Хард-рок
Хэви-метал
100 лучших металлических альбомов всех времен
Восьмой
студийный альбом немецкой группы Scorpions, выпущенный 29 марта 1982 года
лейблами Harvest и Mercury Records. В США альбом стал первым альбомом группы,
вошедшим в десятку лучших в Billboard 200 и был сертифицирован Американской
ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA золотым 24 июня 1982 года и
платиновым 8 марта 1984 года. «Blackout» занял 62-ю позицию в рейтинге «100
лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock, а в 2017 году
журнал Rolling Stone поставил его на 73-е место в списке «100 лучших
метал-альбомов всех времён».
Для продвижения альбома были выпущены три сингла: «Now!» (выпущен только в Японии), «Can't Live Without You» и «No One Like You». Последний достиг первого места в чарте Mainstream Rock Tracks и стал первым синглом Scorpions, вошедшим в Billboard Hot 100. В феврале 1982 года группа начала свой Blackout Tour, который позволил им выступить в Европе, Северной Америке и Японии, а также впервые в Финляндии, Испании и Италии. С другой стороны, в 2015 году, в рамках празднования 50-летия группы, «Blackout» был ремастирован с четырьмя дополнительными треками: демо-версиями «Blackout» и тремя песнями-ауттейками, DVD с живым концертом и клипами на «No One Like You» и «Arizona».
Предыстория.
В 80-е,
золотую эпоху хард-н-хэви, Scorpions вошли если не королями, то уж точно
принцами – принцами, вознамерившимися повести своё королевство в бой на другое,
диктовавшее моду на тяжёлый рок. На территории за спинами Скорпов просекли
актуальную фишку в гитарной музыке и решили доказать, что на неметчине умеют
делать не только эстраду и краут-рок.
В активе
группы уже было 2 мощных альбома – «Lovedrive» 1979 года, ставший золотым на их
родине, а также во Франции и США, и выпущенный следом не менее успешный «Animal
Magnetism», взявший в Штатах аж платину. Казалось, можно было почивать на
лаврах, снимая сливки с неожиданного международного успеха, но, как и подобает
любым уважающим себя завоевателям, нужен был контрольный выстрел. Такой, чтобы
наверняка. Чтобы взять публику окончательно и бесповоротно.
Блицкриг
был намечен на 1982 год. И внезапно все наступательные планы оказались под
угрозой…
Запись
Ритм-гитарист
Скорпов Рудольф Шенкер описывает обстановку, царящую в стане группы перед
записью, как мегапродуктивную и наипозитивнейшую: «энергия била через край, и
нам не терпелось после многомесячных гастролей снова оказаться в студии. Вот
только Клауса Майне что-то беспокоило. Оказалось, что у него начались проблемы
с голосом. Он больше не мог петь (о чём ему напрямую сказал врач), что само по
себе было приговором для любого вокалиста.
Такой
поворот событий мог убить любую группу – достаточно представить себе
настроившихся на сворачивание гор творческих людей, лишившихся главного компонента:
вокала. И какого вокала!
Интересно,
что первопричина проблем Клауса была в том, что он полагался на свой природный
вокальный талант и с голосом никак не работал. Мол, все эти упражнения, они для
слабаков. И теперь сам оказался в шкуре слабака, которому нужно было потихоньку
совершать все упражнения с нуля.
Операция
стала лишь маленьким шажком к прогрессу. Под вопросом было главное: сможет ли
он теперь петь так, как пел раньше? Известия были одна хуже другой: например,
шов на его горле воспалился и на нём образовался полип. Результат – новая
операция. И после неё настал момент истины – Клаус обратился к венскому
оперному певцу, вместе с которым начал восстановление своего голоса. Сам он при
этом попросил Шенкера о поиске нового вокалиста, дабы не тормозить успех
группы. Руди категорически отказал. Но – обратился к знаменитому Дону Доккену,
который тоже записывался на студии Дитера Диркса, чтобы тот записал демо-версии
новых песен. Чтобы ни музыканты не простаивали, ни материал не залёживался.
«Дон
записал с ними несколько песен», - позже объяснила Майне. «Мне сделали
несколько операций, и я отдыхал примерно шесть месяцев или около того. Когда я,
наконец, вернулся, я был в действительно хорошей форме. Я даже пел высокий
бэк-вокал, как и на старых записях».
Доккен
пел, Диркс оттачивал аранжировки, поддерживая рабочий материал в актуальном
состоянии, а Клаус…получил новый импульс для борьбы за свой голос,
восстановление которого шло относительно успешно. Вскоре Шенкер съездил
отдохнуть на Филлипины, а затем они с Майне отправились в Токио, на PR-поездку.
В Токио Рудольф почувствовал, как он говорит сам, что Клаус, вдохновившийся
атмосферой японского вояжа, точно запоёт после возвращения. Так и произошло –
вернувшись в студию, Майне стряхнул последние остатки недуга. Шенкер говорит,
что его пение внезапно стало гораздо мощнее и выразительнее, чем было до этого.
Ну а записи с Доккеном, по словам самого Дона, никто никогда не услышит. Потому
что это был просто «рабочий момент».
Заглавный
трек – «Blackout» – был придуман во время мощнейшего бухача в Кливленде с
коллегами из Judas Priest и ещё зелёными Def Leppard, которых Рудик напоил
«фирменным коктейлем» Скорпов из пива, вина и вискаря в равных пропорциях.
Жертвой загула стал телевизор в номере «Леппардов», в который Шенкер вылил
стакан такого напитка. Так что Blackout означает не что иное, как «провал в
памяти» по известно какому поводу. После вечеринки с «Прист» музыканты не
помнили вообще ничего, и Клаус сочинил по этому поводу текст.
Сам
Шенкер, отвечая на вопрос о любимых альбомах Scorpions, называет среди них
«Blackout», «Love Drive» и «Love at First Sting». Но самый главный для него – «Blackout».
Он ценен историей создания. Историей преодоления препятствий на пути к его
записи. В конце концов, этот альбом стоит послушать всем тем, для кого
Scorpions – это «не тру», а всего-навсего пара медляков на школьной дискотеке.
Всего на
запись альбома ушёл год. Запись велась во Франции и в Германии. За музыку
отвечал Рудольф Шенкер, а текстами занялись Майне и ударник Герман Раребелл.
Наконец, весной 1982 года долгожданный альбом увидел свет.
Песни
Тексты
песен посвящены личной жизни музыкантов, их любовным похождениям и переживаниям
во время концертных туров. В музыке смешиваются две характерные звуковые
стороны группы: с одной стороны, быстрые песни (хэви-метал) и рок (хард-рок), а
с другой — медленные и мелодичные песни (пауэр-баллада).
Альбом
начинается с песни «Blackout», которая основана на ситуации, произошедшей с
Шенкером во время тура с Judas Priest и Def Leppard в Соединенных Штатах. По
словам гитариста, они были в Кливленде и пили в номере с К.К. Даунингом и
Гленном Типтоном. Им пришла в голову идея смешать пиво, виски и вино. Будучи
пьяными, они пошли в комнату членов Def Leppard, и как только Шенкер обнаружил,
что они смотрят телевизор, бросил в него свой стакан, в результате чего телевизор
вышел из строя. Когда на следующий день Шенкеру рассказали об устроенном им
блэкауте, тот, не помня о том, что произошло, ответил: «Какое хорошее название
для нового альбома!». В процессе написания песни они вспомнили об этом факте, и
Майне, Раребелл и Соня Киттельсен, подруга барабанщика, написали текст для этой
песни. Критик Мартин Попофф назвал «Blackout» «центральным элементом» альбома с
«мягкими, мелодичными куплетами и яростными, сильными риффами». Песня
заканчивается звуковым представлением обложки альбома - сэмплом разбивающегося
стекла.
«Песня
«Can't Live Without You» родилась из гитарного риффа, который Шенкер написал во
время просмотра телевизора, а ее тексты, вдохновлённые их «жизнью в дороге» и
мотивированные «преданностью своих поклонников», посвящены отношениям группы со
своими поклонниками.
«No One
Like You» потребовалось четыре года, чтобы достигнуть требуемого качества,
потому что, по словам Шенкера, всегда было что-то, что не нравилось другим
музыкантам. Майне был самым нерешительным, но после того, как его коллеги убедили
его, он в конце концов написал текст. Несмотря на то, что песня иногда
считается архетипом «своеобразных пауэр-баллад» группы, благодаря ее «прямым,
хлестким, запоминающимся пауэр-аккордам» и «замечательному гитарному соло» в
исполнении Маттиаса Ябса, она, по словам Попоффа, достаточно далека от идеала.
«You Give
Me All I Need» - одна из песен альбома, которая посвящена «любви до боли в
сердце» основана на личном опыте Раребелла. Шенкер написал к ней музыку вскоре
после возвращения из отпуска на Филиппинах, и в песне есть не только «мелодия,
граничащая с поп-роком», но и «по крайней мере, толика серьезности европейского
рока».
«Now!» они
написали после того, как продюсер Дитер Диркс попросил от группы короткую
песню. Шенкер сочинил основной рифф и попросил Раребелла «дать ему отличный
бит». Как только они получили то, что хотели, Майне с помощью барабанщика сочинил
текст.
Такой же
быстрой и агрессивной стала композиция «Dynamite», написанная Шенкером во время
отпуска на Филиппинах. Раребелл отметил, что с самого начала песня
предназначалась для живого исполнения и основана прежде всего на концертах группы.
Попофф отметил, что, как и в «Now!», текст песни посвящен «сексу, вечеринкам и
рок-н-роллу», а её мелодия представляет собой «плотный, лаконичный и
современный спид-метал для своего времени», и что она звучит намного быстрее в
живых выступлениях.
Песня «Arizona»
без особых подробностей рассказывает о сумасшедшем приключении, которое
случилось с барабанщиком в одноименном американском штате. По его словам,
однажды ночью после выступления в одном из городов этого штата женщина отвезла
его на своей машине в горы, и они занялись сексом под звездами.
Самая
длинная песня на альбоме «China White» представляет собой хэви-метал песню с
«тяжелой, зловещей, душераздирающей атмосферой». Шенкер написал её на
Филиппинах и, в отличие от других песен, выступил в ней качестве
соло-гитариста. Первоначально он сыграл два гитарных соло, и поскольку не был
уверен, какое из них оставить на окончательной записи, он решил выпустить одно
на американской версии альбома, а другое на европейской.
Несмотря
на то, что «China White» — это прозвище для наркотика альфа-метилфентанила
(смесь героина и фентанила), Майне «кричит о победе добра над злом».
Альбом
завершается балладой «When the Smoke is Going Down», написанной Шенкером во
Франции. Когда он представил её остальным, Раребелл сказал ему, что она «не так
сильна, как Холидей», на что он ответил со смехом: «Да, я знаю, но что же с ней
сделать». Майне заявил, что песня посвящена атмосфере, царящей в зале после
концерта, в которой всегда «есть что-то очень интенсивное, когда шоу
заканчивается». Шенкер же заметил, что, как многие думают, речь в песне идет о марихуане.
Обложка
А ещё
Рудольфу очень нравится обложка альбома, на которой изображён…нет, не он сам,
как думали многие (в том числе и автор этих строк в детстве), а австрийский
художник (гусары, молчать!) Готфрид Хёльнвайн. Шенкер изображает этого персонажа в клипе на песню
«No One Like You».
В плане
обложек своих альбомов Scorpions были ещё теми возмутителями спокойствия в
эпоху борьбы родительских комитетов за нравственность рок- и метал-сцены. На «Virgin
Killer» по современным (да и по тем тоже) меркам они поместили чуть ли не детскую
порнографию. Клаус Майне рассказывает, что отзвуки скандала были даже 30 лет
спустя: сайт этого альбома был заблокирован, и даже ФБР вмешалось. На «In
Trance» была полуобнажённая грудь, как и на «Lovedrive», а за обложку «Animal
Magnetism» в нынешние «толерантные дни» группу бы просто уничтожили. А если
кто-то думает, что на этом приключения Scorpions «в стране запрещённых обложек»
были закончены, то он ошибается – в США была запрещена обложка с «Pure Instinct»,
на которой в клетке, в окружении зверей, сидела семья из четырёх человек в
костюмах Адама и Евы.
Так вот,
про обложку «Blackout». На ней красуется кричащий человек с забинтованной
головой и впившимися в глаза вилками. Перед ним осколки стекла – судя по всему,
от крика. Картина выглядит очень странно (как, впрочем, и все остальные
творения Хёльнвайна) и непонятно, что она означает.
А
означает она…автопортрет самого Готтфрида. По мнению экспертов, эта работа
является частью традиции, берущей своё начало из 18 века, и к которой
принадлежат гримасничающие скульптуры Мессершмидта.
Цель таких произведений искусства – демонстрация языка тела. Как это делал, к примеру, ещё один австриец – Эгон Шиле. Что же касается автопортрета Хёльнвайна, то смысл у неё, как оказывается, достаточно глубокий – человек, чью душу «хирурги лишили нервных волокон».
«Blackout» взял платину в США и Канаде, и
золото во Франции, обогнав по продажам двух своих предшественников. После
выпуска этого альбома Scorpions окончательно взлетели на вершину. И не просто
взлетели, а доказали, что их успех – не простое стечение обстоятельств. В 1983
году Scorpions отыграли на фестивале в Дортмунде – в компании рок-небожителей.
Потому что сами стали таковыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий