«В жизни
он был максималистом, стремился выполнить "программу-максимум».
Ежи
Мильян
«Сперва
он показался мне совершенно неприступным, прохладным, как и его музыка. Но
позже, когда я получше узнал его, то понял, что под сдержанностью скрывалась
огромная застенчивость, и это была лишь оболочка, под которой затаился ранимый
и очень умный человек".
Роман
Поланский
Пианист и
композитор, один из родоначальников современного польского джаза, сторонник
кула и строгих композиционных структур Кшиштоф Комеда (Krzysztof Komeda) (настоящая
фамилия Тшчиньски) родился 27 апреля 1931 года в Познани. По всеобщему
признанию музыкант оказал сильнейшее влияние на становление польского джаза. Он
был "Лидером с большой буквы", которого уважали и почитали за великую
честь играть с ним. Он был гуру для молодых джазменов. Этот человек обладал
мощнейшей творческой интуицией.
Достаточно
сказать, что в то время как его группа уже исполняла программу новаторского
альбома "Astigmatic", Майлс Дэвис за океаном выпустил вполне
традиционный для той эпохи "E.S.P", а такие поворотные пластинки, как
"Miles Smiles" и "Nefertiti" он запишет только спустя два
года. Музыкальное наследие Комеды весьма разрознено и мало упорядочено. В
основном это многочисленные записи с концертов, а также очень и очень много
музыки для кино. Множество треков выходило на бесчисленных сборниках и
"сорокапятках". На полках магазинов пестрели обложки пластинок Комеды
с концертными записями, с саундтреками и музыкой для спектаклей, стандартами и
стихами, но, так уж сложилось, что при жизни композитора увидели свет только
две авторские студийные пластинки, представляющие Комеду как современного
джазового композитора: "Ballet Etudes" и "Astigmatic".
У
Кшиштофа Комеды было много друзей и среди них многие известные творческие люди
тех лет. Он никогда не раскрывался при малознакомых людях, был очень скромен,
тем не менее, в его доме часто собиралась богема: музыканты, актеры, поэты,
режиссеры. "Комеда произвел на меня впечатление человека немногословного и
деликатного ... но отчего-то сразу создалось ощущение, что его персона содержит
замкнутый свет, до которого трудно добраться," – рассказывал о первой
встече с Комедой режиссер Генрик Клуба.
Комеда
очень много работал. Он проводил за инструментом большую часть дня. "Русая
челка Кшысы Комеды красиво порхала над клавишами, словно ночная бабочка,"
– писала поэтесса Агнешка Осецкая. Но Комеда так и не стал великим
пианистом-виртуозом, а славу ему принес врождённый артистизм и стремление быть
композитором-новатором. Его произведения, прежде всего, глубоко романтичны,
даже меланхоличны. Иногда в них сквозит холод – но это поверхностное
впечатление. На самом деле его музыка пронизана сердечной теплотой и
переживанием.
Комеда привнес в джазовые традиции особую разновидность дисциплины. Вы не встретите беспорядочные соло и грубые рифы. Основы этой музыки – композиция и атмосфера. Большое значение имеет громкость каждой взятой ноты. Паузы тоже играют важную роль. Сам Комеда не злоупотребляет усложнёнными аккордами и ходами. Его композиторское кредо – простота и гармония. При игре он словно подбирает клавиши, обдумывая, стоит ли вообще набирать ту или иную. На его творчество безусловно оказали влияние утонченность Била Эванса, свобода Эрика Долфи и непринужденность Джона Колтрэйна ...
Krzysztof Komeda Sekstet – «Komeda Gra Standardy» (2009).
1 Kotek w chmurach 5:52 (rec. 11.11.1956)
2 Memory of Bach 7:05 (rec. 11.11.1956)
3 Svensky in B 7:27 (rec.
23.09.1957)
4 Out Of Nowhere 4:17 (rec.
20.02.1957)
5 The Continental 5:21 (rec. 20.02.1957)
6 The Song is You 4:59 (rec. 09.05.1957)
7 Chico II 3:35 (rec.
18.06.1957)
8 Chico III 5:38 (rec. 18.06.1957)
Krzysztof
Komeda Trzcinski – piano
Stanislaw
Pludra – alto saxophone
Jan
Ptaszyn Wroblewski – baritone saxophone, clarinet
Jan
Zylber – drums
Jozef
Stolarz – double bass
Jerzy
Milian – vibraphone
Zdzialaw
Brzeszczynski – trumpet (5)
"Komeda
was a very quiet man. At rehearsals he told us nothing, nothing. He would give
us a score and we would play and the silence was very strong and intense. He
wouldn't say if we were right or wrong in our approach. He'd just smile. He was
such a strong force, the music was so original and he always gave me plenty of
space for self-expression and interpretation...He showed me how simplicity is
vital, how to play the essential. He showed different approaches, using different
harmonies, asymmetry, many details. I was very lucky that I started out with
him(...)"
His
unique sound has to a lesser extent to do with conventional jazz-style timing,
but rather with Slavic lyricism, 19th century Polish romantic music tradition,
and a variable treatment of time during the course of his compositions. He is
widely credited as being one of the founding fathers of thee uniquely European
style of jazz composition.
During
his life, Komeda released only one album, Astigmatic (Polskie Nagrania – Muza
Recording Label), which the Penguin Guide to Jazz called "Simply -
Essential!". A new release with more influence on Polish jazz has yet to
be recorded. --- culture.pl
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий