суббота, 20 апреля 2024 г.

«Музыка была нашей любимой женой, и мы были верны ей, наряжали её и украшали ей руки бриллиантовыми кольцами…» Лайонел Хэмптон (20 апреля 1908 — 31 августа 2002).

Зал славы джаза

Свинг

Мейнстрим-джаз

За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.

Знаменитый Куинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет. За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый чёрный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме.

Lionel Hampton – «Love You Like Mad, Love You Like Crazy» (1950)

В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награждённый нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи, сгорели при пожаре двумя днями ранее.

Известный американский джазовый вибрафонист, пианист, выдающийся бэнд-лидер и шоумэн Лайонел Лео Хэмптон (Lionel Leo Hampton) родился 20 апреля (по некоторым данным 12 апреля) 1908 года в Луисвилле, штате Кентукки, и воспитывался матерью. Он провёл своё раннее детство в Кеноше, штат Висконсин, прежде чем в 1916 году его семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В юности Хэмптон был членом клуба Бада Билликена, альтернативы бойскаутам Америки, куда чернокожих не принимали из-за расовой сегрегации.

Мальчик приобщался к музыке, как большинство чёрных джазменов – слушая госпел в церкви. А серьёзное обучение началось в Чикаго, куда он переехал жить – к своему дяде, бутлегеру Ричарду Моргану. Дом всегда был открыт для музыкантов – Лайонел вспоминал визиты Джелли Ролла Мортона и Бесси Смит, но истинным кумиром мальчика был ударник Джимми Бертранд.

Будучи всё ещё подростком, Лайонел перебрался в Южную Калифорнию и, работая вечерами барменом, днём учился в музыкальной школе. Он дебютировал в роли певца, затем в роли пианиста и, наконец, был приглашён играть в оркестр Леза Хайта. В начале 30-х к Хэмптону на одной джазовой сессии подошёл Луи Армстронг и, показывая на вибрафон в углу, сказал: "Вы знаете, как играть на этом?". Он не знал. Но через 45 минут уже свинговал позади Армстронга, исполнявшего "Memories of You". Песня стала хитом, а Хэмптон – знаменитостью.

Lionel Hampton – «Memories Of You»

К вашему сведению: вибрафон – это набор металлических пластинок, размещённых в два ряда на трапециевидной раме по принципу белых и чёрных клавиш фортепиано. На нём играют палочками с шарообразными головками различной степени твёрдости. Обычно двумя, но для исполнения аккордов могут применяться и четыре. Звучание многократно усиливается резонаторами, снабжёнными механизмом вибрации — вращающимися крышечками, закрывающими и открывающими отверстия трубок. Вот отсюда-то и характерное звучание, которое дало название инструменту. Ещё один элемент этого редкого инструмента – демпфер (глушитель) с педалью. Он просто-напросто необходим, так как звук вибрафона очень продолжителен и окончательно затухает лишь через 8-10 секунд после удара. Первый вибрафон появился на свет в 1921 году в США. Эта первая модель не имела практически ничего общего с современным вибрафоном. Легенда гласит, что когда-то потерявший популярность ударный инструмент, который также называли vibraharp, вибраарфой и просто vibes, был совершенно случайно заново открыт именно Лайонелом Хэмптоном.

Lionel Hampton – «Hey Ba-Ba-Re-Bop» (1946)

В 1934 году Хэмптон собрал свой первый оркестр, который весьма успешно выступал в Окленде и Лос-Анджелесе и даже получил голливудский контракт на фильм "Depths Below". Тогда же Лайонел появился в фильме "Pennies from Heaven", а его оркестр до 1936 года играл в "Paradise Cafe" в Голливуде. Там его и услышал Бенни Гудман (не без помощи Джона Хэммонда), и это стало началом «четырёх великолепных лет с Бенни» в его новаторском «The Benny Goodman Quartet». Эта группа – Гудман, Хэмптон, пианист Тэдди Уилсон и барабанщик Джин Крупа – сломала расовые барьеры, которые тогда отделяли чёрных музыкантов от белых и не позволяли им выступать вместе на публике: в коллективе Бенни был первый расово смешанный состав.

В 1936 году Хэмптон женился на танцовщице Глэдис, которая стала его менеджером и вскоре приобрела репутацию блестящей деловой женщины, – именно она в 1940 году помогла собрать деньги на формирование нового оркестра в Лос-Анжелесе. Тогда талант Хэмптона полностью раскрылся в роли бэнд-лидера. Множество композиций стали хитами – "Flying Home" (хит 1942 года, который сделал Хэмптона знаменитым, что называется, "за одну ночь"), "Hamp's Boogie-Woogie", "Sunny Side of the Street", "Central Avenue Breakdown", "Hey Ba-Ba-Re-Bop" (см. подробнее).

Lionel Hampton – «Flying Home» (1957)

Оркестр, который Хэмптон в конце концов собрал и которым продолжал потом руководить в течение многих лет, был чисто джазовым составом, в выступлениях которого наряду с элементами шоу чувствовалось высокое музыкальное мастерство как самого Хэмптона, так и целого ряда талантливых музыкантов, которых он последовательно открывал и внедрял в бэнд, а это ни много ни мало – Иллинойс Джекет, Кэт Андерсон, Декстер Гордон, Арт Фармер, Клиффорд Браун, Фэтс Наварро, Кларк Терри, Куинси Джонс, Чарльз Мингус, Уэс Монтгомери, Джо Уильямс, Дайна Вашингтон, Бетти Картер и Арета Фрэнклин! "Мы были инкубатором для многих прекрасных музыкантов…"

Хэмптон впервые отправился на гастроли с собственным оркестром в 1940 году и получал заказы с гонорарами в диапазоне "миллион долларов в год". После того как эра большого джазового оркестра закончилась, Хэмптон сократил количество музыкантов до восьми и начал путешествовать по земному шару как музыкальный посол Соединенных Штатов, приобретая все большую мировую известность.

Он регулярно появлялся в колледжах и на всех главных фестивалях джаза, записал уйму альбомов и стал телевизионным ведущим. Один из проектов в Гарлеме Хэмптон назвал "Глэдис" – в честь жены, которая умерла в 1971 году после 35 лет совместной жизни. Пара не имела детей. В 1987 году университет штата Айдахо основал единственную в своём роде "Школу музыки Хэмптона". Кроме того, именем музыканта назван новый джазовый фестиваль, впервые проводившийся в феврале текущего года.

Хэмптон продолжал активно работать и выступать до 1991 года, пока перенесённый инсульт не подорвал его здоровье. Музыкант умер 31 августа 2002 года в Нью-Йорке, где и был похоронен.

Творческое долголетие Хэмптона связано с его неизменным оптимизмом и чувством юмора. «Бьющая через край энергия и чувство экзальтации, которые Лайонел Хэмптон вносит в каждое связанное с ним музыкальное событие, поистине поразительны. Ни один другой исполнитель в американском джазе не может с такой неукротимой силой вдохновлять своих коллег-музыкантов и аудиторию слушателей. Ибо Хэмп неизменно вносит неподражаемый дух спонтанности и раскованности в свои исполнения, что озаряет каждое его выступление и убеждает любого, имеющего слух, что музыка, быстрая или медленная, кричащая или сентиментальная, является радостью всегда – или, по крайней мере, в то время, пока её играет Хэмптон!»

Ландыш Рифовна

Комментариев нет:

Отправить комментарий