Советский рок
При жизни Петр Мамонов
прославился как самый православный из всех антихристов, когда-либо бравших в
руки микрофон. Именно так он начинал свой путь — не понимая, для чего живет, на
что ему такой необуздываемый бешеный характер…
Он искал себя в театре, кино, экспериментальной музыке, а нашел, как ни странно, в церкви, тем самым сделав жизнь достойной своего имени: абсурдной и ни на что не похожей.
Советский и российский
рок-музыкант, певец, актёр, поэт, радиоведущий Пётр Мамонов родился 14 апреля
1951 года в Москве; отец был инженером, специалистом по доменным печам, мать —
переводчицей со скандинавских языков.
Детство провёл в Большом Каретном переулке, дом 17, в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. Яркие артистические способности проявились сразу же, мальчик был отчислен из двух средних школ за то, что постоянно «устраивал цирк». В частности, из 187-й школы ему пришлось уйти после взрыва, организованного рядом с кабинетом химии. Будучи старшеклассником, вместе со сверстниками собрал дворовый ансамбль «Экспресс», исполнявший сильно искажённые хиты The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. По воспоминаниям современников, Мамонов с раннего детства любил танцевать, охотно исполнял шейк, рок-н-ролл, твист, уже в школьные годы демонстрировал невероятную пластику. Его лучший друг Александр Липницкий говорил по этому поводу, что в плане танцевального мастерства Мамонову не было равных во всём городе.
Довольно рано он получил доступ к редким пластинкам западных музыкантов — отчим Липницкого, большой меломан Виктор Суходрев, работал переводчиком у Брежнева и благодаря этой должности имел возможность привозить из-за границы много разных записей. Если большинство деятелей советского рока выросло на британской группе «Битлз», то Мамонову больше нравились представители «чёрной» Америки: Майлс Дейвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тёрнер и другие. Как впоследствии отмечал его биограф Сергей Гурьев, эта негритянская музыка «заложила магический фундамент для последующего проявления животной, буреломной русской дикости».
В молодости Пётр часто находился в среде московских хиппи, хотя относился к идеалам этой субкультуры со скептицизмом, часто конфликтовал с ними и дрался. Во время одной из драк, случившейся в саду «Эрмитаж», на него напали с заточенным напильником и ударом в область сердца пробили грудную клетку — врачам, несмотря на сильное кровотечение, удалось спасти Мамонова, после нескольких хирургических операций он всё-таки вышел из комы — с тех пор на груди остался характерный шрам. Подростком он одевался как стиляга, но этой моды было недостаточно для проявления врождённой экспрессии, поэтому часто Пётр прибегал к нестандартным средствам, например, ходил по улице с ручкой от унитаза вместо серьги. Гиперактивность и стремление к эпатажу заставляли его совершать необычные поступки, так, гуляя по парку, он иногда разбегался и делал вид, что на полном ходу врезается в стену, а потом лежал и смотрел, как вокруг него скапливаются люди. Чтобы избежать армии, притворялся сумасшедшим — проходил обследование в психиатрической лечебнице и был признан негодным к службе. Там же, в больнице, подружился с будущим всероссийски известным рок-журналистом Артёмом Троицким, который потом сыграет в его карьере немаловажную роль.
После окончания школы Пётр Мамонов учился в полиграфическом техникуме, потом поступил в Московский полиграфический институт на редакторский факультет, но продержался там только до третьего курса. Об этом периоде его жизни известно крайне мало, сам музыкант не любил вспоминать эти времена, сопровождавшиеся личными трагедиями и болезненной социопатией. Известно, что где-то в середине 1970-х годов он женился на некой девушке, у них родился сын, однако брак очень быстро распался.
Несмотря на большую
любовь к музыке, Мамонов надолго отошёл от музыкальной деятельности. В течение
десяти лет он успел сменить множество разных профессий: работал наборщиком в
типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». Как вспоминал
его коллега по журналу, сидевший за соседним столом Андрей Максимов: «Пётр
писал статьи о тимуровцах и пионерских слётах. Он был очень добрый, щедрый.
Зарабатывал — и тут же все прогуливал». Потом устраивался банщиком-массажистом,
лифтёром, грузчиком в продуктовом магазине, кочегаром в котельной на
теплоэлектроцентрали, а также переводчиком английской (Джон Клэр, Роберт
Бриджес), датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в поэтических
антологиях (эту последнюю специальность он унаследовал от матери). В силу
своего экспрессивного характера Мамонов ни на одном месте долго не
задерживался, а проблемы с алкоголем и постоянные финансовые трудности
провоцировали депрессивное настроение.
Подавленный любовными неудачами, Мамонов поселился в коммунальной квартире в отдалённом районе Чертаново, по причине безработицы нередко голодал и даже временно бросил пить, но при этом активно писал стихи — всего в 1980 году сочинил около семидесяти песен. «Немножко грустноватые песни у меня выходили. Ну, такие. Что ж делать». Накопив достаточно материала, он пригласил в гости Троицкого, ставшего к тому времени уже известным критиком, и под гитару сыграл для него наиболее удачные свои вещи. Воспоминания об этой встрече запечатлены в книге «Рок в Союзе»: «Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряжённые польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием». Вдохновлённый похвалой, Мамонов решился создать собственную рок-группу, сначала репетировал вдвоём с младшим братом Алексеем Бортничуком, потом пригласил клавишника Павла Хотина и Липницкого на бас-гитару.
Образовавшиеся «Звуки
Му» регулярно участвовали в квартирных концертах, попутно знакомясь с другими
известными московскими и ленинградскими подпольными группами. Мамонов близко
подружился с участниками таких коллективов как «Центр», «Браво», «Аквариум»,
«Зоопарк», «Кино» — они нередко давали совместные выступления, обменивались
опытом и даже передавали друг другу отдельных музыкантов. Вести о коллективе с
необычным вокалистом быстро расходились по городу, квартирники, проходившие всё
чаще и чаще, стали приносить неплохой доход. Личная жизнь со временем тоже
наладилась, в 1982 году Мамонов женился на танцовщице кордебалета Ольге,
которая вскоре родила двоих сыновей.
В первой половине 1990-х
годов Мамонов всё меньше увлекался музыкой и всё больше склонялся к актёрству,
участию в кино и театральных постановках. Важным шагом на этом пути стала роль
саксофониста-алкоголика в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». Изначально
режиссёр задумывал совсем другого главного героя для своей картины, но после
знакомства с Мамоновым был поражён самобытным артистизмом музыканта и решил
написать сценарий специально под него: «Он внёс дух свободы, он там был такой
твёрдый, как гвоздь. Видно, что это очень слабый человек, ужасно слабый, но в
нём есть что-то такое, что не согнёшь и не сломаешь». Фильм удостоился награды
за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, Мамонов номинировался на лучшую
мужскую роль премии «Ника», но статуэтка тогда досталась Иннокентию
Смоктуновскому. Чуть позже последовали съёмки в некоммерческих драмах «Нога» и
«Анна Карамазофф», малобюджетных картинах, не имевших такого громкого успеха.
Дебют Петра Мамонова в
качестве театрального актёра состоялся в Московском драматическом театре им. К.
С. Станиславского, где с 1992 года вместе с режиссёром Олегом Бабицким и
актёром Денисом Бургазлиевым он ставил спектакль «Лысый брюнет». Спектакль шёл
довольно успешно в течение нескольких лет, потом они попробовали поставить
«Полковнику никто не пишет» по мотивам повести колумбийского писателя Габриэля
Гарсиа Маркеса, но эта постановка оказалась уже не такой популярной и
прекратила своё существование после эмиграции Бургазлиева в Германию.
«Неудачный был опыт, не получился спектакль. Я вот тогда понял, что работать с
коллективом — это не моё. И режиссура — тоже не моя профессия». Одновременно с
работой в театре продолжались съёмки в кино, на экраны вышли два фильма с
участием Мамонова: «Терра инкогнита» (1994) и «Время печали ещё не пришло»
(1995).
