг Артура Крудапа (заметный кавер на которую
ранее был записан Элвисом Пресли), «Before You Accuse Me» Бо Диддли и классика
рокабилли «Ooby Dooby».
Название
альбома происходит от склада в Беркли, где группа репетировала в начале своей
карьеры, который барабанщик Дуг «Космо» Клиффорд назвал «The Factory», потому
что лидер группы Джон Фогерти заставлял их репетировать там почти каждый день. В
2013 году Клиффорд вспоминал в интервью Goldmine: «Джон знал, что пресса будет
окружать нас из-за альбома, поэтому он сказал, что назовет альбом в мою честь,
и что мне придется иметь с этим дело. Он хотел, чтобы с него сняли давление.
Это был наш самый большой альбом за всю историю, и я говорю людям, что они
назвали его в мою честь, так что он должен был стать хитом [смеется]. Это
шутка!»
Фотография
на обложке была сделана Бобом Фогерти, братом Джона и Тома. Как писал Дэвид
Кавана из Uncut в 2012 году: «На обложке альбома были изображены четверо из
них, пойманные камерой в нерабочее время, гордый и некрутой квартет, который
больше походил на лесорубов, чем на рок-звезд». Рукописная табличка, прикрепленная
к столбу поддержки слева от фотографии, которая гласит «3RD GENERATION»,
является ироничной отсылкой к тому, что критик рок-музыки Ральф Глисон написал
в аннотации к дебютному альбому группы: «Creedence Clearwater Revival —
отличный пример третьего поколения групп из Сан-Франциско».
В своем
первоначальном обзоре Rolling Stone высказал мнение: «К настоящему времени
должно быть очевидно, что Creedence Clearwater Revival — это одна великая
рок-н-ролльная группа. «Cosmo's Factory», пятый альбом группы, является еще
одной веской причиной этого».
AllMusic
заявляет: «На "Long as I Can See the Light", последней песне альбома,
он снова находит утешение дома, закрепленное душевным, непринужденным грувом.
Он звучит на успокаивающей, элегической ноте, идеальном способе подвести итог «Cosmo's
Factory» – альбому, созданному во время стресса и хаоса, наполненному яростными
рокерами, каверами и интенсивными джемами». Редакционная рецензия от Amazon.com
называет альбом «пиком плодотворной полосы».
В 2014
году Cosmo's Factory были введены в Зал славы «Грэмми». В 2003 году альбом
занял 265 место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии Rolling
Stone; Он занял 413-е место в пересмотренном списке 2020 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий