вторник, 11 августа 2020 г.

История рок-музыки в 500 песнях. «Flying Home» by the Benny Goodman Sextet (1939 г.).

Конечно, мы должны были с чего-то начинать, а так как нет никакой разграничительной линии для того, что является рок-н-роллом, а что нет, мы начинаем нашу историю задолго до появления рок-н-ролла, мы начинаем со свинга. Так что расслабьтесь и послушайте историю «Flying Home» от секстета Бенни Гудмана!
Свинг - это музыка, уходящая корнями в джаз 1920-х годов. Трудно сейчас представить, но когда в начале 20-х был впервые популяризирован диксиленд, реакция «высшего общества» на него была практически такой же, как и на любую другую черную музыкальную форму, - это был «конец света», чуждая «музыка джунглей, заставляющая наших детей совершать непристойные поступки и подстрекающая к насилию»... Короче говоря, всё было алогично тому, что потом думали о рок-н-ролле, хип-хопе, и т.д. ... ну вы поняли. Для современного уха это может показаться нелепым, поскольку мы обычно не думаем о корнете, тромбоне и банджо как об инструментах, вызывающих похоть, но еще в 1920-х годах такая музыка считалась крайне возбуждающей.
Paul Whiteman.
Поэтому, как и в случае с любой черной музыкой, некоторые белые музыканты пытались делать джаз более «удобным» для белых слушателей, сглаживая острые углы, причесывая его и одевая в костюм. В данном случае это сделал скрипач и дирижер Пол Уайтмен (Paul Whiteman), названным «королем джаза» только за то, что создал первый джаз-бэнд, состоящий исключительно из белых музыкантов.
В то время как большинство джазовых групп состояло из восьми-десяти постоянно импровизирующих музыкантов, группа Уайтмена состояла из тридцати пяти музыкантов, играющих строго по нотам заранее составленных аранжировок. Ко всему прочему оркестр был вежливым, прилично одетым и выглядел вполне респектабельно, что довольно быстро обеспечило ему огромную популярность. В разное время там играли такие музыканты, как Бикс Байдербеке (Bix Beiderbecke) и Джо Венути (Joe Venuti). Несмотря на то, что это была принципиально другая музыка – нечто более укрощенное, прилизанное и организованное, чем традиционный джаз -  оркестр играл довольно захватывающе, как демонстрирует нам «Rhapsody in Blue» в его исполнении.
«Rhapsody In Blue» - «King of Jazz» Paul Whiteman - George Gershwin. Это сокращенная версия шедевра Джорджа Гершвина, написанного для Пола Уайтмена в 1924 году, из революционного фильма 1930 года «King of Jazz», где впервые в истории музыка использовался предварительно записанный саундтрек.
Пол Уайтмен все еще называл свою музыку джазом, но когда другие джазмены начали объединяться в большие оркестры, эта музыка стала известна как «свинг». Итак, от Уайтмена мы переходим к Гудмену.
Бенни Гудмен (Benny Goodman) - «король свинга», был лидером самой популярной из довоенных свинг-групп, а также отличным кларнетистом. Он нанял аранжировщиком Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) - темнокожего музыканта, который раньше работал на Уайтмена. Именно Хендерсону удалось создать музыку, в которой осталось так много неформализованного джаза, что это позволяло солистам оркестра Бенни Гудмена проявлять свой талант гораздо ярче, чем это было возможно в других группах того времени.
Benny Goodman.
Это произошло отчасти потому, что сам Гудмен был солистом. В то время как Уайтмен был в первую очередь менеджером, чей талант заключался в организации, а не музыкантом, - Гудмен был одним из самых востребованных исполнителей на джазовых сессиях и тем, кто играл на концертах Бартока, Пуленка и Аарона Копленда. Хотя группа Гудмена со временем стала настоящим оркестром, он давал своим солистам гораздо больше свободы, чем многие из его конкурентов, и многие участники оркестра Бенни Гудмена стали достаточно известными настолько, чтобы уйти и создать свои собственные большие группы. Поскольку в оркестре Гудмена было много отличных солистов, они играли индивидуальные сеты во время концертов биг-бэнда, что позволяло им хвастаться, а большей части группы отдыхать. Их выступления стали настоящим джазом, а не свингом - трое, четверо или более солистов импровизировали вместе, как в 1920-е годы это делали музыканты диксиленда.
И что немаловажно, Гудмен был одним из первых бэнд-лидеров, возглавившим объединенную черно-белую группу в эпоху расовой сегрегации. Карьера музыканта начиналась с трио в составе самого Бенни Гудмена, белого барабанщика Джина Крупы (Gene Krupa) и черного пианиста Тедди Уилсона (Teddy Wilson).
John Henry Hammond II.
Эта расовая интеграция, как и выбор Флетчера Хендерсона для аранжировки репертуара, была идеей шурина Гудмена, музыкального продюсера Джона Г. Хаммонда (John Henry Hammond II). Хаммонд был чрезвычайно богатым человеком (его мать была из Вандербильдов) и активным борцом за расовое равноправие, который решил использовать свое огромное богатство для достижения двух целей. Первой из них была расовая интеграция, а второй - продвижение того, что теперь будет называться «roots» или «Americana music» - пре-боп джазом, фолком, блюзом и госпелом. По общему мнению, Гудмен определенно верил в расовое равенство, но именно Хаммонд познакомил его с Флетчером Хендерсоном и убедил Гудмена включить в свою группу чернокожих музыкантов.
Бенни Гудмен не был первым в США белым бэнд-лидером, нанявшим чернокожих музыкантов: в 1920-е годы существовало несколько таких групп. Но, когда Гудмен нанял Тедди Уилсона, такого не случалось уже семь лет, а джаз-бэнд Бенни Гудмена был тогда, пожалуй, самым популярным музыкальным коллективом в США. В то время это было гораздо более радикальным, чем может показаться сейчас: Гудмен двигался в двух диаметрально противоположных направлениях - с одной стороны, он был одним из первых, кто ратовал за признание джазовой музыки мейнстримом, что требовало от неё консервативности, но, с другой стороны, настаивал на расовой интеграции музыкантов, что было «попранием устоев». Позже Лайонел Хэмптон неоднократно цитировал действительно смелое и прогрессивное для своего времени заявлением Гудмена: «Для игры на рояле нужны и черные, и белые клавиши», что является.
Lionel Hampton.
Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) был еще одним чернокожим музыкантом, который присоединился к трио и превратил его в квартет. Хэмптон был виртуозным вибрафонистом благодаря которому вибрафон прочно вошел в джазовый инструментарий. Похоже, он был первым, кто использовал вибрафон на записи песни «Memories of You» Луи Армстронга в 1930 году. До этого вибрафон использовался только на некоторых радиопередачах как инструмент подачи сигналов.  
Фактически, вибрафон был настолько новым инструментом, что его название так и не было окончательно закреплено - «Vibraphone» был лишь одним из множества товарных знаков, используемых различными компаниями, его производящими. Инструмент, на котором играл Хэмптон, выпускался под другим брендом – «Vibraharp» и маэстро называл его так всю оставшуюся жизнь.
Прежде чем стать вибрафонистом, Хэмптон учился на барабанщика и его часто называли «самым быстрым барабанщиком в мире», но он обладал уникальной мелодической чувствительностью, которая позволила ему стать главным солистом нового инструмента. По сей день Хэмптон остается, вероятно, самый уважаемым музыкантом, когда-либо игравший флюиды.
 К 1938 году Бенни Гудмен достиг достаточного уровня популярности, чтобы вывести на сцену «Карнеги-холла» объединенную группу, состоящую из Каунта Бэйси (Count Basie), Лестера Янга, Тедди Уилсона, Лайонела Хэмптона и других чернокожих музыкантов вместе с белыми джазменами, такими как сам Гудман и Джин Крупа. Как и многие другие яркие моменты творческой карьеры Гудмена, это случилось благодаря усилиям Джона Хаммонда, организовавшего серию концертов «Spirituals to Swing» в самом престижном концертном зале США.
Концерт оркестра Бенни Гудмена в «Карнеги Холле» остается одними из величайших когда-либо записанных живых джазовых альбомов, и показывает, что с помощью джаз-бэнда можно создавать по-настоящему захватывающую музыку. Особенно впечатляющим выступлением стала двенадцатиминутная версия «Sing Sing Sing». Вашему вниманию предлагается более короткая версия этой песни с  потрясающими соло Джина Крупы на барабанах и Гарри Джеймса на трубе.
«Sing, Sing, Sing» - Benny Goodman Orchestra (1937).
В первоначальном составе квартет Бенни Гудмена просуществовал недолго, к 1939 году и Уилсон, и Крупа ушли в другие группы. Потом будут временные воссоединения, но в классическом составе квартет так больше и не выступал. Хотя в последующих проектах Гудмена участвовали другие пианисты (особенно Каунт Бэйси  и Флетчер Хендерсон), он осознал необходимость восполнить потерю двух таких выдающихся исполнителей за счет привлечения большего числа музыкантов, и поэтому были сформированы секстеты Бенни Гудмана.
 Эти секстеты имели постоянно меняющийся состав музыкантов, который вращался вокруг трех солистов - самого Гудмена на кларнете, Хэмптона на вибрафоне и Чарли Кристиана (Charlie Christian) на электрогитаре. Иногда к выступлением привлекался трубач Кути Уильямс (Cootie Williams).
Чарли Кристиана иногда ошибочно называют первым электрогитаристом, или первым человеком, записавшим игру на электрогитаре, или даже изобретателем электрогитары. Он не делал ни одного, ни другого, ни третьего. Кристиан был просто одним из пионеров в этой области и первым человеком, который действительно сделал электрогитару выдающимся сольным инструментом. Электрогитара сделала возможным принципиально иной стиль игры, изменив весь подход к гитаре в популярной музыке. Раньше гитара использовалась либо как сольный инструмент, либо как аккомпанемент для одного вокалиста, либо как едва слышимый ритм-инструмент, заглушаемый более громкими фортепиано и духовыми джазовых оркестров. Теперь же гитара могла играть отдельные мелодические партии так же громко, как труба или саксофон, и могла использоваться как сольный инструмент в ансамбле.
Первой композицией, записанной новым коллективом Бенни Гудмена 2 октября 1939 года стала песня под названием «Flying Home», которая является отличным примером ранней работы секстета, быстро ставшая его фирменной песней. Её история интересна тем, что «Flying Home» появилась в самолете, когда группа летела из Лос-Анджелеса в Атлантик-Сити. Хэмптон напевал что-то себе под нос и когда Гудман спросил его: «Что это ты поешь?», тот ответил: «Не знаю, наверное, мы можем назвать это «Летающий дом» («Flying Home»)». Авторами песни были названы Гудман и Хэмптон, хотя Джон Хаммонд позже утверждал, что слышал, как Кристиан импровизировал с этой мелодией, прежде чем её услышали его товарищи.
Charlie Christian.
Здесь мы сталкиваемся с общей проблемой джазовых записей, не защищенных авторскими правами, а именно, проблемой определения оригинальной версии произведения. Многие из вовлеченных музыкантов записывали свои версии песен, эти треки выпускались на многочисленных компиляциях, в том числе под разными названиями. Например, в одной из антологий было представлено шестнадцать различных версий «Flying Home», среди которых были названы секстетная запись Бенни Гудмена и запись Чарли Кристиана. За исключением записи Чарли Кристиана все остальные версии оказались в точности такими же, как запись Бенни Гудмена, хотя и взятыми из разных источников. Так что может случиться так, что в какой-то момент здесь я ошибочно идентифицирую запись - особенно одну из многих. Я не претендую на авторитет и могу ошибаться, хотя изо всех сил пытаюсь  делать всё правильно. Но что я знаю совершенно точно, так это то, как звучала версия «Flying Home» в исполнении «Benny Goodman Sextet», и мы можем услышать это сейчас.
Трудно себе представить, насколько странно звучала эта пластинка почти восемьдесят лет назад, когда электронное усиление звука было в новинку. В этом варианте исполнения электронным усилением звука сопровождалась запись двух инструментов - гитары Кристиана и вибрафона Хэмптона. Если исключить вибрафон и кларнет, секстет Гудмена выглядит типичным прототипом рок-группы - пианино, электрогитара, контрабас и барабаны – набор инструментов, ставший классическим в роке через двадцать лет после записи «Flying Home». Кстати, в этой революционной композиции были угаданы и многие другие аспекты рок-жанра. Особенно поражает соло Чарли Кристиана на электрогитаре. Это сейчас его игра звучит довольно сдержанно, но в то время она была поразительно продвинута как в технике - Кристиан оказал огромное влияние на боп, и просто по звуку - никто другой ещё не создавал музыку, усиленную таким образом.
«Flying Home» - Benny Goodman Sextet (1939).
В этой версии «Flying Home» начинается с простого фортепианного вступления в исполнении Флетчера Хендерсона с Арти Бернштейном (Artie Bernstein) на басу и Ником Фатулом (Nick Fatool) на барабанах, которое просто излагает гармоническую структуру куплетов перед введением основного рифа. Это обычная вещь, когда у вас есть аккорды, которые максимально близки друг к другу, и нисходящий бас, имеющий несколько нот в отличной от остальной мелодии тональности, что создает гармоническое напряжение. Вибрафон, кларнет и электрогитара, играющие в унисон, звучат «действительно несколько странно» - это звук, который никогда не записывался раньше.
Затем идет очень простое соло на кларнете в стиле Бенни Гудмена. Мне очень нравится стиль Гудмена на кларнете - он, по сути, один из музыкантов, которые сформировали мое чувство мелодической структуры, - но в этом соло нет ничего особенно примечательного. Это то, что можно было найти на любой пластинке Гудмена примерно с 1925 по 1945 год. После очередной пробежки рифа мы подходит к соло Чарли Кристиана и  все становится намного интереснее.
Акцентированное взрывами кларнета и вибрафона, это длинное соло не похоже на все то, что когда-либо играли на гитаре в студии. Короткие гитарные партии Кристиана, состоящие из одной ноты, во всех смыслах являются рокабилли - это такая же игра на гитаре, которую мы услышим от Скотти Мура (Scotty Moore) шестнадцать лет спустя. Сейчас это не кажется чем-то революционным, но помните, что до этого момента гитара, за редким исключением, таким  как Джанго Рейнхардт, была в джазе, по сути, только ритм-инструментом. До применения электроусиления вы просто не могли бы сыграть на гитаре соло или услышать ее сквозь саксофоны или трубы оркестра.
Fletcher Henderson.
После соло Кристиана следует соло Лайонела Хэмптона. Это соло - просто типичный, добротный пример игры Хэмптона, пребывающего в то время на вершине своей славы, но в этом выступлении нет ничего необычного.
А затем, в конце, мы получаем характерный рифф Гудмена, ставший несколько лет спустя визитной карточкой свинга. Этот рифф был обычным делом в работе Гудмена и раньше - вы можете услышать нечто похожее в его хитовой версии «King Porter Stomp» - этот повторяющийся призыв и ответ станет тем звуком, который будет доминировать в танцевальной музыке в последующие десятилетия.
После этой записи началась долгая жизнь песни. Пару лет спустя Лайонел Хэмптон покинул группу Гудмана, чтобы сформировать свой собственный биг-бэнд, и «Flying Home» стала их фирменным знаком. Группа Хендерсона станет одной из первых, которые будут исполнять музыку нового типа - музыку «джамп-бэнд», основанную на свинге, но с большим упором на риффы и усиленные инструменты.
Эта «jump band music», позже ставшая известной как ритм-энд-блюз, была явно вдохновлена группой Хэмптона. В следующих эпизодах мы рассмотрим, каким образом «jump» группы стали одним из самых влиятельных факторов в рок-н-ролле.
«Flying Home» - Lionel Hampton (1957).
Хэмптон записывал «Flying Home» несколько раз, начиная с 1940 года. Наиболее известной стала версия, записанная в 1942 году для компании Decca с «инструментальным фокстротом» на лейбле. В этой версии на саксофоне играет Иллинойс Жаке (Ilinois Jacquet), демонстрируя слушателям совершенно новое звучание. Игра Жаке на тенор-саксофоне не похожа на что либо, услышанное раньше. Конечно, у него были предшественники - как я сказал ранее, в музыке нет «самого раннего примера», - но соло Жаке стало тем, что определило совершенно новый жанр, названный позже ритм-энд-блюзом. Это соло было настолько исключительным, что, когда Жаке уходил из группы, каждый тенор-саксофонист, который его заменял, копировал соло ноту за нотой, а не импровизировал, как это обычно бывает.
Был еще один участник записи «Flying Home», которого следовало бы упомянуть – это продюсер Милт Габлер (Milt Gabler). Как и Джон Г. Хаммонд II, это тот человек, о ком мы ещё не раз услышим в будущих эпизодах.
Сам Лайонел Хэмптон оставался уважаемым и популярным музыкантом еще много десятилетий. В конце 1940-х и начале 1950-х большие группы стали терять былую популярность, и Хэмптон перешел на другой стиль музыки - он стал одним из величайших бибоп-музыкантов и играл в небольших группах, очень похожих на ранние коллективы Бенни Гудена. Он просто играл свои старые вещи в более гармоничных и мелодически сложных вариациях. Но рок-музыканты также считают Хэмптона своим пионером - вы можете увидеть его в фильме Алана Фрида (Alan Freed) «Mr. Rock and Roll» 1957 года, где Хэмптон – единственный джазмен в фильме - играет на своем виброфоне вместе с такими звездами  R&R и R&B, как  Литтл Ричард (Little Richard) и Клайд Макфаттер (Clyde McPhatter).
Чарли Кристиан несмотря на то, что был одним из самых влиятельных музыкантов в джазе, к сожалению, не дожил до своего признания в рок-музыке. Когда был записан «Flying Home» он уже страдал от туберкулеза и 2 марта 1941 года умер в возрасте двадцати пяти лет. Кристиана похоронили в безымянной могиле, которую позже залили бетоном. Через пятьдесят три года ему поставили памятник, но позже выяснилось, что он был установлен не на том месте.
И в завершение темы вашему вниманию предлагается микс из всех песен, о которых говорилось в этом выпуске. Микс включает в себя «Rhapsody in Blue» оркестра Пола Уайтмена, «Memories of You» Луи Армстронга, «Sing Sing Sing» Бенни Гудмена, «Flying Home» Бенни Гудмена и «Flying Home» Лайонела Хэмптона.
Vol.1:
1. Rhapsody In Blue - Paul Whiteman (1930).mp3
2. Memories of You - Louis Armstrong (1930).mp3
3. Sing Sing Sing - Benny Goodman (Carnegie Hall, 1938).mp3
4. Flying Home - Benny Goodman Sextet (1939).mp3
5. Flying Home - Lionel Hampton (1942).mp3

download (mp3 @128 kbs):

Комментариев нет:

Отправить комментарий