Приняв православие,
Мамонов перестал сниматься в кино, категорически отвергал любые поступающие
предложения и заявки. Однако в 2001 году художественному объединению СВОИ2000
всё-таки удалось завлечь его к себе в фильм. Режиссёр Сергей Лобан лично ездил
в деревню уговаривать артиста, затем, получив отказ, оставил статью о своей
творческой группе и описание запланированной картины «Пыль». Внимательно изучив
оставленные материалы, Мамонов связался с кинематографистами и дал согласие
сниматься, причём вместо всего сценария попросил прислать только лишь свою
роль. «Он её потом перепечатал на печатной машинке, потому что может
воспринимать только текст, который напечатан им же самим на печатной машинке»,
— вспоминал Лобан. Мамонов сыграл профессора, проводящего психические
эксперименты над людьми, фильм вышел в 2005 году и получил множество разных
премий в области независимого кино.
Несмотря на твёрдое
решение полностью отказаться от наркотиков и алкоголя, озвученное в
дополнительных материалах диска «Есть ли жизнь на Марсе?», Мамонов по-прежнему
испытывал тягу к спиртному, и это отрицательно сказывалось на его и без того
подорванном здоровье. На одном из спектаклей в 2003 году он упал на сцене прямо
во время выступления и в состоянии комы был доставлен в Психиатрическую клинику
имени Корсакова, где проходил курс реабилитации от алкогольной зависимости.
Переживания по этому поводу отразились в изданном тогда же альбоме «Великое
молчание вагона метро», в котором Мамонов читает белые стихи при минимуме
музыки в окружении звуков метрополитена.
В 2006 году Мамонов
снялся в фильме Лунгина «Остров», где сыграл старца-целителя Анатолия —
юродивого монаха, который в юности во время войны расстрелял друга и уже много
лет в монастыре пытается отмолить грехи. Сначала артист не хотел соглашаться на
роль, считая себя недостойным изображать святого, но, посовещавшись с
духовником, всё-таки дал согласие.
На волне успеха Лунгин
позвал артиста в следующий свой фильм «Царь», сыграть роль Ивана IV Грозного,
находившегося в противоречиях между жестокой тиранией и верой в Бога. По сюжету
духовный человек митрополит Филипп II в исполнении Олега Янковского выступает
против бездуховности и бесчеловечности власти, безрезультатно пытается спасти
умирающую душу государя. Подобная идея пришла к режиссёру ещё во время создания
«Острова», именно тогда он увидел в Мамонове «зерно, которое может стать ключом
к этому образу».
26 ноября 2015 года
вышел в прокат фильм «Иерей-сан», в котором партнёрами Петра Мамонова были Иван
Охлобыстин, Надежда Маркина, Игорь Жижикин, Пётр Фёдоров и Кэри-Хироюки Тагава,
сыгравший главную роль японского православного священника, переселившегося в
российскую деревню. По мнению Мамонова, «фильм точно не зря сняли», поскольку
«Тагава решил креститься и принять православие», а также «подал заявление на
получение российского гражданства».
Свой 65-летний юбилей
(14 апреля 2016 года) Пётр Мамонов отметил на сцене Театра эстрады музыкальным
спектаклем группы «Совершенно новые Звуки Му» под названием «Приключения
Незнайки». 7 декабря 2017 года прошла премьера музыкального спектакля «Как я
читал святого Исаака Сирина».
Пётр Мамонов исполнил
главные роли в короткометражных фильмах «Чай» (2016) и «Фиксаж» (2021).
24 августа 2019 года был
госпитализирован с диагнозом «инфаркт миокарда», после чего ему с интервалом в
две с половиной недели были сделаны две успешные операции на сердце. 12 ноября
2019 года возобновил концертную деятельность творческой встречей в
Санкт-Петербурге.
27 июня 2021 года был
госпитализирован в Городскую клиническую больницу № 40 в Коммунарке в тяжёлом
состоянии с коронавирусом, попал в реанимацию. Скончался 15 июля 2021 года на
71-м году жизни из-за развившихся осложнений болезни. За день до смерти его
пособоровал и причастил дежурный священник. Церемония прощания с Петром
Мамоновым прошла в Москве 17 июля 2021 года в Донском монастыре. Похоронен на
Центральном (Вознесенском) кладбище в городе Верее Московской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий