Свинг
Мейнстрим-джаз
За
карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями
джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.
Знаменитый
Куинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и
композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет. За
свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до
Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый чёрный оркестр, который
когда-либо развлекал публику в Белом доме.
В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награждённый нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи, сгорели при пожаре двумя днями ранее.
Известный
американский джазовый вибрафонист, пианист, выдающийся бэнд-лидер и шоумэн
Лайонел Лео Хэмптон (Lionel Leo Hampton) родился 20 апреля (по некоторым данным
12 апреля) 1908 года в Луисвилле, штате Кентукки, и воспитывался матерью. Он
провёл своё раннее детство в Кеноше, штат Висконсин, прежде чем в 1916 году его
семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В юности Хэмптон был членом клуба Бада
Билликена, альтернативы бойскаутам Америки, куда чернокожих не принимали из-за
расовой сегрегации.
Мальчик
приобщался к музыке, как большинство чёрных джазменов – слушая госпел в церкви.
А серьёзное обучение началось в Чикаго, куда он переехал жить – к своему дяде,
бутлегеру Ричарду Моргану. Дом всегда был открыт для музыкантов – Лайонел
вспоминал визиты Джелли Ролла Мортона и Бесси Смит, но истинным кумиром
мальчика был ударник Джимми Бертранд.
Будучи
всё ещё подростком, Лайонел перебрался в Южную Калифорнию и, работая вечерами
барменом, днём учился в музыкальной школе. Он дебютировал в роли певца, затем в
роли пианиста и, наконец, был приглашён играть в оркестр Леза Хайта. В начале
30-х к Хэмптону на одной джазовой сессии подошёл Луи Армстронг и, показывая на
вибрафон в углу, сказал: "Вы знаете, как играть на этом?". Он не
знал. Но через 45 минут уже свинговал позади Армстронга, исполнявшего
"Memories of You". Песня стала хитом, а Хэмптон – знаменитостью.
К вашему
сведению: вибрафон – это набор металлических пластинок, размещённых в два ряда
на трапециевидной раме по принципу белых и чёрных клавиш фортепиано. На нём
играют палочками с шарообразными головками различной степени твёрдости. Обычно
двумя, но для исполнения аккордов могут применяться и четыре. Звучание
многократно усиливается резонаторами, снабжёнными механизмом вибрации —
вращающимися крышечками, закрывающими и открывающими отверстия трубок. Вот
отсюда-то и характерное звучание, которое дало название инструменту. Ещё один
элемент этого редкого инструмента – демпфер (глушитель) с педалью. Он
просто-напросто необходим, так как звук вибрафона очень продолжителен и
окончательно затухает лишь через 8-10 секунд после удара. Первый вибрафон
появился на свет в 1921 году в США. Эта первая модель не имела практически
ничего общего с современным вибрафоном. Легенда гласит, что когда-то потерявший
популярность ударный инструмент, который также называли vibraharp, вибраарфой и
просто vibes, был совершенно случайно заново открыт именно Лайонелом Хэмптоном.
В 1934
году Хэмптон собрал свой первый оркестр, который весьма успешно выступал в
Окленде и Лос-Анджелесе и даже получил голливудский контракт на фильм
"Depths Below". Тогда же Лайонел появился в фильме "Pennies from
Heaven", а его оркестр до 1936 года играл в "Paradise Cafe" в
Голливуде. Там его и услышал Бенни Гудман (не без помощи Джона Хэммонда), и это
стало началом «четырёх великолепных лет с Бенни» в его новаторском «The Benny
Goodman Quartet». Эта группа – Гудман, Хэмптон, пианист Тэдди Уилсон и
барабанщик Джин Крупа – сломала расовые барьеры, которые тогда отделяли чёрных
музыкантов от белых и не позволяли им выступать вместе на публике: в коллективе
Бенни был первый расово смешанный состав.
В 1936
году Хэмптон женился на танцовщице Глэдис, которая стала его менеджером и
вскоре приобрела репутацию блестящей деловой женщины, – именно она в 1940 году
помогла собрать деньги на формирование нового оркестра в Лос-Анжелесе. Тогда
талант Хэмптона полностью раскрылся в роли бэнд-лидера. Множество композиций
стали хитами – "Flying Home" (хит 1942 года, который сделал Хэмптона
знаменитым, что называется, "за одну ночь"), "Hamp's
Boogie-Woogie", "Sunny Side of the Street", "Central Avenue
Breakdown", "Hey Ba-Ba-Re-Bop" (см. подробнее).
Оркестр, который Хэмптон в конце концов собрал и которым продолжал потом руководить в течение многих лет, был чисто джазовым составом, в выступлениях которого наряду с элементами шоу чувствовалось высокое музыкальное мастерство как самого Хэмптона, так и целого ряда талантливых музыкантов, которых он последовательно открывал и внедрял в бэнд, а это ни много ни мало – Иллинойс Джекет, Кэт Андерсон, Декстер Гордон, Арт Фармер, Клиффорд Браун, Фэтс Наварро, Кларк Терри, Куинси Джонс, Чарльз Мингус, Уэс Монтгомери, Джо Уильямс, Дайна Вашингтон, Бетти Картер и Арета Фрэнклин! "Мы были инкубатором для многих прекрасных музыкантов…"
Хэмптон впервые отправился на гастроли с собственным оркестром в 1940 году и получал заказы с гонорарами в диапазоне "миллион долларов в год". После того как эра большого джазового оркестра закончилась, Хэмптон сократил количество музыкантов до восьми и начал путешествовать по земному шару как музыкальный посол Соединенных Штатов, приобретая все большую мировую известность.
Он регулярно появлялся в колледжах и на всех главных фестивалях джаза, записал уйму альбомов и стал телевизионным ведущим. Один из проектов в Гарлеме Хэмптон назвал "Глэдис" – в честь жены, которая умерла в 1971 году после 35 лет совместной жизни. Пара не имела детей. В 1987 году университет штата Айдахо основал единственную в своём роде "Школу музыки Хэмптона". Кроме того, именем музыканта назван новый джазовый фестиваль, впервые проводившийся в феврале текущего года.
Хэмптон
продолжал активно работать и выступать до 1991 года, пока перенесённый инсульт
не подорвал его здоровье. Музыкант умер 31 августа 2002 года в Нью-Йорке, где и
был похоронен.
Творческое
долголетие Хэмптона связано с его неизменным оптимизмом и чувством юмора.
«Бьющая через край энергия и чувство экзальтации, которые Лайонел Хэмптон
вносит в каждое связанное с ним музыкальное событие, поистине поразительны. Ни
один другой исполнитель в американском джазе не может с такой неукротимой силой
вдохновлять своих коллег-музыкантов и аудиторию слушателей. Ибо Хэмп неизменно
вносит неподражаемый дух спонтанности и раскованности в свои исполнения, что
озаряет каждое его выступление и убеждает любого, имеющего слух, что музыка,
быстрая или медленная, кричащая или сентиментальная, является радостью всегда –
или, по крайней мере, в то время, пока её играет Хэмптон!»
Ландыш Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий