четверг, 25 августа 2022 г.

Edwardian musical comedy - Эдвардианская музыкальная комедия. George Edwardes - Джордж Эдвардес (1855 – 1915 гг.)

 
Английский театральный менеджер и продюсер, создатель жанра Эдвардианской музыкальной комедии, Джордж Джозеф Эдвардес (George Joseph Edwardes) родился 8 октября 1855 года в городке Гримсби в Линкольншире. Он был старшим из четырех сыновей и трех дочерей инспектора таможни Джеймса Эдвардса и его жены Элеоноры Уиддуп. Родители Джорджа были католиками из Вексфорда, Ирландия. Эдвардс учился в колледже Сент-Джеймса в Кли, после чего отправился в Лондон для сдачи экзамена в Королевскую военную академию. Однако его кузены театральные менеджеры Джон и Майкл Ганн подыскали для юноши работу в Королевском оперном театре Лейсестера (Leicester's Royal Opera House). 

Джордж Джозеф Едвардес (1855 - 1915 гг.).
В 1875 году Майкл Ганн познакомился с знаменитым театральным импрессарио, композитором и отельером Викторианской эры Ричардом Д'Ойли Картом (Richard D'Oyly Carte.) и позднее стал партнером в его продюсерской компании. Вскоре Эдвардс переехал в Лондон, чтобы работать в «Opera Comique», где получил должность казначея. В 1881 году он стал менеджером, а затем первым управляющим директором «Savoy Theatre», участвуя в продюсировании несколько известных комедийных опер знаменитого театрального дуэта Викторианской эры драматурга Уильяма Гилберта (W.S.Gilbert) и композитора Артура Салливана (A.Sullivan). Во время работы в «Opera Comique» Эдвардс, добавив букву "е" к своей фамилии стал Эдвардесом, и познакомился со своей будущей женой - главной актрисой «D'Oyly Carte Opera Company» Джулией Гвинн (Julia Gwynne). Пара женилась в 1885 году и у них впоследствии родились три дочери и сын. 
В 1885 году Эдвардес был нанят на должность менеджера «Gaiety Theatre», где занялся постановкой  бурлесков, на которых специализировался театр. Вместе с Джоном Холлингсхедом (John Hollingshead) Эдвардес поставил бурлеск драматурга Литл Джека Шеппарда (Little Jack Sheppard) с оригинальной партитурой композитора Мейера Лутца (Meyer Lutz), премьера которого состоялась на Рождество 1885 года. После того, как в 1886 году Холлингсхед ушел на пенсию, Джордж Эдвардес стал главным импрессарио «Gaiety Theatre».
Партитура бурлеска "Ruy Blas and the Blase Roue" (1889).
Следующим спектаклем, поставленным Эдвардесом в «Gaiety Theatre» стала комическая опера «Dorothy» (1886), похожая на оперы Гилберта и Салливана, которые он ставил, работая в «Opera Comique», но публика «Gaiety Theatre» привыкла к бурлеску, и поэтому Эдвардес продал права на «Dorothy», вскоре ставшую хитом в другом театре. Эдвардес вернулся к производству бурлесков, но это были уже «новые бурлески»: «Monte Cristo, Junior» (1887), «Miss Esmeralda» (1887), «Frankenstein, or The Vampire's» (1887), «Faust up to Date» (1888), «Ruy Blas and the Blasé Roué» (1889), «Carmen up to Data» (1890), «Cinder Ellen up too Late» (1891), «Don Juan» (1892) - полнометражные произведения с оригинальной музыкой Мейера Лутца (Meyer Lutz), драматургией Фрэда Лесли (Fred Leslie), лирикой Адриана Росса (Adrian Ross) и хореографией Джона Дубана (John D'Auban). «Новые бурлески» были очень успешными и широко труппа «Gaiety Theatre» широко гастролировала в Великобритании и за рубежом. Однако оглушительный успех комической оперы «Dorothy», ставшей самым длительным проектом на театральной сцене того времени, показал Эдвардесу и другим продюсерам, что тематические, легкие комедии могут быть чрезвычайно успешными. В то же время смерть драматурга Фреда Лесли и уход на пенсию примы «Gaiety Theatre» Нелл Фаррен (Nellie Farren) помогли Эдвардесу распрощаться в 1892 году с эпохой бурлеска.
В 1892 году Эдвардес возглавил «Prince of Wales Theatre», поставил спектакль «His Excellency» в «Lyric Theatre» и, будучи приглашенным менеджером «Empire Theatre», превратил его в мюзик-холл, прежде чем этот театр стал ассоциироваться в 1894 году с успешными балетами под управлением композитора-директора Леопольда Венцеля (Leopold Wenzel). 
В 1890-х годах Эдвардес придумал новую стратегию для «Gaiety Theatre», которая содержала элементы бурлеска и мюзик-холла. Самые ранние из этих спектаклей, по образцу «Dorothy», имели музыкальный стиль, похожий на комические оперы Гилберта и Салливана. В этот микс он включил некоторые элементы формы, которую американские продюсеры Эдвард Харриган (Edward Harrigan) и Тони Харт (Tony Hart) создали на Бродвее десятью годами ранее. Как и известные театральные деятели Викторианской эпохи продюсер Томас Герман Рид (Thomas German Reed) и драматург У. С. Жильберт (W. S. Gilbert), Эдвардес хотел ставить музыкальные пьесы, которые были бы более респектабельными чем бурлеск, и привлекали в основном состоятельную публику. В своих постановках, менее сатиричных, чем пьесы Гилберта и Салливана, он стал активно использовать популярные песни, модные костюмы и богатые декорации. 
"A Gaiety Girl" (1893).
Первые из спектаклей Эдвардеса «In Town» (1892 году) и «A Gaiety Girl» (1893), поставленные в «Prince of Wales Theatre», имели успех и подтвердили то, что Эдвардес находится на правильном пути. Новые музыкальные спектакли получили название «Эдвардианских музыкальных комедий». Если Эдвардес и не изобрел этот жанр, то, в любом случае, он популяризировал его в Великобритании и был первым продюсером, поднявшим его до международного уровня. Для создания своих шоу Эдвардес приглашал лучших композиторов и драматургов и, хотя сам никогда не выступал в своих постановках, строго контролировал все их аспекты.

В «Gaiety Theatre» Эдвардес нанял бельгийского композитора оперетты Ивана Карилла (Ivan Caryll) в качестве музыкального руководителя театра и создал серию шоу с использованием модных костюмов, романтической музыкой, популярных песен и красивых танцев, включив все эти элементы в непрерывную однородную повествовательную часть. Как и бурлеск, «женские» мюзиклы Эдвардеса выделялись мизансценами, специально придуманными для демонстрации женских тел, но всё это происходило строго в контексте повествования, было продуманно с точки зрения  современной моды и декораций и исполнялось с легким налетом пародии на социальные условности.
"The Shop Girl" (1894).
В течение следующих двух десятилетий «женские» мюзиклы композитора Лайонела Монктона (Lionel Monckton) и драматурга Оуэна Холла (Owen Hall) составляли основной репертуар «Gaiety Theatre». За эти годы были поставлены такие безусловные хиты эпохи Эдвардианской музыкальной комедии, как «The Shop Girl» (1894), «The Circus Girl» (1896), «A Runaway Girl» (1898), «The Orchid» (1903), «The Spring Chicken» (1905), «Our Miss Gibbs» (1907), «The Girls of Gottenberg» (1909), «The Sunshine Girl» (1912) и «After the Girl» (1914). Наряду с «женскими» мюзиклами театром развивалась тема мюзиклов, которые можно было бы назвать «мужскими»: «The Messenger Boy» (1900), «The Toreador» (1901), «The New Aladdin» (1906), и «Theodore and Co.» (1916).

«I Can’t Say You’re The Only One» - Ada Jones & Billy Murray from musical comedy «The Girls of Gottenberg» (1909).
Главной достопримечательностью шоу Эдвардеса был гламурный кордебалет «Gaiety Girls». Это были модно одетые, в отличие от, затянутых в корсеты, актрис из бурлеска, элегантные девушки. В шоу Эдвардеса, как отметил The Sketch в обзоре комедии «The Geisha» (1896), все девушки были одеты в соответствии с последними новинками моды. Многие из известных лондонских портных стремились создавать костюмы для шоу Эдвардеса. Иллюстрированные периодические издания стремились публиковать фотографии актрис «Gaiety Theatre» во время их выступлений на сцене, поэтому театр стал отличным местом для рекламы произведений модных лондонских кутюрье.
Карикатура на "stage door johnnies" (1900-е гг.).
«Gaiety Girls» были вежливыми, порядочными молодыми женщинами и вскоре стали общепризнанным символом идеальной женственности. Они пользовались большим успехом у «завсегдатаев кулис» («stage door johnnies») 1890-х годов - некоторые из них стали популярными актрисами или вышли замуж за членов высшего общества и даже аристократов. Например, в 1907 году Дениз Орме (Denise Orme) вышла за лорда Чарстона, а вторым браком - за герцога Лейнстерского. Британский писатель и драматург Алан Хайман (Alan Hyman) в своей книге «Годы веселья» («The Gaiety Years») писал:
«В 90-е годы, после того, как Конни Жильхрист (Connie Gilchrist), звезда «Gaiety Theatre», вышла замуж за графа Оркнейского, кордебалет стал брачным агентством для девушек с амбициями. За ней последовала, очаровавшая Лондон в «The Messenger Boy», Рози Бут (Rosie Boote), которая вышла за маркиза Хедфорта. После этого множество «звезд» оставили своего шефа и вышли замуж за титулованных особ, в то время как «звездочки» удовлетворились банкиром или биржевым брокером. Шеф справедливо счел себя одураченным и в каждый контракт был вставлен т.н. «брачный параграф»... Дебютантки соревновались, чтобы попасть в «Gaiety Girls», в то время как молодежь высшего света стремилась в ряды их поклонников».
«Gaiety Girls» Have A Tea Party Aka Pin Up Girls Of Gaiety Days (1946).
Интересный ролик, я бы назвал его «Gaiety Grannies - Sic transit gloria mundi». Красавицы Эдвардианской комедии спустя 50 лет. Среди них можно увидеть и вышеупомянутых звезд Дениз Орме и Рози Бут. 
Эдвардес вместе с американским продюсером Огастином Дэйли (Augustin Daly) построил в Лондоне новый театр «Daly», который открылся в 1893 году. В 1895 году его лично возглавил Эдвардес,  пригласивший  музыкальным режиссером известного английского дирижера и композитора Сидни Джонса (Sidney Jones). Постановки Эдвардеса в «Daly» имели более последовательные сюжеты и более романтичную музыку, специально написанную для сюжета произведения, в отличие от, употреблявшихся ранее, сборников популярных песен на актуальные темы. Эти произведения были больше похожи на музыкальные комедии, чем шоу «Gaiety Theatre». Среди них были такие хиты, как  «An Artist's Model» (1895), «The Geisha» (1896), «A Greek Slave» (1898) и «San Toy» (1899). Звездами «Daly» стали высокопрофессиональные, романтичные певцы: баритон Хейден Коффин (Hayden Coffin) и сопрано Мари Темпест (Marie Tempest). К ним присоединились танцовщица Летти Линд (Letty Lind) и комик Хантли Райт (Huntley Wright). После ссоры с Коффином Эдвардес успешно поставил в «Daly» серию англоязычных адаптаций европейских оперетт: «Les p'tites Michu» (1905), «The Merry Widow» (1907), «The Dollar Princess» (1910), «The Count of Luxemburg» (1911) и «The Marriage Market» (1913).
«Вальсе Мимоза» («Valse Mimosa») был написан Карлом Кифером (Carl Kiefert) для музыкальной комедии «Гейша» («The Geisha») (1896). Партитура была составлена Сидни Джонсом (Sidney Jones) на либретто Оуэна Холла (Owen Hall), с текстами песен Гарри Гринбанка (Harry Greenbank). Другие песни были написаны Лайонелом Монктоном (Lionel Monckton) и Джеймсом Филпом (James Philp). Спектакль был поставлен Джорджем Эдвардесом (George Edwardes) в театре «Daly» в 1896 году и стал вторым, для того времени, шоу по количеству представлений. 
В 1902 году Эдвардес использовал  «Apollo Theatre» для постановки нескольких мюзиклов, в том числе «Three Little Maids»  (1902) и «The Girl from Kays» (1902). По мере роста успеха Эдвардесу понадобился еще один театр, и он добавил в свою сеть «Adelphi Theatre». Там он создал серию мюзиклов Лайонела Монктона (Lionel Monckton), Перси Гринбэнка (Percy Greenbank) и Адриана Росса (Adrian Ross), включая «The Earl and the Girl» (1903), «The Quaker Girl» (1910), «The Dancing Mistress» (1912) и «The Girl from Utah» (1913).
«The Quaker Girl» - Lionel Monckton (1910).
Эдвардес поставил комические оперы «The Duchess of Dantzic» (1903) в «Lyric Theatre» и « The Girl in the Train» (1909) в «Vaudeville Theatre». Он также руководил какое-то время «Empire Theatre of Varieties», стал основателем «Society of West End Theatre Managers», наряду с Фрэнком Курзоном (Frank Curzon), Хелен Карте (Helen Carte), Артуром Буркье (Arthur Bourchier) и шестнадцатью другими ведущими театральными продюсерами Великобритании. Эдвардес занимался выращиванием лошадей в округе Типперери и, принимая участие в скачках, завоевал множество призов. Когда разразилась 1-я мировая война, мэтр отдыхал на одном из немецких курортов и угодил на несколько месяцев в германскую тюрьму, что усугубило его проблемы со здоровьем. 
4 октября 1915 года Джордж Эдвардес умер у себя дома в Риджентс-парке, не дожив 4-х дней до своего 60-летия, оставив после себя значительную сумму долгов. Его театральные предприятия продолжали работать под руководством актера, театрального менеджера и продюсера Роберта Эветта (Robert Evett), которому в течение нескольких лет удавалось создавать хиты, в частности, «The Maid of the Mountain» и «The Boy», выплачивая из полученной прибыли долги Эдвардеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий