воскресенье, 14 апреля 2024 г.

«1001 альбом You Must Hear Before You Die». Iron Maiden – «Iron Maiden» (1980).

Хэви-метал

«1001 альбом You Must Hear Before You Die»

«100 величайших метал-альбомов всех времён»

«Iron Maiden» — первый студийный альбом британской хэви-метал-группы Iron Maiden, записанный в Великобритании в конце 1979 года и выпущенный 14 апреля 1980 года на лейбле «EMI» и несколькими месяцами позже в США на лейблах «Harvest» и «Capitol». Американская версия включала трек «Sanctuary», который был выпущен в Великобритании в качестве сингла.

Несмотря на то, что сама группа была самокритична в отношении качества продюсирования альбома, работа была очень хорошо принята публикой и сертифицирована, как платиновая, достигнув четвёртого места в UK Albums Chart и помог группе достичь известности в континентальной Европе. «Iron Maiden» является единственным студийным альбомом группы, в записи которого приняли участие гитарист Деннис Стрэттон и продюсер Уилл Мэлоун. В поддержку альбома группа дала несколько концертов как в Великобритании, так и в Европе.

Предыстория

Основанная в 1976 году группа Iron Maiden, названная басистом Стивом Харрисом (Steve Harris) по орудию пытки, которое он разглядел в фильме «Человек в железной маске», лишь в середине 1978 года обрела постоянного певца Пола Ди Анно. Правда, продержался Пол в команде недолго: в 1981 году с ним пришлось расстаться, уж больно не по-детски баловался он наркотой! Однако, свою лепту в успех группы Ди Анно все-таки внес: уже дебютный альбом 1980-го года «Iron Maiden» показал верным фэнам тяжелого метала, с кем они имеют дело. А если вспомнить, что первая репетиция «железнодевцев» проходила в заброшенном строительном вагончике в присутствии четвероногих зрителей — овец, то шаг вперед, сделанный группой, представится чуть ли не десятимильным.

Спустя четыре года с начала своего существования, группа приступала к записи уже с готовым, проверенным годами концертных выступлений материалом, но на этот раз трудности были сопряжены с другим: музыканты не могли найти подходящего продюсера. Это единственный альбом группы, спродюсированный Уилом Мэлоуном, не проявившим, как утверждали Iron Maiden, интереса к проекту и фактически переложил всю свою работу на звукоинженера Мартина Левана. По словам Харриса альбом был записан всего за 13 дней. Запись проходила в «Kingsway Studios» на западе Лондона в январе 1980 года, а в феврале в «Morgan Studios» группа записала финальные миксы.

В декабре 1979 года, перед тем как пригласить Мэлоуна, группа рассмотрела ещё двух кандидатов в продюсеры альбома: первый соискатель Гай Эдвардс был уволен, так как группа была недовольна его «грязным» качеством продюсирования. Единственным уцелевшим треком времён Эдвардса была песня «Burning Ambition» — второсортный номер за авторством Стива Харриса, который, тем не менее, занял место на второй стороне вскоре вышедшего сингла — «Running Free».

С Энди Скоттом, гитаристом глэм-рок-группы Sweet, коллектив расстался после того, как тот стал настаивать на игре басиста группы Харрис медиатором, а не пальцами.

В конце концов, вмешался Брайан Шеперд (глава отдела A&R EMI) и порекомендовал попробовать ветерана Уилла Мэлоуна, который был известен своей работой с Black Sabbath и Митом Лоуфом. По мере того, как даты выступлений начали заполнять календарь, группа была вынуждена остановиться на Мэлоуне, хотя музыканты критиковали качество его работы. Тем не менее многие фанаты Iron Maiden предпочитают сырое звучание дебютного альбома более поздним записям группы. Сайт AllMusic предположил, что этот стиль «явно черпает элементы из панк-рока», хотя Харрис неоднократно заявлял, что группа презирает всё, что связано с панком.

«Мы знали, чего хотим, и, слава Богу, звукоинженер был неплохим, но что касается Уилла Мэлоуна… Короче, мы обошлись без него, обошли стороной, понимаешь? Мы приходили, записывались, а потом подходили к нему с вопросом «Что скажешь, Уилл?». А тот, завалив ноги на пульт, листая «Country Life» (или что-то в этом роде), бросал совершенно отсутствующий взгляд поверх журнала и произносил: «О, я думаю, вы можете сделать ещё лучше». Так что мы избегали его, направлялись прямо к инженеру. А он был молодец, слава Богу. На самом деле получилось записать неплохой звук, и мы в основном спродюсировали все сами».

Это также был единственный студийный альбом группы с гитаристом Деннисом Стрэттоном, который после записи альбома был уволен из-за «музыкальных разногласий» во время европейского турне Iron Maiden. Разногласия впервые возникли во время записи дебютного альбома, когда Стрэттон добавил в композицию «Phantom of the Opera» гармонические гитары, напоминающие Queen, и бэк-вокал в стиле Wishbone Ash, которые остальные участники группы не одобрили и потребовали удалить. Хотя Стрэттон заявил, что он «не пытался подтолкнуть группу в новом направлении», Харрис отметил, что это «действительно указало на разницу между Деном и нами», после чего он начал замечать, что «Деннис гораздо больше любил играть такие вещи, как «Strange World», чем «Iron Maiden» или «Prowler», потому что эта композиция была более медленной и мелодичной... Его соло в более «тяжелых» песнях не отличались той же страстностью».

Ремастированный альбом 1998 года отличается от оригинала добавлением песни «Sanctuary», которая была выпущена в мае 1980 года в Великобритании только в качестве сингла, хотя в августе 1980 года и появилась в более поздней американской версии «Iron Maiden».

Группа отправилась в «Iron Maiden Tour» в поддержку альбома. Отыграв свои первые концерты в континентальной Европе, музыканты были удивлены, обнаружив, насколько успешными были Iron Maiden за пределами Великобритании. Стив Харрис прокомментировал: «Когда мы появлялись в таких местах, как Лейден, в Голландии, или в местах, о которых мы даже никогда не слышали, там нас ждали огромные баннеры с надписью «Iron Maiden Go Over The Top» и все такое. Это было нереально круто».

Песни.

«Prowler» — энергичная песня с запоминающимся гитарным соло. Впервые этот трек вышел ещё на дебютном EP группы «The Soundhouse Tapes». Текст песни достаточно простой (что типично для песен рок-групп того времени) и повествует о бродяге, который любит подглядывать за женщинами. Как отмечал Стив Харрис, «Prowler» является очень особенной композицией для группы, поскольку именно с неё началось восхождение Iron Maiden в британских чартах.

Быстрая и энергичная песня «Sanctuary» о преступнике, пытающемся избежать наказания, впервые появилась на сборнике «Metal For Muthas». По словам Дэйва Линга (Dave Ling), соавтора «Classic Rock and Metal Hammer», песня была написана гитаристом Робом Анджело, участником группы в 1977 году, которому заплатили 300 фунтов стерлингов за права на песню. 

Сингл «Sanctuary» был выпущен 7 июня 1980 года и занял 29-е место в британских чартах, с цензурированной обложкой Эдди, талисмана группы, стоящего над телом Маргарет Тэтчер, что принесло группе известность в британской прессе. Песня отсутствовала на англо-европейской версии альбома до переиздания 1998 года.

«Remember Tomorrow» — первый лирический трек группы. Текст песни принадлежит Полу Ди Анно. Существует версия, что дед музыканта служил в Королевских военно-воздушных силах во время Второй мировой войны, и песня посвящена именно ему. Отмечая, что в любой композиции должны присутствовать чувства, Стив Харрис признавался, что в медленных проигрышах «Remember Tomorrow» их сверх меры.

«Running Free» — один из известнейших «боевиков» Iron Maiden. В первых записанных версиях на песне было соло Мюррея, не записанное в окончательном варианте. В песне речь идет о американском подростке, сбежавшем из дому, и в общем-то, наслаждающимся свободой. Написанная при участии Пола Ди Анно, композиция явилась для него в некотором смысле автобиографической, в чём позже признавался сам музыкант. Ди Анно, написавший текст песни, описывает её как «очень автобиографическую песню, хотя, конечно, я никогда не проводил ночь в тюрьме Лос-Анджелеса. Речь идет о том, чтобы быть 16-летним и, как говорится, просто разгуливать и бегать на свободе. Это родом из тех дней, когда я был скинхедом». 

«Running Free» была выпущена в качестве сингла 8 февраля 1980 года, достигнув 34-го места в UK Singles Chart. Группа также исполнила песню на британском телешоу «Top of the Pops», отказавшись от обычной традиции пантомимы для артистов и, таким образом, став первой группой, выступившей на этом шоу вживую со времен The Who в 1972 году.

7-минутный трек «Phantom of the Opera» является одним из любимых произведений Харриса и до сих пор исполняется вживую относительно часто. Харрис вспоминал: «Это очень длинная песня, которая была сделана по частям. Средняя часть полностью отдельная, но вписывается очень хорошо. Выглядело очень верным сделать переход с медленной части в среднюю. «Phantom» — одна из лучших песен, которые я когда-либо написал, и, определённо, одна из самых приятных для исполнения. Она имеет все эти замысловатые гитарные партии, которые и делают её интересной. При том там есть медленная часть, которая создаёт действительно хорошее настроение. И есть быстрые хэви-металические стандарты, которые действительно потрясают. И кроме того она имеет места для соучастия толпы. Это был хороший пример того, чего я хотел добиться».

«Transylvania» — известная инструментальная композиция группы, написанная Харрисом. Возможно, что композиция навеяна произведениями Брэма Стокера про графа Дракулу. Первоначально предполагалось, что песня будет с текстом, однако в дальнейшем группа сочла, что трек хорош сам по себе. Позже композиция была перепета группой Iced Earth на альбоме «Horror Show».

«Strange World» — медленная баллада, некоторые считают её продолжением предыдущего трека, однако абсолютно ясного толкования этой песни нет. Хотя авторство «Strange World» приписывается исключительно Харрису, Пол Дэй, вокалист группы с 1975 по 1976 год, утверждал, что он также внес свой вклад в песню.

«Charlotte the Harlot» — задорная песня о проститутке, открывающая целую серию песен, которые выйдут у группы в дальнейшем, написанных на одну (или близкую) тему. Существует версия (со слов Пола Ди Анно), что песня «основана на реальной истории» и посвящена 45-летней проститутке по прозвищу High Hill Lil, звезде одного из публичных домов. Это единственная песня в альбоме, которая была написана Дэйвом Мюрреем в одиночку.

«Iron Maiden» — энергичная песня, закрывающая альбом, не имеет длительных гитарных соло и содержит довольно примитивный текст, что не помешало стать ей визитной карточкой группы, которую включает сет-лист каждого концерта группы. С равным успехом она может посвящаться как средневековому орудию пыток, так и тогдашнему премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Последнее, по понятным причинам, никогда официально не подтверждалось.

Из всех песен альбома, «Phantom of the Opera», «Running Free», «Sanctuary» и «Iron Maiden» являются наиболее часто исполняемыми в концертных турах группы, причем последняя исполнялась на каждом шоу с момента основания группы и сигнализировала о появлении Эдди на сцене. Все песни альбома, за исключением «Strange World», были перезаписаны с Брюсом Дикинсоном на вокале, либо на концертных альбомах, либо на студийных би-сайдах, либо и на том, и на другом. «Strange World» и «Transylvania» были единственными песнями, которые не были исполнены в туре «Eddie Rips Up the World Tour» 2005 года.

Четыре песни («Prowler», «Remember Tomorrow», «Running Free» и «Iron Maiden») были перепеты для трибьют-альбома 2008 года «Maiden Heaven: A Tribute to Iron Maiden», выпущенного журналом «Kerrang!», а акустическая версия «Prowler» была включена в альбом 2012 года «Across The Seventh Sea» акустическим трибьют-проектом Iron Maiden uniteD.

Барабанщик Metallica Ларс Ульрих подтвердил, что «Remember Tomorrow» была «в основном прототипом для таких песен, как «Fade To Black» и «Welcome Home (Sanitarium)», а также некоторых из более эпических песен типа баллады, которые Metallica создала позже».

Обложка

На обложке альбома была изображена скелетированная рожа чудовища перед каменной стеной, что вызвало в консервативной Англии большую шумиху: взрослые реагировали на нее чувствами в диапазоне от испуга до отвращения, а молодежь... конечно, восторженно!

Начиная с этого альбома, с группой сотрудничает художник Дерек Риггс, запечатлевший на обложке маскота группы: монстра Эдди (Eddie), который в дальнейшем присутствует на обложке каждого альбома Iron Maiden. Год от года его облик претерпевает различные изменения: от фараона до солдата британской армии и даже космонавта. Череда его образов подробно показана в клипе «Wasted Years».

Причину перехода Эдди, который до этого был сценичной маской, висевшей за спиной барабанщика во время концерта, на обложку альбома объяснил менеджер группы Род Смоллвуд. По его утверждению группа прекрасно выступала на сцене, но ничего не представляла собой за её пределами. Поэтому Iron Maiden нуждались в какой-то фигуре, которая бы представляла их лучше на обложке альбома, чем обыкновенная фотография с концерта.

Знакомство с Риггсом произошло после того, как Смоллвуд зашёл в офис EMI и увидел на стене плакат известного джазмена Макса Мидлтона. Работа художника настолько его поразила, что он изъявил желание познакомиться с ним. Этим художником и оказался Деррик Риггс. При встрече Род при просмотре порт-фолио художника обнаружил иллюстрацию, которая впоследствии и стала обложкой первого альбома Iron Maiden (единственное отличие было в том, что Дерек рисовал с целью продать иллюстрацию какой-то панк-группе и поэтому волосы у Эдди были короткими, но по просьбе Смоллвуда он их «отрастил»). Взяв порт-фолио с собой, менеджер группы показал рисунки Дерека музыкантам, которые также единогласно выбрали рисунок с монстром для обложки альбома. Не возникло противоречий и при обсуждении имени персонажа, единогласно он был именован Эдди. По признанию художника, прототип Эдди он сделал после того как увидел плакат, посвящённый войне во Вьетнаме — на нём была изображена высушенная голова, насаженная на ствол танка. Проснувшись однажды ночью, Риггс был поражён унылой картиной за окном: луна, облака и жёлтый фонарь навевали ужасающую скуку, и тем не менее именно такой пейзаж художник посчитал наиболее подходящим для «персонажа с такой рожей, как у Эдди».

Критика альбома

После выхода альбом «Iron Maiden» сразу же получил признание критиков. Джефф Бартон в Sounds назвал его «символом хэви-метала 80-х, его ослепительная скорость и безудержная свирепость делают большинство пластиковых треков тяжелого рока 60-х и 70-х годов по сравнению с ним ленивыми и похоронными панихидами». «Iron Maiden» провёл первые пятнадцать недель в британском чарте, и ещё две, когда он был переиздан на бюджетном дочернем лейбле «EMI Fame» в 1985 году.

Альбом продолжает получать похвалы от рецензентов. AllMusic утверждает, что альбом «считался бы вехой, даже если бы никогда не было Дикинсона», и замечает, что «нет лучшего места, чтобы услышать, как панк и прог-рок повлияли на новую волну британского хэви-метала». Sputnikmusic описывает альбом как «один из лучших дебютных альбомов в мире хэви-метала», содержащий «грубую, агрессивную мощь, [которая] определяет ранние годы группы».

«Iron Maiden» — один из двух альбомов группы, вошедших в список Роберта Димери «1001 альбом You Must Hear Before You Die». В 2017 году он занял 13-е место в списке Rolling Stone «100 величайших метал-альбомов всех времён».

Комментариев нет:

Отправить комментарий