воскресенье, 19 марта 2023 г.

Классика рока. Jethro Tull – «Aqualung» (1971).

                                                                                                                  Прогрессивный рок

«Aqualung» («Акваланг») — четвёртый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, вышедший 19 марта 1971 года на лейбле «Chrysalis Records». Он рассматривается как концептуальный альбом с центральной темой «различия между религией и Богом», хотя группа заявила, что не собиралась делать концептуальный альбом, и что только несколько песен имеют объединяющую тему. Записанный в новой лондонской студии звукозаписи «Island Records», «Aqualung»  стал первым альбомом Jethro Tull с клавишником Джоном Эваном и басистом Джеффри Хаммондом в качестве полноправных участников, и последним альбомом с участием барабанщика Клайва Банкера, который вскоре покинул группу.

Успех «Aqualung» ознаменовал поворотный момент в карьере группы. Альбом стал самым коммерчески успешным диском Jethro Tull: его продажи во всем мире составили более 7 миллионов экземпляров. Альбом был в целом хорошо принят критиками и был включен в списки «The Best» нескольких музыкальных журналов. В 2003 году «Акваланг» достиг 337 отметки в списке «500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone».

Акваланг — имя героя заглавной песни, имеющего сомнительную репутацию.

"...Что ж, вышло так, что этот классический альбом я услышал уже после того, как познакомился с десятком других работ этой замечательной группы, выпущенных позже. Я считаю «Акваланг» лучшим произведением Jethro Tull (кстати, сам Йен Андерсон впоследствии называл его незрелым и слишком наивным), но все равно следует признать, что это очень сильная работа – последняя в хард-роковом ключе (после этого Йен пошел на сближение с арт-роком, фолком и даже поп-музыкой).

Песни в альбоме написаны в различных музыкальных жанрах, с элементами фолка, блюза, психоделии и хард-рока. «Тяжелый» характер треков «Locomotive Breath», «Hymn 43» и «Wind Up» по мнению некоторых критиков стал решающим фактором успеха альбома.

Стилистическим отходом от более ранних альбомов Jethro Tull стало то, что многие песни «Aqualung» являются акустическими. «Cheap Day Return», «Wond'ring Aloud» и «Slipstream» — короткие, полностью акустические «мосты» поставленные между достаточно жесткими остальными композициями, что стало  довольно интересным замыслом. Андерсон утверждает, что его основными вдохновителями для написания альбома были английский фолк-певец и гитарист Рой Харпер, а также шотландский фолк-музыкант Берт Янш.

Это был первый истинно концептуальный альбом группы, на котором резким нападкам подвергается религия. Подобный замысел появился у Йена уже давно. Так, например, в интервью журналу «Рэйв» в 1969 г. он говорил: «Сейчас происходит разрушение многих важных моральных ценностей… Секс вышел из подполья, а любовь и романтику задушила порнография… Я не христианин, но верю в существование Высшего Разума. Библию я вообще не читал, но знаю, о чем она».

Андерсон предложил свою собственную трактовку бытия, и, надо сказать, весьма оригинальную. Согласно ей, давным-давно Человек создал Бога по образу своему и подобию, чтобы влиять на бедных и никчемных созданий – Аквалангов, которые, несмотря на всю Его неприязнь к ним, все-таки сумели выжить и рассеялись по миру.

Потом уже Бог создал Землю, на которой теперь живут эти бездуховные твари, а настоящих людей крайне мало. Правда, любой Акваланг может стать Человеком, если произойдет какое-нибудь из ряда вон выходящее событие, которое откроет ему глаза.

1) «Aqualung». Отличная вещь с совершенно неожиданными изменениями темпа. Резкое гитарное начало и жесткая ритм-секция куплета сменяется лирическим припевом, после которого музыка становится быстрой и почти танцевальной. Перед нами предстает образ старого бродяги-туберкулезника (ведь aqua – это «вода», а lung – «легкие»), который изображен также на обложке. Он живет на дне, однако, по утверждению Андерсона, «в нем столько же божественного, сколько в папе римском». Таким образом, каждый человек духовно равен со всеми остальными.

Jethro Tull – «Aqualung» (Official Music Video)

2) «Cross-Eyed Mary». Красивое вступление клавишных и флейты сменяется размеренным хард-роком с отличными риффами. «Косоглазая Мария» – это проститутка, имя которой выбрано, естественно, для того, чтобы напомнить о Марии Магдалине, а заодно, возможно, и о матери Иисуса.

3) «Cheap Day Return». Небольшая гитарная композиция, лиричная и красивая.

4) «Mother Goose». Полуакустическая вещь, построенная на игре гитары и флейты, которую потом подменяет жесткая электрогитара. Текст весьма запутанный: лирический герой встречает разных странных персонажей – Матушку Гусыню, ту самую, которая якобы написала многие детские стихи, школьниц, рыдающих в носовые платки, бородатую женщину, Джонни Пугало, укравшего плащ у снеговика. Чтобы понять все эти аллюзии, нужно, видимо, быть хорошо знакомым с английским фольклором.

