воскресенье, 2 ноября 2025 г.

Выдающиеся джазовые музыканты. Джонни Ричардс (2 ноября 1911 — 7 октября 1968).

Выдающиеся джазовые музыканты.

Джонни Ричардс (Johnny (John Cascales) Richards) — американский джазовый аранжировщик и композитор. Он был ключевым композитором/аранжировщиком для передовых, авантюрных выступлений и сессий звукозаписи биг-бэнда Стэна Кентона в 1950-х и начале 1960-х годов; такие как «Кубинский огонь!», «Вестсайдская история Кентона» и «Приключения во времени».

Джонни Каскальес родился в Толуке, Мексика, в семье испанца (Хуан Каскальес-и-Валеро) и матери-мексиканки (Мария Селия Арруэ, она же Мари Каскалес), чьи родители были испанскими иммигрантами в Мексике. Он въехал в Соединенные Штаты 4 августа 1919 года в Ларедо, штат Техас, вместе со своей матерью, тремя братьями (также профессиональными музыкантами) и сестрой.

Отец Ричардса, Хуан Каскальес-и-Валеро, иммигрировал раньше, перейдя границу раньше. Семья жила сначала в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, а затем в Сан-Фернандо, штат Калифорния, где Джо, Джонни и Чак окончили среднюю школу Сан-Фернандо. В 1930 году Ричардс жил в Фуллертоне, штат Калифорния, и учился в Фуллертонском колледже.

Джонни Ричардс начал свою музыкальную карьеру, когда ему было 8 с половиной лет, играя на банджо, трубе и скрипке в водевильном шоу. Он написал свою первую оркестровку в возрасте 14 лет, а к 21 году киномагнаты пригласили его в Англию для написания музыки к британским фильмам. Год спустя, в 1933 году, Ричардс оказался в Голливуде в компании Paramount Pictures, работая ассистентом Виктора Янга, где оставался до 1940 года, когда сформировал собственный оркестр. Группа Ричардса просуществовала до начала 1946 года, когда у него закончились деньги.

Johnny Richards and His Orchestra – «Baia»

В итечение 1944-1946 годов Ричард записал восемь композиций для лейбла Musicraft. Даже в 1946 году творчество Джонни Ричардса было сложным и опережало свое время, что требовало первоклассных музыкантов, которые могли не только читать то, что он написал, но и вводить новшества по ходу дела. В оркестре Ричардса, состоящем из 14 человек, не было известных имен: вокалисты Дотти Рид и Пэт Руссо. Музыка в целом представляет собой свинг, ориентированный на бибоп. Вскоре Ричардс уехал, чтобы организовать работу в развивающейся киноиндустрии в Мехико и на Кубе — период, который, по словам Ричардса, оказал на него глубокое влияние.

В 1950 году Ричардс вернулся в Лос-Анджелес, где писал для киноиндустрии США и возглавлял оркестр, с которым играл Гиллеспи («Диззи Гиллеспи играет», «Джонни Ричардс дирижирует»).

В 1952 году Джонни Ричардс переехал в Нью-Йорк, где стал занимался аранжировкой для оркестра Стэна Кентона и продолжал делать это до середины 1960-х годов. В 1953 году Ричардс написал аранжировки для группы, которая поддержала Сонни Ститта на альбоме «Stitt: Playing Arrangements from the Pen of Johnny Richards». В состав группы входили Дон Эллиот, Кай Виндинг, Хорас Сильвер, Чарльз Мингус и Дон Ламонд.

Sonny S̲t̲i̲t̲t «Stitt: Playing Arrangements from the Pen of Johnny Richards» (2953).

Также в 1953 году поэтесса Кэролин Ли написала слова к композиции Ричардса под названием «Moonbeam». Песня была переименована в «Young at Heart» и опубликована позже в том же году. Синатра записал ее почти сразу, и «Young at Heart» стала хитом возвращения Синатры. Песня была настолько популярна, что фильм, который Синатра снимал с Дорис Дэй в 1954 году, был переименован в «Young at Heart», чтобы извлечь выгоду из ее популярности. Песня также стала музыкальной темой Ричардса.

Young At Heart (Remastered 2000) · Frank Sinatra

В 1954 году Джонни Ричардс написал еще одну серию пьес для Гиллеспи, а в начале 1955 года записал «Annotation of the Muses», альбом с классическим оркестровым джазом.

В марте 1956 года Стэна Кентона попросили написать музыку для церемониального балета на свадьбе Грейс Келли и принца Ренье. Кентон никогда раньше не писал балетов и не общался с принцем Ренье. Он сказал, что королевская просьба поступила от третьей стороны и стала полной неожиданностью. Он передал проект Ричардсу. В интервью для книги Уильяма Ф. Ли «Стэн Кенон: Артистизм в ритме» (1980) Кентон сказал:

«Казалось, что как раз перед нашим приездом в Англию на гастроли 1956 года князь Монако Ренье заинтересовался нашей музыкой... Тем не менее, из-за моего плотного графика я не мог найти время, чтобы сочинить что-нибудь для Свадебного балета, но я ходил к Вику Льюису, и мы с Виком обсуждали это. Затем мы позвонили Джонни Ричардсу в Нью-Йорк».

Вернувшись в США в конце апреля 1956 года, группа Кентона начала репетиции в Нью-Йорке для нового альбома «Capitol», задуманного, написанного и аранжированного Джонни Ричардсом. Альбом назывался «Cuban Fire» и был записан 22, 23 и 24 мая. Этот полиритмический оркестровый альбом с латинским влиянием стал хитом джаз-латиноамериканского кроссовера и сделал Джонни Ричардса известным аранжировщиком с огромными, эклектичными способностями. Он снова переехал в Лос-Анджелес.

Stan Kenton – «Cuban Fire»

«Cuban Fire» привлек внимание руководителей Bethlehem Records на Западном побережье, которые быстро предложили Ричардсу записать свой первый альбом в качестве лидера. Под руководством главы A&R лейбла Крида Тейлора Bethlehem был известен тем, что предоставлял музыкантам полную творческую свободу. В конце июля 1956 года Ричардс начал собирать группу. Лучшие голливудские джазовые музыканты и солисты ухватились за этот шанс, и запись была завершена всего за два дня — 2 и 3 августа.

В состав группы входили Чарли Мариано, Ричи Камука, Ронни Лэнг и Билл Холман на саксофонах; Стю Уильямсон, Мейнард Фергюсон, Бадди Чайлдерс, Пит Кондоли и Коротышка Роджерс на трубах; Винс Де Роза и Джон Кейв на валторнах; Фрэнк Розолино, Томми Педерсон, Дон Келли и Милт Бернхарт на тромбонах; Аль Поллан на тубе; Марти Пейч на фортепиано; Бадди Кларк на басу; Стэн Леви на барабанах; и Лу Сингер на литаврах.

Джонни Ричардс говорил о том времени: «Я бросил всю свою другую работу только для того, чтобы сосредоточиться на этом и продолжать учиться. Все должно быть выверено в соответствии со стилем оркестра. Вот почему я выбрал инструменты, которые я делал, чтобы я мог предложить всю оркестровую гамму с их помощью».

Шесть из восьми треков на этом альбоме были оригинальными для Ричардса, и аранжировки были столь же впечатляющими для слуха, сколь и сложными для чтения.

Johnny Richards And His Orchestra – "Something Else" - Записано в августе 1956 года в Голливуде, Калифорния - Bethlehem Records BCP 6011.

Бадди Чайлдерс, Мэйнард Фергюсон, Пит Кандоли, Стю Уильямсон, Шорти Роджерс (tp); Дон Келли, Фрэнк Розолино, Милт Бернхарт*, Томми Педерсон (tb); Стю Уильямсон (втб); Джон Кейв*, Винс Де Роза (кор); Альберт Поллан (туба); Чарли Мариано (as), Ричи Камука (ts), Ронни Лэнг (bs), Билл Холман (бас-саксофон), Марти Пейч (p), Бадди Кларк (b), Стэн Леви (dr), Лу Сингер (perc), Джонни Ричардс (arr, cond) 1 - Waltz, Anyone?* (Ричардс)

После выпуска «Something Else» Ричардс вернулся в Нью-Йорк, собрал группу и записал альбомы, в том числе «Wide Range» (Capitol/1957), «Experiments in Sound» (Capitol/1958), «Rites of Diablo» (Roulette/1958), «Softly Wild» (Coral/1959), «My Fair Lady—My Way» (Roulette/1964) и «Aqui Se Habla Español» (Roulette/1966).

В этот период Ричардс также писал аранжировки для «меллофониум-бэнда» Кентона 1960-63 годов (Кентон и Ричардс фактически разработали инструмент); «Live at the Las Vegas Tropicana» (1961); «Вестсайдская история» (1962) и «Приключения во времени» (1962).

Джонни Ричардс умер от опухоли мозга в 1968 году в возрасте 56 лет. Тем не менее, его «Something Else» остается одним из величайших альбомов джазового оркестра середины 1950-х годов. Его музыкальная плотность и жаркое звучание Западного побережья установили новый стандарт, повлияв на многих композиторов и аранжировщиков того времени — от Куинси Джонса и Билла Холмана до Билли Мэя и Гила Эванса. Это также величайшее музыкальное достижение Ричардса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий