вторник, 11 июля 2023 г.

11 июля 1940 года родилась певица Елена Камбурова...

Елена Камбурова родилась за год до Великой Отечественной войны в Сибири. Ее отец, Антон Семенович Камбуров работал инженером, а мама, Лидия Марковна Захарова, была педиатром. В семье воспитывался еще брат Елены, Владимир, который пошел по стопам отца.

Корни Камбуровой по отцу - греческие, ее предки жили в Приазовье. Она рассказывала: "Мои предки со времен Екатерины Великой жили в Крыму, потом разъехались, разбрелись, и будущие мои родители появились на свет под Макеевкой - ныне это Донецкая область Украины. Кстати, все мои родственники относились к деревенской интеллигенции: учителя, лица духовного звания, писари. Все они - дедушка, дяди - были репрессированы, расстреляны. Бабушка, мамина мама, очень любила петь. У мамы, врача-педиатра по профессии, был красивый голос приятного тембра, такой вибрирующий. Отец, инженер, в молодости играл на гитаре и очень хорошо пел". Ее детство прошло в Хмельницком на Украине, куда переехала семья.

Елена Камбурова – «Маленький принц» (1972)

В детстве Елена практически не выходила на сцену и в первый раз решилась выступить сольно в десятом классе. Задумала выйти необычно — прямо из зала. Да ещё попросила, чтоб её в конце программы поставили. Это был провал провалов. Если такой эпизод показать в кино, он был бы ультракомедийным. Девочка хочет, танцуя, пройти сквозь зал, на первом же шаге опрокидывается, падает, потом, наконец, проталкивается через своих сверстников на сцену, открывает рот, пытается петь, а звук не идёт. Она перебегает на другую сторону — голоса все равно нет. В общем, погримасничала и убежала. Волна волнения поглотила её совершенно. Зрители смеялись, а она, даже не взяв шубу, побежала домой в чём была. И три дня не ходила в школу. Вот таким был первый экзамен, который она абсолютно не выдержала.

Мечтала стать драматической актрисой, серьёзно увлекалась поэзией. Однако после школы, не будучи совершенно уверенной в твердых основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года все же оттуда ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии народного артиста СССР Бориса Захавы и ученицы Е.Б. Вахтангова, выдающейся актрисы, народной артистки СССР Цецилии Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актёрское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.

На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады (окончила в 1966 г.). Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИС имени Луначарского. Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.

Елена Камбурова – «Любовь и разлука» (из к/ф "Нас венчали не в церкви")

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Фаиной Раневской:

— Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской — одно из таких чудес. На радиостанции «Юность» я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу — и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привел меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало я пришла в её опустевшую квартиру и увидела, что в Таганрог, где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи. Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф, театральной звезде начала века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин. Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо».

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Булатом Окуджавой:

— Через всю мою жизнь проходит Булат Окуджава. Со всем миром его песен, его романтизмом, его Надеждой, Верой и Любовью. Судьба одарила меня многими встречами с Булатом. Самая первая была в Ленинграде. Меня повез к нему знакомиться композитор Кирилл Акимов, первым решившийся аранжировать песню «Ленька Королев». Меня так порадовало, что ни аранжировка, ни мое юношеское исполнение песни ничуть не смутили автора, а, скорее, наоборот. Из того вечера больше всего запомнилась детская кроватка, где уютно спал недавно родившийся сын Булата и Оли — Буля. Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро «Речной вокзал». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина. Однажды после просмотра на «Мосфильме» картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“» мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли Датского короля». В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь её выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась… Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном. Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел её и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия ещё выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа… Последействие его поэтического мира в полной мере я ощутила только сейчас. Когда мне трудно, я ищу утешение в песнях Окуджавы, в каждом его слове, сказанном и спетом. Я меряю всё по Булату.

Елена Камбурова – «Капли датского короля» (1970)

Шестидесятые годы — время необычайного подъёма интереса к поэзии, поэтические вечера собирали тогда стадионы. И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьёзном и сокровенном. С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Поэзия — один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Судьба свела её с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе, они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар — песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского. Вместе с Ларисой Критской на фирме «Мелодия» в 1970 году был записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. В него вошли песни Критской на стихи Левитанского, песни Таривердиева и Саульского на стихи Г.Поженяна, Ю.Кима и др. С Ларисой Критской Елена Камбурова сотрудничает и по сей день.

В начале 70-х в результате работы с композитором Микаэлем Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна (среди которых, ставшая своего рода автографом певицы песня «Я такое дерево…», о неотъемлемом праве на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств) и цикл на стихи А. Вознесенского по мотивам романа Э. Хемингуэя под названием «Прощай, оружие» (позднее записанный и вышедший отдельной пластинкой с одноимённым названием), в котором гражданская тематика, тема войны, опять-таки решается на уровне отдельной человеческой личности. Возможность лирического решения гражданской тематики, отношение к гражданской войне не как к героической, но трагической теме Елена Антоновна воплотила в цикле песен о гражданской войне, так называемых «комсомольских» песен.

Елена Камбурова – «Гренада» (1970)

Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учётом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений.

С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. Так, вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины XX века. Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая — «Сохрани мою речь навсегда» на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима, в начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П. И. Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение стихов некоторых поэтов серебряного века с эстрады в условиях подозрительного к ним отношения требовало мужества и самоотверженности. Например, авторство текстов Николая Гумилёва приходилось прикрывать выдуманным псевдонимом Анатолий Грант.

Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а её концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву. Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить. Вместе с Владимиром Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», на нём собраны песни Дашкевича на стихи Ф.Тютчева, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Маяковского и др.

Елена Камбурова – «Город золотой»

Булат Окуджава отозвался об этой работе так: «Природа позаботилась о её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова.»

В 1986 году на фирме «Мелодия» была записана пластинка Камбуровой под названием «Да осенит тишина» (в это же время в её концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в котором певица предложила слушателям взгляд на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл песен, включающий в себя и русские народные песни, и авторские баллады, написанные на исторические темы.

Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия её песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна. Её репертуар невероятно разнообразен, он отражает многогранность таланта и широту поэтических и музыкальных вкусов певицы: в нём и песни Окуджавы и Матвеевой, с которых она начинала, и оригинальные, тонкие музыкальные интерпретации поэзии серебряного века — стихов М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, А.Блока, Г.Иванова и более близких к нам по времени Ю.Левитанского, Д.Самойлова, А.Тарковского. Это и песни, в основе которых тончайшая лирика поэтов Польши, Латинской Америки, Франции. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках — французском, английском, польском, испанском, греческом, на иврите.

Среди зарубежного репертуара Елены Камбуровой следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье XX столетия — Ж.Бреля, Барбары, Л.Ферре и др., их творчество, их понимание песенного жанра, как жанра музыкально-поэтического спектакля, очень близки по духу певице. Как посвящение французским единомышленникам Елена Камбурова выпустила отдельную программу «Ты видишь, я помню…», в которой звучат песни Франции от средневековья до наших дней. Камбурова поет и классику — песни Ф.Шуберта, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского (вокальные циклы «В детской» и «Песни и пляски смерти»), легко и убедительно разрушая сложившиеся у нас стереотипы относительно возможного их исполнения.

Певица и сегодня много гастролирует по России и за рубежом: с огромным успехом проходят её концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, Швеции.

— Я пожизненно разъезжающий человек. У меня не было ни одного сезона, когда бы я никуда не ездила. Поэтому в свои города я езжу раз в полтора-два года. Мне достаточно, больше мне не нужно. А у молодых пока нет такой перспективы, и это очень грустно.

В последние годы она принимает участие в концертах музыкального проекта «Имена на все времена» в России.

Особой строкой в биографию певицы вписан кинематограф. С ним у Елены Камбуровой давние и тесные взаимоотношения. Среди актёрских работ певицы роли в фильмах-концертах «Монолог» (1970), «Прощай, оружие» (1972), «Поет Елена Камбурова» (1984), «Мой театр» (1989), в художественных фильмах — «Театр неизвестного актёра» (1976), «Клоун» (1980), «Воспоминание» о Владимире Высоцком (1986), «Мой нежно любимый детектив» (1986) и других.

Елена Антоновна озвучила более 100 фильмов различных жанров. Голосовой диапазон позволял артистке петь голосами детей, волшебных или смешных героев. Поэтому в фильмографии артистки большое количество разноплановых картин, где ее голос можно услышать в музыкальном сопровождении. Среди них такие: «Приходи на меня посмотреть», «Пассажир с “Экватора”», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», «Мой нежно любимый детектив». Также Елена Камбурова озвучила персонажа Сергея Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника». А Елена Шуенкова озвучивала его копию – Электроника.

Зрителям запомнилась ее работа в приключенческой ленте «Гардемарины, вперед!». Режиссеру Светлане Дружининой удалось собрать уникальный певческий коллектив. Дмитрий Харатьян спел за себя и за Сергея Жигунова. Михаил Боярский исполнил песню о любви «Голубка». Прекрасная Елена Камбурова вместе с Олегом Анофриевым прозвучала в композиции «Разлука», она же озвучила все песни за героиню Татьяны Лютаевой.

Елена Камбурова – «Разлука» (из к/ф «Гардемарины, вперед!»)

А в фильме «Женская логика» Елена Камбурова исполнила романс «Говорят, бабий век – сорок лет». Ее трогательный вокал проникает в самую глубину сердца.

Голос Камбуровой стал самым востребованным на телевидении. Без нее не обходились выпуски «Ералаша», и даже песня из любимой всеми детьми «Спокойной ночи, малыши!» на мелодию Моцарта была спета популярной исполнительницей.

С 1992 года Елена Камбурова — художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. Первым опытом в театре стал спектакль «Игра снов» (режиссёр В.Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как она может переходить в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, так наряду с «Игрой снов» существует и озорной, лукавый спектакль по страницам американских мюзиклов. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе и для детей.

«Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала.

Традиция — это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока еще не знакомы, кого подарит нам завтрашний день. И мы будем уже вместе путешествовать в ту страну, которая дает возможность жить не только в соответствии с днем сегодняшним, но и в согласии с ритмами, вибрациями Времени Вечного…» — Елена Камбурова

Комментариев нет:

Отправить комментарий