5) «Wond’ring Aloud». Вновь короткая гитарная зарисовка. В середине к акустической гитаре присоединяются фортепьяно и струнный оркестр. Песня явно повествует о семейной жизни Иэна.

6) «Up to Me». Весьма запоминающаяся тема, то грустная, то задорная. В тексте Иэн говорит о том, что каждый человек делает свой собственный выбор.

7) «My God». Начинается как медленный акустический блюз под фортепьяно и гитару, жесткая электрогитара вступает совершенно неожиданно. Здесь наконец-то звучит отличное соло на флейте, в хоре слышны даже мотивы русских народных песен. Андерсон сетует на то, что религией пользуются для выманивания денег, а не для духовных целей: «Люди, что вы наделали? Заперли Его в позолоченную клетку… не призывайте Его, чтобы спасти вас от милостей общества и грехов, от которых вы отказывались».

8) «Hymn 43». Интересная композиция, основанная на фортепьянной игре. «Блюз для Иисуса», по словам Андерсона. Довольно резкое обличение людей, которые, прикрываясь именем Христа, совершают преступления («кровавые искатели славы»).

9) «Slipstream». Последняя короткая вещь, вновь с гитарой и оркестром. В иносказательной манере Иэн говорит о смерти, намекая на возможность реинкарнации.

10) «Locomotive Breath». Фортепьянное начало, к которому присоединяется звучащая на заднем плане гитара, резко уступает место жесткому харду с прекрасной гитарой и перкуссиями. Прекрасные риффы, соло на флейте, запоминающийся вокал. Лучшая вещь на альбоме. Мы мчимся на поезде жизни, который невозможно остановить, потому что «Бог стащил рычаг управления».

«Locomotive Breath» (2001 Remaster)

11) «Wind-Up». Вновь разнотемповая композиция, напоминающая самую первую вещь. Медленное, почти снотворное акустическое начало сменяется хард-роком, после которого мы вновь возвращаемся к началу. На этот раз Андерсон нападает на систему образования, в которой немаловажная роль отведена религии; он утверждает, что когда он спросил Бога, тот ответил ему: «Я – не тот, с кем тебе нужно иметь дело по воскресеньям».

Оригинальная обложка альбома изображает длинноволосого бородатого мужчины в потрепанной одежде. Идея обложки вдохновлена фотографией, которую жена Андерсона сделала на набережной Темзы. Обложка была заказана главой «Chrysalis Records» Терри Эллисом у художника Бертона Сильвермана, которому заплатили фиксированную плату в размере 1 500 долларов. Письменного договора не было. Андерсон позже сожалел, что не использовал фотографию, вместо картины, т.к. художник  обратился к группе с требованием о вознаграждении за дополнительные виды использования, такие как печать на футболках и кофейных кружках.

К сожалению, вскоре после выпуска этой замечательной работы Андерсон развелся с женой, также неординарной творческой личностью, которая помогла ему в написании текста к заглавной песне и, видимо, не смогла долго терпеть диктаторских замашек мужа, не принимавшего идеи конкуренции. Однако, как мы видим, даже диктаторы, пишущие все тексты и всю музыку, да еще и играющие на куче всевозможных инструментов, могут выпускать истинные шедевры.

В апреле 1971 года «Aqualung» поднялся до 4-го места в UK Album Chart; а CD-версия выпущенная в 1996 году, достигла 52-й позиции. Альбом занял 7-е место в хит-параде Billboard; сингл «Hymn 43» занял 91-е место в чарте Billboard Hot 100. Вместе с альбомом «War Child» 1974 года, «Aqualung» стал одним из двух альбомов Jethro Tull, выпущенных в квадрафоническом звучании. Квадрафоническая версия песни «Wind Up», которая была записана в немного более высокой тональности, включена в позднее CD-переиздание альбома как «Wind Up (quad version)».

Сингл «Hymn 43» вышел 14 августа 1971 года и достиг 91-го места в чарте Billboard Hot 100, проведя там две недели. Песня стала первым синглом группы, попавшим в чарты в США. Позже он был включен в видеоигру Rock Band 2 в качестве загружаемого контента.

«Wind-Up» (Steven Wilson Stereo Remix)

31 октября 2011 года альбом был выпущен в 40-летнем юбилейном издании, включающем в себя ремикс альбома британского музыканта и продюсера Стивена Уилсона. Представляя ремикс, Уилсон сказал: «Aqualung»... безусловный шедевр был очень плохо звучащей записью. Настолько плохо, что многие не оценили его так высоко, как следовало бы. То, что мы сделали с «Aqualung», действительно сделало эту запись блестящей. Она никогда не сверкала так раньше. Я думаю, что прослушав нашу работу, многие люди пришли к мысли, что альбом намного лучше, чем они могли себе представить. Безусловно, есть что-то очень приятное в том, чтобы отполировать то, что само по себе уже является бриллиантом, и заставить его сиять так, как никогда раньше».

«Locomotive Breath» (Steven Wilson Stereo Remix)

«Aqualung» получил благоприятные отзывы музыкальных критиков. Бен Герсон из журнала Rolling Stone похвалил его «прекрасную музыкальность», назвав альбом «серьезным и умным», заметив правда, что серьезность альбома «подрывает» его качество.

Британский музыкальный еженедельник «Sounds» заявил, что «вкус и разнообразие» альбома сделали его «лучшей» работой группы. «Aqualung» был признан 22-м лучшим альбомом 1971 года в ежегодном опросе критиков американской газеты «Pazz & Jop the Village Voice». Роберт Кристгау, создатель опроса, был более критичен к альбому в обзоре 1981 года и оценил неразвитые культурные интересы Андерсона и его негативные взгляды на религию, как скучные и претенциозные.

В ретроспективных обзорах альбом в целом хвалят и рассматривают как классику. Брюс Эдер из AllMusic назвал «Aqualung» «смелым и чрезвычайно глубоким заявлением». В обзоре переиздания альбома, посвященного 40-летию, Шон Мерфи из международного он-лайн журнала «PopMatters» сказал, что «Aqualung» «является, безусловно, краеугольным камнем зарождающегося в то время канона прог-рока. Он был и остается великим рок-альбомом». Мерфи также похвалил дополнительный материал, представленный в релизе, заявив, что новый контент «делает отличный альбом еще лучше».

«История прогрессивного рока» Пола Стампа была более взвешенной в своей похвале, заявив, что «Aqualung» не продвинулся вперед по сравнению с предыдущим альбомом группы «Benefit». Он нашел второй цикл песен беспорядочными, но добавил, что «если тексты и тяготеют к провокационно неясному, тем не менее, они обладают некоторым стилем».

Стив Харрис, басист хэви-метал группы Iron Maiden, назвал «Aqualung» «классическим альбомом», похвалив его «фантастическую игру, фантастические песни, отношение [и] атмосферу». Iron Maiden записали кавер на песню «Cross-Eyed Mary» в качестве би-сайда своего сингла 1983 года «The Trooper».

Iron Maiden – «Cross-Eyed Mary»

«Aqualung» также был высоко оценен в ретроспективных списках, составленных музыкальными писателями и журналами. Соло Мартина Барре на заглавном треке альбома было включено в список журнала Guitarist «The 20 Greatest Guitar Solos of All Time» под №20. 

Jethro Tull – «Aqualung Live» (2005)

01. Aqualung

02. Crosseyed Mary

03. Cheap Day Return

04. Mother Goose

05. Wond’ring Aloud                

06. Up to Me

07. My God – Jethro Tull, Anderson, Ian

08. Hymn 43

09. Slipstream

10. Locomotive Breath

11. Wind-Up

12. Riffs — Another Monkey

13. Recording the Original

14. Choosing My Words with Care    play

15. Hummmmmm 43

16. A Different Kettle of Very Different Fish

17. But Is It Any Good?

 

* Ian Anderson – flute, vocals, acoustic guitar

* Martin Barre – electric guitar

* Doane Perry – drums, percussion

* Andrew Giddingspiano, organ, keyboards

* Jonathan Noycebass guitar

Каждая эпоха рок-музыки имела свое собственное хитро продаваемое явление — в 70-х это был «live album», в 90-х - «unplugged» записи, а с конца 80-х и до наших дней «tribute album». Но в начале 21-го века появилось еще одно дополнение - ветеранские группы, пересматривающие классические альбомы и исполняющие их целиком. В конце 2004 года Йен Андерсон, Мартин Барре и их товарищи по Tull смахнули пыль с альбома перед небольшой аудиторией XM Radio Then Again Live. Поскольку между оригиналом и re-reading прошло 33 года, выступление на «Aqualung Live» было немного более сдержанным. В то время как некоторые из могучих риффов Барре все еще можно узнать — в первую очередь среднюю часть «My God» — другие песни получили капитальный ремонт, например, едва узнаваемый «Hymn 43». В дополнение к полному пересмотру альбома, в конце диска есть несколько фрагментов интервью, в том числе некоторые интересные фрагменты (оказывается, Led Zeppelin также записывались поблизости) и тот факт, что, несмотря на распространенное мнение, «Aqualung» не был концептуальным альбомом Jethro Tull.

«Aqualung Live» доказывает, что Андерсон и Барре по-прежнему находятся в прекрасной форме, в отличие от некоторых других «классических роковых» групп, чьи игровые способности с годами уменьшились. Во время тура по США осенью 2005 года альбом распространялся на концертах бесплатно. Впоследствии он был выпущен в виде специального ограниченного издания, при этом все гонорары артистов и издателей шли в благотворительные организации для бездомных.

---Грег Прато, Обзор AllMusic

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий